КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа как культурно-образовательное пространство – это 12 страница
взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с к-рыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.
Цель педагогического исследования— выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик в ходе пед. исследования.
Ценностно-ориентацинное единство группы— один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Ценностные ориентации — 1. относительно устойчивое соц.-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, к-рые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; 2. способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценность— идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества.
Ценности социальные — общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен пед. процесс.
Церемония— последовательность действий, имеющих символическое значение, посвященных празднованию к.-л. событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или к.-л. соц. группы. Ц. в организации жизнедеятельности учебно-воспитательных учреждений необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А. С. Макаренко.
Цивилизация— культурно-исторический тип общественного производства, характеристика уровня развития материальной культуры, науки и техники, отношений обмена.
Черта личности— относительно устойчивое качество личности, являющееся компонентом ее характера, и проявляющееся в особенностях поведения индивида. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность и др. Честь профессиональная педагогическая — признание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессионального долга.
Чувства— устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.
Чувства праксические— чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность, захваченность работой, приятная усталость от работы.
Шаг программы(в программированном обучении) — доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
Шацкий Станислав Теофилович(1878-1934) — русский, советский педагог. Создал в 1905 г. первые в России клубы для детей и подростков, летнюю колонию близ Щелкова (Московская область). В 1906 г. организовал общество «Сетлемент», с 1911 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с женой В. Н. Шацкой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» и др. Основной труд — «Бодрая жизнь», автор ряда статей по вопросам воспитания и обучения и методических работ. Основное место в творчестве Ш. отведено культурно-просветительной работе, прежде всего с детьми. Занимался вопросами формирования детского коллектива, дошкольной педагогикой, вопросами содержания образования, уроком, методами пед. исследования. Большое место в его пед. взглядах уделено эстетическому воспитанию. Ш. осуществил теоретическую и практическую разработку концепции школы нового типа как открытой системы, центра воспитания детей в соц. среде.
Школа— соц. институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Основные элементы Ш: учащиеся и ученические коллективы, кадры (администрация, пед. коллектив, вспомогательные штаты), программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты, пособия, ТСО, компьютеры с программ но-методическим обеспечением), материальная база. Школа демократическая— школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуального самосовершенствования при условии соблюдения правил коллективной жизни. Основные принципы деятельности Ш. д.: строгое соблюдение Устава школы, основанного на демократических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей, возможность самостоятельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы. образовательное пространство, в к-ром культивируется личностный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.
Школа как развивающаяся система— школа, работающая в инновационном режиме, но сохраняющая и укрепляющая лучшее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от старого и неэффективного; возрождающая незаслуженно забытое в новых формах.
Школа как функционирующая система— школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат, инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.
Школа кифариста— частная платная школа в Древней Греции (Афины), где мальчики обучались пению, музыке, заучиванию произведений Гомера.
Школа-комплекс— комплекс различных образовательно-воспитательных учреждений, работающий по сквозным, согласованным учебным планам; может иметь различную структуру: детский сад-школа-ПТУ; детский сад-гимназия-вуз; детский сад-начальная школа-педучилище (колледж)-педвуз; детский сад-школа-подростковый клуб-медико-психол. служба и др. образовательные учреждения. Наиболее сложный, мобильный вид образовательного учреждения, к-рый способен максимально удовлетворять разнообразные образовательные потребности населения и обеспечивать систему преемственного воспитания, обучения и профессиональной подготовки.
Школа малокомплектная— школа, в к-рой из-за недостаточного количества детей вместо полнокомплектных классов установленной наполняемости, открываются разновозрастные с малой наполняемостью (от 2—3 человек в каждом), и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным планам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Щ. м. открываются, как правило, в сельской местности.
Школа математических и навигацких наук— первая в Европе государственная реальная школа. Была открыта по Указу Петра I в 1701 г. для подготовки специалистов военного и морского дела, судостроителей, геодезистов и др. В школу принимались подростки в возрасте от 12 до 17 (иногда до 20) лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. Состояла из трех ступеней: «российская школа», «арифметическая школа» и старшие (специальные) классы. Большое внимание уделялось практическим занятиям. В 1715 г. специальные классы были переведены из Москвы, где находилась школа, в Петербург, на их основе была создана Морская академия.
Школа мусическая— разновидность элеметарной школы в древней Греции. Главная цель — умственное и эстетическое воспитание. Большое внимание уделялось музыке. Школа риторская— учебное заведение в античной системе образования, в к-ром готовили ораторов и политических деятелей.
Школа русская национальная— школы, в к-рых реализовывались идеи общенационального направления в русской педагогике в XIX в. Были представлены К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзиным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, особенно идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали национальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В. Н. Сорока-Росинский (1882— 1560) при организации русской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами: анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественой, политической и культурной жизни России. В настоящее время идет процесс возрождения Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литература, православие, возрождаются духовные традиции русского народа.
Школа свободная (свободного воспитания)— наиболее радикальное направление в педоцентристском течении, разработало идеи свободного воспитания. Адепты этой модели придавали значительно большее значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и исключая к.-л. насилие и принуждение, хотя и признавали абсолютную необходимость воспитания и обучения. Они считали, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление ими личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким.
Школа соборная— в эпоху средневековья средние учебные заведения в крупных городах Западной Европы, организованные при соборах, являвшихся епископскими кафедрами. Давали более широкое образование, чем монастырские и церковноприходские школы. По характеру и методам обучения не отличались от др. церковных школ.
Школа труда— школа, в к-рой всестороннее воспитание детей сочетается с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Коменский, Руссо, Песталоцци и др.). У Дьюи труд составлял системообразующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Представители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Советская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.
Школа учебы— школа, к-рая основывается в своей работе на детальной регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию. Базируется, как правило, на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя. Сложилась в XVIII—XIX вв.
Школы воскресные— учебные заведения для взрослых и работающих детей в системе образования России XIX в., обучение в к-рых проводилось по воскресеньям. Исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания, общеобразовательные и профессиональные. В настоящее время возрождены и получают широкое распространение религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения.
Школы грамматические— школы, в к-рых в средние века преподавались лат. язык, религиозные предметы и юриспруденция. В Древней Греции к ним относились начальные школы для мальчиков (школы грамматиста). В Древнем Риме — повышенная начальная школа для детей патрициев. В России — греко-лат. школы, основанные при некоторых монастырях в XVII веке.
Школы-коммуны— 1. учебно-воспитательные заведения, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояла из школы 1-ой и 2-ой ступени и интерната при ней. Иногда при школе открывался и детский сад. Помимо учебных занятий, воспитанники школы работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х гг.; 2. образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонарушителей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и существовали до конца 30-х гг. Обучение соединялось с производительным трудом.
Школы церковно-приходские— начальные школы в дореволюционной России, находившиеся в ведении приходов. Учителями в этих школах были священники, дьяконы и дьячки. В свое время сыграли большую роль в распространении грамотности.
Школы цеховые— начальные школы для сыновей ремесленников в городах Западной Европы. Начали возникать в XIII — XIV вв. по инициативе цехов и содержались на их средства. Были общеобразовательными школами на родном языке. Обучали: чтению, письму, счету, элементам геометрии и естествознания. Появление цеховых и гильдейских школ нарушило монополию церкви в образовании. К концу средних веков цеховые школы объединились с гильдейскими, постепенно превратившись в городские или бюргерские школы, содержащиеся на средства городского самоуправления.
Школы цифирные— начальные государственные школы в дореволюционной России. Указом Петра I (1714) были созданы во многих губерниях для обучения детей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет. Обучали: чтению, письму, арифметике и началам геометрии. Учителями в этой школе были воспитанники Школы математических и навигацких наук. После смерти Петра I в 1744 г. были реорганизованы в гарнизонные школы.
Школьные советы— см. Самоуправление школы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |