КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истина школы 4 страница
* * *
Вот ещё страницы, которые указывают нам путь утверждения гуманности в образовании. Человека можно развить гуманно не только изучением классических языков и так называемых гуманитарных наук, но ещё гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией, историей, литературой, природой. Только надо, чтобы они давали пищу духу, которая развивает и укрепляет его. Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие будет заключаться собственно не в различии наук, но в различии способа их изучения. Можно из истории сделать реальную науку, можно из Закона Божия сделать тоже реальную науку. И наоборот, можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке, и даже обучение грамоте можно сделать гуманным и реальным. В гуманно-образовательном влиянии учения надобно отличать собственно два влияния: влияние науки и влияние самого учения. Уничтожьте школьную скуку – и вся смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой. Это мысли Константина Дмитриевича Ушинского.
* * *
Спешу задать вопросы Учителю: – Что значит «религиозный элемент» и какую роль играет он в гуманизации образования? Ответ: – Если мы не ставим религию средоточием гуманизации образования, то только потому, что она должна стоять во главе его, и потому, что вообще не ставим религиозного воспитания в числе наук. – В чём различие между религией и наукой? Ответ: – Наука изучает только постижимое, религия устремляет дух человека к вечному и вечно непостижимому. Сознательная мысль есть основание науки; врождённая каждому человеку вера – основание религии. – Что вы скажете о религии в образовании? Ответ: – Для многих наша народная религия, как необходимый элемент воспитания, кажется требованием излишним и стеснительным. Тем не менее, не только всякий воспитатель, но даже всякий, кто не хочет показать, что он не любит и не уважает своего народа, должен, если не с любовью, то с глубочайшим уважением прикасаться к тем его убеждениям, с которыми неразрывно срослось всё то, что есть лучшего в его народе. – Учитель, надо ли нам воспитывать религиозность? Ответ: – Задача истинного воспитания в данном случае ограничивается только доставлением детям возможно более широкого материала для их свободного религиозного творчества. – И как это может произойти? Ответ: – Религиозное развитие ребёнка должно быть плодом его самостоятельного, самобытного творчества, в результате которого ему должна быть дана возможность прийти к своей собственной религии, выросшей свободно и естественно изнутри, а не навязанной путём прямого или косвенного насилия извне. – Значит, если я вас правильно понял, религиозный элемент одухотворяет и гуманизирует образование, так? И я чувствую ответ Учителя: – Так! Быть мастерской гуманности – это есть Истина Школы, а гуманность в образовании неразделима с религиозностью – это и есть Истина Школы.
* * *
Друзья Школы! Поможем Родной Школе! Нужно обновить знания, которым учим! Спешат чудесные открытия! Они о мощи Слова и о волновой генетике, о душе человека и о физическом Вакууме, о цвете и о химизме любви, о чувствах и о Высших Мирах, о разуме клеток и об отзывчивости воды, о вере и о назначении участков мозговых клеток, о жизни и о жизни после жизни, о молитвах и о вибрациях молитв, о сущности мысли и о психической энергии, о строении микромира и о строении галактики, о прошлом человечества и о научной астрологии... Спешат открытия! Религия и наука всё больше пересекаются между собой, святые отцы и учёные вот-вот поймут, что они едины. Языки приоткрывают завесы своих тайн. Алфавиты мира начинают кое о чём рассказывать о себе. История Планеты то и дело поражает неизвестными дотоле фактами. Минеральное царство, растительное царство, животное царство начинают говорить с человеком. Воздушные сферы, глубины океанов, горные сокровища раскрывают свои тайны. Человек всё больше поражается своим фантастическим возможностям. Открытия спешат! Каждая крупица знаний достаётся человечеству трудом Титанов и потоками пота, горением сердца и напряжением ума. И, тем не менее, человечество всё больше отодвигает горизонты умственных состязаний.
* * *
Открытия спешат! Но школьные программы далеки от совершенства. Они не любят глядеть на горизонты уже открытых знаний, а упорно держатся за обветшалые знания. В программах много заблуждений и даже ложных сведений. Ими заполнены учебники. Смятение – вот что вызывают ложные сведения в умах молодых людей. Нас спрашивают: Справедливо ли, что молодому поколению не достаются лучшие достижения? Не стыдно ли нам, что в программах сохраняются заблуждения, и ими обременяется сознание молодых? Мы даём в руки молодых связки ключей от прошлого с наивной надеждой, что они ими откроют врата Будущего. Школьники, обученные по стандартизированным программам, не станут восклицать с удивлением, как Иммануил Кант: «Меня поражают две вещи: звёздное небо надо мною и нравственный закон во мне». Программы просто не хотят развивать в учениках великое чувство любознательности, и даже притупляют чувство удивления ко всему тому, что действительно этого заслуживает. Программы прикрывают торжественный блеск знаний. Программы почитают только и только ограниченное трёхмерностью мышление, не допуская расширение сознания измерением духовности. Программы глухи к понятиям, из которых вырастает личность и гражданин, очеловеченный и одухотворённый человек. Родина, патриотизм, героизм, герои, служение, дух, народ, нация, культура, природа, религия, святые, святыни, честность, совесть, любовь, долг – все они и родные с ними понятия стали для программ и учебников пасынками. Открытия спешат, но спешит и тьма! Чудесные знания могут стать чудовищными! Уже сейчас тёмные учёные в тёмных лабораториях переплавляют чудесные знания в чудовищные орудия разрушения, отравления, порабощения, насилия и смерти. Чудесные знания, которым было суждено облагораживать мир, разрушают культуру, насильно меняют божественный образ человека, его сознание и жизненные интересы, культивируют невежество и хамство, разврат и предательство. Наука без духовно-нравственных оснований становится опасной! Сказал мудрец: знания в руках необлагороженного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего. Истина Школы – в торжестве Света.
* * * Поможем Родной Школе! Кто чем может! В первую очередь, нужно проверить достоверность программных знаний и убрать ошибки, заблуждения, а то и преднамеренную ложь. Кто возьмёт на себя этот сизифов труд? Пожалуйста, не откажитесь! Во вторую очередь, нужно освободить программы от устарелых знаний. Они были когда-то хороши и прекрасны, но они выполнили свою почётную миссию – продвинули наше сознание. Но теперь они как гири на ногах наших ланей. Им нужны крылья, а не гири! Кто этим займётся? Очень тяжёлая будет у вас работа, восстанут поборники устарелых знаний, не дадут трогать программы, которые уже стандартизированы, уже утверждены и прочно внедрены! Но вы – герои Духа! Восполнитесь решимостью и сделаете великое дело! Далее нужно свершить самое главное: наполнить программы живой жизнью и знаниями, которые есть синтез горизонтов открытий и которые ведут мысль за горизонты. Знания в программах – как живые существа, они должны радовать каждого встречного и каждого познающего их. Знания в программах – как чудеса, умеющие вызывать восхищение, удивление, благоговение. От них должна исходить свежесть, а не удушение от сырости и плесени. Знания в программах – как поток мотивов, как увлечение, устремление, а не как скука, наводящая уныние и безнадёжность. Знания в программах – как мозаика Единого и Целого – Духа и Материи, а не как песок в мешке без формы и без синтеза. Программы – как смысл созидания настоящего, как творчество, устремлённое в будущее, как забота и озабоченность о жизни на Земле. Знания в программах – как стрелы в расширенное сознание и как скале духовности. Программы – как шествие без запретов и ограничений в Царстве Мысли. Кто? Кто? Кто? Кто готов положить жизнь свою, чтобы вернуть Школе огонь, пламя, факел, вернуть Свет? Нужна армия бесстрашных, талантливых, устремлённых, нужна армия героев духа, воинов Света! Кто маршалом станет? А полководцами? А преданными офицерами и солдатами? Вооружайтесь и захватите цитадель штурмом! Время не ждёт! Только солнечные знания, насыщенные элементом духовности и обрамлённые в оправе нравственности, есть Истина Школы.
* * *
Была у людей дарованная Богом Книга Жизни – Голубиная Книга. Она покоилась в Храме Знаний. Книга была чудотворная: каждый день в полночь в ней появлялась новая страница, на которой были записаны новые знания. И был у людей Мудрец, которому были доверены Храм и Книга. С наступлением полуночи он с трепетом ждал мгновения, когда ниоткуда возникала новая страница. Потом до восхода Солнца с упоением изучал новые знания. А с восходом Солнца выходил на площадь и сообщал о них народу – и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, всем, всем, всем. Люди, воодушевлённые мудрецом, в тот же день претворяли в жизнь новые знания, и жизнь их становилась краше, радостнее, умнее и светлее. Это движение к Свету называли они эволюцией. Творчество и устремлённость облагораживали каждого. Люди не забывали о Творце, восхваляли Его и были щедры и добры ко всем. Но вот однажды, когда Мудрец молился у алтаря перед Книгой Жизни – Голубиной Книгой, и с трепетом ожидал появления новой страницы, откуда ни возьмись возник перед ним лукавый в облике ангела. И он сказал Мудрецу строго: – От имени Бога запрещаю тебе впредь давать людям знания из новых страниц! Он положил камень на только что появившуюся страницу. Мудрец обеспокоился. – Что же тогда я буду говорить людям?! Ответил лукавый в образе ангела: – Говори только о знаниях, которые записаны на страницах, открывшихся до сегодняшнего дня! – До каких пор так будет? – успел спросить Мудрец. – Пока не будет снят запрет! – и лукавый исчез. Опечалился Мудрец. Но подчинился запрету, ибо, как он поверил, запрет был от Бога. Шло время, шли годы. Страниц под камнем стало во много раз больше, чем страниц, дозволенных для чтения. Мудрец, как и прежде, встречал в полночь появление новой страницы. И страстное любопытство заставляло его отодвигать камень и постигать новые знания. Они были чудесными и восхитительными и могли бы продвинуть жизнь людей дальше. Потом опять клал камень на место, выходил с печальным лицом на площадь и нудно повторял людям старое. Со временем, отдалившись от новых знаний, люди становились безликими. Жизнь для них помрачнела и погрустнела. Цветы, которые расцветали в их душах, увяли и покрылись зарослями. Сорняками покрылась и жизнь. Люди быстро начали стареть и рано умирать. И с детьми тоже происходило что-то неладное: они взрослели не как дети, а как старики, и были недоумками. Книга Жизни – Голубиная Книга, дарованная от Бога, была забыта. Было забыто и имя Бога. И вот однажды, войдя в полночь в Храм Знаний, Мудрец увидел у алтаря Книги Жизни маленького дряхлого мальчика. Сбросив камень с Книги, он с упоением и самозабвенно вчитывался в запретные страницы. По тому, как он читал, с него сходила преждевременная старость; дочитав только что появившуюся свежую страницу, перед Книгой Жизни – Голубиной Книгой стоял двадцатилетний одухотворённый молодой человек. Он обернулся и увидел Мудреца, напуганного тем, что нарушен запрет. – Мудрец, – сказал молодой человек, – я слушал тебя десять лет и, слушая, не рос, а старел. Для моего роста мне нужна была свежая пища для духа, а ты давал мне и другим пищу негодную! Почему ты положил камень на эти чудесные страницы? Мудрец опустил голову и виновато сказал: – Не я положил камень, а посланник от Бога!.. Это Он запретил... Но юноша не стерпел: – Мудрец, Бог не мог такое допустить, ибо Сам подарил людям Книгу Жизни – Голубиную Книгу!.. Запрет этот от лукавого, и он в тебе самом!.. Юноша подошёл к Мудрецу, взглянул ему в глаза и сказал с мольбой и надеждой: – Мудрец, народ страдает и гибнет, надо спешить... Ну как, пойдёшь со мной на площадь, чтобы объявить людям о новых знаниях, или ты будешь ждать снятия запрета?
Это о нас, учитель! Дождёмся ли, пока армия спасения принесёт нам весть о снятии запрета, или, не медля, расскажем своим ученикам о горизонтах познания? Какой нужен ученикам учитель? Нужен учитель, который идёт новыми путями, и каждое слово его, каждый поступок несут печать незабываемой новизны – это есть Истина Школы.
* * *
Друзья Школы! Поможем Родной Школе! Нужно развить в детях искусство мышления и воспитывать в них ответственность за свои мысли. Человек – мыслящее существо, и это есть самое важное качество, которое даровано нам от Бога и которое делает нас подобными образу Бога. Мысль есть величайшая энергия, выше которой нет энергии. Ею можно созидать, но ею же можно разрушать. Мысль и творчество стоят во главе угла всего того, чем мы гордимся. Творчество, рождённое в мысли, облагораживает Планету, облагораживает нас самих, вносит свой вклад в космическое созидание. Но мысль и злоба, мысль и ненависть тоже стоят во главе угла всех бед, трагедий, необустройств, которые переживало и переживает человечество и каждый человек в отдельности. Говорят мудрецы: «Самые ужасные бедствия в жизни человечества происходили (и добавим от себя – происходят) от неумения мыслить; а расплывчатое мышление и необузданность чувств вели (и добавим от себя – ведут) к пропасти целые народы». Суть мысли ускользает от нас. Мы склонны видеть внешние наряды мысли, нежели саму мысль, и эти внешние наряды принимаем за мысль. Мы говорим о логике мышления, об аналитическом мышлении, о критическом мышлении, об образном, о наглядном мышлении, о профессиональном мышлении и т.д. и т.п. Говорим о смокинге с бабочкой, но не о самой мысли, которая есть суть всего. Сама мысль, само мышление незнакомы нам. Вообразите себе водородную бомбу (простите за ужас), которой создатели придали миловидную форму и разукрасили цветами радуги. Неужели мы будем прельщаться внешним видом и не захотим даже узнать, на что она способна?
* * *
Наша свобода зависит от свободы мысли. Рабство начинается там, где порабощена мысль. Говорят нам мудрецы: «Люди замкнули полёт мысли разными условными ограничениями. Вместо освобождения мысли получилась мрачная темница». Наша педагогическая мысль порабощена условностями трехмерного восприятия мира, формальной логикой, что влечёт за собой недопонимание и заблуждения. Смотрите, как скользит и блуждает наша мысль вокруг понятия о гармоничном развитии. Говорим о равномерной нагрузке левого и правого полушарий головного мозга, о сбалансированном сочетании гуманитарных и естественно-математических наук в содержании образования, о всестороннем развитии и обо всём другом. Но всё впустую. А ведь суть гармонии в совершенно ином: она в искусстве мышления. «Много размышлений нужно, чтобы почуять благо гармонии», и «лишь искусство мышления может утончать чувства». Гармония духа связана с расширением сознания, с пониманием единства Вселенной с вечностью жизни. Нас упрекают мудрецы: «Искусство мышления отторгнуто, и нигде о нём не указано в школах».
* * *
Кое-кто скажет нам: «А логика мышления разве не есть искусство мышления?» Вот ответ: «Это есть логика внешнего мышления, которую утверждают школьные программы и учебники, основанные на трёхмерном восприятии». Возмутятся: «А какая есть ещё другая логика?» Вот ответ: «Другая логика – ментального синтеза. Она черпает открытия из пространственного мышления». Но будет ли легко понять ограниченному сознанию такую логику, если добавить ещё, что эти открытия кажутся человеку счастливой случайностью, но эта случайность уже зрела в пространстве целое столетие. Как вмещать в формальную внешнюю логику понятие чувствознания? Но успокоим защитников внешней логики: она нужна, она необходима, нужно и аналитическое суждение, синтетическое суждение, нужны силлогизмы, очевидности, наглядности, нужно уважать профессиональное мышление. Но есть же разница между Небом и землёю? Матерь земли есть Небо, также матерь внешней логики есть логика внутренняя. Нужно расширить сознание, чтобы приблизиться к искусству мышления. Говорят мудрецы: «Расширенное сознание даёт лучшую возможность улавливать узлы пространственной мысли».
* * *
Искусство мышления есть Высшая Красота. А Красота призвана спасти мир. Искусство мышления не есть некое таинство, некое оккультное сосредоточение. И мыслитель тоже не есть особая порода человека. Нужно лишь чистое сердце и добросовестность. Нужна лишь устремлённость к Всеобщему Благу. Нужно лишь осознание понятий: Жизнь, Человек, Создатель. Искусство мышления воспитуемо и развиваемо, и каждый ребёнок может быть направлен к Высшей Красоте мышления. Искусство мышления следует рассматривать как свойство каждого человека, как здоровье народа, как условие процветания государства. Как движение к вершинам культуры, как движение человечества по эволюционному пути и восхождение по лестнице Иакова. Оглянемся вокруг: неужели скажет кто, что не нужно заботиться о добромыслии, прекрасномыслии, сердечномыслии, мудромыслии? Кто скажет, что всё это излишества мысли? Никто не дерзнёт произвести кощунство. Но мало кто устремится – в школе, в семье, в обществе – к воспитанию этих достойных качеств мышления. Надо полюбить само мышление, надо уметь устремить мысль к Благу, к Будущему, к Богу. Скажет ли кто, что надо подождать с таким воспитанием, что у нас в образовании дела поважнее? Что у нас нет времени на это? Нужны учителя – герои духа – которые покажут каждому, в какое величайшее благо обернётся забота о воспитании и развитии искусства мышления в детях. Если человечество выживет на земле, и если оно обретёт свободу – то это будет торжество облагороженной и возвышенной мысли. Если же человечество погибнет или окажется в рабстве – это тоже будет торжество мысли, но озлобленной, тёмной.
* * *
Друзья Школы! Поможем Родной Школе! Обличают нас мудрецы: «Простую задачу олимпийских игр люди способны венчать лучшим венцом. Но где же осознание и поощрение мысли?» «Уши не могут вместить гром рукоплесканий за прыжок. Но каждый прыжок мысли будет заподозрен и осмеян». Понесём детям прекрасное слово об Искусстве Мышления. Взрастим в них любовь к самому процессу мышления. Устремим их мысль к Всеобщему Благу, к Создателю. Дадим почувствовать красоту и величественность возвышенной мысли. На простых приборах и на жизненном опыте покажем им силу мысли. Направим их взор на чувствознание, которое в сердце. Откроем им врата душевной гармонии, ключом которой является Искусство Мышления. Породим в них ответственность за чистоту и красоту своих мыслей. Раскроем в них вечно возвышающее чувство заботы о добром, о совершенствовании Жизни. Поможем им искать в себе своё предназначение, открыть в себе свои мысли, с которыми они пришли на Землю. Призовём их стать воинами Света. Создадим им лучший учебник об Искусстве Мышления, о Мудроречии, который расскажет им об основах Жизни, о жизни и мыслетворчестве величайших сподвижников и героев человечества, раскроет корни народной мудрости, даст возможность сравнить величие мысли с величием Вселенной. Поспешим. Однако не забудем наставление мудрецов: – Навязывать свои мысли молодому поколению есть тяжкое преступление, ибо у них есть свои. Нужно только уметь открыть перед ними врата в Царство Мысли. Не забудем ещё наставление Метра: – Нас будут преследовать недостатки нашего собственного образования, образования того поколения, которое призвано думать об образовании будущих поколений. Извинимся перед детьми, и тоже устремимся к постижению Искусства Мышления. В каждом ребёнке должны быть воспитаны и развиты Искусство Мышления и ответственность за свои мысли – это есть Истина Школы.
* * *
Друзья Школы! Трудно ли понять, что Школа создана для детей, а не дети созданы для Школы. Потому нам надо знать, кто есть Дети. Где Антология Гуманной Педагогики? Где томик Метра педагогики Яна Амоса Коменского? Там написан лучший ответ, кто есть дети. Смотрите, что он нам скажет: «Если бы кто-либо пожелал основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так предписывает нам попечение о них, тот найдёт для этого много причин. Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то посмотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божьему. Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и облагодетелей Вселенной, наместников Бога среди творений, но и наравне с нами соучастников Христа, царских жрецов, избранный народ, спутников ангелов, судей дьяволов, утешение небес, ужас ада, наследников небес во все века. Что можно придумать более возвышенного?»
Дети – это народ, действующий в Истине. Потому забота о детях есть Истина Школы.
* * *
Среди детей есть «быстроходы». О них напутствует мудрость, и я беру томик Живой Этики из Антологии Гуманной Педагогики. Там написано: «Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль должен спустить паруса для равнения строя, то не будет ли это ущемлением возможностей? Знаете ли вы, как создалась стройность устремления корабля? И не построен ли он для принятия наибольшей опасности? Как расходовать его для перевозки мороженых овощей! Всегда сохраните возможность ответственного продвижения. Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель зорко распознаёт могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы. По этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость».
Поощрение неповторимости духа – это есть Истина Школы.
* * *
Друзья Школы! Из глубин XI века звучит голос мудреца Омара Хайяма: «Пока на Школу не назначена цена, Просить у Власти хлеб она должна. Наверно, Школа плохо Власть учила, Раз милостыней жить обречена».
* * *
Поможем Родной Школе! Нет ли среди вас влиятельных, которые имеют доступ к власти? Над Школой сгущается смог – это иерархия начальников и иерархия так называемого управленческого аппарата, иерархия власти. Что значит начальник? Это очень хорошее слово. Слово «власть» тоже хорошее. Но сделали их плохими. Слово «начальник» могло бы иметь прекрасный смысл. Почему бы не мыслить в нём того, кто бережёт Начало от искажений и разрушений? Почему управленец не тот человек, кто бережёт волю Истины Школы? А почему власть именно грубая сила, а не проявление воли и любви Создателя? Но начальники уходят от Начала, а власть в руках многих из них превращается в насилие над Школой. Начальствовать – значит принуждать, заставлять, навязывать, запрещать, диктовать, приказывать, указывать, отказывать, проверять, наказывать. У начальников своя истина, и питается она мотивами личными, политическими, конъюнктурными, экономическими, глобалистическими, скрытыми, а то и корыстными. Мотивы, в которых унижается Истина Школы, возникают на красном ковре коридора власти. Скажем начальникам, если не всем, то многим: – Школа сотворена не для того, чтобы начальствовали над ней и подменяли её Истину, а для того, чтобы вы проявляли чуткую заботу о ней и создавали благие условия, чтобы она с полной отдачей несла служение своей миссии. В этом есть Истина Школы.
* * *
Скажем начальникам о том, что Школа не есть лишь отчёты, передаваемые по электронной почте. И вовсе нельзя говорить о детях на языке информации. Ребёнок не есть информация, и его невозможно познать через потоки информации, откуда бы они ни были извлечены. И нельзя иметь знания о ребёнке через компьютерное моделирование. Скажем начальникам: – Чем больше и больше раздуваются страсти вокруг так называемых образовательных стандартов, тем дальше отбрасывается понятие воспитания личности ребёнка. – Чем больше и дольше заняты умы людей о якобы исключительной значимости и важности так называемых единых государственных экзаменов, тем быстрее и прочнее забывается, что Школа должна воспитывать гражданина страны. – Чем больше и дольше блуждаем в потёмках реформирования, модернизации или обновления Школы, тем быстрее засыхает и гибнет тот корень, в котором свершается истинное, постоянное и естественное обновление. А если начальник привнесёт в своё правление мнимые истины и упорно будет их насаждать в мире образования, тем самым будет способствовать зарождению хаоса. Отчасти это уже происходит. Уговорим начальников, чтобы они проявили волю, достойную доброй власти, и воспрепятствовали тьме.
* * *
Преподнесём начальникам пергаменты, на которых записаны святые слова: «Нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним их первых деятелей страны. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Народ, забыв учителя, забыл своё будущее. Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны». Преподнесём эту мудрость и скажем: это есть Истина Школы и корень всякого обновления.
* * *
Откроем страницы мудрых книг и дадим им почитать: «Срам стране, где учитель пребывает в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но – знак невежества». Сказано сурово? Ну что же, такова правда. Сделаем же так, чтобы она не касалась страны, где мы проживаем.
* * *
Забота о Школе есть забота об учителе. Скажем эту аксиому ещё и ещё раз, чтобы была она усвоена всеми. И пусть ответят начальники на вопросы мудрецов прямо и просто «да» или «нет»: – Может ли человек, униженный и утеснённый, говорить о духовном, об общечеловеческих ценностях, о красоте, о звёздном небе, о расширении сознания? – Можно ли поручить детей человеку удручённому? – Можно ли забыть, какое излучение даёт горе? – Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? – Можно ли считать учительство ничтожным занятием? – Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? – Можно ли ожидать творчества при скрежете зубов? – Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? И если начальник любого уровня воскликнет в ответ на эти вопросы: «Нет! Конечно, нет!» – то порадуемся, поаплодируем ему – значит, есть надежда, что через него восторжествует Истина Школы, которая в учителе.
* * *
Сколько славных держателей Истины Школы подарили нам небеса! Они наши! Директора школ, чего вы медлите? Кто-то из вас не может поднять головы – всё в бумагах, отчётах! В бумагах и отчётах правды нет. Они не воспитывают, ими не образовываются, в них только как в песок уходит школьная жизнь. Поднимите голову, милый директор! Обратите взгляд на духовную высь, ибо сказано: «Лучу легче искать поднятые головы». Видите, в ваш кабинет вошла Истина Школы – это Василий Александрович Сухомлинский. Он вам дары своего духа протягивает – «Павлышская средняя Школа». Берите!
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |