Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллектив как средство воспитания 3 страница




Упражнения - повторное (многократное) выполнение умст­венного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру под­разделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении уп­ражнений выделяют: воспроизводящие, тренировочные, комменти-рованные упражнения.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выпол­нению; соблюдение дидактической последовательности в выполне­нии упражнений -. сначала упражнения по заучиванию и запомина­нию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в не­стандартные ситуации - на творческое применение, с помощью кото­рого обеспечивается включение нового материала в систему уже ус­военных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблем-но-поисковые упражнения., которые формируют у учащихся способ­ность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по зада­нию учителя опытов с использованием приборов, применением инст­рументов и других технических приспособлений, то есть это изуче­ние учащимися каких-либо явлений с помощью специального обору­дования.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, например, за ростом растений и развитием животных, за погодой.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, поэтому носят обобщающий характер. Они могут прово­диться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке), в компьютерном классе.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно ус­ловно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у уча­щихся. Во второй - методы, преимущественно направленные на фор­мирование чувства долга и ответственности в учении.

Методами стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные игры, научно-познавательные споры, анализ жизнен-


ных ситуаций. Одним из действенных приемов стимулирования ин­тереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций ус­пеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе, обеспечение благоприятной морально-психологической атмо­сферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благопри­ятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уве­ренности.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения школьни­кам общественной и личностной значимости учения; предъявления требований; приучения их к выполнению требований и тому подоб­ное.

Группа методов контроля и самоконтроля в обучении включает методы устного и письменного контроля. Устный контроль осуще­ствляется путем индивидуального и фронтального опроса. При инди­видуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопро­сов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логи­чески связанных между собой вопросов и ставит их перед всем клас­сом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы письменного контроля в процессе обучения предпола­гают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изло­жений, диктантов, письменных зачетов и прочее. Письменные кон­трольные работы могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15-20 минут, так и занимающими весь урок. В последние га­ды все чаще стали применять контрольные письменные работы про­граммированного типа, решение графических задач, лабораторных работ и другие.

Существенной особенностью современного этапа совершенство­вания контроля в школе является всемерное развитие у учащихся на­выкав самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, уме­ния самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, на­мечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Каждый метод обучения конкретизируется комплексом приемов, способов и средств организации обучающего познания. Приемы и способы реализации метода обучения используются педагогом в за­висимости от особенностей учебного материала и конкретной ситуа­ции учебно-воспитательною процесса, его личности, степени владе­ния элементами педагогического мастерства.


Выбор методов обучения обусловлен следующими положениями: педагогическая и психологическая целесообразность, функциональ­ная определенность; направленность на организацию деятельности учителя и учащихся: на общение, обсуждение, применение знаний; соответствие возрастным возможностям школьников, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта; соответствие возрастным возможностям, общекультурной, педагоги­ческой подготовке учителя; соответствие характеру содержания изу­чаемого материала; соответствие методов форме обучения; соответ­ствие методов своеобразию возникающей ситуации в процессе обу­чения; взаимосвязь и взаимодействие методов между собой, вклю­ченности их друг в друга, комплексности применения.

Средства обученияэто источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся наглядные посо­бия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, ау­дио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т.п. Основные функции средств обучения - информа­ционная, дидактическая и контрольная. Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию воз­можности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика.

Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные ма­териалы; б) визуальные средства - картины, карты, модели, реальные объекты и пр.

Сложные средства: а) механические визуальные приборы -■ эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства -магнитофон, редко, проигрыватель; в) аудиовизуальные - ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения - лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.

Научное постижение природы методов и средств обучения по­могает правильно понять источники научно-методического творчест­ва, стимулировать создание новых, более интенсивных, новаторских способов обучающего взаимодействия педагога с детьми. На этой теоретической основе современные учителя-новаторы создают не только отдельные новые методы, но и конструируют цельные мето­дические системы. С.Н. Лысенкова включает комментированное управление, работу по схемам-опорам, которые широко используют­ся в жизненном обучающем взаимодействии детей и взрослых.

Методическая система учителя труда И.П. Волкова включает широкое использование на уроке межпредметных связей, связи тео-


рии с практикой, поэлементного обучения, чередования изучаемых вопросов и видов труда, периодического многократного повторения по-разному организованного изучаемого материала, вовлечения в работу в течение урока всех учащихся, обучения творчеству.

Учитель В.Ф. Шаталов, широко используя известные методы и средства обучения, разработал целостную методическую систему, в центре которой задействованы опорные сигналы.

Методически раскрепощенный учитель Е.Н. Ильин смело опира­ется на приемы и способы обыденного общения, импровизирует, пе­дагогически переосмысливает их и превращает в оригинальную и эффективную методическую систему вовлечения учащихся в позна­вательно-воспитательное общение.

Таким образом, методы обучения, как совокупность приемов, способов и средств научно-педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим ме­ханизмом осуществления творческого процесса обучающего взаимо­действия учителя и учащихся.

Всю систему методов обучения и воспитания необходимо пони­мать и использовать как триединство, обеспечивающее одновременно передачу знаний, умений, навыков, развивающее умственные силы и пробуждающее внутренние стимулы к познанию, оказывакщее вос­питательное воздействие на ребенка. Готовясь к уроку, организации общественно полезных дел, учитель, воспитатель, тщательно проду­мывает свою педагогическую позицию, те методы преподавания и воспитательного взаимодействия в единой системе, которыми он бу­дет пользоваться в отношениях с детьми. При этом необходимо до­биваться, чтобы методы обучения, их система превращалась для каж­дого школьника в систему методов самообучения, развития само­стоятельной способности приобретения, переработки, анализа фак­тов, их обобщения, реализации непрерывного образования.

Педагог, какую бы работу он не проводил с детьми, постоянно контролирует обучающе-воспитательное действие методов обучения и воспитания. Это необходимо потому, что превращение педагогиче­ских методов во внутренние способы организации поведения и дея­тельности самих детей - один из важнейших каналов формирования личности. Чем более четко работают эти каналы самовоспитания, тем более ребенок предрасположен к восприятию педагогического воз­действия. И чем менее ребенок присваивает педагогические методы, переносит их в арсенал собственных способов поведения и общения, тем более он подвержен случайным влияниям.


? 14. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ. НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

Форма (от лат. forma - оболочка) дословно переводится как внешнее очертание, способ существования и выражения содержания, Формы организации обучения - это внешнее выражение учебного взаимодействия педагога и учащихся. Они определяют, как в реаль­ных условиях организовать обучение и характеризуются числом уча­стников взаимодействия, местом, временем и порядком его осущест­вления.

В истории мировой образовательной практики существовали разнообразные формы организации обучения, возникновение и раз­витие которых всегда было детерминировано потребностями и инте­ресами государства. Древнейшей формой являлось индивидуальное обучение, которое порой сочеталось с индивидуально-групповым, вошедшим в массовую практику в XVI веке. В связи с прогрессив­ным социально-экономическим развитием образование становится массовым и возникает классно-урочная система обучения (Я.А. Ко-менский). Именно урок сохраняется и сегодня как основная форма организации образовательного процесса.

Современный урок можно рассматривать с двух позиций:

- как единицу учебного процесса, ограниченную временем,
функции которой заключаются в достижении частичной и за­
конченной цели обучения;

- как. источник развития духовных сил и творческих способно­
стей ученика.

Таким образом, урок - это организационная форма обучения. при которой учитель в течение установленного времени руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с уче­том их особенностей, используя средства и методы работы для ус­пешного овладения учениками основами изучаемого предмета, вос­питания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Его достоинства: четкая организационная структура, эконо­мичность, возможность взаимодействия детей между собой, воспита­ние их в учебном процессе. Его недостатки: единый теми обучения, трудности в учете индивидуальных особенностей учеников, недоста­точная обратная связь в процессе обучения.

В настоящее время в зависимости от возраста учащихся и типа


образовательного учреждения может варьироваться: время урока (от 35 до 90 минут); количество учащихся в классе (от 3 до 40 человек); роль участников процесса обучения.

Структура урока представляет собой совокупность его этапов, выстроенных в определенной последовательности и взаимосвязи. В современной дидактике не существует общепринятой классификации уроков, но наиболее распространённой и используемой является классификация, предложенная Б.П. Есиповым, в основе которой на­ходится основная образовательная цель.

Урок усвоения новых знаний, содержанием которого является новый материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания и подготовленности учащихся в одних случаях учитель сам излагает материал, в других -проводится самостоятельная работа учащихся под руководством пе-дагога, в третьих - практикуется и то, и другое. Структура урока включает повторение предыдущего материала, является основой для изучения нового; объяснение нового материала и работа с учебником; задание на дом.

Урок закрепления знаний. Его содержанием является вторичное осмысление знаний с целью их упрочения. Учащиеся в одних случаях углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают но-вые задачи на известные им правила, в третьих - воспроизводят ранее приобретённые знания и т.п. Этапы данного типа урока: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

Урок выработки и закрепления умений и навыков. Этот про­цесс осуществляется на нескольких специальных уроках с постепен­ным усложнением материала. В начале работы упражнения выпол­няются с большой помощью учителя, в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило следует применять. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных си­туациях, в том числе и жизненной практике. Структура этого урока: воспроизведение теоретических знаний (базовых); выполнение прак­тических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоя­тельных работ; задание на дом.

На уроках обобщения и систематизации знаний воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, вос­полняются пробелы в знаниях учащихся. Эта уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов. Их обязательными элементами яв-


ляются вступление и заключение учителя. Само обобщение может про­водиться в форме рассказа, кратких сообщений или беседы учителя с учащимися.

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень обученности учащихся, установить недостатки в овладении материалом, наметить пути дальнейшей работы. Кон­трольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Комбинированный (смешанный) урок, направленный на реше­ние нескольких дидактических задач, применяется чаще всего в на­чальных и младших подростковых классах. Примерная структура урока данного вида: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе трени­ровочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

К организационным формам обучения на уроке относятся фрон­тальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальном обучении учитель управляет познавательной деятельностью всего класса, работающего над общей задачей в едином для всех темпе. Педагогическая эффективность данной формы во мно­гом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всех школьников, обеспечить активную работу каждого. Но фронтальная работа рассчитана на абстрактную личность, не учитывает реальные возможности различных групп учащихся, побуждает учеников к едино­му темпу работы.

Групповая форма обучения подразделяется на несколько видов. Звеньевая форма основана на том, что учащиеся разбиваются на гете­рогенные группы, внутри которых школьники с различными интел­лектуальными возможностями работают над единым для всего класса заданием. Кооперированно-групповая форма отличается от звеньевой тем, что в данном случае группы выполняют части единого объемно­го задания. На принципах самодеятельности и коллективизма постро­ен коллективный способ обучения (КСО), основным элементом кото­рого является работа в парах сменного состава. При данном виде ра­боты класс обучает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной дея­тельности.

Суть индивидуального обучения заключается в самостоятельном выполнении общих для всех заданий. Однако если учитель предлага-


ет школьникам задания, дифференцированные в соответствии с их учебными возможностями и интересами, то такая форма обучения называется индивидуализированной. В этом случае делается макси­мальный упор на развитие активности и самостоятельности учащих­ся, формируется творческое отношение к делу.

В современной общеобразовательной практике чаще всего при­меняются две формы: фронтальная и индивидуальная; групповая ис­пользуется гораздо реже в связи со сложностями организационно-методического характера.

Урок как основная организационная форма обучения - явление динамическое, постоянно развивающееся. Прежде всего, это выража­ется в оптимальной реализации триединой функции обучения - обра­зовательно-воспитательно-развивающей, а, следовательно, и в его на­правленности на творческое развитие природных задатков учащихся.

Все чаще в практике современной школы педагоги используют

нетрадиционные уроки, основной целью которых является формирова-

, ние у школьников положительной мотивации к учению, развитие их

творческих начал. Нестандартный урок - это урок, который имеет

нечто новое, оригинальное. Изменения возможны в целях, методах,

средствах обучения и даже в самой форме организации занятия.

В современной педагогике выделяются различные виды нестан-дартных уроков, названия которых дают некоторые представления о методике проведения таких занятий. Наиболее распространены сле-дующие группы нетрадиционных уроков:

• уроки-соревнования: конкурс, эстафета, викторина, дело­
вая игра;

• уроки, основанные на формах и методах, известных в-обще­
ственной практике: исследование, репортаж, рецензия, ин­
тервью;

• уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-
конференция, аукцион, бенефис, телепередача, устный
журнал;

• уроки, опирающиеся на фантазию: сказка, сюрприз, посидел­
ки;

• уроки, основанные на имитации проведения общественно-
культурных мероприятий: заочная экскурсия, путешествие,
литературная гостиная;

• уроки с трансформацией традиционных способов организа­
ции: лекция-парадокс, экспресс-опрос, защита оценки, за­
щита читательского формуляра.


Нестандартные уроки нравятся учащимся больше, чем традици­онные занятия,, поэтому практиковать такие уроки нужно, но превра­щать их в основную форму работы вряд ли целесообразно из-за больших временных затрат, отсутствия серьезного познавательного труда, недостаточно высокой результативности и т.п.

Кроме уроков существуют также дополнительные формы орга­низации учебного процесса.

Факультативные занятия, задача которых заключается в уг­лублении и расширении знаний в определенной области, развитии познавательных интересов и способностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащимся, но посещение становится обя­зательным в течение всего периода освоения темы. Программа фа­культатива не дублирует учебную: проверка и оценка знаний являют­ся больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставля­ется чаще всего в виде зачета.

Занятия в предметных кружках направлены на реализацию определенной образовательной программы, обеспечивающей инди­видуальные познавательные потребности и интересы учащихся. Од­нако по сравнению с факультативами данная программа является ме­нее строгой и допускает внесение корректив в зависимости от поже­ланий учащихся и изменяющихся обстоятельств деятельности. Круж­ковая работа строится на принципах добровольности, развития ини­циативы и самодеятельности учащихся.

Спецсеминары проводятся в старших классах в форме коллек­тивного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Их цель - углубление знаний, формирование оценочных суждений, ут­верждение мировоззренческих позиций. Структурно семинары начи­наются с краткого выступления педагога, затем последовательно об­суждаются объявленные вопросы, в конце занятия учитель делает обобщение.

Практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков. Они проводятся в лабораториях и мастерских, на опытных участках. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкциям педагога.

Учебные экскурсии - это специфическое учебное занятие, про­водимое в соответствии с определенной образовательной целью вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д. Значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогают установлению связи теории с практикой, способствуют решению задач эстетического вос-


питания. Экскурсии можно классифицировать в зависимости от объ­ектов наблюдения {производственные, литературные, географиче­ские и т.п.), по образовательным целям {обзорные и тематические), по месту и структуре педагогического процесса {вводные, текущие и итоговые). По времени экскурсия может занимать от 40 мин до 2,5 час. Заключительным этапом является подведение итогов в ходе бе­седы с целью приведения полученных знаний в систему.

Дополнительные занятия - групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся. Основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного ма­териала, удовлетворение повышенного интереса к изучаемому предмету. Опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление сильных учеников к слабым, повторное объяснение темы. Для удовлетворения позна­вательного интереса с отдельными учениками проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждают­ся проблемы, которые выходят за рамки обязательной программы.

Домашняя работа направлена на формирование навыков само­стоятельной работы, закрепление знаний и способов познавательной деятельности. Кроме этого, она имеет большое воспитательное зна­чение, способствует формированию чувства ответственности. усид­чивости, аккуратности, развитию воображения, креативности (при выполнении заданий творческого характера - написании сочинений, выполнении рисунков, изготовлении поделок, наглядных пособий и т.п.). Домашняя работа принципиально отличается от классной сле­дующими моментами:

• происходит без непосредственного руководства учителя, хотя
и по его указаниям;

• ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает индивидуальный темп и ритм работы, имеет возможность ис­пользовать дополнительные источники информации;

• дома нет группы учащихся, которая стимулирует здоровое
соперничество.

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целе­сообразно строить по принципу «минимум - максимум»: задания-минимум обязательны для всех; задания-максимум не обязательны и рассчитаны на учеников, имеющих склонность к данному предмету.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.