Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостный педагогический процесс. Структура, закономерности и принципы 2 страница




3. Формирование жизненно важных двигательных умений и на­
выков, развитие основных двигательных качеств.

4. Приобретение необходимого минимума знаний в области ги­
гиены и медицины, физической культуры и спорта.

Формы работы: уроки физкультуры, оздоровительно-гагиеиические мероприятия в режиме учебного дня, физические уп­ражнения иподвижные игры до начала занятий и переменах; вне­классная и внешкольная работа (спартакиады, ДЮСШ, секции, круж­ки по видам спорта и другое).

Трудовое воспитание - процесс вовлечения учащихся в педаго­гически организованные виды труда с целью развития трудовых уме­ний, передачи им трудового опыта, подготовки к выбору профессии, формирования потребности в труде.

Задачи трудового воспитания и профориентации следующие: привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе; развитие индивидуальных интересов и на-


клонностей в различных видах трудовой деятельности; формирова­ние трудовых навыков культуры умственного и физического труда; формирование устойчивых профессиональных интересов к конкрет­ным профессиям и специальностям.

Основными формами трудового воспитания являются: урок, ла-бораторно-практические занятия, УПБ, экскурсии на предприятия, беседы, устные журналы и так далее.

Экономическое воспитание - познакомить с основами эконо­мического образования и экономической культуры, научить ориенти­роваться в жизненных экономических ситуациях. Задача экономиче­ского воспитания — подготовка школьников к экономической дея­тельности, сознательному участию в хозяйственной деятельности.

Экономическое воспитание осуществляется через экономическое просвещение (в процессе изучения основ наук) и экономическую дея­тельность (внеклассную и внешкольную). Это работа кружков, клу­бов, проведение бесед, диспутов и так далее.

Нравственное воспитание - педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Основные задачи нравст­венного воспитания: формирование нравственного сознания; воспи­тание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привы­чек нравственного поведения.

Формы нравственного воспитания: этические беседы, решение поведенческих задач, общение с интересными людьми, чтение соот­ветствующей литературы и так далее.

Эстетическое воспитание - процесс формирования" способно­стей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, вы­работки эстетических знаний и вкусов, развитие творческих задатков и способностей. В числе главных задач эстетического воспитания -формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.

Формы эстетического воспитания: литературно-художественные конкурсы, викторины, школьные праздники, кружки, творческие объ­единения, турнир знатоков поэзии, музыкальные вечера и другое.

Половое воспитание - это система мер, направленных на фор­мирование полового сознания и поведения мужчины (мальчика) и женщины (девочки). Доминирующая задача полового воспитания -подготовка школьников к семейной жизни, включая направления ре­шения данной проблемы:

- формирование психологической мужественности и


венности в общении мужчин и женщин;

- формирование сексуально-эротической ориентации с учетом
нравственных требований;

- подготовка к супружеству;

- формирование здорового образа жизни через разъяснение за­
висимости супружества, сексуальности и родительства от та­
ких привычек, как курение, алкоголизм, венерических забо­
леваний и так далее.

Формы полового воспитания: уроки этики и психологии семей­ной жизни, вечера вопросов и ответов, лекции, беседы, работа с ро­дителями и другие.

Экологическое воспитание - это совместная деятельность вос­питателей и воспитанников по формированию у школьников системы экологических знаний, умений и на их основе ответственного отно­шения к окружающей среде.

В задачи экологического воспитания входят:

- усвоение научных знаний о природе, понимание ее ценности
для общества и человека;

- овладение нормами правильного поведения в природной сре­
де;

- развитие потребности общения с природой;

- активизация деятельности по сохранению, восстановлению и
улучшению природной среды.

Формы и методы: коллективные творческие дела (КТД), беседы, диспуты,.конференции, работа экологических отрядов, клубов к др. Особую популярность приобрела «Экологическая: тропа».

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность госу­дарства, общественных объединений, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных представ­лений, взглядов, ценностных ориентиров, установок, обеспечиваю-щих соблюдение, исполнение, использование юридических норм.

Задача правового воспитания состоит, с одной стороны, в том, чтобы научить учащихся строго соблюдать законы, а с другой - ис­пользовать те широкие возможности, которые закон предоставляет для проявления инициативы, творческой активности, в борьбе с ан­тиобщественными явлениями.

Под руководством педагогов учащиеся проводят олимпиады и конкурсы правовых знаний, вечера вопросов и ответов на темы: «Ты


и закон», «Закон и совесть», выставки книг, выпуск газет, бюллете­ней «Человек и закон» и так далее.

Поскольку человек не формируется по частям, поэтому в воспи­тательном процессе все направления реализуются в единстве через формы и методы воспитания. На разных этапах развития общества какие-либо направления воспитания приобретают приоритетный ха­рактер. Объектом особого внимания сегодня является нравственное воспитание.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свя­то и нерушимо. С молоком матери дети должны впитать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и на свою жизнь недо­пустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа са­моубийств среди школьников. Некоторые идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.

Актуальной проблемой остается отношение к детям как к цен­ности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь де­тей, воспитать их -на это, к сожалению, нет установки у молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринима­ли, в результате чего установка на брак, на материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хотят иметь детей, решив, «жить для себя», либо относятся к де­тям как к помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Все чаще молодые мамы оставляют детей в роддоме или оставляют их на произвол судьбы.

Еще одна общечеловеческая ценность - свобода. В условиях демо­кратизации значительно возросли права и свободы личности. На этом фоне отчетливо виден низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпускников школ. Демократический сталь общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовы­ражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих.

Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду.


Реализация в воспитательном процессе комплекса направлений содержания воспитания «должна подготовить человека к трем глав­ным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина» (И.П. Под-ласый).

Источниками воспитания являются материальные, духовные и социальные факторы, определяющие содержание воспитания.

Один из важных источников содержания воспитания — науки о природе, обществе, человеке. Мировоззренческая направленность воспитания реализуется через овладение школьниками системой фи­лософских, научных, социально-политических, нравственных знаний, формирующих взгляды и убеждения человека. Основой для форми­рования убеждений как раз и являются научные теории о природе, обществе, человеке.

Природа и как окружающая среда и, в широком смысле, как весь мир, Вселенная, также является источником воспитания. Она напол­няет содержание воспитания представлениями об общей картине ми­ра, формирует достоверные и эмоционально переживаемые взгляды на природу и отношения человека с природой. Именно из этого ис­точника черпается конкретное содержание экологического воспита­ния.

Неисчерпаемым источником воспитания* всегда была и будет культура, материальная и духовная, которая является результатом и условием развития творческих сил и способностей человека.

Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению, нашедшее отражение в традициях общества, нации, семьи, является источником наполнения воспитания общественным опытом, ценностями, нормами поведения, идеалами, обычаями, без овладения которыми не может быть полноценного воспитания. Тра диции незаменимы как источник формирования умений и привычек поведения. Источником воспитания является общество со всеми присущими ему характеристиками и особенностями отношения к воспитанию, которые определяют деятельность государственных и общественных институтов воспитания.

Роль различных институтов в воспитании неравноценна. Школа безусловно играет ведущую роль. Через систему государственных и общественных институтов воспитания государство и общество стре­мятся, с одной стороны, обеспечить равные возможности для воспи­тания всех своих граждан, с другой - создать условия для реализации


каждым своих потенциальных возможностей и развития своих спо­собностей и интересов.

Содержание и характер взаимодействия общества, группы и личности в процессе воспитания обусловлены социальными ценно­стями, идеологией и общественной психологией. Идеи, представле­ния данного общества определяют жизнедеятельность различных типов и видов социальных общностей, в том числе групп и коллекти­вов, а в конечном счете отношения людей к миру и самим себе.

Источниками воспитания выступают не только общество, обще­ственные институты, но и культура общечеловеческих отношений, история развития нашего общества, а также целеустремленная организация деятельности воспитанников и их собственный опыт; общение, систематическое и планомерное развитие интеллектуальной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью.

Источники содержания воспитания реализуются в средствах воспитания. Средствами воспитания (И.П. Подласый) могут быть: средства массовой информации, в первую очередь, электронные; ки­но, телевидение, видео, интернет; общество сверстников и детская субкультура, слово (в широком понимании), труд и другое.

? 8. СИСТЕМА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА

Метод (от греч. methodos - буквально путь к чему-либо) обозна­чает способ деятельности, направленной на достижение определен­ной цели. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью ре­шения воспитательных задач. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли педагога, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Ме­тоды и методические приемы могут совершать взаимопереходы, за-


менять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его пе­дагогической деятельности.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применя­ются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с. другой -совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные по­собия, историческая, художественная и научно-популярная литерату­ра, произведения изобразительного и музыкального искусства, тех­нические приспособления, средства массовой информации и т.п.). Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели.

Крайне трудно классифицировать средства, можно лишь очертить некоторые группы используемых педагогами средств, приняв за основа­ние классификации канал психологического влияния на человека (безус­ловно, на практике используются эти группы в единстве, но какой-то ка­нал всегда доминирует при восприятии):

- аудиальные (лат. «ауди» - «слух») - слово, музыка, песня,
стихи, звуки природы,...

- визуальные (лат, «виз» — «видеть», «зрение») - предмет, изо­
бражение, художественный образ, видео-, кино-, фотоза-
пись,...

- кинестетические (греч. «кине» - «движение» и «эсте» - «чу­
тье», «ощущение») - ритмические движения, жесты, позы,
тактильные прикосновения,...

Принципиально, что средства нейтральны к воспитательному влиянию. Они, как оружие, могут служить и добру, и злу. Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным мето­дом, определяя форму воспитательного действия.

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью со­держания, исключительным богатством и мобильностью организацион­ных форм. С этим непосредственно связано многообразие классифика­ций методов по разным основаниям, в соответствии с различными педа­гогическими целями и задачами. Важно отменить, что не существует единой универсальной классификации методов.

Принимая во внимание, что каждый метод реализует в единстве


образовательную, воспитательную и развивающую функции, мы бу­дем рассматривать методы воспитания как часть системы общих ме­тодов осуществления целостного педагогического процесса.

Таким образом, получается четыре группы методов воспитания:

- методы формирования сознания личности (рассказ, разъяс­
нение, объяснение, беседа, лекция, диспут, внушение, работа
с книгой, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения
(упражнения, приучение, поруче­
ние, метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж,
педагогическое требование, общественное мнение);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и пове­
дения
(соревнование, поощрение, наказание и др.);

- методы контроля и самоконтроля деятельности и поведения
(наблюдение, беседа, опросы (анкетные, устные и пр.), анализ
результатов общественно полезной деятельности, поручение,
создание ситуаций).

В реальных условиях педагогического процесса методы воспи­тания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот им иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодей­ствия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Дадим краткую характеристику основных методов каждой груп­пы.

Методы формирования сознании личности.

Формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или пове­ствовательной форме.

Большое значение (особенно в младшем и среднем возрасте) рассказ имеет при организации ценностно-ориентировочной деятель­ности. Воздействуя на чувства, рассказ помогает детям понять и ус­воить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм пове­дения. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: 1) вызвать положительные


нравственные чувства или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; 2) раскрыть содержание нрав­ственных понятий и норм поведения; 3) представить образ нравст­венного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

К рассказу как методу педагогической деятельности предъявля­ется ряд требований: логичность, последовательность и доказатель­ность изложения (убедительность примеров); четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в от­ношении продолжительности (10-15 мин в начальных классах и 30 — 40 мин в старших).

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание учащимися тех или иных положений (законов, принци­пов, правил, норм поведения и т.п.), то применяются методы разъяс­нения или объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связан­ных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа - это метод активного взаимодействия педагога и уча­щихся с помощью системы продуманных вопросов, постепенно под­водящих.учащихся к получению новых знаний, усвоению новых по­нятий, ценностей и т.п.

Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать ос­новные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Основ­ное назначение бесед - привлечь самих учащихся к оценке обсуж­даемых событий, поступков, явлений а на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к сво­им гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях.

Форма подачи отдельных эпизодов, фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, резуль­татом которых является распознавание и правильная оценка определен­ного качества личности, стоящего за тем или иным поступком. Логику беседы можно строить двумя путями. При так называемой индуктивной беседе (обычно перерастающей в эвристическую) учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При


дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.

Особую трудность для молодого учителя представляют индиви­дуальные беседы, хотя именно они чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. Но гораздо лучше и эффективнее, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они носят упреждающий характер, вносят индивиду­альный корректив в общую программу педагогических воздействий.

Лекция отличается от рассказа большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических по­строений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжи­тельностью. Лекция - это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, идейно-эстетического со­держания. Логическим центром лекции является какое-либо теорети­ческое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Кон­кретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.

Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий и самостоя­тельный стиль мышления воспитателя, на его умение найти ориги­нальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу. Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, про­шли испытание на прочность в реальной жизни к деятельности.

Аналогичным механизмом обладает и такой метод формирова­
ния суждений, оценок, убеждений как диспут: знания, добытые в
ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отлича­
ются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут не
требует определенных и окончательных решений. Он дает учащимся
возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгля­
ды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало выска­
зать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны
противоположного суждения, подобрать доказательства, опровер­
гающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность дру­
гой точки зрения.

Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся за-


ранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляци­онно навязывать свою точку зрения.

Метод работы с книгой имеет неоценимое воспитательное зна­чение (хотя и рассматривается чаще как метод обучения): чтение вы­сокохудожественной литературы, анализ и обсуждение прочитанного расширяют кругозор учащихся, вызывают у них социально ценные чувства, формируют гуманистические образцы поведения.

С этим методом тесно связан метод примера: формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору не только в вымышлен­ных литературных персонажах, но даже в большей степени в реально действующих образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Подражание не есть слепое копирование: оно форми­рует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные действия, сходные по ведущей идее примера. Характер подражательной деятельности изменяется с воз­растом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития. В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением, во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Центральное место в данной группе методов занимают упраж-нения, т.е. планомерно организованная деятельность, предполагаю­щая многократное повторение каких-либо действий с целью форми­рования определенных умений и навыков или же их совершенствова­ния. Большое значение упражнения имеют в процеcce трудовой под­готовки и для формирования нравственного поведения. Упражнение в широком смысле.— это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения, которая обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллектив­ных отношений.

Упражнение в социально ценном поведении изначально опира­ется на приучение, которое представляет собой организацию плано-


мерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведе­ния. При этом привычка важна не сама по себе. В определенных ус­ловиях она может и должна стать устойчивым свойством или качест­вом личности. Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном прави­ле. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отно­шения к ней. Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания.

Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они при­учают школьников чувствовать свою причастность к общественным делам. Привлекая воспитанников к выполнению поручений, необходимо управлять мотивами их общественной. активности. Без понимания тех внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определен­ным образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравствен­ным развитием, упражнять его в правильных поступках,

В реальной жизни и деятельности школьного коллектива посто­янно рождаются ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся в нем воспита­тельных отношений. Однако часто педагог не может ждать такого естественного стечения обстоятельств. Ему приходится самому соз­давать такую внешнюю обстановку, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, моти­вы, поступки. Такие специально организованные педагогические ус­ловия принято называть воспитывающими ситуациями. По своему существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник переосмысливает и пере­страивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми тре­бованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.

В педагогическом требовании наиболее отчетливо обнаружива­ется действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в


 


требование воспитанника к самому себе. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования ха­рактеризуются такими признаками, как позитивность, инструктив-ность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указа­ния, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения. Поскольку ученик не любит подвергаться специальным воспитательным процедурам, в этом случае воспитатель не выдвигает сущность своей педагогической позиции на первый план, а, наоборот, скрывает ее от воспитанника.

Организуя воспитательный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, обще­ственное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функцию метода воспитания.

Методы стимулирования и мотивации деятельности к пове­дения.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качест­венные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яр­кие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намечен­ной цели. Наиболее распространенными методами стимулирования и мотивации деятельности и поведения являются следующие.

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам свойственно стремление к здоровому соперничеству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимули­рует развитие творческой активности, инициативы, новаторских по­чинов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться. Од­нако полностью исключить соревнование из наиболее важной облас­ти жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению, т.е. имеет воспи-


тательное значение. В процессе его организации и проведения необ­ходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. Действенность соревнования суще­ственно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики воспита­тельного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллек­тива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содер­жится общественное признание того образа действия, который из­бран и проводится учеником в жизнь.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно за­ключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и обойденные обществен­ным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общест­венном мнении коллектива.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Однако не следует отождествлять наказание как метод воспитания с физическим наказанием. А.С.Макаренко, обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воз­действия, утверждал, что разумная система взысканий не только за­конна, но и необходима, поскольку она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тре­нирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться со­блазнам и преодолевать их,

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, ко­торое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклон-


но следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовле­творенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физическо­го, ни морального. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. Гораздо сильнее действуют взыскания неожи­данные, непривычные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.