Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История трех рек 2 страница




Джуркины не только отказались присоединиться к Тэмуджину в походе против татар, но еще и, воспользовавшись его отсутствием, напали на его стойбище, убили десятерых его сторонников и ограбили остальных. Таким образом, когда перед Тэмуджином после блистательной победы над татарами встал вопрос о расширении территорий, он не сомневался, куда нанести первый удар. Он начал войну против них в 1197 году и благодаря своему опыту и искусству военачальника легко одержал над джуркинами победу. В этой точке Тэмуджин провел вторую радикальную реформу в своем стиле правления, которая отметила следующий его шаг к верховной власти.

В долгой истории степной войны побежденное племя обычно грабили, часть людей забирали в рабство, а остальных оставляли в покое. Побежденные кланы быстро собирались с силами и наносили ответный удар или бежали и присоединялись к вражеским племенам. Тем не менее, после победы над джуркинами Тэмуджин повел себя вразрез с обычаями. В этом проявилась его твердая решимость прервать бесконечный цикл нападений и ответных набегов и создания и расторжения эфемерных союзов. Он собрал курултай своих сторонников и провел над высокими предводителями джуркинов показательный процесс, обвинив их в том, что они нарушили свое слово, отказавшись присоединиться к нему в походе против татар, и повели себя бесчестно, напав в его отсутствие на его стойбище. Когда они были признаны виновными, Тэмуджин приказал тут же казнить их в назидание другим и в знак цены верности и предательства. Также это было прозрачное послание ко всем родам «белой кости», которое сообщало им, что на привычные привилегии и особое обращение они больше могут не рассчитывать. После этого Тэмуджин совершил еще один беспрецедентный шаг — он захватил земли джуркинов, и распределил оставшихся в живых членов этой семьи между семьями своего клана. И хотя многие члены обоих родов решили, что пленных отдают в рабство, как это было принято в степи, «Сокровенное сказание» утверждает, что Тэмуджин принял их в свой клан как равноправных членов. В знак этого решения он усыновил мальчика сироту из джуркинов и отвел его к Оэлун, чтобы та выращивала его не как раба, а как своего сына. Таким же образом сыновьями Оэлун стали не только джуркины, но и побежденные меркиты, тайджиуты и татары. Тем самым Тэмуджин признавал их своими младшими братьями. Неизвестно, были ли первые такие усыновления вызваны сентиментальностью или холодным политическим расчетом, но Тэмуджин проявил прекрасное чутье, использовав для объединения разрозненных кланов такую систему фиктивного родства. Так же, как он принимал детей в свою семью, он принимал побежденные народы в свое племя, чтобы они впоследствии на равных делили успехи и добычу в рядах его армии.

И, наконец, в знак своей новой силы Тэмуджин завершил войну с джуркинами обильным пиром как для победителей, так и для их новопринятых «родичей». На пир он призвал Бури-борца, который ранил Белгутея год тому назад, и приказал им бороться друг с другом. Никто еще не побеждал Бури, но он боялся гнева Тэмуджина и позволил Белгутею положить его. В обычной ситуации на том бы поединок и закончился, но у Тэмуджина и Белгутея были другие планы на этот счет. Белгутей схватил Бури за плечи и уселся к нему на спину, оседлав его как лошадь. По знаку Тэмуджина он уперся коленом в спину Бури и сломал ему хребет. После этого Белгутей оттащил парализованное тело Бури за пределы лагеря и оставил умирать в одиночестве.

Тэмуджин избавился от всех предводителей джуркинов. Это был ясный знак всем их родичам в степи. Те, кто верно служат Тэмуджин-хану, получат награды и честь. Те, кто предают его, будут истреблены без жалости.

Одержав победу над джуркинами, Тэмуджин повел свой клан на их родовые земли вниз по реке Керулен. Он основал свой новый основной лагерь около слияния рек Ценкер и Керулен. Впоследствии этот лагерь стал его столицей, известной под названием Аварга, но в то время это было просто удаленное стойбище. Земля между двумя реками называлась «арал», что значит «остров». Поскольку земля между реками Ценкер и Керулен предоставляла широкие открытые пастбища, монголы называли ее Ходой Арал, что на современном монгольском означает «Дальний остров», но по-древнемонгольски значило «остров-пустошь», что неплохо описывает этот широкий кусок степи среди безлесной прерии.

Какой бы пустынной ни была Аварга, она представляет собой своеобразный рай для кочевника-скотовода. Такой коневод поставит свой гэр дверью к югу, чтобы принимать все теплые лучи южного солнца и заслониться от холодных северных ветров. Им нужна вода неподалеку, но не слишком близко. Лагерь, расположенный в получасе ходьбы от реки, вполне подходит для того, чтобы с одной стороны не загрязнять воду продуктами человеческой жизнедеятельности, а с другой уберечься от внезапных летних паводков, которые частенько затопляют прибрежную равнину. В дополнение к этим неоспоримым преимуществам, она была довольно близка к родине Тэмуджина и священной горе Бурхан Халдун, которая возвышается на расстоянии примерно 130 миль вверх по реке Керулен. Аварга была идеальным местом для столицы и с 1197 года до самого конца его жизни служила Тэмуджину основной базой.

Хотя приверженцы Тэмуджина четыре года процветали в новом лагере, и число их заметно выросло, Джамуха все еще отказывался признавать его превосходство и стал центральной фигурой в движении кланов «белой кости», которым пришлись не по нраву те изменения, которые Тэмуджин вносил в их традиционный образ жизни. В 1201, году Петуха, Джамуха выдвинул свои претензии на роль правителя всех монголов. Бросив вызов Тэмуджину и даже его покровителю Он-хану, Джамуха созвал курултай, который присвоил ему древний и почетный титул Гур-ка или Гур-хана, что означает Вождь над вождями или Хан над ханами. Его люди принесли ему новую клятву верности, и чтобы освятить ее принесли в жертву коня и кобылу.

Джамуха выбрал этот древний титул не только из-за любви к старым традициям, у него был и еще один довольно зловещий повод сделать это. Последним ханом, который носил титул Гур-хана был дядя Он-хана, правивший кераитами до того, как Он-хан поднял против него восстание и убил его и всех его братьев. Именно во время этого восстания отец Тэмуджина Есугей стал союзником Он-хана. Избрав этот титул, Джамуха во всеуслышание заявил про свои претензии на власть Он-хана, также как и его вассала Тэмуджина.

Если бы Джамухе удалось выиграть эту войну, он стал бы верховным правителем центральной степи. На его стороне были древние и уважаемые кланы, такие как тайджиуты, которым когда-то была подчинена семья Тэмуджина, и которые держали его в рабстве долгие годы. Борьба между двумя монгольскими политическими группами переросла обычный круговорот набегов и разграблений, она стала войной не на жизнь, а на смерть между Джамухой и Тэмуджином. Ставкой в этой войне стала верховная власть над степью. Как покровитель Тэмуджина, Он-хан собрал своих воинов, и сам отправился руководить кампанией против Джамухи.

Такого рода кампании должны были не столько уничтожать войска врага, сколько внушать им ужас перед численным перевесом противника и обратить их в бегство. Для достижения этой цели воины степи использовали различные тактические приемы. Например, они могли выставить перед своими войсками Духовные Знамена предводителей вражеского войска или их предков. Воины одного рода впадали в смятение, когда видели, что их противникам покровительствует их общий предок. Сражаться с ними было равносильно нападению на собственного прадеда.

В предшествующую битве пропаганду включались также и шаманы со своими барабанами и ритуальными принадлежностями. Перед битвой шаманы соперничающих армий предрекали будущее, читая его по трещинам на обожженных овечьих костях. Присутствие шамана показывало, что он предсказал своей стороне победу, и сила такого предсказания зависела от его прошедших успехов в том, чтобы правильно угадать победителя. Тэмуджин уже привлек на свою сторону несколько шаманов, которые разгадывали для него сны. Среди них был один по имени Тэб Тэнгери, которому было суждено сыграть впоследствии важную роль в истории. Шаманы взбирались на возвышенные места и там били в барабаны и стучали по магическим камням, с помощью которых призывали на помощь духов и управляли погодой. Целью таких представлений было заставить воинов врага переметнуться на сторону сильнейшего или бежать.

Когда Джамуха выставил свою армию против кераитов, то очевидное численное преимущество было за Он-ханом и Тэмуджином. Позицию Тэмуджина усилили также опытные и уважаемые шаманы на его стороне, особенно после того, как перед битвой разыгралась неожиданная и яростная буря с громом и молнией, происхождение которой все воины единодушно приписали силе шаманов. Многие сторонники Джамухи в ужасе бежали, вынуждая его отступить. Воины Он-хана погнались за Джамухой и основной частью его армии, а Тэмуджину он приказал преследовать тайджиутов, которые пытались бежать обратно к реке Онон, в земли, которые Тэмуджин знал еще со времен своего детства.

Когда Тэмуджин настиг тайджиутов, оказалось, что победа не достанется ему так легко. В степи сражались прежде всего пуская друг в друга стрелы с коней или из-за какого-нибудь укрытия. Во время битвы воины степи старались не запачкаться в крови, так что они крайне редко сходились в рукопашной схватке. Дыхание и запах врага несли в себе частичку его души, так что воины старались избежать даже запаха своих противников. Нападающие галопом неслись на врагов, осыпая их градом стрел, а затем поворачивали обратно, ни на мгновение не прекращая стрелять. Иногда защитники выезжали с длинными жердями наперевес и пытались выбить ими врагов из седла, чтобы затем застрелить их, когда они попытаются встать на ноги.

Войска Тэмуджина и тайджиутов сражались весь день, но ни одна из сторон так и не получила решительного преимущества. Тем не менее, воины Тэмуджина вселили в своих врагов великий страх. Согласно «Сокровенному сказанию» под вечер вражеская стрела попала Тэмуджину в шею. Когда стемнело, противники сложили оружие и разбили лагеря неподалеку друг от друга на том же поле, на котором сражались весь день. Это может показаться странным, но, оставаясь близко от врага на ночь, они могли легче следить за ним и, соответственно, предотвращать неожиданные нападения.

Хотя рана Тэмуджина была не такой уж и глубокой, он потерял сознание после заката. Такие раны несли высокий риск заражения, а возможно, что стрела была отравлена. Его верный спутник Джелме, его правая рука, оставался с ним весь вечер и отсасывал кровь из раны. Он боялся осквернить землю, выплевывая кровь, и потому глотал ее. Кроме чисто религиозных соображений Джелме руководствовался еще и желанием скрыть от других воинов, сколь серьезна была рана их предводителя. Лишь когда Джелме уже не мог больше глотать кровь, и она начала капать у него изо рта, он стал сплевывать ее на землю.

После полуночи Тэмуджин на некоторое время пришел в себя и попросил дать ему выпить арака (перебродившего кобыльего молока). Поскольку они разбили лагерь на поле боя, у Джелме не было никакого питья, кроме воды, но он знал, что в самом центре лагеря тайджиутов были выставлены в защитный круг несколько повозок с провиантом. Он разделся донага, пробрался через поле боя и нагим стал ходить среди вражеских солдат в поисках арака. У монголов нагота считалась крайне неприличной и унизительной, так что если бы кто-то из тайджиутов увидел его идущим по их лагерю ночью голым, он бы, скорее всего, решил, что это кто-то из своих выбрался на минуту, чтобы облегчиться. Из вежливости они бы, наверное, стали смотреть в другую сторону, чтобы не осрамить своего собственного соратника. Даже если бы они присмотрелись внимательнее и узнали его, Джелме собирался сказать, что его раздели и унизили его собратья монголы, и поэтому он пришел искать спасения в лагерь тайджиутов. Они бы, вероятно, поверили, поскольку не могли себе представить, чтобы воин пошел на такой позор добровольно.

Хотя тайджиуты не подняли тревогу, найти арак Джелме не удалось, зато он украл ведро кислого творога. Он вернулся в свой лагерь, смешал творог с водой и кормил им Тэмуджина до самого утра. Когда пришло утро, Тэмуджин пришел в себя и увидел кровь на земле вокруг и своего полуодетого друга, он смутился и спросил, что все это значит. Услышав о том, что произошло ночью, Тэмуджин так растерялся и разозлился, увидев столько крови на земле так близко от него, что возмущенно спросил: «Ты что, не мог ее выплевывать куда-нибудь подальше?» Несмотря на некоторый недостаток благодарности, Тэмуджин никогда не забывал, что Джелме спас его, и впоследствии доверял ему руководство некоторыми из самых важных монгольских военных походов.

Это происшествие как нельзя лучше иллюстрирует удивительную способность Тэмуджина вселять в сердца подчиненных верность и преданность. Хотя в его времена степные племена переходили на другую сторону при малейшей провокации, а воины могли легко предать своего предводителя, ни один из военачальников Тэмуджина не покинул его на протяжении шести десятков лет непрерывной войны. В свою очередь, Тэмуджин никогда не карал и не казнил их. Среди величайших королей и завоевателей истории это и вправду уникальное обстоятельство.

Тайджиуты ничего не знали о ранении Тэмуджина, и за ночь многие из них тихо ускользнули с поля боя. К утру большинство воинов бежали, и Тэмуджин отправил своих солдат преследовать их. Он поступил с ними так же, как и с покоренными джуркинами: казнил большинство клановой аристократии, а остальных принял в свое племя. Почти тридцать лет спустя после того, как он сам попал в плен к тайджиутам и носил «канг», он отблагодарил семью, которая спасла его, освободив их всех из рабства.

Покуда Тэмуджин сражался с тайджиутами, Джамуха сумел сбежать от воинов Он-хана. Хотя он и потерял тайджиутов, многие другие кланы все еще хранили ему верность, а сбежав в дальние области степи, он получил возможность обрести еще и новых союзников. Время последней битвы между ним и Тэмуджином еще не настало.

В 1202, году Собаки по восточному календарю, год спустя после покорения тайджиутов, Он-хан отправил Тэмуджина в еще один набег против восточных татар, а сам стареющий хан остался ближе к дому, направляя еще одну кампанию против меркитов.

В этой войне против татар Тэмуджин провел еще одну серию радикальных изменений в законах, которые царили в степи на протяжении столетий. Эти изменения, с одной стороны, оттолкнули от него нескольких традиционно настроенных сторонников из аристократических кланов, но с другой, укрепили стократно любовь и верность, которыми он пользовался у бедных и неблагородных родов, чью жизнь он улучшил. Совершая набег за набегом, Тэмуджин осознал, что повальное стремление к разграблению чужих гэров становится препятствием на пути к полной победе над врагом. Вместо того, чтобы преследовать убегающих воинов противника, нападающие обычно отвлекались на грабеж. Такая система ведения войны позволяла многим воинам спастись и со временем вернуться, чтобы отомстить. В связи с этим, Тэмуджин решил приказать своим войскам отложить разграбление поселений до того момента, когда будет достигнута полная победа над татарами. Тогда можно было бы провести разграбление более организованно: вся добыча была бы собрана в его руках с тем, чтобы затем он справедливо распределил ее между всеми своими соратниками. Он делил захваченное добро согласно тем же законам, которыми по обычаю регулировался раздел добычи между охотниками после групповой охоты.

Другое его нововведение заключалось в том, что он приказал передавать долю погибших во время похода воинов их вдовам и сиротам. Сделал ли он это под влиянием воспоминаний о лишениях, которые перенесла его семья после того, как погиб его отец, или руководствуясь другими соображениями, но это его решение принесло удивительные плоды. Такая политика не только подарила ему поддержку со стороны беднейших людей в племени, но и усилила верность его солдат, которые были уверены, что даже если их убьют в бою, заботу об их семьях возьмет на себя хан.

После того, как татары были обращены в бегство, некоторые из приверженцев Тэмуджина пренебрегли его приказом и начали сами грабить шатры побежденных. Он тут же продемонстрировал серьезность своего решения, подвергнув их суровому наказанию. Он конфисковал все их имущество и лишил их доли в добыче от этого набега. Взяв на себя распределение всего награбленного богатства, Тэмуджин снова урезал освященные обычаем привилегии благородных родов, которые обычно сами делили между собой добычу. Это вызвало у многих из них сильную ярость, и некоторые даже перешли на сторону Джамухи, еще более углубив вражду между «белой костью» и простыми кочевниками. Тэмуджин вновь показал, что вместо того, чтобы рассчитывать на кровные узы и силу обычая, члены его племени могут обращаться за помощью непосредственно к нему. Таким образом он заметно централизовал управление кланом и одновременно усилил преданность своих подданных.

Несмотря на небольшое недовольство в рядах монголов, новая система Тэмуджина сразу же доказала свою потрясающую эффективность. Отложив грабеж до окончания боевых действий, армия Тэмуджина собрала так много товаров и скота, как никогда прежде. Впрочем, новый способ ведения войны создал и некоторые трудности: монголы не только победили татар, но и захватили в плен почти всю их армию и всех мирных жителей.

Согласно традиционной практике степи, все люди, не связанные с племенем кровными узами, по умолчанию считались врагами. Врагами они и оставались бы, если только как-то не были бы приняты в клан, путем брака или усыновления. Тэмуджин хотел прекратить практику бесконечных взаимных набегов и стычек и собирался поступить с татарами так же, как и с джуркинами и тайджиутами, то есть казнить аристократов и принять остальных вместе с имуществом и скотом в свое племя. И хотя это прекрасно работало с кланами, состоящими из сотен людей, татары были многотысячным народом. Чтобы провести такие массовые социальные изменения, Тэмуджину была нужна полная поддержка всех его сторонников. Он созвал курултай из своих победоносных воинов, и они согласились принять его план: казнить всех татар-мужчин ростом выше оси, держащей колеса повозки (это была не только мера, определяющая взрослых мужчин, но и символическое обозначение, образованное таким же образом, каким у морских народов возникали сравнения с кораблями для обозначения своего положения). И вновь вместе с массовыми казнями Тэмуджин потребовал принять всех остальных татар полноправными членами племени, а не рабами. Чтобы подчеркнуть это свое решение, он не только усыновил еще одного ребенка, но и положил начало смешанным бракам с татарами. До этого времени у него была только одна официальная жена — Бортэ, которая родила ему четырех сыновей и несколько дочерей, но теперь он взял еще двух жен из благородного татарского рода — Есуген и ее старшую сестру Есуй. Татары обладали куда большей репутацией, чем монголы, а после этой войны в племя Тэмуджина влилось столько татар, которые потом заняли важные посты в Монгольской империи, что это имя стало почти синонимов монголам, и многим было более известно. Поэтому на протяжении столетий татар и монголов часто путали.

Но смешанных браков и усыновлений было недостаточно для того, чтобы объединить два племени в единый народ. Если родовые группы оставались крепко связанными друг с другом, то большие социальные формирования со временем проявляли тенденции к разделению. Поэтому в 1203, год спустя после завоевания татар, Тэмуджин провел еще одну даже более радикальную реформу монгольской армии и всего племени.

Он объединил своих воинов в особые отделения «арбаны», состоящие из десяти человек, которые должны были стать друг другу братьями. Вне зависимости от их происхождения и социального статуса, они обязаны были жить и сражаться вместе как родные братья. В знак крайней силы такой преданности ни один из них не должен был оставлять «братьев» пленниками на поле боя. Как и в любой семье, где есть много братьев, старший «брат» брал на себя руководство арбаном, но его люди могли перевыбрать его, назначив другого предводителя.

Десять таких отделений составляли взвод («ягун») из ста человек, один из которых избирался предводителем. И точно таким же образом, как отдаленные семьи вместе составляли клан, десять таких взводов составляли эскадрон («минган»). Десять минганов составляли «тумен» — армию в десять тысяч человек. Командующего каждым туменом Тэмуджин назначал лично, поскольку знал качества, которые нужны были для управления такой массой людей. Он позволял отцам, сыновьям, родным и двоюродным братьям оставаться вместе, но, помещая их в новые «семьи», состав которых никто не мог изменить, и выход из них под страхом смерти, он сломил тысячелетнюю традицию родовых, клановых и племенных связей. К моменту проведения этой реформы в распоряжении Тэмуджина, насколько нам известно, находились девяносто пять минганов, но поскольку далеко не все отделения были полностью укомплектованы, общее число его войск вряд ли превышало восемьдесят тысяч человек.

Все огромное племя монголов было сплочено посредством армии. Согласно новой системе все члены племени, невзирая на возраст, пол и происхождение должны были выполнять некие общеплеменные функции. Если они не могли служить в армии, их обязывали отдавать один день в неделю на работы по выполнению общеплеменных проектов и поручений хана. Они могли пасти стада воинов, собирать кизяк для костров, готовить пищу, изготавливать войлок, чинить оружие или даже просто петь и развлекать войска. В этой новой организации племени все люди принадлежали к одной кости. Настрадавшийся от высокомерия и небрежения аристократов Тэмуджин теперь навсегда стер границу между белой и черной костью. Все его сторонники стали единым народом.

Существует множество теорий по поводу того, каким именно образом Тэмуджин пришел к идее десятичной организации своего войска. Некоторые ранние тюркские племена уже использовали сходную военную структуру, и Тэмуджин мог легко заимствовать ее у них. Впрочем, он не только ввел ее как организацию войска, но использовал как структуру, формирующую все общество в целом.

Решение Тэмуджина очень походит на то, которое нашел афинский законодатель и реформатор Клисфен почти на две тысячи лет ранее, но у нас нет повода полагать, что Тэмуджин когда-нибудь вообще слышал об этой истории. Для того, чтобы прервать бесконечные междоусобицы и кровную вражду в Афинах, Клисфен разрушил структуру родов и объединил всех граждан в десять групп по десять человек, превратив, таким образом, город родов в город-государство, которое вскоре стало самой внушительной военной, торговой и интеллектуальной силой на всем восточном побережье Средиземного моря. Практически такая же реформа принесла даже более ошеломительные результаты, когда монголы провели ее в степях Внутренней Азии. После того, как Тэмуджин провел реорганизацию своего войска, он принял еще одно важное решение. Сохраняя главный лагерь в Аварге на реке Керулен, он решил создать закрытую территорию — священную родину всего племени монголов. Эта священная земля находилась возле истоков рек Керулен, Онон и Туул, вокруг горы Бурхан Халдун, где он когда-то нашел спасение от меркитов. Он приказал: «Пусть же никто не разобьет лагерь свой у истока Трех Рек». С этого момента священная родина монголов была закрыта для всех, кроме семьи хана, которая хоронила там своих членов еще на протяжении двухсот лет и возвращалась туда для проведения тайных семейных ритуалов и советов. Монголы всегда считали гору, от которой брали начало три реки своей родиной, но с этим приказом она стала тайным мистическим центром всей будущей Монгольской империи. Земли вокруг Бурхан Халдун теперь были объявлены законом священными, а сама гора стала не просто центром земли, но центром всей Вселенной.

Не используя некоего единого этнонима, Тэмуджин постоянно обращается к своим подданным как к Народу Войлочных Стен, указывая на материал, из которого они делали свои гэры. Появление этого названия после покорения татар дает первый знак того, что целью Тэмуджина было объединение всех народов степи.

После победы над могущественными татарами и меньшими кланами Тэмуджин приобрел очень высокий престиж в степи и большую власть, что уже не могло не беспокоить его давнего сюзерена Он-хана. В то время, как Тэмуджин еще только устанавливал власть над своим чрезвычайно быстро разросшимся племенем, его уже ждало еще одно серьезное испытание, которое должно было подвергнуть последней решающей проверке всю построенную им систему. Следующий его шаг привел его названного отца Он-хана в союз с его вечным соперником Джамухой и заставил выдержать последний бой за свою растущую власть и популярность в народе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.