Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонологическая организация текста




Фабула и сюжет: проблема дифференциации

Фабула (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ), повествование о событиях, изображенных в эпических, лиро-эпических, а иногда и драматических произведениях, в его отличии от самих событий – от сюжета произведений. Нередко эти термины употребляются и в обратном соотношении (см. Сюжет).

Фабула может отличаться от сюжета: 1) порядком повествования – события располагаются не в той последовательности, в какой они происходят в жизни героев, а с перестановками, пропусками, последующими узнаваниями и т.п. («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Бильярд в половине десятого» Г. Белля, «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова); 2) субъектом повествования: оно может вестись не только от автора, никак себя не проявляющего («Отец Горио» О. Бальзака, «Дело Артамоновых» М. Горького) или же выражающего свою эмоциональную настроенность («Человек, который смеется» В. Гюго), но и от лица рассказчика, очевидца изображаемых событий, их оценивающего («Бесы» Фабула М. Достоевского, «Доктор Фаустус» Т. Манна), или от лица героя («Моя жизнь» А. П. Чехова, «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя) и т.п.; 3) мотивировкой повествования – оно может быть дано как воспоминание («Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого), дневник («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя), письма («Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте), летопись («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) и т.п. Иногда автор начинает произведение с изображения рассказчика, обстановки и повода его рассказа или воспоминания о событиях, а в конце возвращается ко всему этому; такой фабульный приём называется «обрамлением» сюжета («Вешние воды» И. С. Тургенева, «Человек в футляре» Чехова). Различие между Фабула и сюжетом в одном произведении может быть и большим и минимальным. С помощью фабульных приёмов писатель стимулирует интерес к развитию событий, углубляет анализ характеров героев, усиливает пафос произведения. Существует точка зрения, что термин «Фабула» излишен, поскольку весь диапазон его значений покрывается понятиями «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета».

 

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА, объективно устанавливаемая система различных звуковых повторов, задающая систему дополнительных корреляций между словами, строками, строфами в структуре текста и обеспечивающая единство и взаимосвязь горизонтальных и вертикальных рядов текста. Звуковая организация присуща главным образом стихотворному тексту, однако играет немаловажную роль и в прозе, особенно в прозе 20 в., которая в немалой степени ориентирована на внесение в свою структуру определенных элементов стиховой организации (в русской литературе такова прежде всего проза И.Бунина, А.Белого, М.Цветаевой, В.Набокова).

Система звуковых повторов может быть как привязанной к определенной позиции (например, рифма на концах стихотворных строк), так и не имеющей характерного распределения позиций в тексте, однако и в том, и в другом случае она ориентируется на так называемую звуковую память слова, то есть его способность вызывать в памяти и притягивать к себе в тексте близкие по звучанию (близкозвучные) слова. Кроме рифмы, в стихотворном тексте оказывается много других созвучий, которые образуются упорядоченным повторением гласных и согласных в разных комбинациях. Эти созвучия обнаруживаются прежде всего на слух. Так, в строчках из Евгения Онегина:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На СолНце иНЕй в дЕНь мОРОЗНый

И СаНи, и ЗАРею поЗдНой

СияНье РОЗОвых Снегов...

нет определенной, прикрепленной к позиции звуковой организации (кроме рифмы, конечно), но повторение звуков, выделенных в приведенном примере заглавными буквами, создает переклички между словами, формируя цельные образы: на солнце – сани – сиянье – снегов; иней – день; морозный – зарею – розовых; причем последний ряд как бы «высвечивает» в звуке и цвете рифму морозы – розы.

Подобные же явления встречаются и в прозе, особенно в «прозе поэта». Показателен, например, отрывок из романа Жизнь Арсеньева И.Бунина, описывающий начало бала:

А потом великолепная пустота залы, предшествующая балу, ее свежий холод, тяжкая гроздь люстры, насквозь играющей алмазным сияньем, огромные нагие окна, лоск и еще вольная просторность паркета, запах <...> бальной белой лайки – и все этоволнение при виде прибывающего бального люда, ожидание звучности первого грома с хор, первой пары, вылетающей вдруг в эту ширь еще девственной залы, пары всегда уверенной в себе, самой ловкой.

Ритм художественных образов в этом фрагменте создается несколькими звуковыми рядами, которые образуются в тексте за счет концентрации звуковых повторов. Эти ряды очерчивают контур всей «бальной» ситуации, ср.: великолепная – вольная – вылетающей – ловкой; балу – бальной белой лайки – бального люда; залы – алмазным – лоск – люстры. Затем плавная картина бала как бы озвучивается звуками «оркестра» (ряд гроздь – играющей – грома с хор), который заполняет собой пустое «бальное» пространство (первая пара, просторность паркета).

Звуковая организация, или инструментовка текста может выполнять разные функции: она может быть ориентирована на звукопись – соответствие фонетического состава фразы изображенной картине (одна из форм звукописи – это звукоподражание, т.е. натуралистическое воспроизведение звучания), либо иметь более сложное семантическое задание, направленное на создание некоторого внутреннего звукового образа (в таком случае говорят о так называемом «оронетическом значении» или звукосимволизме). Однако часто эти функции накладываются друг на друга, как в строках В.Набокова, где «зрительность» и «внутреннее звучание» вступают в органичное соединение:

Поет вода, МОЛясь ЛЕгКО и звОНКО,

и МОтыЛЬКОвых МАЛЕньКих мадОНН

закат в росинки вписывает тОНКО

под светлый рассыпающийся звОН.

На фоне слов, которые переносят в мир музыкального звучания (поет, звонко, звон) и рисования (вписывает), при чтении вслух в этих строках проступает мелодия «молитвы» в сопровождении «колокольного звона», создаваемая гласными и сонорными звуками и сочетаниями с «к»: ср.мол-ле-(ко)-он-(ко)-мо-л-(ко)- мале- (к) -он–он-(ко)-он – так капельки воды падают сквозь листву. Каждое слово в строках Набокова выбрано с художественной точностью: звуки в строках как бы «просчитаны» и создают эффект эха (ср. молясь легко / мотыльковых; звонко / звон), а звуковой образ перекликается в конце строк со зрительным (звонко / тонко).

 

35. Художественное время и пространство в литературном произведении. Понятие "хронотоп"

Пространство, наряду со временем, является одним из важнейших элементов в построении художественной модели мира, характеризуется вещественным наполнением.

В литературоведении к проблеме художественного пространства обращались Лотман, Топоров, Бахтин и другие.

Бахтину пришел к выводу, что в литературе существует двоякое сочетание мира и человека:

1) мир изображен извне, как окружение героя;

2) мир изображен изнутри, как душевно-духовная сфера, включающая в себя намерения, мысли, чувства.

Лотман выделил четыре его типа: точечное, линеарное, плоскостное и объемное, указав при этом, что линеарное и плоскостное могут иметь как горизонтальную, так и вертикальную направленность.

Топоров, обращаясь к архаической модели мира, наряду с категорией пространства выделил так называемое не-пространство, воплощением которого является Хаос, состояние, предшествующее творению. В подобном разделении вещь приобретает первостепенную значимость.

Пространство:

4. Конкретное и условное

5. Сжатое и объёмное

6. Замкнутое и открытое

7. Земное и космическое

8. Реально видимое и воображаемое

Время:

· Статичное – может не меняться

· Динамическое – развитие

· Линейное – имеет заданное движение

· Биографическое – детство, юность

· Историческое – характеристика сменны эпох

· Космическое – представление о вечности

· Календарное

· Суточное

· Циклическое – повтор событий

 

Хронотоп – синтез пространства и времени изображаемых писателем в худ. произведении. По Бахтину: «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений».

Виды хронотопов:

· Встречи – отличается высокой экспрессивностью

· Дороги – обладает широким объёмом

· Замка – перенасыщен историей

· Гостиной/салона – неслучайные встречи, новые идеи

· «Провинциального городка»

· Порог – кризис, перемена

 

Основные функции хронотопа:

1. Объединение связей картины мира

2. Характеризующая функция

3. Создаёт законченный образ

 

36. Ценностный подход к искусству. Литература, беллетристика, паралитература. Массовая литература как культурное явление

Акселогический подход выстраивает вертикальную литературу. Появл. понятие литературный верх и лит. низ. (пирамида) 1) классика (высок.лит.) Классика в искусстве, это канон, лучшее, что сделано. Обрасцовый, лучший. В лит. классика, это произведения, которые стали авторитетны для нескольких поколений. Выражены высшие ценности человека. Классика становится классикой только из другой эпохи. Но классика не явл. оконемелостью, класич. произведения постоянно обогощаются. Классика наход. в внесовременности читателя. Несёт вечные ценности, они всегда актуальны. Классика развивает и обогащает русский язык. Всемирная классика (Шекспир, Гомер, Достоевский). Национальная классика, т.е. авторитетная (Грибоедов). 2) Беллитристика (бестселлер) - это лит, второго ряда, но образцовая, но имеет неоспоримые достоинства. Обсуждает проблемы своей страны, эпохи. Удовлетворяет естетические потребности. Но со временем они выходят из жизни, истории. Беллетристика служит воспитанием. Выделяют две разновидности: развлекательная и серьёзно проблемная. Жанр: научн., фантастика, детективы и т.д. 3) Массова лит-ра. В широком значении, это всё то, что не получило высокой оценки от образсцовой публики. Мас. лит, этосовокупность популярных произв,, расчитаны на читателя необразованного, не способного самостоятельно мыслить. Цель - приносить удовольствие. Паралитература. Лит. доступна из-за своей усреднённости. Герои становятся шаблонами. массовой лит. преобладает зукрученная фабула. Лит. строится на шаблонах, это удобно для восприятия. Массовая лит. часть массовой культуры. Массовость не только читателя, но и производста. Лит. рабство, используется имя, бренд.

37. Основные художественные систем
Худ. системы и осн. принцыпы: 1) Античная классика: господствует закон в изобр. человека и мира. Здесб лит. служит воспитанием. Основа лит. миф. 2) средневековье: господствует религиозное познание. Человек воспр. жизнь, как подготов. к загробной жизни, поэтому в этом мире он ищет следы, символы того мира. (роза, крест). Писатель опирается на канон. 3) Эпоха возраждения. Ренесанс. Человек - мера всех вещей. Здесь господствует изобр. человеческого тела. 4) Классицизм. Установка на воспевание царя, правителя. Частная жизнь чел. подчиняется предворной, которая напоминает игру, театр. представление. Установка на канон, жанр, на рационализм. 5) Барокко. Усложнённость, витиеватость, обилие золота, метафор. Сознание раздвоено между верой в Бога и отрицанием Бога. 6) эпоха Просвещения. Господствует разум, философская повесть. Появл. понятие просвещённый монах, лит. которая должна воспитывать. 7) Сентимитализм. Отрицание разума, господство чувст. Эпистолярные жанры. Изобр. преувеличенная чувствительность. 8) Романтизм. На 1-й план выходит авторская воля. Фантастика, субьективность, лирика. В основе романтизма лежит конфликт героя, герой исключён из жизненных соц. связей. 9) Реализм. Возникает детерманизм. Герой включон, связан в какую-то группу. Появилось понятие, человек пораждение обстоятельств. 10) Модернизм (модерн-новый). Господствует хаус, распад культуры. Лит-ра воспр., как способ существ., способ борьбы с хаусом. Установка на эстетизм. Происходит усложнение языка, новых лит. форм. 11) Постмодернизм. Есть установка я -хаус. Мир, как нагромождение симулякр. Симулякр журналистика, идеология. Установка на полную иронию, игру с читателем.

 

38. Социология литературы: участники литературного процесса
В массовом сознание представл. лит. процесс сводится к автору и читателю.
1) издатель. Выпуск книги зависит от издательства. В рос. существовали гос. издательства. Издательства опираются на спрос, рынки. 2) Лит. критика (газеты, журналы, интернет). Функция: выбирать из массы наиболее популярные. Не факт, что они будут читаемые. 3) Лит. премии. Выпол. функцию отсева. 4) Торговые фирмы, книжн. компании, распространители. Именно от их заказов зависит стоимость, спрос. 5) Специализированные СМИ. Занимаются отбором, обсуждением. 6) Сетиратура. 7) Читатель. Целеая аудитория, опираясь на это, выпуск книги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.