Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллектив как средство воспитания 1 страница




Коллектив выступает как важная форма организации воспита­ния, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формиро­вание личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания яв­ляется формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо ор­ганизованном и здоровом в социальном и духовном отношениях кол­лективе.

Второе положение связано с тем. что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитан­ника Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влия­нием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защи­щенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный кол­лектив и умело использовать его для разностороннего развития лич­ности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эф­фективность воспитания.

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в пере­воде на русский означает «объединяю», а латинское «collectivus» — со­бирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объе­динение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить от­ношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основы­ваются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядка. Личные же отно­шения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.


Детально определил сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попро­сту сумму отдельных лиц. Коллектив - это социальный живой орга­низм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависи­мость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Главным признаком коллектива является налаженность, проч­ность и действенность деловых отношений и ответственных зави­симостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в ос­нове которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объе­динение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функ­ционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зави­симостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных от­ношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность ка­ждой личности.

Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. Этапы развития коллектива, где требование вы­ступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный пере-ход от категорического требования учителя до свободного ния каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

Первая стадия коллектива характеризуется тем, что в качеств сплачивающего средства выступают требования педагога к учащим ся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторо­ну перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда око­ло вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознатель­но хотят поддерживать дисциплину. Здесь вступает в силу метод па­раллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опе­реться в своих решениях на группу учащихся.

И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за сложности первого периода. Когда требует коллектив, когда коллек-


тив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организационной работой.

В настоящее время сложился другой подход (А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, Л.И. Уманский и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать коллектив.

В ходе активной совместной деятельности у школьников обра­зуются свои нормы и правила взаимоотношений, которые проявля­ются в форме согласий или разногласий участников по разнообраз­ным вопросам. Необходимым условием единства становится выра­ботка способов оптимального и эффективного разрешения недоразу­мений и конфликтов.

Детская группа в своем развитии на пути к коллективу сегодня проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и про­являя определенные коллективистские качества и отношения.

1-й этап. Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. В номинальной группе осуществляется общее знакомство людей, воз­никают симпатии и антипатии, происходит первичное распределение обязанностей, приводящее к появлению лидеров. В номинальной группе каждый сам по себе. Актив у нее случайный и малочислен­ный, существует формально. В сочинениях учащихся старших клас­сов, представляющих собой номинальные группы, говорится, что «среди одноклассников нет искренности», что «здесь не привыкли говорить друг другу правду в глаза».

2-й этап. Группа-ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуника­тивности (умение членов коллектива налаживать общение и быстро добиваться хорошего взаимопонимания). Деятельность группы-ассоциации нестабильна по целям и эффективности. Выполняются только те дела, которые интересуют всех, не требуют от участников особых усилий, длительного взаимодействия или напряжения. В ос­тальных случаях в делах участвуют лишь активисты, а другие зани­маются в основном личными проблемами. Успехи и неудачи пережи­ваются всеми по-разному.

3-й этап. Группа-кооперация. Такая группа отличается устано­вившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к реше­нию необходимых задач, сотрудничеством. О таких классах учителя говорят, что они сильные, но не работают в полную силу. В группе-


кооперации инициативный, признанный и авторитетный актив, спо­собный напряженно работать и вести за собой всю группу. Однако здесь есть, причем отчетливо выраженные, безразличные ко всему школьники. Вместе с тем единство целей и организованное взаимо­действие при выполнении различных дел ускоряет развитие интел­лектуального, эмоционапьного и волевого единства.

4-й этап. Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, осо­бенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, что может быть в группе-кооперации, де­ления на объединения мальчиков и девочек. Группы-автономии от­личаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс «не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело», «за любое дело берется дружно, и оно всегда получается», «ребята справляются со своими поручениями добросовестно».

5-й этап. Группа-коллектив. Это высокий уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организован­ность, подготовленность, психологическая коммуникативность. Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении поставленных целей.

Формирование межличностных отношений в коллективе во мно­гом определяется линией поведения педагога. Внимание и уважение к личности школьника - главное условие возникновения нормальных доверительных взаимоотношений учащихся и учителей.

Стержневая характеристика личности в детском коллективе - ее самооценка. Эмоциональное благополучие, а следовательно, caмо-оценка, определяется положительным отношением окружающих. От сутствие такового может стать источником неврозов, сопровождаю­щихся неустойчивой самооценкой, тревожностью. Эмоциональный настрой детского коллектива может как стимулировать, так и предот­вращать невротические переживания детей. Если личность испыты­вает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной.

Ориентирами жизнедеятельности любого детского (классного) коллектива в настоящий период общественного развития должны стать общечеловеческие ценности, которые никогда не утратят своего воспитательного предназначения (В.А. Караковский).


Демократизация жизни коллектива школьников сегодня связана:

- с изменением стиля педагогического общения между педаго­
гами и учащимися (от авторитарного к демократическому);

- с соблюдением условия добровольности участия детей во
внеклассной работе;

- с изменением позиции ученика в учебно-воспитательном
процессе (от регламентации деятельности и ее сугубо испол­
нительского характера к равноправному участию в педагоги­
ческом процессе);

- с активизацией органов ученического самоуправления (инте­
ресен в этом вопросе опыт работы средних школ №№ 5, 11,
13 (МОЛ), 20 г.Тамбова и других, где систематически прохо­
дят Дни самоуправления, когда старшеклассники выступают
в роли педагогического коллектива с вытекающими отсюда
всеми атрибутами управления и руководства, организации
учебно-воспитательного процесса);

- с изменением форм и методов воспитательной работы (опора
на интерес детей, творческий характер деятельности, на ини­
циативу и самостоятельность детей).

Одним из путей демократизации жизни детского коллектива и реализации на практике названных условий является методика кол­лективного творческого воспитания (автор И. Иванов, в основу положены идеи А.С. Макаренко о самоуправлении в детском коллек­тиве, разновозрастных объединениях к другие).

Можно рекомендовать учителю, ставящему перед собой цель сделать школьные дека эмоционально более привлекительными, сле­дующую последовательность действий:

1) объяснить всем учащимся необходимость и полезность вы­
полняемой ими работы для коллектива и других людей;

2) добиться того, чтобы каждый из членов ученического (класс­
ного) коллектива ясно понимал, какую конкретную пользу лично он,
включившись в общее дело и хорошо выполнив его, принесет людям;

3) дать возможность учащимся некоторое время поработать без
включения дополнительных, эмоционально стимулирующих воздей­
ствий, так как любое новое дело вначале само по себе привлекатель­
но;

4) где-то в середине или ближе к концу работы, когда ребята на­
чинают терять к ней интерес, включить в действие эмоционально
стимулирующие факторы, например музыку, информацию о достиг­
нутых успехах;


5) перед самым окончанием выполняемой работы включить но­
вые стимулы, направленные на качественное и своевременное завер­
шение всей работы.

Важнейшими условиями создания ученического (классного) коллектива являются:

1. Наличие сплоченного коллектива педагогов с едиными требо­
ваниями к себе и воспитанникам.

2. Наличие совместной деятельности и перспектив в коллективе.
Перспектива - это будущая цель, «завтрашняя радость у человека»
(А.С. Макаренко). Следует обратить внимание на тот факт, что мно­
гие школы г. Тамбова и области при планировании воспитательной
работы в классных коллективах по КТД (коллективным творческим
делам), видам деятельности, тематическим периодам и тому подоб­
ному в разделе «Организация ученического (классного) коллектива»
предусматривают решение социально-психологических задач:

а) объединение учащихся вокруг целей совместной деятельности;

6) единство мнений относительно путей и средств достижения
поставленных целей;

в) формирование нормативно-ценностной основы взаимодейст­вий и взаимоотношений в ученическом коллективе, и, наконец, зада­ча отношений между людьми.

3. Обязательная взаимосвязь первичного классного коллектива с
коллективом общим для сформиррванности чувства сопереживания.

4. Единое общественное мнение в коллективе и защищенность
личности в нем, что, конечно, не должно означать вседозволенность и
всепрощенчество.

5. Бережное отношение к опыту в ученическом (классном)
коллективе и наличие сложившихся традиций.

6. Мажорный тон и стиль жизни в коллективе. По этому поводу
А.С, Макаренко выделял пять признаков оптимального функциони­
рования коллективов:

а) дружеское единение членов коллектива;

б) разумную активность;

в) привычку торможения;

г) достоинство и чувство уверенности в своих силах;

д) ощущение защищенности.

Первые три признака характеризуют стиль отношений в коллек­тиве, два последние - его тон.

7. Содействие со стороны родителей и общественных детских
объединений в укреплении воспитательных функций коллектива.


При правильной и целенаправленной организации воспитатель­ной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельно­сти, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые спо­собствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся. Наиболее существенными психологическими и нравствен­ными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех уча­щихся в решении совместно поставленных задач. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:

- организационная, когда коллектив становится подлинным
субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

- воспитательная, когда детский коллектив становится носителем и
пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

- стимулирующая, когда коллектив способствует формированию
нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регу­
лирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

? 10. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель - непосредственный и основной органи­затор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое приказом директора школы в соответствующий класс для осуществления воспитательной работы.

В теории и практике внеклассной воспитательной работы выра­ботаны следующие основные педагогические принципы, которые должен учитывать классный руководитель в своей деятельности:

1) социальная направленность воспитания;

2) комплексное воздействие всех сторон воспитания на личность
школьников;

3) постоянство, непрерывность и систематичность воспитатель­
ной работы;

4) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и
организация работы в соответствии с их интересами и склонностями;


5) гибкость педагогического руководства, опора на детское са­
моуправление;

6) тесная связь воспитательной работы в школе с воспитанием в
семье, во внешкольных учреждениях (учреждениях дополнительного
образования).

Функции классного руководителя: воспитательная - формирова­ние личности и коллектива; организаторская - проведение работы по всем педагогическим аспектам; координирующая - установление взаи­модействия между всеми участниками воспитательного процесса; управленческая — ведение личных дел учащихся и других документов.

Осуществление названных функций связано с решением кон­кретных задач: всестороннее изучение учащихся, оказание им помо­щи в учении и развитии; забота о здоровье учащихся; решение про­блем профессионального самоопределения; взаимодействие с роди­телями и помощь им в воспитании детей; взаимодействие с учителя­ми класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемо­стью, посещаемостью занятий и поведением учащихся.

Выполнение функциональных обязанностей и задач определяет содержание деятельности классного руководителя:

- организация воспитательной работы (разнообразной практи­
ческой деятельности, оказание помощи в развитии учениче­
ского самоуправления, вовлечение учащихся в кружковую
работу и объединения по интересам);

- проведение мероприятий, способствующих физическому раз­
витию и укреплению здоровья учащихся;

- объединение воспитательных усилий учителей, направлен­
ных на развитие интеллектуального уровня школьников;

- организация педагогического просвещения среди родителей
вверенного класса.

Методами изучения учащихся являются: наблюдение, экспери­мент, анкетирование, беседы, анализ результатов деятельности школьников, метод обобщения независимых характеристик и другие.

Интересные методы предлагает Н.Е. Щуркова - метод недопи-
санного тезиса, альтернативный тезис, тематический апперцептивный
тест, метод опросника, метод ранжирования, метод ассоциативного
теста, метод «рассказ с ошибками», метод фантастического выбора и
другие.

Результаты изучения учащихся находят свое отражение в плани­ровании воспитательной работы. Педагогическую деятельность, свя­занную с планированием, нередко называют «конструктивной»,


«прогностической». И в самом деле, составить план - значит проду­мать и представить себе в общем и в деталях весь ход воспитательной работы, ее задачи, организацию, предусмотреть результаты. Проду­манное планирование обеспечивает реализацию определенной систе­мы воспитания.

Источниками планирования воспитательной работы классного руководителя могут являться:

- план работы школы и школьной детской организации;

- данные анализа процесса и результата воспитательной рабо­
ты за прошедший период;

- предложения, желания учащихся;

- социальные условия в стране;

- историческая, природно-географическая обстановка той местности, где живут дети:

- календарь общенародных праздников.

Для того, чтобы план воспитательной работы содействовал по­вышению эффективности воспитания школьников, он должен отве­чать ряду требований:

1) обеспечение единства цели, задач, содержания, форм и мето­
дов воспитательной работы;

2) учет возрастных, индивидуальных особенностей учащихся,
уровня их воспитанности и условий жизни;

3) разнообразие содержания, форм и методов воспитания;

4) реальность плана, учет фонда времени;

5) преемственность;

6) систематичность и последовательность в воспитании;

7) сочетание перспективности и злободневности в намеченных
видах работы;

 

8) единство педагогического руководства и самодеятельности
учащихся;

9) согласованность с планом работы школы, школьной детской
организации.

Выделяют 2 вида плана воспитательной работы классного руко­водителя:

1. Перспективный план (на длительное время: год, полугодие).

2. Текущий (рабочий) план (на месяц, неделю, день).
Перспективный план обеспечивает систематическое движение к

намеченной цели, определяя задачи работы, намечая стержневые, ведущие дела. Но в перспективном плане невозможно предвидеть и отразить все изменения динамичного воспитательного процесса, по-


этому возникает потребность в текущих (рабочих) планах. В них классный руководитель детализирует формы, методы, конкретные дела, вносит изменения в их содержание, делая акцент на более акту­альных вопросах жизни класса. Таким образом, план - не застывшая раз и навсегда догма, в нем возможны и допустимы изменения, до­полнения, уточнения, позволяющие творчески подойти к организа­ции воспитательной работы в классе.

На сегодняшний день в школах нет единого структурного образ­ца плана воспитательной работы. Однако на практике утвердились следующие необходимые разделы:

1. Характеристика уровня воспитанности класса и отдельных уча­
щихся.

2. Анализ внеклассной работы за прошедший период.

3. Воспитательные задачи.

4. Основные направления и формы воспитывающей деятельно­
сти классного коллектива.

5. Индивидуальная работа с учащимися.

6. Работа с родителями.

7. Координация воспитательной деятельности учителей, рабо­
тающих в классе.

Формы планирования разнообразны. Например, распространен ва­риант графически-сетевого планирования, где по вертикали указывает­ся время проведения, а по горизонтали - основные направления воспи­тательной деятельности и ответственные за выполнение. В плане-сетке просматривается перспектива работы, он позволяет соблюдать систему в воспитательной деятельности и избежать «накладок».

Довольно длительное время в школах практикуется методика планирования воспитательной работы в детском коллективе, разрабо­танная Н.Е. Щурковой. Цель -этой программы - формирование дет­ского воспитательного коллектива и под его влиянием становление и развитие личности каждого ученика. Программа состоит из трех блоков.

I. Формирование и развитие воспитывающего коллектива.

1. Организация самоуправления.

2. Организация радости завтрашнего дня.

3. Укрепление коллективных традиций.

4. Формирование межличностных отношений.
' И. Организация воспитывающей деятельности.

1. Познавательная деятельность.
• 2. Трудовая деятельность.


3. Ценностно-ориентационная деятельность.

4. Художественно-эстетическая деятельность.

5. Общественная деятельность.

6. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

7. Свободное общение.

III. Развитие личности каждого школьника.

1. Изучение личности школьника.

2. Индивидуальное воздействие.

3. Воспитательное взаимодействие с родителями.

4. Работа с малым педагогическим коллективом.

В этой программе воспитания скоординированы практически все основные направления деятельности классного руководителя.

В школах используются и творческие находки О.C. Газмана. Центральная идея его программ воспитания - идея защиты ребенка (создание условий для свободного развития его духовных и физиче­ских сил).

Следуя этому, главными задачами воспитательной работы классного руководителя являются: укрепление физического здоровья, формирование нравственной личности и развитие способностей уча­щихся. В качестве стержневых ориентиров личности выступают об­щечеловеческие ценности: человеческая жизнь; боготворение матери; родная земля, дом, семья; право человека на собственную уникаль­ность, физическую и духовную самобытность; окружающая природа, продукты человеческого труда, культурное наследие различных на­родов и наций.

Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью. Ребенку требуется защита здоровья, защита в общении, в учении, в сфере досуга и в быту. Исходя из этого, содержание воспитательной работы классного руководителя должны составлять следующие целе­вые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Наличие различных вариантов планирования воспитательной работы дает возможность классным руководителям найти оптималь­ную для себя и учащихся класса программу воспитания. Таким обра­зом, хорошо продуманный план значительно облегчает управление сложным и многофакторным процессом воспитания школьников.

Эффективность организации и регулирования процесса воспита­ния во многом зависит от таких условий, как учет интересов и по­требностей современных школьников, создание атмосферы неприну­жденного общения, развитие детской самостоятельности, сочетание


обязательности и добровольности участия школьников во внекласс­ной работе, наличие хорошо оборудованной материальной базы и других.

Организованная классным руководителем воспитательная дея­тельность обязательно требует определенной системы учета, контро­ля и оценки результатов. Это дает возможность выявлять успехи и неудачи в работе, вносить соответствующие поправки, намечать дальнейшие перспективы развития личности школьников.

Успех работы классного руководителя (воспитателя) зачастую определяется наличием у него ряда личностных и профессиональных качеств. Среди них можно выделить следующие: деловитость, прин­ципиальность, инициативность, выдержка, общительность, компе­тентность, умение видеть перспективу работы и определять конкрет­ные задачи, знание учащихся и умение максимально использовать их возможности, владение методикой организации воспитательной ра­боты с классом и отдельными учащимися.

? 11. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения представляет собой совокупность последо­вательных действий учителя и учащихся, направленных на созна­тельное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков и раз­витие познавательных сил и способностей.

Знание -это факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся.

Формы знаний многообразны. Любой фактический материал при обучении подвергается осмысливанию и обобщению, на основе фак­тов формируются понятия и суждения. При изучении основ наук учащиеся овладевают знаниями, сформированными как закон и от­ражающими сущность и объективные связи явлений.

Во всех случаях знания содержат отражаемые сознанием челове­ка свойства реального мира. В знаниях заключен обобщенный опыт человечества. Применение знаний на практике ведет к формирова­нию умений.

Умения есть сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям.

В процессе обучения мы встречаемся с необходимостью выра-


боткк целого ряда умений: составлять план прочитанного, решать типовые задачи, делать выводы из наблюдений, препарировать, вы­полнять различные виды физических упражнений и так далее. Если умение путем многократного повторения доведено до степени авто­матизма, можно считать, что оно перешло в навык..

Навык - это автоматизированное, привычное, безошибочно вы­полняемое определенным способом действие. Навыки многообразны: учебные навыки - навык чтения, письма, устного счета и другие; трудовые - владение орудиями труда; двигательные - бег, ходьба, метание.

Умения и навыки вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении.

В процессе обучения решается также задача развития познава­тельных сил, мышления, речи, памяти, наблюдательности и овладе­ния рациональными приемами деятельности (приемы сравнения, ус­тановления причинно-следственных связей). Решается также задача формирования устойчивых стремлений и желания учиться.

Одним из основных стимулов, побуждающих к приобретению знаний, является познавательный интерес.

Процесс обучения осуществляет следующие функции: образо­вательную, развивающую, воспитательную, а также побудительную и организационную. Они воспитывают в единстве.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, уме­ний и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов дея­тельности; воспитательная - в формировании черт личности (нравст­венных, трудовых, эстетических и других). В процессе учения проис­ходит также развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы лично­сти. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано и отвечает принципам развивающего обучения, разра­ботанным в исследованиях Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.А. Мен-чинской, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и других ученых, которые отмечали необходимость учета уровня развития учащихся и активно­го влияния на него в процессе обучения. Обучение, осуществляемое на высоком уровне трудности, при быстрых темпах усвоения, высо­кой активности учащихся, способствует прогрессу в их развитии.

Обучение - планомерно развивающийся под руководством учи­теля процесс познания. Познание учащимися действительности опи­рается на материалистическую теорию познания, гносеологию5 со-


гласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем.

Познание есть процесс отражения реальности в сознании, ак­тивная умственная и эмоциональная деятельность, результатом: кото­рой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных, по­нятий. Учебное познание в отличие от научного имеет свои особен­ности. Так, с точки зрения психологии в процессе учения происходит усвоение знаний, которое является превращением внешнего по отно­шению к личности опыта во внутренние ее свойства. Психологиче­ская теория действительности утверждает, что психическая, внутрен­няя деятельность есть результат материальной, внешне выраженной действительности. Этот процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называ­ется интериоризацией. Он составляет психологическую основу про­цесса учения. Усвоение выступает как внутренний процесс, а обуче­ние - как педагогический процесс управления усвоением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.