Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как система и процесс • 77




Глава 3. Образование и культура

разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языка­ми; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на дости­жения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Диффе­ренциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисцип­лин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, мас­совые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в разви­тии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для от­дельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональ­ной ориентацией и т.д.

Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образова­тельных программ и органов управления.

Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязатель­ных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование уча­щихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного ре­шения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образователь­ного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, инди­видуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.

Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного про­цесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обуче­ния и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, много­уровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое выс­шее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уро­вень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата + 2 го­да магистратуры).

Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практиче­ской подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретиче­ских знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий в процес-

се обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее рас­пространение во всем мире именно в последнее десятилетие — в связи с доступ­ностью для системы образования и относительной простотой в использовании раз­ных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей уча­щихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и

воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со­временном обществе.

Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем — через совершенствование сложившейся образователь­ной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса вы­ступает противоречие между социальным требованием к образованности челове­ка и его уровнем образования, качеством и типом образования.

Основания для развития образования — это новые концепции и модели обра­зования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образова­тельных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нор­мативно-правовые документы;новые источники,механизмы и формы финансиро­вания; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образова­тельной сферы.

Развитие образования может быть предметом особых деятельностей, а именно:

• проектирования и моделирования новых образовательных учреждений;

• программирования управленческих действий в сфере образования;

• прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования;

• сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения.

Образование — процесс, управляемый со стороны государства, общества, ад­министрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частич­но и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления у них

разные.

В процессе получения образования того или иного типа человек может дости­гать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каж­дый уровень подтверждается государственным документом — свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в выс­шем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека.

Среднее образование в России в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (1940-50 годы),

10-летнего (1950-67 годы, 1970-91 годы), 11-летнего (1967-72 годы, 1991-98 годы) до 12-летнего (1998 год). В других странах также меняются сроки полу­чения полного среднего образования, и в разных странах они неодинаковые. Сред­нее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.

Начальный уровень высшего образования в России, как и во многих других странах мира, можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По зако­ну «Об образовании» к высшим учебным заведениям в России относят институт, академию и университет.

Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение образо­вания, получаемого в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответствен­но, при успешной защите магистерской, кандидатской и докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной науч­но-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора

наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальнос­тей в России.

В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической ком­петентности. При изучении уровня образованности будущего специалиста с выс­шим образованием у студента вуза оценивается уровень образования в сфере гу­манитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисцип­лин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уро­вень общего образования, уровень бакалавриата и магистратуры.

Образованный человек — это не только знающий и умеющий человек в ос­новных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принци­пы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н. Г. Черны­шевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств. Однако понятие «образованный чело­век» — культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивно­го процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образо­вательного пространства формируется единое понимание образованного челове­ка для всех стран и континентов.

Возрастная динамика развития человека в процессе образования

Возрастное развитие человека — это непрерывный процесс самоизменения, каж­дый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определен­ной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психи­ческих новообразований и изменением личности.

Динамика перехода от одного возрастного периода к другому может быть рез­кой, критической,и медленной,постепенной.

Развитие личности — это скачкообразная по характеру последовательность

качественно отличающихся друг от друга стадий.

Э. Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненный путь развития

человека: младенческий возраст (с момента рождения до 1 года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6, 7 лет), подростковый возраст (7-12 лет), юность (13-18 лет), ранняя зрелость (третье десятилетие), средний возраст (чет­вертое и пятое десятилетия жизни), поздняя зрелость (после шестого десятка лет

жизни).

Каждый возраст или период развития человека характеризуется следующими

показателями (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин):

• определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;

• основным или ведущим видом деятельности;

• основными психическими новообразованиями (от отдельных психических

процессов до свойств личности).

Во всем мире учащихся называют в соответствии с характером той образова­тельной системы, в которой они обучаются и воспитываются — это, прежде все­го, школьники и студенты. Более подробные обозначения проводят внутри этих

наименований в соответствии с возрастом и ступенью обучения.

Школьный возраст включает периоды младшего школьного возраста, подрост­кового и юношеского.

Младший школьник. Данный возраст характеризуется готовностью к школь­ному обучению. Это прежде всего готовность к новым обязанностям и ответствен­ность перед учителем и классом. Она — не что иное, как итог обучения и воспита­ния ребенка в семье и, возможно, в детском саду. В этом возрасте идет интенсив­ный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе большие возможности для развития школьника. Осо­бенно большое значение имеют широкие социальные мотивы в процессе обуче­ния — долга, ответственности перед старшими (родителями, членами семьи, учи­телем). Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Познавательный интерес у большинства детей этого возраста даже к концу обуче­ния в начальных классах остается на низком или средненизком уровне, хотя имен­но интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения. Боль­шое место в мотивации занимают узколичные мотивы — мотивация благополу­чия, престижа, успеха. Часто преобладает мотивация избегания наказания, про­являющаяся примерно у 20 % учащихся класса российских школ. Это придает отрицательную окраску учебной деятельности. Умственное развитие в этот пери­од проходит через следующие стадии:

• усвоение действий по образцу, эталону;

• формирование системы действий в рамках заданной модели;

• переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

В этот период развивается речь, мышление и способности восприятия. В учеб­ной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятель­ности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Наиболее продуктивна деятельность в парах (диадах) и в режиме сотрудничества партнеров. Межлич­ностные отношения в этом возрасте строятся в основном на эмоциональной осно­ве. Навыки межличностного общения, как правило, развиты слабо. Девочки в этом возрасте проявляют более высокий уровень рефлексии и социальной ответствен­ности, большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения, хотя «эгоистических» девочек больше, чем мальчиков, которые менее адекватно оценивают свое реальное поведение.

Основные новообразования данного возраста — произвольность памяти и вни­мания, внутренний план действий, рефлексия своей учебы, осознание себя как субъекта учения, появление новой жизненной позиции — позиции школьника.

Подросток. Подростковый возраст — переход от детства к взрослости, сопро­вождающийся появлением нового психического новообразования — чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и не­дооценки настоящего. Этот процесс сопровождается рядом отрицательных прояв­лений, например протестующий характер поведения по отношению к взрослым. Но одновременно налицо и рост самостоятельности, более разнообразные и со­держательные отношения с детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности подростка, он стремится к многообразию общения со сверстника­ми. У него формируются коммуникативные умения, сознательное отношение к себе как к члену общества.

Для этого возраста важен отход от прямого копирования оценок и мнений взрослых к самооценке — у подростка появляется желание к самопознанию че­рез сравнение себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Особое значе­ние приобретает общение, через которое он активно осваивает нормы и стили по­ведения, критерии оценки себя и других людей. Важно для подростка и интимно-личное общение со сверстниками, а особенно с представителями противополож­ного пола. Главной ценностью становится система отношений со сверстниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу». Для под­ростка характерна общественная активность и стремление найти себя в себе и других, найти верного друга, избежать изоляции в классе, определить свое место в классном коллективе, переоценка своих возможностей, пренебрежение запре­тами взрослых, тенденция предаваться мечтаниям, требовательность к соответ­ствию слова и дела, отсутствие адаптации к неудачам. Проблема авторитета взрос­лого у подростка снижается. Наблюдается желание занять в классе более высо­кое положение либо через повышение своей успеваемости, либо за счет проявле­ния других качеств — физической силы и более быстрого роста по сравнению с другими, остроумностью и др. Подростки-акселераты, в отличие от поздно созре­вающих подростков, увереннее чувствуют себя со сверстниками и обладают бо­лее благоприятным образом «Я». Раннее физическое развитие, давая им преиму­щества в росте и половом развитии, способствует повышению престижа у сверст­ников и уровня притязаний.

«Подростковый комплекс» — резко выраженные психологические особенно­сти подросткового возраста. Он включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин и др. Для подростка харак­терна категоричность высказываний и суждений, сентиментальность порой чере­дуется с поразительной черствостью и даже жестокостью, болезненная застенчи­вость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с по­казной независимостью и бравадой этим, борьба с авторитетами — с обожествле­нием кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием и пр. Как правило, подростки эгоистичны и в то же время как ни в какой другой последую­щий период своей жизни способны на преданность и самопожертвование. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они могут быть неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим опти­мизмом и самым мрачным пессимизмом.

Реакция эмансипации — специфическая подростковая поведенческая реак­ция. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, по­кровительства старших, и связана с борьбой за самостоятельность, за самоут­верждение личности. Большая часть подростков во всех странах Европы и США (70 %) имеют проблемы и конфликты с родителями. Четко проявляется неприя­тие оценок взрослых независимо от их правоты. В результате налицо ярко выра­женная тяга к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверст­никами, появление неформальных групп и компаний. Здесь могут проявляться аг­рессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.

У подростка возникает повышенный интерес к своей внешности, желание от­вечать нормам, принятым в его референтной среде. Ему также хочется понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Начина­ет устанавливаться круг интересов, появляется любознательность к вопросам

морали, религии, мировоззрения, эстетики.

Подростковый возраст — самый уязвимый для возникновения разнообразных

нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы.

Школьный юношеский возраст. В этот период происходят существенные из­менения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Главное психологическое приобретение юности — открытие своего внутреннего мира. У него формируется полная структура самосознания. Это проявляется в стремлении быть самим собой, в осознании жизненных планов и перспектив, осо­знании уровня притязаний, в развитии личностной рефлексии, в профессиональ­ной ориентации. Мечты о будущем занимают центральное место в его пережива­ниях. Юношеская самооценка отличается повышенно оптимистическим взглядом на себя и на свои возможности. Возникает стремление к доверительности в обще­нии со взрослыми и сверстниками референтной группы и при этом возможно даже самораскрытие. Для ранней юности типична идеализация дружбы и проявления душевной близости со сверстниками другого пола. При этом они стремятся огра­дить свой интимный мир чувств и отношений от бесцеремонного вторжения. Для

этого возраста характерна первая влюбленность.

Расширение социальной среды взаимодействия, характерное для этого возрас­та, проявляется в стремлении юношей и девушек определить свое место в мире:

выбор образа жизни, выбор профессиональной деятельности, референтных групп людей в социуме. Тем не менее ведущей деятельностью в этом возрасте становит­ся учебно-профессиональная. Формируется готовность к профессиональному и личностному самоопределению. В связи с этим возрастает авторитет родителей и авторитетных взрослых.

Студент. Студенчество — это возраст юности. Студенчество — это особая социальная категория молодежи, организационно объединенной институтом выс­шего образования. Студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, социальной активностью, достаточно гармоничным сочетанием интел­лектуальной и социальной зрелости. Для студента характерна профессиональная направленность на подготовку выбранной будущей профессии и пора сложнейше­го структурирования интеллекта человека, которое очень индивидуально и вариа-тивно. Для студента ведущими видами деятельности становятся профессиональ­но-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельности учебной, экономической и др. Как правило, приобретаемые знания, умения и на­выки выступают для студента уже в качестве средств будущей профессиональной деятельности.

Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как це­леустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициати­ва, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных моти­вов поведения, повышается интерес к моральным проблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др.

Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально-творческом плане и интересную жизнь и деятельность. Студенты гуманитарных специальностей характеризуются широтой познавательных интересов, эрудиро­ванностью по многим проблемам культуры, истории, искусства, языка, имеют бо­гатый словарный запас и высокий уровень развития речи, живут в мире «слов и образов». Будущие специалисты естественно-математического профиля и прак-тико-ориентированных специальностей чаще обращаются к абстракциям и опери­руют предметным миром вещей. Всю совокупность современных студентов по при­знаку отношения к образованию в вузе и получению специальности разделяют на три группы. Первую группу составляют студенты, ориентированные и на образо­вание как ценность, и на профессию в процессе обучения в вузе. Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Они не проявляют интереса к научным изысканиям как основе получения профессии и видят в образовании ин­струмент и средство для создания в будущем собственного дела. Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать неопределивши­мися или озабоченными проблемами личного, бытового плана, для которых про­блема профессионального самоопределения еще не решена. По характеру отно­шения к учебе в вузе выделяют следующие группы студентов. К первой группе относят студентов, которые стремятся овладеть системой знаний, методами само­стоятельной работы, приобрести профессиональные знания и умения. Учебная деятельность для них — путь к овладению избранной профессией. Ко второй груп-

пе относят студентов, которые стремятся приобрести хорошие знания по всем учебным дисциплинам. Для них характерно увлечение многими видами деятель­ности, что может приводить к удовлетворению поверхностными знаниями. К тре­тьей группе относят студентов, которые имеют ярко выраженный профессиональ­ный интерес. Поэтому такие студенты целенаправленно и усердно приобретают знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Они читают дополнительную литературу, глубоко изучают только те предметы, которые не­посредственно связаны с профессиональной деятельностью. К четвертой группе относят студентов, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно и посещают лекции, семинары только интересных с их точки зре­ния учебных дисциплин. Профессиональные интересы у таких студентов еще не укрепились. К пятой группе относят лодырей и лентяев. К учебе такие студенты равнодушны, учатся в вузе либо по настоянию родителей, или для того, чтобы не идти работать или не попасть в армию. Качество образования определяется:

• степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкрет­ной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреж­дения;

• соответствием между различными параметрами в оценке результата образо­вания конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированнос­ти соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих твор­ческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ори­ентаций);

• степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии по­требности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и не­прерывном их совершенствовании.

Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором чело­век получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования определя­ется, наряду с перечисленными, еще одним важным фактором — научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе.

Так как содержательно цели конкретизированы в образовательном стандарте, то на практике в рамках конкретной системы образования (России, Германии или других стран) или образовательной системы (детский сад, школа, вуз) качество образования определяется мерой освоения образовательного стандарта; в шко­ле — школьного образовательного стандарта, в вузе — образовательного стан­дарта в соответствии с профилем вуза и выбранной специальностью.

Тип образования. Исторически обнаружилась общность типов образования в странах Европы и Востока, Азии и Америки. Первым типом в древних обществах было мифологическое образование, освоение мира в форме сказок, былин, мифов,

песен и пр.

Исторически следующим типом было схоластическое образование, для кото­рого характерна культура текста и словесной природы знания о земле и небе, тре­нировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой, учением о сущности и смысле человеческого существования.

Третий исторический тип образования — просветительский — возник в пери­од возникновения классификатора наук и художеств, в период рождения светско­го регулярного образования. А с начала XX века в мире наблюдается процесс раз­нообразия образовательных парадигм, типов и видов образования.

Вид или тип современного образования определяется прежде всего типом об­разовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает об­разование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов чело­веческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с таким пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное, школьное, спе­циальное и высшее образование.

В результате выделяют виды образования по разным основаниям:

и по типу и качеству освоения научных знаний — биологическое, матема­тическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т. д.;

по виду доминирующего содержания образования — теоретическое и при­кладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;

по виду и мастерству освоения человеческой деятельности — музыкаль­ное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, меди­цинское образование и т.д.;

по типу освоения культурных ценностей — классическое образование, ху­дожественно-эстетическое образование, религиозное образование и др.;

по масштабу освоения культурных ценностей человеческого обще­ства — национальное, отечественное, европейское, международное, гло­бальное образование и др.;

по типу образовательной системы — университетское, академическое, гимназическое образование и др.;

по сословному признаку — элитное и массовое образование;

по типу преобладания направленности содержания образования — фор­мальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естествен­нонаучное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональ­ное образование и т. д.;

по уровню образования — начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.

Процесс самостоятельного поиска и приобретения человеком новых знаний и умений вне специализированных образовательных систем называют самообразо­ванием. Д. И. Писарев в свое время заметил: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и

что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий» (Соч. В 4-х т.Т.3.М.,1956. С.127).

Резюме

Образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект прак­тики и научного исследования, а также как звено социальной практики.

С позиции практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательного учреждения. Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательных целях, содержании образования, формах, видах и качестве получения образования.

Цели и содержание как системообразующие любого вида и уровня образова­ния определяются государственной политикой, раскрываются в образовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины.

Основная форма организации образовательного процесса в школе — урок,

в вузе — лекция и практическое занятие.

Плодотворность образования определяется степенью реализации целей и об­разовательного стандарта, типом, качеством и уровнем образования.

Наука, объектом которой является образование, вычленяется в самостоятель­ное направление — эдукологию.

Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной систе­мы человек на протяжении всей жизни включен в процесс самообразования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «образование».

2. Образование как система представляет...

3. Назовите основные элементы образовательной системы и дайте им содержатель­ную характеристику.

4. Какими свойствами обладает развивающаяся образовательная система?

5. Опишите основные модели образования.

6. Раскройте смысл понятий «знания» и «умения».

7. Чем различаются умения и навыки человека?

8. Назовите основные элементы содержания образования.

9. Какие вам известны формы выражения и конкретизации содержания образования

на практике?

10. Назовите способы структурирования содержания образования и проиллюстрируй­те их на примерах.

11. Что такое государственный образовательный стандарт?

12. Какие известны в мировой практике способы получения образования?

13. Охарактеризуйте основные формы организации образовательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.