КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзальтированность
Проверьте себя: на последующие суждения надо дать ответ «да» или «нет».
Вы склонны к экзальтированности, если: 1. В принципе способны восторгаться, восхищаться чем‑нибудь или кем‑нибудь. 2. Бывает так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас. 3. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких‑либо разочарованиях. 4. Вы можете сказать о себе: могу полюбить до безумия и могу возненавидеть до глубины души. 5. У вас есть любимые животные, при виде которых вы испытываете чувство трепета, умиления, нежности, волнения. 6. Вы абсолютно не переносите некоторый тип людей (мужчин, женщин, руководителей и т. п.). 7. Неожиданная подмеченная деталь в человеке может резко изменить ваше мнение о нем. 8. Творчество какого‑либо талантливого человека (художника, артиста, поэта, музыканта и т. п.) вызывает восторг, потрясает вас. 9. Трагический фильм, пьеса или роман может растрогать вас настолько, что покатятся слезы. 10. В вашем окружении есть люди, которых вы ненавидите или глубоко презираете. 11. Вы уверены, что большинство людей уступает вам в каком‑либо‑отношении настолько, что не может сравниваться с вами. 12. Часто ваши вкусы, мнения и оценки существенно расходятся с позициями большинства.
Сколько баллов (утвердительных ответов) у вас? Полученные баллы означают: 10–12 – отчетливо выраженная экзальтированность; 5–9 – тенденция к экзальтированности; 4 балла и меньше – экзальтированность как эмоциональный стереотип отсутствует.
Интерпретация данных. Очень высокие показатели свидетельствуют о склонности личности проявлять эмоциональные крайности. На факты, события и поступки других экзальтированные особы реагируют слишком открыто, преувеличено однозначно, даже гротесково. Они не чувствуют меру и то, как воспринимают те же обстоятельства окружающие. Имея порой очень спорное мнение по поводу кого‑либо или чего‑либо, они тем не менее выражают его в категоричной форме, где нет полутеней и сомнений. Не терпят возражений, не способны смягчать свои позиции и идти на компромисс. Если при этом у экзальтированной личности невысокий уровень интеллекта, своеобразие мнений и оценок достигает уровня вызывающей амбициозности. Среди экзальтированных встречаются умные и эрудированные люди; тогда амбициозность облекается в наукообразность и высокий стиль. При всем богатстве интеллекта его все же недостаточно для самокритичности. Создается впечатление, будто обычная рассудительность таких людей вдруг перетекает из области наблюдения причин и следствий в область словесного высокопарного выражения эмоций. Особенно сложны в коммуникативном плане личности, у которых одновременно завышены показатели экзальтированности и импульсивности. Такие, что называется, рубят сплеча, да с таким упоением, что могут нанести психологическую травму кому угодно – родным, близким, знакомым, коллегам, подчиненным и начальникам. Средние показатели экзальтированности свидетельствуют о способности личности адекватно откликаться эмоциями и чувствами на происходящее. Каждого нормального человека что‑то радует, что‑то огорчает и он выражает это таким образом, чтобы окружающие могли увидеть соответствующие состояния. Для некоторых профессий необходим широкий спектр эмоций и чувств, чтобы не только реагировать в ответ на происходящее, но и доносить свои состояния окружающим. Не случайно в группе учителей экзальтированность выше, чем у других обследованных нами групп, например, врачей, бухгалтеров. Слишком низкий показатель экзальтированности является признаком скованности эмоций и чувств, а так же лености ума, который не способен делать открытия, находить предмет для восхищения и радости, для отвержения и восхищения. Так, группа безработных, желающих получить профессию в области страховой медицины, набрала наименьшее количество баллов по данному показателю. В плане профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно‑психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно‑психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.
Нервно‑психическая устойчивость
Предлагаемая ниже методика «Прогноз» разработана в Санкт‑Петербургской военно‑медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
Проверьте себя: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».
Ваша нервно‑психическая устойчивость 1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать. 2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга. 3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться. 4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний. 5. У меня часто болит голова. 6. Иногда я говорю неправду. 7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле. 8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь. 9. Бывает, что я сержусь. 10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего‑нибудь добьюсь в жизни. 11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня. 12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях. 13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой. 14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко. 15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным. 16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет. 17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома. 18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено. 19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых. 20. Мне часто говорят, что я вспыльчив. 21. Запоры у меня бывают редко. 22. В игре я предпочитаю выигрывать. 23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо. 24. Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею. 25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах. 26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого‑нибудь из моей семьи были неприятности из‑за нарушения закона. 27. С моим рассудком творится что‑то неладное. 28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы. 29. Когда я пытаюсь что‑то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки. 30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде. 31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся. 32. Думаю, что я человек обреченный. 33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко. 34. Бывает, что я с кем‑нибудь немного посплетничаю. 35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать. 36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других. 37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие. 38. Моя внешность меня в общем устраивает. 39. Я вполне уверен в себе. 40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным. 41. Кто‑то управляет моими мыслями. 42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды. 43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех. 44. Счастливей всего я бываю, когда один. 45. Кто‑то пытается воздействовать на мои мысли. 46. Я любил сказки Андерсена. 47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким. 48. Меня злит, когда меня торопят. 49. Меня легко привести в замешательство. 50. Я легко теряю терпение с людьми. 51. Часто мне хочется умереть. 52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним. 53. Почти каждый день случается что‑нибудь, что пугает меня. 54. К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня. 55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко. 56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки. 57. У меня были очень необычные мистические переживания. 58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы. 59. У меня бывали периоды, когда из‑за волнения я терял сон. 60. Я человек нервный, легко возбудимый. 61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже). 62. Все у меня получается плохо, не так, как надо. 63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту. 64. Большую часть времени я чувствую себя усталым. 65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву. 66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи. 67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь. 68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви. 69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым. 70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо. 71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным. 72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих. 73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить. 74. На меня обращают внимание чаще, чем на других. 75. У меня бывают головные боли и головокружения из‑за переживаний. 76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть. 77. Мне трудно проснуться в назначенный час. 78. Если в моих неудачах кто‑то виноват, я не оставлю его безнаказанным. 79. В детстве я был капризный и раздражительный. 80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров. 81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства. 82. У меня есть судимые родственники. 83. В юности я имел приводы в милицию. 84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.
Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:
«ДА» – вопросы: 3, 5, 7,10, 16, 20, 26, 27, 29,32,35,37,40, 41,42, 44,45, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;
«НЕТ» – вопросы: 2,12,13,14,19, 21, 23, 24, 28,30,33,37,38,39,46,49, 54, 55, 58, 61, 68.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
«ДА» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.
Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
Интерпретация результатов. Нервно‑психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно‑психическая устойчивость.
Завершая обзор эмоциональных реакций и состояний, следует отметить следующее.
1. Дезорганизующие эмоциональные состояния, относимые либо к психической норме, либо к психопатологическим, не разделены между собой жестко и однозначно. Вполне здоровый человек может хотя бы изредка переживать самые разные эмоции. • В поведение личности вкрапливаются оттенки любых эмоциональных реакций и состояний, в том числе фрагменты расстройств эмоциональных реакций и настроений.
2. Различные эмоциональные реакции и состояния проникают друг в друга, что свидетельствует о единстве психики и посреднической роли эмоций. 3. Степень эмоциональной дезорганизации зависит от мощности энергии, не нашедшей выхода по тем или иным причинам (органические поражения мозга, дефект нервной системы, нарушение связи между интеллектом и эмоциями, социальный контроль, подавление естественных форм поведения и др.). 4. Любое из дезорганизующих эмоциональных проявлений можно наблюдать в динамике, по нарастающей шкале (Жмуров В. Л. Психопатология, 1994). • Градации апатии примерно таковы: эмоциональное уплощение – эмоциональная монотонность – безучастность. • Шкала подавленного настроения могла бы выглядеть следующим образом: безрадостное настроение – печаль – тоска с переживанием душевной боли и утраты смысла – отчаяние, безысходность – тоскливое возбуждение (раптус) или депрессивный ступор. • Шкала приподнятого настроения может быть представлена таким образом: безмятежное настроение (эйфория) – веселое настроение с повышенной смешливостью – радость, переживание счастья – восторг, ликование – экстаз с хаотическим возбуждением или ступор. • Шкала тревоги выглядит приблизительно так: внутреннее волнение – напряжение, неясное предощущение неприятностей – выраженное беспокойство, предчувствие катастрофы – смятение, растерянность, возбуждение или оцепенение. • Интенсивность страха колеблется в широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг, ужас, панические реакции.
5. Практически все упомянутые выше расстройства эмоциональных реакций и состояний способны усложняться и переходить в негативные проявления личности. В таких случаях возможны: 1) невротизация и неврозы; 2) психопатические расстройства личности; 3) психопатические типы личности.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |