КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, задачи, методология и структура педагогической науки
Слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» -дитя и «аго» - вести. «Педагогос» в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель». Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина. В связи с развитием науки педагогики и особенно педагогики послевузовского образования — педагогики взрослых - были предприняты попытки ввести термин «андропогогика» (от греческих слов «антропос» - человек и «aгo» - вести). Кроме того, в 20-30-е годы активно разрабатывалась педология (от греческого «пайдос» - дитя и «логос» - наука), которая в центр своих исследований поставила проблему всестороннего развития ребенка в процессе обучения и воспитания. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его и обучать, направлять:духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения; в поле зрения педагогики оказались (как мы уже указывали) не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики - это наука о воспитании человека. Рассмотрим понятие воспитание как предмет педагогики. В научной педагогической лексике утвердилось несколько его значений. Воспитание, прежде всего, трактуется как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств и другое. В этом смысле воспитание характеризуется несколькими параметрами. Оно является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание, далее, является социальной категорией, свойственной лишь людям. Исторический характер воспитания как функции общества выражается в том, что его цели, содержание, методы, формы не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований. Понятие «воспитание» в теории и практике имеет и второе смысловое значение. Этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеют в виду всё формирующее личность пространство: школу, семью, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации и так далее. Наконец, в педагогической науке существует и третье толкование понятия «воспитание» как управление процессом развития личности школьника. Отсюда - и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «формы воспитания» и так далее. Такова общая характеристика предмета педагогической науки, что же касается задач, то их, прежде всего, необходимо разделить на постоянные и временные. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обу-ченность, воспитанность, развитость личности. В состав постоянных, то есть непреходящих задач педагогической науки, входит и такая задача, как изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Неотъ-
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |