Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика. Учебник для вузов




Серия «Учебник нового века»

ББК74я7 УДК 37.01(075)

 

Б82

Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов (Серия «Учебник нового века»). СПб: Издательство «Питер», 2000. 304 с.

 

 

ISBN 5-8046-0174-1

 

Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.

Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направле­ний современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогических ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

© Бордовская Н. В., 1999

©Реан А. А., 1999

© Серия, оформление, издательство «Питер», 2000

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-8046-0174-1

Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ЛР № 066333 от 23.02.99.

Подписано в печать 26.11.99. Формат 70Х1001/,,,. Усл. п. л. 24,7. Тираж 7000 экз. Заказ № 1799.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.    
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА?..  
Истоки происхождения «педагогики» и этапы ее развития.    
Педагогическая практика..    
Педагогика как наука.    
Основные категории педагогики.    
Общекультурное значение педагогики..    
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА  
Человек как предмет воспитания...    
Цели воспитания и самовоспитания    
Воспитание как процесс..    
Способы воспитательного воздействия на человека...    
Типы воспитания    
Модели и стили воспитания..    
Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт....    
Глава 3. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА.  
Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры...    
Образование как система и процесс    
Модели образования..    
Возрастная динамика развития человека в процессе образования...    
Характеристика процесса обучения    
Закономерности обучения    
Виды и стили обучения    
Образовательные технологии..    
Типы организации социальных отношений в процессе обучения    
Формы организации обучения в школе и вузе    
Дидактические теории и концепции    
Глава 4. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.  
Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект.    
Инновационные образовательные системы XX века...    
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия.    
Инновации в высшей школе....    
Современное мировое образовательное пространство.    
Глава 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..  
Сущность и структура педагогической деятельности..    
Педагогическое общение..    
Стили педагогического руководства    
Познание педагогом учащихся    
Глава 6. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ  
Образовательные системы и развитие личности.    
Социальная зрелость личности....    
Мотивация учения, поведения и выбора профессии...    
Что такое мотивация?.    
Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности    
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи..    
Профессиональная мотивация..    
Развитие и социализация личности в семье..    
Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ..  
Педагогические задачи и варианты их решения.    
Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников    
Задачи по изменению отношения к учебе    
Задачи по педагогической диагностике..    
Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия.    
Задачи на применение метода «пример».    
Задачи на выбор способа поведения    
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения    
Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»..    
Задача на выбор варианта ответа..    
Задачи на переориентацию....    
Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта    
Задача на усиление внимательности и самоконтроля.    
Задача на рост самостоятельности.    
Задачи на проявление и развитие творчества    
Проблемные задачи    
Задача на педагогическое стимулирование    
Задачи самовоспитания    
Задача на стимулирование к самовоспитанию....    
Педагогические ситуации    
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений    
Ситуации самооценки.    
Ситуации самокритики и самосозерцания    
Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении    
Ситуации пренебрежения и неуважения других..    
Ситуация выбора профессии...    
Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам    
Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов    
Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий..    
Ситуация стимулирования к самовоспитанию    
Ситуация стимулирования ко лжи    
Ситуация молчаливого одобрения.    
Ситуация соперничества.    
Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действии    
Ситуация выбора, приводящего к неудаче..    
Ситуация выбора критериев оценки труда педагога.    
Ситуации предъявления требований....    
Ситуации предъявления требования-унижения...    
Ситуация приведения примера.    
Ситуации обвинения — ощущения несчастья....    
Ситуации доверия—лжи.    
Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины....    
Ситуации подчинения и влияния среды..    
Ситуация проявления ответственности.    
Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки.    
Ситуации убеждения    
Ситуации риска    
Ситуации оказания помощи...    
Ситуация взаимопомощи    
Ситуация критики...    
Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания)    
Ситуация самовыражения....    
Ситуации выражения своего отношения к человеку.    
Ситуация расхолаживания и дезорганизации....    
Тренинговая ситуация — правильно вести диалог и понимать партнера.....    
Методики психолого-педагогической диагностики...    
Диагностика направленности личности.    
Диагностика профессиональной направленности личности    
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)...    
Изучение самооценки личности..    
Диагностика и тренинг педагогической проницательности    
Тест «Транзактный анализ общения»...    
Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)    
Методика диагностики социально-психологического климата коллектива...    
Тест «Восприятие индивидом группы»..    
Рекомендуемая литература..    

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга обращена ко всем, кто хочет быть в курсе основных педагогических проблем и способов их решения в мировой и отечественной науке и практике.

Наш читатель сможет получить не только совокупность сведений по проблемам обуче­ния, образования и воспитания, но и представление о трактовке этих проблем в разных странах, эпохах и цивилизациях.

Работая над содержанием книги, авторы придерживались культурно-цивилизационной концентрации педагогического знания и опыта, учитывая многообразие педагогических ориентиров современного человека в решении кардинальных проблем нашего времени. Главная идея книги состоит в том, что педагогика, как всякая развивающаяся наука, по­стоянно пересматривает и расширяет аспекты понимания своих основных категорий, а на практике непрерывно обогащается опытом воспитания и обучения в силу безграничности и многогранности педагогического творчества. Расширяя границы традиционной педаго­гики, авторы использовали при подготовке текста современные исторические данные, ре­зультаты научных изысканий педагогов и психологов, а также мировой и отечественный инновационный педагогический опыт. Поэтому заинтересованный читатель может погру­зиться в многообразие смыслового поля педагогики и ее назначения.

Данное издание в какой-то мере энциклопедично, а значит, будет полезно широкому кругу читателей — от педагогов-профессионалов, студентов высших учебных заведений до школьников и их родителей. В нем не только представлены различные направления пе­дагогической науки и практики, но затрагиваются и социально-педагогические проблемы, с которыми сталкиваются как дети, так и взрослые. В книге не только рассматриваются традиционные проблемы обучения, воспитания и образования в достаточно богатом со­держательно-смысловом многообразии, но и определяются педагогические ориентиры для современного человека, выбирающего способ взаимодействия с людьми в тех или иных условиях — в семье, на производстве, в школе или вузе, на улице или в компании сверст­ников.

Таким образом, книга предназначена не столько для тех, кто решил стать педагогом (хотя это и не исключается), сколько для широкого круга читателей независимо от их про­фессии и рода деятельности. Она будет полезна тому, кто сам стремится стать воспитан­ным и образованным человеком и имеет желание оказывать помощь в этом сложном про­цессе другим людям.

Знание основ, «азов» педагогики, изложенных в данной книге, может пригодиться чи­тателю также для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать спо­собы воздействия на себя и на других в воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей, а возможно, и к педа-

гогической деятельности. В связи с этим мы пытались сделать книгу как можно более до­ступной, привлекательной и полезной как по содержанию, так и по стилю изложения мате­риала.

Правомерно ли вводить непрофессионала в мир педагогической науки и проблем обра­зования или воспитания? Не приведет ли такой подход к сомнениям и путанице? Мы наде­емся, что нет. И вот почему. Во-первых, сфера воспитания и образования, являясь приори­тетной в развитии личности, общества и государства, всегда вызывала широкий интерес практически у каждого человека. Да и вообще, независимо от образования любой человек, как известно, все равно считает себя специалистом в педагогике (так же как, впрочем, в политике и в медицине). Во-вторых, издание в большей мере все же ориентировано на сту­денчество. А, как известно, главное назначение высшего образования — становление сту­дента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятель­ным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и приклад­ных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе. Во всем мире разработкой направлений и стратегических ориентиров в развитии таких сфер, как обра­зование и воспитание, занимаются не только психологи и педагоги, но и экономисты, поли­тики, юристы, социологи и многие другие специалисты. Более того, при всем многообра­зии современных образовательных доктрин, стратегий, систем и технологий весьма опас­но было бы выделять только инвариантные или универсальные, ибо педагогическое творчество и инновационная деятельность непрерывно «подпитывают», обогащают и по­рой «расшатывают» (как видно из истории) устоявшиеся идеи или модели, динамизируя и развивая их. Насколько многогранен мир, настолько разнообразна и педагогическая тра­диция. Но при этом в процессе духовной интеграции различных человеческих сообществ в едином мировом образовательном пространстве не прекращается целенаправленный по­иск общих идей и образовательно-воспитательных стратегий. А это, соответственно, отра­жается и на развитии собственно педагогической науки — уточняются и обогащаются смыслы и содержание основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспитании, педагогических методов и технологий.

Данная книга не является вместилищем непререкаемой истины, это, скорее, попытка широкого обсуждения и разного истолкования базовых данных педагогики в системе чело-векознания. Показывая, насколько разнообразны подходы, тенденции, стили и модели в педагогической науке и практике, мы не присоединяемся ни к одному течению или направ­лению, подчеркивая наличие разных путей развития педагогических идей. Это дает воз­можность преподавателю, читающему курс «Педагогики» в вузе, расставлять акценты в соответствии с собственными взглядами и выбирать по своему вкусу примеры из достаточ­но насыщенного и богатого фактурой «Практикума». Таким образом, предлагаемая книга не вписывается в жанр «рецептурных» пособий и не претендует на безапелляционно-кон­цептуальное построение курса в логике представленных глав (они могут быть в авторском курсе прочитаны в другой последовательности). Это попытка «возвысить» читателя до уровня проблемно-педагогического мышления, ввести его в круг важнейших педагогиче­ских проблем и задач, побудить к самостоятельным размышлениям и поискам специаль­ной литературы (если возникнет особый интерес) для более углубленного осмысления путей решения весьма непростых проблем воспитания и обучения человека.

Можно сказать, что материал пособия максимально депрофессионализирован. Это очень важное отличие данной книги от всех предыдущих «педагогик», адресованных, как правило, только преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. При ее составлении тщательно отбирались именно те материалы, та информация, которые жиз­ненно необходимы каждому образованному и культурному человеку, живущему в совре­менном многомерном и разнообразном мире, с разными культурно-воспитательными и об­разовательными традициями, в стране, уверенно входящей в мировое образовательное

пространство. Специфика авторского замысла, сверхзадача и особенность данной книги состоит в попытке интеграции общей, социальной и сравнительной педагогики, дидактики и педагогической психологии, истории образования и воспитания, а также в том, что мы пытались максимально расширить читательскую аудиторию.

Авторы старались не перегружать главы материалом, стремясь выделить важнейшие понятия, педагогические явления и феномены, сделав изложение как можно более доступ­ным и логически последовательным. В структурировании содержания в основном исполь­зовался дедуктивный подход, позволивший идти от общих посылок к прикладному и прак­тическому материалу. Поэтому каждая глава включает как теоретический, так и практи­ческий материал, обогащенный примерами и педагогическими фактами. Многочисленные прикладные материалы, как включенные в текст, так и собранные в специальной главе (гл. VII), ориентируют читателя не столько на получение готовых рекомендаций, сколько главным образом на анализ процессов обучения-самообразования в школе и вузе, жизнен­ной практики воспитания и самовоспитания.

В рамках единого подхода в учебник вошли материалы, которые посвящены предмету и смысловому полю педагогики, воспитанию и образованию человека в контексте истории и современности, актуальным педагогическим задачам и ситуациям (написанные проф. Н. В. Бордовскои), профессионально-педагогической деятельности, педагогическо­му общению, личности учащегося в педагогическом процессе, развитию и социализации

личности в семье и психолого-педагогической диагностике (написанные членом-корреспон­дентом РАО, проф. А. А. Реаном).

Все разделы глав завершаются резюме и вопросниками. Мы считаем важным наличие

вопросника после каждого раздела для контроля и самоконтроля процесса понимания и степени освоения предлагаемого материала. Книга состоит из семи глав.

Первая глава поможет сориентироваться в том, что такое педагогика. Здесь показано разнообразие значений и смыслов этого понятия, уточняется место педагогики в системе человекознания в процессе ее интеграции с другими науками о человеке, раскрывается диалектика развития педагогики и ее полисистемное начало.

Вторая и третья главы нацелены на освещение основных педагогических категорий — воспитание (вторая глава) и образование (третья глава). Дается понимание сущности этих категорий и раскрывается их роль в развитии личности и становлении человека.

Вторая глава посвящена проблемам воспитания человека в широком культурно-исто­рическом контексте. Главное внимание уделяется приоритетным ценностным и целевым ориентирам в воспитании и самовоспитании человека, способам воспитательного воздей­ствия на человека, стилям и видам воспитания в мировой и отечественной практике. Пред­ставлено накопившееся в мировом опыте многообразие воспитательных традиций и воспи­тательных стратегий, методов воспитания и способов человеческого взаимодействия.

В третьей главе раскрывается феномен образования как социального явления, как про­цесса обучения и воспитания, как образовательной системы. Уточняется характер взаимо­связи образования и культуры, образования и самообразования, отмечается особенность образования как оптимального способа вхождения человека в мир науки и культуры. Чи­татель узнает о разнообразных видах и способах получения образования в современном мире, о проблемах дидактики средней и высшей школы, о разных типах и стилях обучения.

Мы надеемся, что достаточно широкая и глубокая информированность по проблемам воспитания и образования позволит нашим читателям оценить достоинства и недостатки той или иной образовательной или воспитательной модели, стратегии обучения или вос­питания, в рамках которой он получал образование в школе или вузе. С учетом перспектив в будущем наши читатели смогут более компетентно оказывать помощь своим детям в вы­боре школы или высшего учебного заведения у нас, в России, или за рубежом.

В четвертой главе большое внимание уделено культурно-историческим истокам разви­тия школы и вуза, показаны особенности и общие черты в образовательных инновациях разных стран, а также характеризуются тенденции развития единого мирового образова­тельного пространства. В этой главе читатель приобщится к ценностям и тенденциям раз­вития образования в современном мире.

Пятая глава посвящена рассмотрению сущности, структуры и закономерностям про­фессионально-педагогической деятельности. Особое внимание уделяется педагогическо­му общению и психологическим особенностям различных стилей педагогического руко­водства. Мы также сочли необходимым рассмотреть в этой главе и такие оригинальные (по крайней мере, не вполне традиционные для учебников по педагогике) вопросы, как пе­дагогическая социальная перцепция, то есть вопросы восприятия и понимания педагогом личности учащихся. Большинство разделов данной главы содержат не только теоретиче­ский, но и большой фактический материал, а также описание различных психолого-педа­гогических экспериментов.

В шестой главе центром внимания становится личность учащегося. Рассматривается феномен социальной зрелости личности, сущность и проявление таких качеств зрелой лич­ности, как ответственность, автономность, терпимость, потребность в саморазвитии и дру­гие. Мы обратились здесь не только к проблемам развития личности в образовательных системах, но и к вопросам развития и социализации личности в семье. Большое внимание уделено в этой главе мотивации учения, поведения и выбора профессии. Мы думаем, что это центральные вопросы, и потому уделили им здесь очень много внимания, может быть, даже непропорционально много, в сравнении с другими разделами этой главы. Однако, как заметил один остроумный человек, для успешного учения нужны три вещи: мотивация, мотивация и мотивация.

Седьмая глава представляет собой «Практикум», который может быть использован в групповой и индивидуальной работе со студентами на семинарских занятиях. Здесь пред­ложены методики, задачи и ситуации, требующие в процессе работы с ними применения комплекса психолого-педагогических знаний и умений. Материал позволит осознать мно­гообразие способов решения педагогических задач и возможностей выхода человека из ситуации, имеющей педагогическое значение. Педагогическое воздействие не может быть эффективным, несмотря ни на какие новомодные и оригинальные методы и методики, если это «воздействие вообще», абстрактное и не индивидуальное. Индивидуализация педаго­гических воздействий и педагогического общения требует предварительного адекватного изучения ребенка, подростка, юноши как личности и как субъекта деятельности. Поэтому в нашей книге, и именно в этой главе, уделено значительное внимание методикам психоло­го-педагогической диагностики.

Настоящая книга была задумана как попытка удовлетворить любознательность студен­тов, которые могут почерпнуть в ней сведения о путях и способах воспитания человека, о видах и типах получения образования в мире, об основах и особенностях обучения в шко­ле и вузе. Таким образом, молодые люди приобщатся к элементам педагогической культу­ры как составляющей общей культуры будущего специалиста в рамках реализации госу­дарственного образовательного стандарта современного высшего учебного заведения.

Пособие может служить основой в работе преподавателей высших учебных заведений, пробуждая интерес к проблемам и характеру обучения, получения образования и поиска эффективных способов работы над собой на пути личностного и профессионального ста­новления и совершенствования.

Мы надеемся, что данная книга будет также способствовать укреплению позиций педа­гогики в общей системе подготовки человека к гуманному и компетентному решению жиз­ненно важных задач в системе «человек—человек».

Глава I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.