Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третья неделя. Большая часть этого сообщения восстановлена по магнитофонной записи




 

Большая часть этого сообщения восстановлена по магнитофонной записи.

Впервые мать Джорджа участвовала в разговоре еще до того, как ей пришлось выступить со своим сообщением. Одна из матерей пожаловалась, что ей было трудно остановить ребенка в конце получасового занятия, и я заметил, что это важная возможность установить границы, то есть, придерживаться установленного правила. Мать Джорджа, Салли, неожиданно вступила в разговор.

Салли: Я знаю. У нас произошло то же самое, а я будильник не завела, и знала, что время кончилось, но ничего не сказала: как пошло, так и пошло.

Группа рассмеялась тому наивному бодрому тону, каким это было сказано.

Салли: Я даже внимания на это не обратила. Я сказала: «Это будет полчаса», — но это были очень длинные полчаса.

Смех.

Д-р Крафт: Значит, это было как раз то, о чем мы говорили здесь? Вы не хотели...

Салли: Да, он что-то делал.

Д-р Крафт: Вам вообще трудно придерживаться правил?

Салли: Да нет. Иногда — да, а иногда — нет.

Д-р Крафт: Если бы вы попросили его закончить...

Салли: О, он, возможно, захотел бы продолжать и я бы ему разрешила — ну, знаете, пока у меня было время.

Д-р Крафт: Я думаю, лучше нам некоторое время попрактиковаться здесь в установлении границ.

Позже мать Джорджа и сама выступила с сообщением.

Салли: Ну, пока я занималась всеми приготовлениями, он очень нервничал. Он едва мог дождаться этого дня. И у меня не было кукольного театра, потому что мы поговорили с мужем, и он подумал, что было бы неплохо, если бы он сам сделал кукол. И еще одна новая вещь была — коробка с домашними животными. Но он с ними обращался так, будто это были грузовики. Сначала он их выстроил в ряд. Сосчитал их. Сделал несколько рядов. Потом стал передвигать их по комнате. Грузовики производили ужасный шум. Он играл с ними почти полчаса, двадцать пять минут. Потом он оставил их и взял большой снегоочиститель. Он сказал: «Я его поставлю обратно в сарай». А потом он рисовал. Он нарисовал дом и дерево.

Д-р Крафт: Он вовлекал вас в игру?

Салли: Нет, я старалась оставаться в стороне. Я сидела тихонько. А он играл себе.

Д-р Крафт: Вы хотите сказать, что вообще держались в стороне от этого?

Салли: Ну, мне не хотелось говорить ему: «Теперь я хочу, чтобы ты сделал то-то», — так я ничего и не говорила.

Д-р Крафт: К примеру, когда он играет с домашними животными, он не говорит: «Сделай то-то и то-то»?

Салли: Вообще-то, да, но я ему отвечаю, что я буду просто смотреть.

Д-р Крафт: Почему?

Салли: Ну, разве вы не сказали, что мы должны внимательно наблюдать за детьми?

Д-р Крафт: Да, я сказал: не руководить ими, но быть готовыми следовать их указаниям.

Салли: Что ж, он попросил только один раз. Кроме этого случая, он играл сам и даже не взглянул па меня. Мне это нравилось, и ему нравилось, но, в общем-то, я ничего особенного из этого не почерпнула.

Больше всего я люблю это замечание: что-нибудь вроде «я ничего из этого не почерпнула», — то есть, ничего особенного не случилось. На мой взгляд, случилось многое. К сожалению, время наше заканчивалось, и я вынужден был сократить дискуссию. К тому же, и пленка в магнитофоне в этот момент закончилась, и свои замечания, адресованные матери Джорджа, я восстанавливаю по записям.

Во-первых, к вопросу о том, что Салли не прекратила занятие по истечении получаса. Даже при том, что Джордж и не был большим мятежником и, наверное, прекратил бы игру, если бы мама настаивала, ей все-таки не хотелось напоминать о времени, поскольку она боялась обидеть его.

Это как работа со стеклом. Проблема состоит в том, что постепенно ребенок начинает верить в то, что действительно сделан из стекла, что он некомпетентен, что внешние напасти его погубят, что он не выживет без посторонней помощи.

Следующий момент: использование домашних животных в качестве грузовиков. О чем это говорит? Это говорит о том, что внутренние потребности Джорджа сильнее, чем видимая реальность. Игра с грузовиками была для него стандартным бегством от действительности, как объяснила его мать в письме, написанном два года спустя. Однако никакого реального вреда в этом не было, поскольку ему было всего семь лет и поскольку это было игровое занятие, где, как ему было сказано, он мог делать все, что захочет. Собственно говоря, это был здоровый признак, поскольку робость была его очевидной проблемой, но в данном случае он осмелился сделать то, что хотел.

Потом он положил снегоочиститель обратно в сарай. Не слишком важный момент; тем не менее, следует отметить, что он старается быть хорошим, угождать. Это согласуется с его «слишком хорошим», беспомощным стилем и является предвестником, хотя и самым деликатным, перфекционизма и ригидности, которые проявятся позже.

Обращает на себя внимание недостаток взаимодействия между матерью и сыном. Почему-то она поняла мои рекомендации следовать указаниям ребенка как инструкцию вообще не участвовать в игре. Такое непонимание можно интерпретировать по-разному, но мне кажется наиболее вероятным, что Салли выбрала самый безопасный вариант. Другими словами, если она ничего не делает, то ни в чем и не ошибается (по ее разумению). Вывод: она тоже была мышонком. Следовательно, единственный способ для Джорджа осмелеть состоит в том, чтобы осмелела Салли. (Я подумал обо всем этом, но ничего не сказал. Прошло еще слишком мало времени; мне не хотелось спугнуть Салли — она могла бы и не вернуться на занятия. Таким образом, по иронии судьбы, я попался — я стал относиться к ней, как будто она была сделана из стекла!) Вслух я попытался подбодрить ее, чтобы она участвовала в играх Джорджа, когда он приглашает ее, и в любом случае стремилась действовать на занятии естественно.

И последнее. Следует отметить, что один раз Джордж получил отпор, поскольку мать не включилась в игру — потому что он мог понять это как отпор, даже если ею руководило желание обезопасить себя — он не попытался проделать это снова. Легко отвергнутый. Еще большая «мышиность».

Итак, уже после первого сообщения стало понятно, как обстоят дела с матерью и сыном.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.