КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектив как средство воспитания 1 страница
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Второе положение связано с тем. что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское «collectivus» — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядка. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий. Детально определил сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный пере-ход от категорического требования учителя до свободного ния каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Первая стадия коллектива характеризуется тем, что в качеств сплачивающего средства выступают требования педагога к учащим ся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений необходимо на первых порах в каждом коллективе. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих решениях на группу учащихся. И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за сложности первого периода. Когда требует коллектив, когда коллек- тив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организационной работой. В настоящее время сложился другой подход (А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, Л.И. Уманский и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать коллектив. В ходе активной совместной деятельности у школьников образуются свои нормы и правила взаимоотношений, которые проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения недоразумений и конфликтов. Детская группа в своем развитии на пути к коллективу сегодня проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения. 1-й этап. Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. В номинальной группе осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии и антипатии, происходит первичное распределение обязанностей, приводящее к появлению лидеров. В номинальной группе каждый сам по себе. Актив у нее случайный и малочисленный, существует формально. В сочинениях учащихся старших классов, представляющих собой номинальные группы, говорится, что «среди одноклассников нет искренности», что «здесь не привыкли говорить друг другу правду в глаза». 2-й этап. Группа-ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуникативности (умение членов коллектива налаживать общение и быстро добиваться хорошего взаимопонимания). Деятельность группы-ассоциации нестабильна по целям и эффективности. Выполняются только те дела, которые интересуют всех, не требуют от участников особых усилий, длительного взаимодействия или напряжения. В остальных случаях в делах участвуют лишь активисты, а другие занимаются в основном личными проблемами. Успехи и неудачи переживаются всеми по-разному. 3-й этап. Группа-кооперация. Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. О таких классах учителя говорят, что они сильные, но не работают в полную силу. В группе- кооперации инициативный, признанный и авторитетный актив, способный напряженно работать и вести за собой всю группу. Однако здесь есть, причем отчетливо выраженные, безразличные ко всему школьники. Вместе с тем единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционапьного и волевого единства. 4-й этап. Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, что может быть в группе-кооперации, деления на объединения мальчиков и девочек. Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс «не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело», «за любое дело берется дружно, и оно всегда получается», «ребята справляются со своими поручениями добросовестно». 5-й этап. Группа-коллектив. Это высокий уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность. Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении поставленных целей. Формирование межличностных отношений в коллективе во многом определяется линией поведения педагога. Внимание и уважение к личности школьника - главное условие возникновения нормальных доверительных взаимоотношений учащихся и учителей. Стержневая характеристика личности в детском коллективе - ее самооценка. Эмоциональное благополучие, а следовательно, caмо-оценка, определяется положительным отношением окружающих. От сутствие такового может стать источником неврозов, сопровождающихся неустойчивой самооценкой, тревожностью. Эмоциональный настрой детского коллектива может как стимулировать, так и предотвращать невротические переживания детей. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Ориентирами жизнедеятельности любого детского (классного) коллектива в настоящий период общественного развития должны стать общечеловеческие ценности, которые никогда не утратят своего воспитательного предназначения (В.А. Караковский). Демократизация жизни коллектива школьников сегодня связана: - с изменением стиля педагогического общения между педаго - с соблюдением условия добровольности участия детей во - с изменением позиции ученика в учебно-воспитательном - с активизацией органов ученического самоуправления (инте - с изменением форм и методов воспитательной работы (опора Одним из путей демократизации жизни детского коллектива и реализации на практике названных условий является методика коллективного творческого воспитания (автор И. Иванов, в основу положены идеи А.С. Макаренко о самоуправлении в детском коллективе, разновозрастных объединениях к другие). Можно рекомендовать учителю, ставящему перед собой цель сделать школьные дека эмоционально более привлекительными, следующую последовательность действий: 1) объяснить всем учащимся необходимость и полезность вы 2) добиться того, чтобы каждый из членов ученического (класс 3) дать возможность учащимся некоторое время поработать без 4) где-то в середине или ближе к концу работы, когда ребята на 5) перед самым окончанием выполняемой работы включить но Важнейшими условиями создания ученического (классного) коллектива являются: 1. Наличие сплоченного коллектива педагогов с едиными требо 2. Наличие совместной деятельности и перспектив в коллективе. а) объединение учащихся вокруг целей совместной деятельности; 6) единство мнений относительно путей и средств достижения в) формирование нормативно-ценностной основы взаимодействий и взаимоотношений в ученическом коллективе, и, наконец, задача отношений между людьми. 3. Обязательная взаимосвязь первичного классного коллектива с 4. Единое общественное мнение в коллективе и защищенность 5. Бережное отношение к опыту в ученическом (классном) 6. Мажорный тон и стиль жизни в коллективе. По этому поводу а) дружеское единение членов коллектива; б) разумную активность; в) привычку торможения; г) достоинство и чувство уверенности в своих силах; д) ощущение защищенности. Первые три признака характеризуют стиль отношений в коллективе, два последние - его тон. 7. Содействие со стороны родителей и общественных детских При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как: - организационная, когда коллектив становится подлинным - воспитательная, когда детский коллектив становится носителем и - стимулирующая, когда коллектив способствует формированию ? 10. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое приказом директора школы в соответствующий класс для осуществления воспитательной работы. В теории и практике внеклассной воспитательной работы выработаны следующие основные педагогические принципы, которые должен учитывать классный руководитель в своей деятельности: 1) социальная направленность воспитания; 2) комплексное воздействие всех сторон воспитания на личность 3) постоянство, непрерывность и систематичность воспитатель 4) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и 5) гибкость педагогического руководства, опора на детское са 6) тесная связь воспитательной работы в школе с воспитанием в Функции классного руководителя: воспитательная - формирование личности и коллектива; организаторская - проведение работы по всем педагогическим аспектам; координирующая - установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса; управленческая — ведение личных дел учащихся и других документов. Осуществление названных функций связано с решением конкретных задач: всестороннее изучение учащихся, оказание им помощи в учении и развитии; забота о здоровье учащихся; решение проблем профессионального самоопределения; взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей; взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещаемостью занятий и поведением учащихся. Выполнение функциональных обязанностей и задач определяет содержание деятельности классного руководителя: - организация воспитательной работы (разнообразной практи - проведение мероприятий, способствующих физическому раз - объединение воспитательных усилий учителей, направлен - организация педагогического просвещения среди родителей Методами изучения учащихся являются: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседы, анализ результатов деятельности школьников, метод обобщения независимых характеристик и другие. Интересные методы предлагает Н.Е. Щуркова - метод недопи- Результаты изучения учащихся находят свое отражение в планировании воспитательной работы. Педагогическую деятельность, связанную с планированием, нередко называют «конструктивной», «прогностической». И в самом деле, составить план - значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь ход воспитательной работы, ее задачи, организацию, предусмотреть результаты. Продуманное планирование обеспечивает реализацию определенной системы воспитания. Источниками планирования воспитательной работы классного руководителя могут являться: - план работы школы и школьной детской организации; - данные анализа процесса и результата воспитательной рабо - предложения, желания учащихся; - социальные условия в стране; - историческая, природно-географическая обстановка той местности, где живут дети: - календарь общенародных праздников. Для того, чтобы план воспитательной работы содействовал повышению эффективности воспитания школьников, он должен отвечать ряду требований: 1) обеспечение единства цели, задач, содержания, форм и мето 2) учет возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, 3) разнообразие содержания, форм и методов воспитания; 4) реальность плана, учет фонда времени; 5) преемственность; 6) систематичность и последовательность в воспитании; 7) сочетание перспективности и злободневности в намеченных
8) единство педагогического руководства и самодеятельности 9) согласованность с планом работы школы, школьной детской Выделяют 2 вида плана воспитательной работы классного руководителя: 1. Перспективный план (на длительное время: год, полугодие). 2. Текущий (рабочий) план (на месяц, неделю, день). намеченной цели, определяя задачи работы, намечая стержневые, ведущие дела. Но в перспективном плане невозможно предвидеть и отразить все изменения динамичного воспитательного процесса, по- этому возникает потребность в текущих (рабочих) планах. В них классный руководитель детализирует формы, методы, конкретные дела, вносит изменения в их содержание, делая акцент на более актуальных вопросах жизни класса. Таким образом, план - не застывшая раз и навсегда догма, в нем возможны и допустимы изменения, дополнения, уточнения, позволяющие творчески подойти к организации воспитательной работы в классе. На сегодняшний день в школах нет единого структурного образца плана воспитательной работы. Однако на практике утвердились следующие необходимые разделы: 1. Характеристика уровня воспитанности класса и отдельных уча 2. Анализ внеклассной работы за прошедший период. 3. Воспитательные задачи. 4. Основные направления и формы воспитывающей деятельно 5. Индивидуальная работа с учащимися. 6. Работа с родителями. 7. Координация воспитательной деятельности учителей, рабо Формы планирования разнообразны. Например, распространен вариант графически-сетевого планирования, где по вертикали указывается время проведения, а по горизонтали - основные направления воспитательной деятельности и ответственные за выполнение. В плане-сетке просматривается перспектива работы, он позволяет соблюдать систему в воспитательной деятельности и избежать «накладок». Довольно длительное время в школах практикуется методика планирования воспитательной работы в детском коллективе, разработанная Н.Е. Щурковой. Цель -этой программы - формирование детского воспитательного коллектива и под его влиянием становление и развитие личности каждого ученика. Программа состоит из трех блоков. I. Формирование и развитие воспитывающего коллектива. 1. Организация самоуправления. 2. Организация радости завтрашнего дня. 3. Укрепление коллективных традиций. 4. Формирование межличностных отношений. 1. Познавательная деятельность. 3. Ценностно-ориентационная деятельность. 4. Художественно-эстетическая деятельность. 5. Общественная деятельность. 6. Физкультурно-оздоровительная деятельность. 7. Свободное общение. III. Развитие личности каждого школьника. 1. Изучение личности школьника. 2. Индивидуальное воздействие. 3. Воспитательное взаимодействие с родителями. 4. Работа с малым педагогическим коллективом. В этой программе воспитания скоординированы практически все основные направления деятельности классного руководителя. В школах используются и творческие находки О.C. Газмана. Центральная идея его программ воспитания - идея защиты ребенка (создание условий для свободного развития его духовных и физических сил). Следуя этому, главными задачами воспитательной работы классного руководителя являются: укрепление физического здоровья, формирование нравственной личности и развитие способностей учащихся. В качестве стержневых ориентиров личности выступают общечеловеческие ценности: человеческая жизнь; боготворение матери; родная земля, дом, семья; право человека на собственную уникальность, физическую и духовную самобытность; окружающая природа, продукты человеческого труда, культурное наследие различных народов и наций. Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью. Ребенку требуется защита здоровья, защита в общении, в учении, в сфере досуга и в быту. Исходя из этого, содержание воспитательной работы классного руководителя должны составлять следующие целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Наличие различных вариантов планирования воспитательной работы дает возможность классным руководителям найти оптимальную для себя и учащихся класса программу воспитания. Таким образом, хорошо продуманный план значительно облегчает управление сложным и многофакторным процессом воспитания школьников. Эффективность организации и регулирования процесса воспитания во многом зависит от таких условий, как учет интересов и потребностей современных школьников, создание атмосферы непринужденного общения, развитие детской самостоятельности, сочетание обязательности и добровольности участия школьников во внеклассной работе, наличие хорошо оборудованной материальной базы и других. Организованная классным руководителем воспитательная деятельность обязательно требует определенной системы учета, контроля и оценки результатов. Это дает возможность выявлять успехи и неудачи в работе, вносить соответствующие поправки, намечать дальнейшие перспективы развития личности школьников. Успех работы классного руководителя (воспитателя) зачастую определяется наличием у него ряда личностных и профессиональных качеств. Среди них можно выделить следующие: деловитость, принципиальность, инициативность, выдержка, общительность, компетентность, умение видеть перспективу работы и определять конкретные задачи, знание учащихся и умение максимально использовать их возможности, владение методикой организации воспитательной работы с классом и отдельными учащимися. ? 11. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков и развитие познавательных сил и способностей. Знание -это факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся. Формы знаний многообразны. Любой фактический материал при обучении подвергается осмысливанию и обобщению, на основе фактов формируются понятия и суждения. При изучении основ наук учащиеся овладевают знаниями, сформированными как закон и отражающими сущность и объективные связи явлений. Во всех случаях знания содержат отражаемые сознанием человека свойства реального мира. В знаниях заключен обобщенный опыт человечества. Применение знаний на практике ведет к формированию умений. Умения есть сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям. В процессе обучения мы встречаемся с необходимостью выра- боткк целого ряда умений: составлять план прочитанного, решать типовые задачи, делать выводы из наблюдений, препарировать, выполнять различные виды физических упражнений и так далее. Если умение путем многократного повторения доведено до степени автоматизма, можно считать, что оно перешло в навык.. Навык - это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. Навыки многообразны: учебные навыки - навык чтения, письма, устного счета и другие; трудовые - владение орудиями труда; двигательные - бег, ходьба, метание. Умения и навыки вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении. В процессе обучения решается также задача развития познавательных сил, мышления, речи, памяти, наблюдательности и овладения рациональными приемами деятельности (приемы сравнения, установления причинно-следственных связей). Решается также задача формирования устойчивых стремлений и желания учиться. Одним из основных стимулов, побуждающих к приобретению знаний, является познавательный интерес. Процесс обучения осуществляет следующие функции: образовательную, развивающую, воспитательную, а также побудительную и организационную. Они воспитывают в единстве. Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности; воспитательная - в формировании черт личности (нравственных, трудовых, эстетических и других). В процессе учения происходит также развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано и отвечает принципам развивающего обучения, разработанным в исследованиях Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.А. Мен-чинской, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и других ученых, которые отмечали необходимость учета уровня развития учащихся и активного влияния на него в процессе обучения. Обучение, осуществляемое на высоком уровне трудности, при быстрых темпах усвоения, высокой активности учащихся, способствует прогрессу в их развитии. Обучение - планомерно развивающийся под руководством учителя процесс познания. Познание учащимися действительности опирается на материалистическую теорию познания, гносеологию5 со- гласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем. Познание есть процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом: которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных, понятий. Учебное познание в отличие от научного имеет свои особенности. Так, с точки зрения психологии в процессе учения происходит усвоение знаний, которое является превращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства. Психологическая теория действительности утверждает, что психическая, внутренняя деятельность есть результат материальной, внешне выраженной действительности. Этот процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называется интериоризацией. Он составляет психологическую основу процесса учения. Усвоение выступает как внутренний процесс, а обучение - как педагогический процесс управления усвоением.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |