Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскрыть суть каждого принципа обучения




Учёными выделены следующие принципы: сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, доступности, и научности.

Принцип сознательности и активности основан на ясном понимание целей и задач предстоящей работы — это является необходимым условием сознательного обучения. Нужно показать их учащимся, объясните важность, значение и раскрыть перспективы.

Принцип наглядности основан на том, что: запоминание ряда предметов, представленных в натуре, происходит лучше, легче и быстрее, чем того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной. Также нужно помнить, что: ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, отсюда появляется необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.

Принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил, среди них:.

Использование схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделение содержания учебного материала на логически завершенные части (модули, шаги), с последовательной их реализацией. Не допускать нарушения системы, как в содержании, так и в способах обучения.Ничего не следует добавлять к объяснению нового материала кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.

Принцип прочности усвоения знаний, позволяет выделить важные правила прочного обучения.

Материал, требующий запоминания, следует заключать в короткие ряды: то, что нужно хорошо запомнить, не должно иметь обширных размеров. Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать совсем. Приступать к изучению нового, нужно после предварительно формирования двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему. В случае снижения темпов обучения следует немедленно установить его причину. Наиболее распространенные причины — падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость. Логически связанные между собой знания и убеждения усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

Принцип доступности сформулированы еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

Принцип научности реализации данного принципа основано на ряде правил.Каждое нововведенное научное понятие нужно систематически повторять, применять и использовать на всем протяжении учебного курса, ибо что не упражняется, то забывается.В методах преподавания нужно отражать методы научного познания, развивать мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

24. Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо-игровые технологии обучения.

25.Что такое фактор обучения. На течение и результаты дидактического процесса влияет большое количество разнообразных причин. В педагогической терминологии причины, влияющие на течение и результаты дидактического процесса, принято называть факторами. Чтобы определить понятие дидактического фактора, необходимо иметь общую основу (базис) для сравнения всех причин, которые выделяются по отношению к ней. Наиболее емким и определенным является понятие продуктивности дидактического процесса. Она, находит свое выражение в продуктах процесса обучения, характеризуется изменением обученности. Именно к этому понятию и следует «привязывать» факторы, которые в этом случае будут называться продуктообразующими. Дидактический продукт имеет сложную структуру, которую образуют и конкретные знания, умения, навыки, и такие обобщенные качества, как миропонимание, эрудиция, умственные (ментальные) качества, умение учиться, профессиональная направленность и др. Сколько и какого качества продукта «производится» в дидактическом процессе, каким будет его продуктивность, целиком и полностью зависит от конкретных условий, т. е. от комплекса причин, от того, какие факторы и как переплетутся во взаимодействии, едином трудовом процессе тех, кто обучает, и тех, кто обучается.

26.Какие факторы обучения называют общими, комплексными, генеральными. В педагогической литературе встречаются различные обозначения продуктогенных причин — «влияние», «действие», «причина», «фактор», «переменная», «параметр», «функциональная единица», «показатель» и т. д. Любая из них может быть малой, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла.

Итак, фактор — это значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы, обозначается понятием «единичный фактор». В свою очередь их совокупность образует так называемый «общий фактор», дальнейшее объединение которых образует комплексные факторы обучения. На вершине факторной иерархии находятся генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в единичные, общие и комплексные факторы. К настоящему времени наиболее учитываемыми являются четыре из них.

1. Учебный материал. Содержит в себе общие причины информационного происхождения. При этом учитывается, что учебная информация подразделяется на когнитивную (несущую знания) и управляющую – сигналы о том, как усваивать когнитивную информацию.

В то же время в составе данного генерального фактора логически выделяются два комплексных: объективная информация (содержание, количество учебного материала, его качество) и дидактическая обработка (способ изложения, структура, доступность учебного материала).

2. Организационно-педагогическое влияние. Объединяет большую группу продуктогенных причин, характеризующих деятельность педагога и качественные уровни организации учебного процесса. В этом факторе также выделяются два комплексных: организационнопедагогическое влияние на учебных занятиях (методы преподавания и учения, организационные формы, работоспособность педагога и учащихся, контроль и проверка результатов) и учебное влияние вне занятий (объем, контроль и характер помощи со стороны родителей, других взрослых и друзей, режим учебного труда, изучение дополнительной литературы).

3. Обучаемость учащихся. Этот фактор представляет собой способность к учению и возможность достижения учениками поставленных учебных целей в установленное время. Здесь также выделены два комплексных фактора: обучаемость на учебных занятиях (общий уровень предварительной подготовки обучаемых, их способность к овладению учебным материалом, особенности мышления и т.д.) и обучаемость во внеурочное время (самоконтроль, воля, настойчивость, целенаправленность обучения и др.).

4. Время, необходимое для изучения материала. В этом генеральном факторе выделяются затраты времени на уроке (время восприятия учебной информации, первичного осмысления знаний и их закрепления, необходимое количество повторений и т.д.), а также затраты времени на самостоятельную работу (время для выполнения домашних заданий, посещение факультативных и дополнительных занятий).

27. Задачи факторного анализа в педагогике Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.Его задачи в дидактике состоят в том, чтобы разработать способы непротиворечивого выделения продуктивных причин и раскрыть механизм конструирования из них факторов. Кроме того, объективно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в конечный продукт и установить соподчиненность между ними. По мере накопления новых знаний с помощью факторного анализа можно приступать к решению более сложных задач - установлению межфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пределов действия педагогических закономерностей. Главное положение факторного анализа в дидактике основывается на том, что дидактические причины, несмотря на их разнородность, изменчивость и сложность для диагностики, могут быть выделены, пересчитаны, ранжированы и исследованы объективными методами, сведены к относительно небольшому числу общих, комплексных и генеральных факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.