КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование психических упражнений для управления психическим состоянием
Для управления психическим состоянием можно пользоваться физическими упражнениями, имеющими индивидуальную значимость. Физические упражнения применяются для нервной разрядки, для ощущения мышечной радости, для специальной настройки. Физические упражнения для нервной разрядки направлены на устранение излишней нервно-психической напряженности. Их выбор очень индивидуален, как и ощущение достигнутого эффекта. Критерием выбора упражнений является их безвредность для организма, минимальная вероятность получить травму, возможность выполнения в любых условиях, и, внешняя красота. Наиболее удобно пользоваться комплексами, включающими упражнения, требующие растягивания мышц, возвращение в исходное положение и фиксацию статического усилия с одновременной небольшой задержкой дыхания и, наконец, выражению расслабления мышц. Это вовсе не исключает возможности использования и других упражнений, в том числе тренировочных (боксерских движений, отжиманий). Важно, чтобы они субъективно ассоциировались с эмоциональной разрядкой и это ощущение закреплялось в процессе систематических тренировок. Выполнение физических упражнении оказывает большой эффект, если он сочетается с ощущением особого приятного мышечного чувства, которое называют чувством мышечной радости. Это чувство от включение в работу незанятых мышц, ощущение своего тела, ощущение освобождения от нервного и мышечного напряжения. Комплекс данных ощущений надо запомнить, уметь вызывать с помощью индивидуально выработанных упражнений., Физические упражнения можно использовать для специальной психической настройки. С этой целью они широко применяются для гимнастики йогов. Однако сложность поз, требование особых условий и возможность получить при выполнении упражнений растяжение или другую травму, являются серьезным препятствием. Рациональным является то, что, все упражнения выполняются не бездушно, а с определенной направленностью на получение полезного для здоровья результата.
Выводы по главе 2. Таким образом, подготовка самого спортсмена перед соревнованиями носит чисто психологический характер. Надо преодолеть отрицательные формы предстартового состояния, повысить свою активность, настроить себя к предстоящей борьбе. Тут велика роль тренера. Хорошо зная мастерство и опыт подопечного и присущие ему психологические барьеры, он должен правильно воздействовать на спортсмена, настроив его на предстоящие соревнования. Необходимо стремится к тому, чтобы у спортсмена были общий эмоциональный подъем, воодушевление, бодрость, внутренняя собранность и сосредоточенность на предстоящей борьбе. Такое приподнятое психологическое состояние является фактором, усиливающим жизнедеятельность организма, и способствует повышению спортивных результатов. Однако бывает и так, что эмоциональная реакция отрицательно сказывается на настроении спортсмена. Кроме эмоциональных реакций тренеру необходимо учитывать и сугубо индивидуальные качества спортсмена. Поэтому, анализируя результаты соревнований и тренировок, тренер должен составить план работы с каждым спортсменом, чтобы все они были нацелены на решение предстоящих задач, независимо от особенностей их предстартового состояния.
Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма. В любой момент с доминирующей функциональной системой, которая обеспечивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая из представленных систем. В работе мы изучили состояние вопросов по данной специальной литературы, выявили особенности методов психорегуляции, определили задачи, средства и факторы психорегуляции. Современные представления о психорегуляции позволяют рассматривать ее как одну из составляющих в системе психологической подготовки спортсменов, изучаемую в трех аспектах. Первый аспект психорегуляции заключается в понимании ее как способности (управлять мыслями, эмоциями, действиями), формирующейся у спортсменов в процессе занятий спортом. Второй аспект психорегуляции (как деятельность) в свете теории отражения, предстает как активный творческий процесс отражения в сознании субъекта систем организма, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов, и направленный на адекватное, предстоящей мышечной деятельности функционирование систем организма и формирование (или сохранение) необходимого психического состояния субъекта. Третий аспект психорегуляции заключается в понимании ее как интегрального средства, которое включает в себя комплекс методов, приемов, используемых в тренировочном и соревновательном процессах. Теоретическое исследование психорегуляция в свете теории спортивной тренировки позволило представить концептуальную модель психорегуляции в структуре спортивной деятельности, раскрывающую ее место и значение в системе подготовки спортсменов:
а) многообразие спортивной деятельности и ее структура определяет содержание и назначение психорегуляции; б) в каждой части тренировочного занятия психорегуляция имеет свое содержание и назначение, обусловленное поставленными задачами; в) в годичном цикле спортивной тренировки содержание и назначение психорегуляции определяется задачами конкретного периода; г) в многолетнем тренировочном процессе содержание и назначение психорегуляции определяется задачами этапа подготовки спортсменов: - на этапе начальной спортивной специализации осуществляется развитие и совершенствование психических функций, детерминирующих развитие способности к психорегуляции; - на этапе углубленной спортивной специализации разрабатывается и реализуется индивидуальный вариант обучения психорегуляции применительно к виду спортивной деятельности; - на этапе спортивного совершенствования совершенствуются регулятор-ные механизмы психики. Систематические и продолжительные занятия спортом способствуют естественному развитию у спортсменов способности к психорегуляции, но не обеспечивают высокий ее уровень у всех спортсменов. У спортсменов высокой квалификации (к.м.с. и м.с.) высокий уровень умений психорегуляции выявлен от 15% до 27% взависимости от вида спорта. У спортсменов более низкой квалификации в основном определен средний и низкий уровни умений психорегуляции. Представленная технология разработки методик формирования и совершенствования у спортсменов умений психорегуляции, учитывает подбор средств, направленность и последовательность применения с целью создания благоприятных условий для эффективного обучения психорегуляции спортсменов на различных этапах спортивной подготовки.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |