Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческая природа труда учителя 4 страница




учитель может хорошо работать ради достижения высоких резуль­татов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).

К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, от­ветственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мо­тивы педагогической деятельности, которые "держат" учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получе­ния квартиры или других льгот и т. п.

§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования

В настоящее время происходит углубление противоречий ме­жду требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педа­гогических учебных заведений к выполнению ими своих профес­сиональных функций; между типовой системой подготовки учи­теля и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного под­ходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа пе­дагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образователь­ных проблем.

Названные противоречия обусловливают необходимость реше­ния связанных с ними проблем в педагогическом образовании:

проблемы нового целеполагания;

проблемы новой структуры образования;

проблемы обновления содержания образования;

проблемы обновления организационных форм и методов. Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентаций, внедрения системы многоуровневого педагогическо­го образования.

Цели многоуровневой структуры педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и про-

фессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Многоуровневое педагогическое образование, реализующееся различными по содержанию и срокам обучения преемственны­ми образовательно-профессиональными программами, обеспечи­вает решение следующих задач:

личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор со­держания и уровня получаемого образования и профессиональ­ной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социаль­ным и экономическим потребностям;

обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университе­та, института) — с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.

Получение педагогического образования сопряжено со станов­лением специалиста разного уровня профессиональной квалифи­кации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами (см. схему на с. 61).

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они предоставляют лич­ности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фун­даментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.

Первый уровень — общее высшее образование — достигается овладением образовательно-профессиональных программ перво­го уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высше­го педагогического образования по образовательно-профессио­нальным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

На базе общего высшего образования может быть реализова­на'программа профессионально-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая среднее специальное образование. Кроме этого, для желающих в течение непродолжительного периода обу­чения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональ-

ная подготовка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладевшие такими профессиональными программами, могут занимать в об­разовательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учителя, воспитателя).

Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию об­разовательно-профессиональной программы по одному из предмет­ных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выда­ется диплом бакалавра образования по избранному направлению.

По отдельным направлениям в силу особенностей реализации образовательно-профессиональных программ второго уровня воз­можно совмещение с программой профессиональной подготовки (срок обучения три года).

Для получения квалификации специалиста на основе базово­го высшего педагогического образования предоставляется возмож­ность в течение года освоить профессиональные программы в соответствии с будущей специальностью, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого выпускник получает квалификационный сертификат по одной или двум пе­дагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и диф­ференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной образовательно-профессиональной программы обеспечивается подготовка специалис­та преимущественно "по заказу". Основная цель данной ступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидатель­ную, творческую деятельность. Продолжительность обучения на сту­пени полного высшего педагогического образования не менее двух лет на основе четырехлетнего базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое образова­ние, выдается диплом магистра образования по конкретному на­правлению науки и квалификационный сертификат по избран­ной специальности, предоставляющий право осуществлять про­фессиональную деятельность в любых типах образовательных уч­реждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

Гибкость и вариативность многоуровневой структуры педаго­гического образования позволяет любому обучающемуся при не-

обходимости остановить его по достижении того или иного уров­ня, а затем продолжить образование на последующем уровне в любом вузе аналогичного профиля.

Одной из первоочередных задач педагогического образования в связи с внедрением многоуровневой структуры является глубо­кое обновление его содержания, в котором можно выделить три взаимосвязанных блока: общекультурный, психолого-педагогиче­ский и предметный. Каждый из названных блоков представлен рядом модулей.

Общекультурный блок, составляющий 25 % учебного времени, призван обеспечить развитие мировоззрения учителя, создать ус­ловия для его жизненного и профессионального самоопределе­ния, овладения практической педагогикой, которая в своей основе имеет общую образо­ванность учителя. Погружение

Аксиологня — философское учение о ценностях; аксиологический — имеющий ценностное значение.

учителя в контекст общечеловеческой культуры, различных язы­ков, видов искусств, способов деятельности во всем их своеоб­разии требует разработки таких элементов общекультурного блока, как мировоззренческо-методологический, аксиологичес­кий, историко-культурный, социально-экономический, естествен­нонаучный, коммуникативный.

Психолого-педагогический блок, составляющий 18 % учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии пе­дагогической деятельности. Поскольку становление "Я-концепции" учителя — это не единовременный акт, то данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный.

Предметный блок, составляющий 57 % учебного времени, ори­ентирован на освоение логики развертывания содержания кон­кретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними. Он предполагает разработку таких модулей, как общий, связанный с определенным направлением научных знаний (гума­нитарные знания, естествознание и др.); интегрированный, объ­единяющий в единое целое те или иные отрасли научного на­правления; специальный — в конкретной области научного зна­ния (узкий или широкий профиль).

 

Системообразующим стержнем содержания педагогического образования является практическая деятельность студентов, по­скольку общечеловеческие и профессиональные ценности стано­вятся достоянием личности учителя в том случае, если они при­сваиваются, вырабатываются в процессе не только познаватель­ной, но и преобразовательной деятельности.

Такая деятельность в каждом блоке представлена практикума­ми, имеющими интегративный характер ввиду их целевой направ­ленности, но различающимися по своему содержанию: со-

Интеграция — объединение в це­лое каких-либо частей.

циокультурными, психолого-педагогическими, предметны­ми. Данные практикумы позволяют обеспечить наглядность, кон­кретность, актуализацию и применимость теоретических знаний в различных педагогических ситуациях целостного образовательно­го процесса и тем самым усилить психолого-педагогическую под­готовку.

Реализация нового содержания педагогического образования требует решения задач, связанных с внедрением новых техноло­гий обучения. Основу таких технологий составляет отход от мас­сового, валового обучения. Основным условием развития ана­литического, творческого мышления становится непременное участие студентов в научных исследованиях, разработке реальных психолого-педагогических проблем.

Обращенность современного педагогического образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в ос­воении педагогической профессии. Он должен четко представлять цель и задачи своей деятельности, ясно видеть пути профессио­нального становления.

§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.