Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ребенок-манипулятор




 

Джойс попросила меня, как школьного психолога, посмотреть ее дочь — первоклассницу Эстель, хотя проблема ее не имела отношения к школе. Она заключалась в том, что Эстель плохо обращалась с четырехлетней сестрой. На встрече с родителями я дал им самый общий совет: попытаться хвалить и бранить наедине, постараться уделять время каждому ребенку в отдельности. Джойс пришла на следующую серию родительских семинаров, и ее первый доклад звучал примерно так:

Джойс: Когда я сделала так, как вы посоветовали и сказала Эстель, что она во время игрового занятия может делать все, что хочет, она стала прыгать на кровати, что обычно запрещено. Я не знала, что делать. Я дала ей немножко попрыгать, а потом попросила прекратить. Тогда она сказала: «Я и в самом деле могу делать, что хочу?» — и когда я сказала: да, — она сказала: «Я хочу курить!»

Остальные мамы рассмеялись, глядя на выражение лица Джойс. Ей хотелось на этом остановиться, но я настаивал, чтобы она продолжала.

Д-р Крафт: Что же вы сделали?

Джойс: Ну, это меня просто убило, но я позволила ей закурить сигарету. Я просто до смерти хотела посмотреть на нее. Ей шесть лет.

Д-р Крафт: И что потом?

Джойс: Когда она докурила, она захотела выкурить еще одну!

Смех.

Д-р Крафт: Что же вы сделали?

Джойс: Я сказала: нет, ни в коем случае.

Остальные матери к этому времени смеялись почти истерически.

Джойс: И знаете, что еще? Она сказала, что она прославится. Я спросила, что она имеет в виду. Она сказала, что она собирается рассказать всем в школе, что мама дала ей сигарету и позволила выкурить ее!

Урок был налицо. Эстель была чрезвычайно умным манипулятором. Она держалась на шаг впереди матери. Она приняла указания, которые дала мама — о которых у мамы было время подумать, а для Эстель они были совершенно новыми — и заставила ее вкусить их плоды. Ключевой вопрос здесь: почему Джойс не прореагировала естественным образом в первый раз, не сказала: «Ну, нет»?

Джойс не могла объяснить, почему она этого не сделала; сказала только, ей казалось, что такой ответ нарушит мои указания о предоставлении ребенку свободы. Но это просто не тот случай. Я специально отмечал требование не причинять вреда людям и вещам. Прыгание на кровати — это причинение ущерба вещам, а курение могло нанести вред самой Эстель. Дело было в том, что Эстель действовала интуитивно и свободно, в то время, как мать действовала рассудительно и по инструкции. Таким образом девочке и удавалось оказаться на шаг впереди матери.

Джойс поняла, в чем дело. Никакая диагностика с моей стороны и никакая встреча с родителями не могли бы продемонстрировать это так ярко. Последующие занятия ясно показали, что Эстель остро нуждалась в том, чтобы «переиграть» мать. Постепенно Джойс научилась настаивать на своем, не вступая при этом в состязание с дочерью, но расслабляясь и делая то, что приходило естественно. Отношения между матерью и дочерью стали менее напряженными. «Заявленная проблема»: плохое отношение к младшей сестре — даже не возникала на игровых занятиях, но на следующий год мне позвонила Джойс, чтобы сказать, что дела в школе обстоят лучше и что Эстель лучше ладит со своей сестренкой. Почему? Я могу предположить, что когда Эстель больше не приходилось быть на шаг впереди матери, мама действительно стала мамой. Эстель теперь могла снова стать ребенком и поступать, как ребенок, вместо того, чтобы играть роль родителя по отношению к сестре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.