КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 5 Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона
Вопрос 1 Сущность понятия развития. Развивающаяся психика как предмет возрастной психологии. Принцип развития имеет важнейшее роль для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики. Развитие психики реализуется в форме: - филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида) - онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного) Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д. Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. Эволюционным изменениям – это количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития. Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков. Теория Эриксона – это теория психосоциального развития личности ребенка, развития «Я», она не ограничивается только детством, и имеет 8 стадий. Вся теория основывается на 3 взаимосвязанных процессах: - самотическом развитии - социальном развитии - развитии сознательного «Я» Этапы развития по Эриксону: 1. Орально сенсорный (1 год жизни) доверие против недоверия. Ребенок учится доверять от 0 до 3 месяцев необходимо быстро удовлетворять потребности ребенка. Если период проходит негативно, то у ребенка вырабатывается недоверие, подозрительность, боязливость, если положительно, вырастает человек, который доверяет окружающему миру и черпает жизненную силу в самом себе. 2. Мышечно-анальная (от1 года до 3 лет) автономия против стыда и сомнения. Здесь формируются такие качества как самоконтроль и сила воли. При положительном завершении этого этапа «Я сам» у ребенка развивается самостоятельность, при негативном исходе развивается стыд и нерешительность за свои поступки. 3. Локомоторно – генетальный (4 – 5 лет) инициатива и предприимчивость против стыда и чувства вины. На этом этапе формируются такие качества как целеустремленность и направленность на этом этапе так же закладываются такие качества как трудолюбие и планирование (подражая взрослому) 4. Латентный (от 6 до 11 лет) трудолюбие и умелость против чувства неполноценности. На этом этапе формируются такие ценные качества как система и компетентность. Эти качества так же формируются только при положительном завершении этапа. 5. Подростковый возраст и ранняя юность (от 12 до 18 лет) идентичность против смешения ролей. Проблема «любви и ревности» к собственным родителям. Успешным исходом этого этапа является нахождение предмета любви в собственном поколении. На этом этапе идет осознание собственного «Я» с точки зрения психики. 6. Ранняя взрослость или генитальный период (приблизительно до 30, 35 лет) близость против изоляции. На этом этапеформируетсяаффилиация и любовь, способность заботиться о другом человеке, не боясь потерять себя. Взрослый человек на этом этапе может применять жертвенность и компромисность. 7. Взрослость. (после 35 лет) генеративность против стагнации. Формируются следующие качества как производство и забота. Генеративность – развитие Стагнация – застой На этом этапе идет дальнейшее развитие личности, а если нет, то регресс (мир и общество идут вперед, развиваются, а вы нет). 8. Зрелость (пенсионный возраст) целостность против отчаяния. На этом этапе человек должен приобрести такое ценное качество как мудрость. Тогда он не будет бояться старости и смерти.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |