Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила эмоционального поведения




 

► Если природа наделила нас эмоциями, то пусть они облегчают, а не усложняют наше бытие.

 

Главные условия, при которых эмоции способны обогатить нашу жизнь, таковы: адекватность, коммуникабельность, экономичность.

► Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах.

► Коммуникабельность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие.

► Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров.

 

Как добиться соответствующих режимов функционирования эмоций – об этом нижеследующие правила.

 

Правило 1. Проявляйте заботу о привлекательности психогигиенического «Я‑образа»

 

► Психогигиенический «Я‑образ» – это часть целостного внешнего облика человека, которая отражает состояние его психического здоровья – интеллектуального, эмоционального, нравственного и волевого.

 

Роль внешнего облика человека – имиджа – в коммуникации общепризнанна. В деловом общении имидж выполняет сразу несколько функций.

Основная задача – вызвать доверие у партнера. Партнер, естественно, хочет иметь дело с порядочным, честным человеком, который не обманет и не подведет, на которого можно полностью положиться. Не должны вызывать сомнение ни нравственные, ни коммуникативные, ни профессиональные качества делового человека. Только в этом случае с ним можно заключать сделку, вверить ему свои интересы и материальные средства. С меркой «вызывает доверие или нет» люди относятся к политикам, юристам, бизнесменам, продавцам, врачам, журналистам, брокерам, парикмахерам – ко всем, от кого зависит личный интерес.

 

► Способность вызывать доверие у партнера – предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех.

 

Создавая свой имидж, невозможно обойтись без знаний различных тонкостей психологии доверия. Главное здесь – соответствовать ожиданиям партнера, клиентов, пациентов, аудитории или избирателей. Это могут быть ожидания привычного стиля поведения, манеры держаться и говорить, одеваться и принимать решения. Люди хотят, чтобы соблюдались национальные традиции и нормы культуры. Они предпочитают иметь дело с физически и психически здоровыми участниками совместной деятельности. По крайней мере, так бывает, когда деловые партнеры имеют возможность выбирать друг друга, когда их общение добровольно, а не навязано.

 

► Роль имиджа, вызывающего доверие партнеров в деловом взаимодействии, тем значимее, чем демократичнее общество.

 

Если партнер по деловому общению вызывает доверие, то его имидж выполняет также дополнительные функции:

• создает предпосылку для эффективной совместной деятельности. Есть доверие – значит есть шанс для развития отношений, есть возможность откровенно излагать свои проблемы и надежда на достижение целей;

• облегчает коммуникации. Есть доверие – значит исчезает лишняя настороженность, общение идет в соответствии с предпочитаемыми нормами и в желательной манере.

 

► Одним словом, деловой имидж – весьма ценное изобретение цивилизации.

 

История бизнеса, биографические сведения видных государственных деятелей, журналистов, звезд малого и большого экрана многократно подтверждали значение имиджа в судьбе личности.

Ограничимся лишь одним примером. Когда Дж. Кеннеди и Р. Никсон вступили в борьбу за президентское кресло, Никсон проиграл. Причина, как полагают специалисты, была прежде всего связана с психологией восприятия – ему не удалось вызвать доверие у большинства избирателей. Никсон использовал сложные речевые конструкции, витиеватой была его логика. Но так не говорит и не мыслит «средний американец». Не вписался Никсон в представления о стопроцентном деловом человеке. Плохую услугу ему оказало телевидение: оно крупным планом показывало «неамериканский тип лица» – Никсон скуп на улыбки, у него утиный нос, массивные губы, слегка отвислые щеки. Претенденту на должность президента мгновенно придумали эпитет – каменный идол с острова Пасхи. Одна газета подвела итог. Она поместила фотографию Никсона с надписью: «Вы купили бы подержанный автомобиль у этого человека?» Здесь же был дан ответ – «Нет». Это означало, что Никсон не вызвал доверия. В дальнейшем он серьезно учел свои недостатки и в конце концов стал очередным президентом Америки.

 

Вызвать доверие у партнеров непросто. Имидж – явление сложное, в нем разные компоненты:

• аудио‑визуальная культура личности: сколь грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа. При этом, напомним, внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей;

• стиль поведения. Имеются в виду разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический. Вы видите, как расширяется сфера ответственности личности, проявляющей заботу о своем имидже;

• внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы. Естественно, внутренняя философия накладывает отпечаток на внешность, манеру поведения и отношение к партнерам. Некоторые политики и деловые люди поверхностно усвоили идею имиджа. Они думают так: достаточно надеть на себя импортный костюм, галстук‑бабочку, аккуратно подстричься, приветливо улыбаться, и дело сделано – партнер тебя полюбит и будет уважать. Это ошибочное и весьма упрощенное представление о психологии доверия. Куда более сложно изменить свое жизненное кредо, стать порядочным и гуманным. Вот почему так часто приходит разочарование: смотришь внимательно на иного деятеля, побывавшего на сеансе у имиджмейкера, и понимаешь – хитрый, корыстный, жуликоватый человек в модном пиджаке и с уложенной прической;

• атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности – мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п.;

• психогигиенический «Я‑образ».

 

Мы вплотную подошли к компоненту имиджа, более всего связанному с психической энергией. Этот компонент составляют различные свойства личности, в которых отражается психическая норма или, напротив, неполноценность. В данном повествовании нас интересует только то, что непосредственно относится к эмоциям.

Воспринимая человека, мы обязательно обращаем внимание на особенности его эмоционального поведения. В меру своей наблюдательности, непременно делаем вывод о психической «чистоте» эмоционального поведения: сколь человек уравновешен, как переносит дискомфорт, приятные и неприятные воздействия. Осознанно или бессознательно мы отмечаем адекватность его эмоциональных реакций, фиксируем коммуникабельность или некоммуникабельность эмоций.

Вы оцениваете стереотип эмоционального поведения партнера, а он, естественно, оценивает Ваш. Такое взаимное внимание вполне оправдано.

 

► Эмоциональный стереотип поведения накладывает отпечаток на имидж личности и либо способствует формированию доверия, либо побуждает насторожиться и ограничить контакты.

 

Притягательный психогигиенический образ партнера таков: человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив.

В данном «Я‑образе» представлены основные коммуникабельные качества личности, обладающие положительным энергетическим свойством. Однако наивно полагать, что при всех обстоятельствах кому‑либо удастся сохранить именно такой «Я‑образ». Человек – не бог и не ангел и, конечно, бывает в разных состояниях. Более того, правомерно допустить, что психогигиенический «Я‑образ» должен изменяться адекватно обстоятельствам, соответственно характеру воздействий – положительных, нейтральных или отрицательных. При этом эмоции должны оставаться под контролем.

 

► Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический «Я‑образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах.

 

Вполне естественно, если эмоции «дышат»: в ответ на положительные воздействия откликаются положительными проявлениями, а на отрицательные – негативными. Важно, чтобы они не «зашкаливали», не переходили в крайности, не создавали тем самым трудности в общении и не вредили самой личности.

 

Ваш психогигиенический «я‑образ»

 

Вам предлагается оценить логичность, адекватность и коммуникабельность собственного психогигиенического «Я‑образа». Вы сможете это сделать с помощью приводимого ниже перечня эмоционально окрашенных элементов имиджа делового партнера (спокоен внешне, уверен в себе и т. д.) и набора шкал, прилагаемых к этим элементам. Каждая шкала содержит от нуля до 10 условных баллов: ноль баллов означает полное отсутствие измеряемого элемента, 10 – максимальное его проявление.

Оценка эмоционально окрашенных элементов «Я‑образа» с помощью шкал проводится трижды:

1) сначала по каждому элементу отмечается норма – как вы чувствуете себя обычно, чаще всего, в повседневном общении. Нужное значение на шкале обводится «кружком»;

2) затем вы вспоминаете себя в очень неблагоприятной ситуации – когда случается ссора, конфликт, когда что‑то вас выводит из равновесия. Насколько в подобных случаях вы теряете душевное равновесие? Где окажутся ваши оценки на каждой шкале? Обводите их «треугольником»;

3) наконец, представьте, что бывает с вами, когда вам очень хорошо, когда ситуация весьма благоприятна. В какой степени это отразится на разных ваших состояниях? На каждой шкале обведите нужную цифру «квадратом».

 

Таким образом, на каждой шкале будет три отметки – «кружок», «треугольник» и «квадрат». Не смущайтесь, если совпадут оценки элементов «обычно», «неблагоприятно» или «благоприятно» – совмещайте фигуры.

 

 

Я бываю:

 

 

спокойным внешне спокойным внутренне активным в хорошем настроении доброжелательным оптимистичным миролюбивым 012345678910 012345678910 012345678910 012345678910 012345678910 012345678910 012345678910

Обработка данных. На каждой оценочной шкале следует проследить за сочетанием сразу 3 показателей – «обычно», «неблагоприятно», «благоприятно». Комбинации баллов на шкале дают представление о характере изменений, происходящих с психогигиеническим «Я‑образом» по тому или иному параметру.

Проведенные нами обследования выявили несколько устойчивых вариантов сочетаний оценок и соответствующих им типов изменений «Я‑образа». С помощью приводимой ниже таблицы вы можете расшифровать полученные на шкалах данные:

 

 

В случае если комбинация полученных вами 3 оценок на шкале не отражена в таблице, отождествляйте ее с наиболее близким типом.

 

Интерпретация результатов:

1. Нормальная изменчивость «Я‑образа» означает, что ответные эмоциональные реакции на жизненные ситуации адекватны и, по всей вероятности, сохраняют коммуникабельную форму. Такой вариант изменений предпочтителен и свидетельствует в пользу имиджа.

Оценка «обычно» в границах 4–6 баллов, то есть в центре шкалы; при неблагоприятной ситуации оценка несколько снижается – в пределах 3–4 баллов; в благоприятной ситуации – повышается до 8‑10 баллов. Эмоции «дышат», выполняют свою энергетическую и сигнальную функцию. Партнеры, вероятно, видят естественные реакции наблюдаемого человека. Следовательно, он открыт и откликается эмоциями на воздействия. Есть основания доверять ему.

2. Приемлемая ригидность «Я‑образа» выражается в том, что эмоциональные состояния мало меняются в соответствии со смыслом воздействий. Эмоции слабо «дышат» и, возможно, недостаточно информируют партнеров о переживаниях событий. Тем не менее состояния сохраняют коммуникабельную форму, что, как правило, импонирует участникам совместной деятельности. Баллы: «обычно» – 4–6; «неблагоприятно» – 3–4; «благоприятно» – 6–7.

3. Гипертимическая ригидность «Я‑образа». В этом случае эмоциональный стереотип поведения во всех ситуациях отличается мажорными окрасками: «обычно» – 7–8 баллов, «неблагоприятно» – 4–7, «благоприятно» – 8‑10 баллов.

Постоянно высокий энергетический тонус – естественное для респондента состояние, но в конце концов его ресурсы «изнашиваются». При этом очень узок диапазон проявления эмоций, они в завышенных значениях даже в состоянии «обычно». Когда наступает «благоприятная» ситуация, эмоции не могут адекватно проявляться. Данное обстоятельство несколько затрудняет расшифровку эмоций со стороны окружающих: личность всегда на подъеме, и трудно понять, как она относится к позитивным переменам. Однако в целом ее психогигиенический «Я‑образ» находится в коммуникабельных границах, хотя, возможно, партнеры чувствуют некоторый дискомфорт.

4. Эйфорическая ригидность «Я‑образа» отмечается в том случае, когда очень высоки (7‑10 баллов) и сливаются значения «обычно», «неблагоприятно» и «благоприятно». Индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, эмоции «не дышат», очень перегружены их смысловые значения для партнеров, имидж становится некоммуникабельным.

Самый тяжелый для взаимодействия вариант, когда три фигуры на шкале – «кружок», «треугольник» и «квадрат» сливаются в районе 9‑10 баллов. Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости. Человек с таким психогигиеническим статусом не может вызвать доверие.

5. Дистимичеекая ригидность «Я‑образа» проявляется в том, что эмоции индивида функционируют в узком диапазоне сниженных значений шкалы: «обычно» – 2–4 балла, «неблагоприятно» – 0–4, «благоприятно» – 4–6.

Эмоции «дышат» плохо, преобладают минорные окраски состояний, определяющих имидж, что приводит к снижению коммуникабельности личности и доверия к ней. В своем психогигиеническом «Я‑образе» личность с готовностью демонстрирует негативно окрашенные состояния и не может откликаться на положительные ситуации.

6. Дисфорическая ригидность «Я‑образа» характеризуется тем, что диапазон эмоционального реагирования по шкале не бывает выше 5 баллов. Но самое показательное то, что оценки «обычно» и «неблагоприятно» сливаются в границах 0–3 баллов. Личность страдает серьезными нарушениями в сфере эмоциональной отзывчивости, а ее имидж утрачивает коммуникабельность.

7. Экзальтированная изменчивость «Я‑образа». Основным показателем в этом случае является очень большой диапазон эмоционального реагирования: в «неблагоприятных» обстоятельствах – минимум баллов (0–2), в «благоприятных» – максимум (8‑10). В обоих крайностях эмоции выдают большую энергию и перегружены информацией. В результате они утрачивают коммуникабельность и вредят имиджу личности.

8. Неадекватная изменчивость «Я‑образа». Проявляется в том, что на неблагоприятные воздействия человек почему‑то реагирует в диапазоне гипертимических или эйфорических значений шкал. При этом нормативные его реакции происходят в средних шкальных интервалах. Очевидно, это случаи парамимии, когда возникают реакции, противоположные общепринятым.

В ходе наших обследований была выявлена частота (%) типов изменений психогигиенического «Я‑образа» по 8 описанным состояниям у представителей ряда профессиональных групп (N – число опрошенных):

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.