Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Десятая неделя. По магнитофонной записи




 

По магнитофонной записи.

Лора: Ну, мы опять начали с «джеков», обычное дело. Он проиграл и ужасно разозлился и отложил их в сторону. И сказал: «Что теперь будем делать?» — а я сказала: «Давай поиграем в кукольный театр» И мы занимались, в общем-то, тем, чем занимались на предыдущей неделе.

Д-р Крафт: На предыдущей неделе?

Лора: Ах да — на прошлой неделе предполагалось, что у него будет собственная собака... И она позволила собаке убежать. И это дало ему основание, вы знаете, отлупить ее.

Д-р Крафт: Это оправдано. Я понял вас. У него появился предлог выпороть ее.

Лора: И я сказала ему: «Почему ты так сердишься на сестричку?» А он сказал — и это было так смешно подумала я, может быть после всех этих лет душевных поисков, мне следовало просто спросить у него.

Смех в группе.

Возможно. Но не знаю, ответил ли бы он — чаще дети не отвечают—без «разогрева» на игровых занятиях, без того, чтобы Фил знал, что испытывать те или иные чувства — разрешается и что мама пытается понять его, а не осудить.

I Лора (очень искренне): «Ну, она гораздо счастливее, чем я». — И я сказала: «Ну, почему же?» — И он сказал: «Потому что она была так больна, и ты давала ей игрушки и все такое, а мне никогда ничего не давала». А она ведь и в самом деле была больна, собственно говоря, много лет, и действительно долгое время была на пороге смерти. Собственно говоря, это началось, когда ему было три года, когда он только начинал говорить. Я не знаю, способствовало ли это, вы понимаете, мне бы не хотелось, чтобы это прозвучало слишком нарочито, но это и в самом деле так. И... до тех пор, пока ей не сделали основную операцию, к пяти годам примерно, мы так и не были до конца уверены, чем с ней дело кончится. Поэтому я сказала, понимаете, сказала... все это время она большей частью была в больнице.

Д-р Крафт: И вы все время бегали в больницу?

Лора: Я фактически все время была с ней. Кроме этого лета, когда она перенесла эту операцию и была там практически все лето. Тогда я бегала туда-сюда.

Д-р Крафт: Я думаю, что вы, между прочим, поступали правильно, проводя с ней все время...

Лора: Ну, я думала, это тоже было важно, но странно, что я никогда не задумывалась о том, как это влияет на других. Я все время беспокоилась о том, как это влияет на нее. И на самом деле я думаю, что в том что, когда она почти все время пробыла в больнице, я его запихнула в молодежный лагерь. Он целый день был в лагере. И ему это, и правда, совсем не нравилось, Уж так уж я устроилась в то лето.

Д-р Крафт: Он чувствовал себя выброшенным за борт.

Лора: Да, совершенно за бортом. Он должен был просто торчать там, и не видел меня до самого вечера, я думаю, что малышу действительно казалось, что мы до такой степени с головой ушли в заботы о его сестричке, что вообще забыли о его существовании. Действительно, сейчас странным кажется, что я никогда не рассматривала это как часть его проблемы. Но он не стал продолжать этот разговор. Я бы видела, если бы он захотел.

Д-р Крафт: Вот именно. Он сказал это. Больше нечего сказать.

Лора: Да. Ну, я все же объяснила ему, как это было серьезно. Собственно, мы никогда ничего не говорили детям.

Д-р Крафт: Ммм... Но он не этого хотел.

Лора: Ну, я, собственно, думаю, что... что если кому-то в нашей семье и повезло, так это ему. Я имею в виду, что он выделялся — к нему по-особому относились, выводили его «в свет» больше, чем других, если на это внимательно посмотреть.

Д-р Крафт: Объективно.

Л о р а: Да, объективно.

Д-р Крафт: Что на самом деле не так.

Смех.

Д-р Крафт: И даже если вы даете ему больше, он все равно чувствует, понимаете, что он ничего не получает. Чего ему на самом деле хочется, как мне кажется, что заставило бы его почувствовать себя хорошо — это фраза: «Эх, я и в самом деле понимаю, каково тебе было — чувствовать себя заброшенным». И скажите ему: «Я никогда не думала об этом прежде. Ты ведь действительно так себя чувствовал». Он уже испытал это чувство и никакие факты этого не изменят. Если вы его будете продолжать задаривать, это чувство останется. Побить куклу значит для него больше, чем сладости и подарки. Он может лупить куклу-девчонку полгода.

Лора: Но это сейчас просто зафиксировалось. Это факт прошлого, и я никогда не смогу этого исправить.

Д-р Крафт: Нет, вы не можете изменить историю, но чувство обиды можно уменьшить. Ему пойдет на пользу, если он это «переварит», обижая куклу и видя, что вы оба понимаете и одобряете это; и это может занять много времени. Гнев может быть подсознательным поводом для заикания — это наиболее распространенный подсознательный повод. Человек не знает, почему заики это делают. Заики тоже не отдают себе отчета в том, почему они заикаются. Их не ругают, поскольку все их жалеют. Им говорят: «Эх, бедняжка!» — что делает это милой уловкой. Таким образом, если он мог почувствовать, что у него появляются собственные права и он может свободно проявлять гнев, есть основание надеяться, что это явление может просто исчезнуть.

Цикл занятий закончился, и мы расстались. Конец всегда кажется таким резким, таким внезапным, хотя мы знали с самого начала, что это случится — мы, собственно, и договорились только о десяти встречах.

Ну, и каковы же были результаты? Как обычно, обратная связь поступала из двух источников: от учительницы и от самой матери. Ниже приводятся отрывки из отчета учительницы.

Второй класс — до родительского семинара: подозрителен; жалуется без причин.

Третий класс — во время родительского семинара: одинок; дремлет наяву и уклоняется от контактов.

Четвертый класс — после родительского семинара: легко раздражается, нетерпелив; постепенно становится менее напряженным; демонстрирует развитое чувство юмора.

Доказывают ли что-нибудь эти наблюдения? Что ж, возможно, в них содержится намек на изменения к лучшему, по крайней мере, в том, что «он чувствует себя менее напряженным». Собственно, этого мы и добивались; ведь отсутствие напряжения приходит, когда освобождаешься от гнева.

Следующее письмо написано матерью почти через два года после серии семинаров. Фил в это время был уже в пятом классе.

Наконец-то я отвечаю на ваше письмо. Тысяча извинений за такую продолжительную задержку... Я нахожу, что серия семинаров для родителей и игровые занятия с ребенком очень полезны. Прежде всего, это невероятно помогло мне самой. Я заперта дома с огромной семьей большую часть времени, и я не особенно часто выхожу из дома и не слишком общительна; так что это была для меня редкая возможность поделиться своими чувствами с другими женщинами. Я думаю также, что на меня подействовало успокаивающе то, что я встретила на занятиях так много моих соседок и услышала из первых уст, что и в других семьях отношения не всегда райские.

Нет, заикание Фила не исчезло чудесным образом после того памятного вечера, но в течение последующих полутора лет оно постепенно уменьшалось до той черты, где, как я думаю, все «заинтересованные лица» чувствуют себя вполне удовлетворенными. Я уверена, что это произошло, по крайней мере, частично, благодаря нашим домашним занятиям; кроме того, у него появилась на следующий год очень спокойная и чуткая учительница. К окончанию четвертого класса логопед почувствовала, что Филу не требуется дополнительных занятий, и это само по себе усиливало его веру в собственные силы.

Еще одно изменение, которое, как я думаю, могло быть вызвано нашей работой — это полный переворот в отношениях со следующей за ним по возрасту сестрой— он определенно стал ее другом и защитником. Мне действительно кажется, что в этом возрасте (одиннадцать и девять лет) навсегда исчезло то напряжение и соперничество, которое существовало между ними на более раннем этапе; и как мать я признаю, что я постоянно испытываю удовлетворение, наблюдая их очевидную преданность и любовь друг к другу.

С сожалением должна отметить, что мы с Филом не так уж долго продолжали наши занятия самостоятельно...

Все отмечают в мальчике перемены — улучшение речи, возросшую веру в свои силы, очевидное раскрепощение. Оглядываясь на игровые занятия, я понимаю, что это был мой первый опыт тесных отношений с ним и начало новой главы в жизни нас обоих. Я не думаю, что сейчас его привлекла бы азартная игра в «джеки» с мамой. Он от случая к случаю вспоминает «вечера, которые мы проводили вместе». Он говорит о них так, как взрослый человек рассказывает о воспоминаниях раннего детства — о чем-то, что приятно вспомнить и что никогда не повторится.

Я надеюсь, мои замечания помогут вам оценить свою работу.


Глава 3
МЫШОНОК




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.