КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Целеполагание в педагогике. Роль идеала
1! емлемая черта труда любого педагога-практика - непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Однако любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить неповторимое и то, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние. В числе постоянных задач науки о воспитании — задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами (все это относится к области педагогической инноватики). К постоянным задачам принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др. В педагогическом прогнозировании реализуется известный постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Педагогическая прогностика есть не что иное как часть концепции предвидения будущего общества, прежде всего, в области политики образования. Среди сравнительно новых, но претендующих на постоянство задач педагогической науки - задача внедрения результатов исследований в практику. В свази с решением этой задачи авторы теоретических работ ищут прикладные свойства своих исследований, трансформируют абстрактные идеи в конкретный образовательно-воспитательный инструментарий. Задача же педагогической науки •-разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновение исследовательской и практической деятельности. Таков подход постоянных задач науки о воспитании. Они не могут быть решены до степени исчерпаемости. Всегда наука будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать кратчайшие пути и средства внедрения непрерывно появляющихся научных разработок, прогнозировать образовательные структуры будущего, способствовать росту интеллектуально-педагогического богатства общества. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессоров в работе учителей, разработка тестов уровней педагогического мастерства, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик и тому подобное. Развитие педагогики вместе с общественным прогрессом привело к тому, что в настоящее время ее определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято включать довольно значительное их число. Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста, Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно-, дву- и многодетных, полных, неполных семей. Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Поучительные уроки школьного дела, его влияние на социальный прогресс дают исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств. Педагогика среднего специального образования, ее теоретические основы развиваются за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. Особенность педагогики высшей школы - в преемственности со школьной педагогикой. Многие теоретические истины обучения и воспитания будущих специалистов в различных областях материального и духовного производства отражают законы преемственности общего и профессионального образования. Среди современных научных проблем - создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми - субъектно-ориентированными, приспособленными к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образования. Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новью средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии. Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (в клубах, домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства и тому подобное). Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. История педагогики изучает закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования. В систему педагогических наук входят также многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, химии и всех иных учебных предметов. Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. Теоретической основой педагогических исследований является методология. Она определяется как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Такое определение методологии является синтезом двух сторон. Во-первых, это комплекс средств п ознания педагогической реальности, своего рода предписания для исследовательского труда. Во-вторых, это принципы, методы, процедуры практического преобразования педагогической действительности. Совершенно ясно, что успех исследователя-педагога зависит от обеспеченности его научным инструментарием. Успех же преобразователей предопреде- ляется разработанными методологическими условиями, программами, методами, сценариями. В связи с процессом сближения научной деятельности и инновационных событий в современном образовании происходит сближение этих двух сторон: методология науки формулирует предписания практикам, а методология практики обеспечивает ученых информацией о надежности или ненадежности рекомендованных ими предписаний по технологии деятельности. В ВОСПИТАНИИ. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |