КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектив как средство воспитания 3 страница
Упражнения - повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: воспроизводящие, тренировочные, комменти-рованные упражнения. Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений -. сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблем-но-поисковые упражнения., которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, то есть это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, например, за ростом растений и развитием животных, за погодой. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, поэтому носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке), в компьютерном классе. Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Методами стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные игры, научно-познавательные споры, анализ жизнен- ных ситуаций. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе, обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения; предъявления требований; приучения их к выполнению требований и тому подобное. Группа методов контроля и самоконтроля в обучении включает методы устного и письменного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников. Методы письменного контроля в процессе обучения предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15-20 минут, так и занимающими весь урок. В последние гады все чаще стали применять контрольные письменные работы программированного типа, решение графических задач, лабораторных работ и другие. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыкав самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. Каждый метод обучения конкретизируется комплексом приемов, способов и средств организации обучающего познания. Приемы и способы реализации метода обучения используются педагогом в зависимости от особенностей учебного материала и конкретной ситуации учебно-воспитательною процесса, его личности, степени владения элементами педагогического мастерства. Выбор методов обучения обусловлен следующими положениями: педагогическая и психологическая целесообразность, функциональная определенность; направленность на организацию деятельности учителя и учащихся: на общение, обсуждение, применение знаний; соответствие возрастным возможностям школьников, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта; соответствие возрастным возможностям, общекультурной, педагогической подготовке учителя; соответствие характеру содержания изучаемого материала; соответствие методов форме обучения; соответствие методов своеобразию возникающей ситуации в процессе обучения; взаимосвязь и взаимодействие методов между собой, включенности их друг в друга, комплексности применения. Средства обучения — это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т.п. Основные функции средств обучения - информационная, дидактическая и контрольная. Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика. Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства - картины, карты, модели, реальные объекты и пр. Сложные средства: а) механические визуальные приборы -■ эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства -магнитофон, редко, проигрыватель; в) аудиовизуальные - ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения - лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети. Научное постижение природы методов и средств обучения помогает правильно понять источники научно-методического творчества, стимулировать создание новых, более интенсивных, новаторских способов обучающего взаимодействия педагога с детьми. На этой теоретической основе современные учителя-новаторы создают не только отдельные новые методы, но и конструируют цельные методические системы. С.Н. Лысенкова включает комментированное управление, работу по схемам-опорам, которые широко используются в жизненном обучающем взаимодействии детей и взрослых. Методическая система учителя труда И.П. Волкова включает широкое использование на уроке межпредметных связей, связи тео- рии с практикой, поэлементного обучения, чередования изучаемых вопросов и видов труда, периодического многократного повторения по-разному организованного изучаемого материала, вовлечения в работу в течение урока всех учащихся, обучения творчеству. Учитель В.Ф. Шаталов, широко используя известные методы и средства обучения, разработал целостную методическую систему, в центре которой задействованы опорные сигналы. Методически раскрепощенный учитель Е.Н. Ильин смело опирается на приемы и способы обыденного общения, импровизирует, педагогически переосмысливает их и превращает в оригинальную и эффективную методическую систему вовлечения учащихся в познавательно-воспитательное общение. Таким образом, методы обучения, как совокупность приемов, способов и средств научно-педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществления творческого процесса обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Всю систему методов обучения и воспитания необходимо понимать и использовать как триединство, обеспечивающее одновременно передачу знаний, умений, навыков, развивающее умственные силы и пробуждающее внутренние стимулы к познанию, оказывакщее воспитательное воздействие на ребенка. Готовясь к уроку, организации общественно полезных дел, учитель, воспитатель, тщательно продумывает свою педагогическую позицию, те методы преподавания и воспитательного взаимодействия в единой системе, которыми он будет пользоваться в отношениях с детьми. При этом необходимо добиваться, чтобы методы обучения, их система превращалась для каждого школьника в систему методов самообучения, развития самостоятельной способности приобретения, переработки, анализа фактов, их обобщения, реализации непрерывного образования. Педагог, какую бы работу он не проводил с детьми, постоянно контролирует обучающе-воспитательное действие методов обучения и воспитания. Это необходимо потому, что превращение педагогических методов во внутренние способы организации поведения и деятельности самих детей - один из важнейших каналов формирования личности. Чем более четко работают эти каналы самовоспитания, тем более ребенок предрасположен к восприятию педагогического воздействия. И чем менее ребенок присваивает педагогические методы, переносит их в арсенал собственных способов поведения и общения, тем более он подвержен случайным влияниям. ? 14. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ. НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ Форма (от лат. forma - оболочка) дословно переводится как внешнее очертание, способ существования и выражения содержания, Формы организации обучения - это внешнее выражение учебного взаимодействия педагога и учащихся. Они определяют, как в реальных условиях организовать обучение и характеризуются числом участников взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления. В истории мировой образовательной практики существовали разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых всегда было детерминировано потребностями и интересами государства. Древнейшей формой являлось индивидуальное обучение, которое порой сочеталось с индивидуально-групповым, вошедшим в массовую практику в XVI веке. В связи с прогрессивным социально-экономическим развитием образование становится массовым и возникает классно-урочная система обучения (Я.А. Ко-менский). Именно урок сохраняется и сегодня как основная форма организации образовательного процесса. Современный урок можно рассматривать с двух позиций: - как единицу учебного процесса, ограниченную временем, - как. источник развития духовных сил и творческих способно Таким образом, урок - это организационная форма обучения. при которой учитель в течение установленного времени руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом их особенностей, используя средства и методы работы для успешного овладения учениками основами изучаемого предмета, воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. Его достоинства: четкая организационная структура, экономичность, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе. Его недостатки: единый теми обучения, трудности в учете индивидуальных особенностей учеников, недостаточная обратная связь в процессе обучения. В настоящее время в зависимости от возраста учащихся и типа образовательного учреждения может варьироваться: время урока (от 35 до 90 минут); количество учащихся в классе (от 3 до 40 человек); роль участников процесса обучения. Структура урока представляет собой совокупность его этапов, выстроенных в определенной последовательности и взаимосвязи. В современной дидактике не существует общепринятой классификации уроков, но наиболее распространённой и используемой является классификация, предложенная Б.П. Есиповым, в основе которой находится основная образовательная цель. Урок усвоения новых знаний, содержанием которого является новый материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания и подготовленности учащихся в одних случаях учитель сам излагает материал, в других -проводится самостоятельная работа учащихся под руководством пе-дагога, в третьих - практикуется и то, и другое. Структура урока включает повторение предыдущего материала, является основой для изучения нового; объяснение нового материала и работа с учебником; задание на дом. Урок закрепления знаний. Его содержанием является вторичное осмысление знаний с целью их упрочения. Учащиеся в одних случаях углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают но-вые задачи на известные им правила, в третьих - воспроизводят ранее приобретённые знания и т.п. Этапы данного типа урока: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках с постепенным усложнением материала. В начале работы упражнения выполняются с большой помощью учителя, в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило следует применять. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и жизненной практике. Структура этого урока: воспроизведение теоретических знаний (базовых); выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом. На уроках обобщения и систематизации знаний воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются пробелы в знаниях учащихся. Эта уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов. Их обязательными элементами яв- ляются вступление и заключение учителя. Само обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений или беседы учителя с учащимися. Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень обученности учащихся, установить недостатки в овладении материалом, наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Комбинированный (смешанный) урок, направленный на решение нескольких дидактических задач, применяется чаще всего в начальных и младших подростковых классах. Примерная структура урока данного вида: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом. К организационным формам обучения на уроке относятся фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальном обучении учитель управляет познавательной деятельностью всего класса, работающего над общей задачей в едином для всех темпе. Педагогическая эффективность данной формы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всех школьников, обеспечить активную работу каждого. Но фронтальная работа рассчитана на абстрактную личность, не учитывает реальные возможности различных групп учащихся, побуждает учеников к единому темпу работы. Групповая форма обучения подразделяется на несколько видов. Звеньевая форма основана на том, что учащиеся разбиваются на гетерогенные группы, внутри которых школьники с различными интеллектуальными возможностями работают над единым для всего класса заданием. Кооперированно-групповая форма отличается от звеньевой тем, что в данном случае группы выполняют части единого объемного задания. На принципах самодеятельности и коллективизма построен коллективный способ обучения (КСО), основным элементом которого является работа в парах сменного состава. При данном виде работы класс обучает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной деятельности. Суть индивидуального обучения заключается в самостоятельном выполнении общих для всех заданий. Однако если учитель предлага- ет школьникам задания, дифференцированные в соответствии с их учебными возможностями и интересами, то такая форма обучения называется индивидуализированной. В этом случае делается максимальный упор на развитие активности и самостоятельности учащихся, формируется творческое отношение к делу. В современной общеобразовательной практике чаще всего применяются две формы: фронтальная и индивидуальная; групповая используется гораздо реже в связи со сложностями организационно-методического характера. Урок как основная организационная форма обучения - явление динамическое, постоянно развивающееся. Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения - образовательно-воспитательно-развивающей, а, следовательно, и в его направленности на творческое развитие природных задатков учащихся. Все чаще в практике современной школы педагоги используют нетрадиционные уроки, основной целью которых является формирова- , ние у школьников положительной мотивации к учению, развитие их творческих начал. Нестандартный урок - это урок, который имеет нечто новое, оригинальное. Изменения возможны в целях, методах, средствах обучения и даже в самой форме организации занятия. В современной педагогике выделяются различные виды нестан-дартных уроков, названия которых дают некоторые представления о методике проведения таких занятий. Наиболее распространены сле-дующие группы нетрадиционных уроков: • уроки-соревнования: конкурс, эстафета, викторина, дело • уроки, основанные на формах и методах, известных в-обще • уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- • уроки, опирающиеся на фантазию: сказка, сюрприз, посидел • уроки, основанные на имитации проведения общественно- • уроки с трансформацией традиционных способов организа Нестандартные уроки нравятся учащимся больше, чем традиционные занятия,, поэтому практиковать такие уроки нужно, но превращать их в основную форму работы вряд ли целесообразно из-за больших временных затрат, отсутствия серьезного познавательного труда, недостаточно высокой результативности и т.п. Кроме уроков существуют также дополнительные формы организации учебного процесса. Факультативные занятия, задача которых заключается в углублении и расширении знаний в определенной области, развитии познавательных интересов и способностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащимся, но посещение становится обязательным в течение всего периода освоения темы. Программа факультатива не дублирует учебную: проверка и оценка знаний являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется чаще всего в виде зачета. Занятия в предметных кружках направлены на реализацию определенной образовательной программы, обеспечивающей индивидуальные познавательные потребности и интересы учащихся. Однако по сравнению с факультативами данная программа является менее строгой и допускает внесение корректив в зависимости от пожеланий учащихся и изменяющихся обстоятельств деятельности. Кружковая работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности учащихся. Спецсеминары проводятся в старших классах в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Их цель - углубление знаний, формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Структурно семинары начинаются с краткого выступления педагога, затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы, в конце занятия учитель делает обобщение. Практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков. Они проводятся в лабораториях и мастерских, на опытных участках. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкциям педагога. Учебные экскурсии - это специфическое учебное занятие, проводимое в соответствии с определенной образовательной целью вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д. Значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогают установлению связи теории с практикой, способствуют решению задач эстетического вос- питания. Экскурсии можно классифицировать в зависимости от объектов наблюдения {производственные, литературные, географические и т.п.), по образовательным целям {обзорные и тематические), по месту и структуре педагогического процесса {вводные, текущие и итоговые). По времени экскурсия может занимать от 40 мин до 2,5 час. Заключительным этапом является подведение итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему. Дополнительные занятия - групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся. Основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к изучаемому предмету. Опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление сильных учеников к слабым, повторное объяснение темы. Для удовлетворения познавательного интереса с отдельными учениками проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются проблемы, которые выходят за рамки обязательной программы. Домашняя работа направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов познавательной деятельности. Кроме этого, она имеет большое воспитательное значение, способствует формированию чувства ответственности. усидчивости, аккуратности, развитию воображения, креативности (при выполнении заданий творческого характера - написании сочинений, выполнении рисунков, изготовлении поделок, наглядных пособий и т.п.). Домашняя работа принципиально отличается от классной следующими моментами: • происходит без непосредственного руководства учителя, хотя • ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает индивидуальный темп и ритм работы, имеет возможность использовать дополнительные источники информации; • дома нет группы учащихся, которая стимулирует здоровое Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум - максимум»: задания-минимум обязательны для всех; задания-максимум не обязательны и рассчитаны на учеников, имеющих склонность к данному предмету.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |