Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа как культурно-образовательное пространство – это 12 страница




взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с к-рыми затем отбираются и соот­носятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

 

 

Цель педагогического исследования— выявление причинно-следственных

связей и закономерностей, разработка теорий и методик в ходе пед. исследования.

 

 

Ценностно-ориентацинное единство группы— один из основ­ных показателей

сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

 

 

Ценностные ориентации 1. относительно устойчивое соц.-обусловленное,

избирательное отношение человека к сово­купности материальных и духовных общественных благ и идеалов, к-рые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельно­сти личности; 2. способ дифференциации человеком объек­тов по их значимости.

 

 

Ценность— идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для

человека и общества.

 

 

Ценности социальные общественно значимые для лично­сти, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством лю­дей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, иде­алом для всех людей, на их формирование направлен пед. процесс.

 

 

Церемония— последовательность действий, имеющих символи­ческое значение,

посвященных празднованию к.-л. событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или к.-л. соц. группы. Ц. в организации жизнедеятельности учебно-воспитательных учреж­дений необходимы для придания торжественности и красочно­сти отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формирова­нии детского коллектива придавал А. С. Макаренко.

 

 

Цивилизация— культурно-исторический тип общественного производства,

характеристика уровня развития материальной культуры, науки и техники, отношений обмена.

 

 

Черта личности— относительно устойчивое качество личности, являющееся

компонентом ее характера, и проявляющееся в осо­бенностях поведения индивида. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ри­гидность и др.

Честь профессиональная педагогическая — признание обще­ством и

осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессионального долга.

 

 

Чувства— устойчивые эмоциональные отношения человека к яв­лениям

действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.

 

 

Чувства праксические— чувства, вызываемые деятельнос­тью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завер­шения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность, захваченность рабо­той, приятная усталость от работы.

 

Шаг программы(в программированном обучении) — доза инфор­мации об изучаемом

знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или пе­реходе к следующему шагу.

 

 

Шацкий Станислав Теофилович(1878-1934) — русский, совет­ский педагог.

Создал в 1905 г. первые в России клубы для детей и подростков, летнюю колонию близ Щелкова (Московская область). В 1906 г. организовал общество «Сетлемент», с 1911 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с женой В. Н. Шацкой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» и др. Основной труд — «Бодрая жизнь», автор ряда статей по вопросам воспитания и обучения и методичес­ких работ. Основное место в творчестве Ш. отведено культур­но-просветительной работе, прежде всего с детьми. Занимал­ся вопросами формирования детского коллектива, дошкольной педагогикой, вопросами содержания образования, уроком, ме­тодами пед. исследования. Большое место в его пед. взглядах уделено эстетическому воспитанию. Ш. осуществил теорети­ческую и практическую разработку концепции школы нового типа как открытой системы, центра воспитания детей в соц. среде.

 

 

Школа— соц. институт, общественно-государственная система, призванная

удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.

 

Основные элементы Ш: учащиеся и ученические коллективы, кадры

(администрация, пед. коллек­тив, вспомогательные штаты), программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебники, учебно-мето­дические комплекты, пособия, ТСО, компьютеры с программ но-методическим обеспечением), материальная база.

Школа демократическая— школа, в к-рой административное управление

рационально сочетается с хорошо развитым и эф­фективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуального самосовершенствования при условии соблюдения правил кол­лективной жизни. Основные принципы деятельности Ш. д.: строгое соблюдение Устава школы, основанного на демократичес­ких началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей, возможность самостоятельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.

образовательное пространство, в к-ром культивируется лично­стный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.

 

 

Школа как развивающаяся система— школа, работающая в инновационном

режиме, но сохраняющая и укрепляющая луч­шее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от ста­рого и неэффективного; возрождающая незаслуженно забытое в новых формах.

 

 

Школа как функционирующая система— школа, работающая в режиме

традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, ус­тойчивый стабильный результат, инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.

 

 

Школа кифариста— частная платная школа в Древней Греции (Афины), где

мальчики обучались пению, музыке, заучиванию произведений Гомера.

 

 

Школа-комплекс— комплекс различных образовательно-воспи­тательных

учреждений, работающий по сквозным, согласован­ным учебным планам; может иметь различную структуру: дет­ский сад-школа-ПТУ; детский сад-гимназия-вуз; детский сад-начальная школа-педучилище (колледж)-педвуз; детский сад-школа-подростковый клуб-медико-психол. служба и др. образовательные учреждения. Наиболее сложный, мобильный вид образовательного учреждения, к-рый способен максималь­но удовлетворять разнообразные образовательные потребности населения и обеспечивать систему преемственного воспитания, обучения и профессиональной подготовки.

 

 

Школа малокомплектная— школа, в к-рой из-за недостаточного количества детей

вместо полнокомплектных классов установ­ленной наполняемости, открываются разновозрастные с малой наполняемостью (от 2—3 человек в каждом), и один учитель од­новременно работает с несколькими классами по учебным пла­нам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Щ. м. открываются, как правило, в сельской местности.

 

 

Школа математических и навигацких наук— первая в Европе государственная

реальная школа. Была открыта по Указу Пет­ра I в 1701 г. для подготовки специалистов военного и морско­го дела, судостроителей, геодезистов и др. В школу принима­лись подростки в возрасте от 12 до 17 (иногда до 20) лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. Состояла из трех ступе­ней: «российская школа», «арифметическая школа» и старшие (специальные) классы. Большое внимание уделялось практи­ческим занятиям. В 1715 г. специальные классы были переведе­ны из Москвы, где находилась школа, в Петербург, на их осно­ве была создана Морская академия.

 

 

Школа мусическая— разновидность элеметарной школы в древ­ней Греции. Главная

цель — умственное и эстетическое воспи­тание. Большое внимание уделялось музыке.

Школа риторская— учебное заведение в античной системе обра­зования, в к-ром

готовили ораторов и политических деятелей.

 

 

Школа русская национальная— школы, в к-рых реализовывались идеи

общенационального направления в русской педагогике в XIX в. Были представлены К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзи­ным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, особенно идеи о народности воспи­тания К. Д. Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали национальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в обла­сти образования. В начале XX в. В. Н. Сорока-Росинский (1882— 1560) при организации русской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами: анализом всей совокупно­сти реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явле­ний хозяйственной, общественой, политической и культурной жизни России. В настоящее время идет процесс возрождения Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, куль­тура, литература, православие, возрождаются духовные тради­ции русского народа.

 

 

Школа свободная (свободного воспитания)— наиболее ради­кальное

направление в педоцентристском течении, разработало идеи свободного воспитания. Адепты этой модели придавали значительно большее значение созданию условий для самовы­ражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и исключая к.-л. насилие и принуждение, хотя и признавали абсолютную не­обходимость воспитания и обучения. Они считали, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, по­этому ведущую роль в воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление ими личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободно­го воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом сво­бодного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому на­правлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким.

 

 

Школа соборная— в эпоху средневековья средние учебные заве­дения в крупных

городах Западной Европы, организованные при соборах, являвшихся епископскими кафедрами. Давали более широкое образование, чем монастырские и церковно­приходские школы. По характеру и методам обучения не отли­чались от др. церковных школ.

 

 

Школа труда— школа, в к-рой всестороннее воспитание детей сочетается с

выработкой у них определенного комплекса трудо­вых умений и навыков, с теми или иными формами професси­ональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказа­на представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеально­го общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подго­товки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой де­ятельности. Трудовому элементу в воспитании и образовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Коменский, Руссо, Песталоцци и др.). У Дьюи труд составлял системообразующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Представители трудовой школы объективно пытались решать задачу подго­товки политехнически образованного грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на За­паде выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Советская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

 

 

Школа учебы— школа, к-рая основывается в своей работе на де­тальной

регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию. Базируется, как правило, на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя. Сложилась в XVIII—XIX вв.

 

 

Школы воскресные— учебные заведения для взрослых и работа­ющих детей в

системе образования России XIX в., обучение в к-рых проводилось по воскресеньям. Исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на конфессиональные школы различных вероисповеданий для ре­лигиозно-нравственного воспитания, общеобразовательные и профессиональные. В настоящее время возрождены и получают широкое распространение религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваива­ют основы того или иного вероучения.

 

 

Школы грамматические— школы, в к-рых в средние века пре­подавались лат. язык,

религиозные предметы и юриспруден­ция. В Древней Греции к ним относились начальные школы для мальчиков (школы грамматиста). В Древнем Риме — повы­шенная начальная школа для детей патрициев. В России — греко-лат. школы, основанные при некоторых монастырях в XVII веке.

 

 

Школы-коммуны— 1. учебно-воспитательные заведения, со­зданные в РСФСР в

1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояла из школы 1-ой и 2-ой ступени и интерната при ней. Иногда при школе открывался и детский сад. Помимо учебных занятий, воспитанники школы работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате стро­илась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до кон­ца 20-х гг.; 2. образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовер­шеннолетних правонарушителей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и существовали до конца 30-х гг. Обуче­ние соединялось с производительным трудом.

 

Школы церковно-приходские— начальные школы в дореволю­ционной России,

находившиеся в ведении приходов. Учителя­ми в этих школах были священники, дьяконы и дьячки. В свое время сыграли большую роль в распространении грамотности.

 

 

Школы цеховые— начальные школы для сыновей ремесленни­ков в городах

Западной Европы. Начали возникать в XIII — XIV вв. по инициативе цехов и содержались на их средства. Были общеобразовательными школами на родном языке. Обу­чали: чтению, письму, счету, элементам геометрии и естествоз­нания. Появление цеховых и гильдейских школ нарушило мо­нополию церкви в образовании. К концу средних веков цеховые школы объединились с гильдейскими, постепенно превратив­шись в городские или бюргерские школы, содержащиеся на средства городского самоуправления.

 

 

Школы цифирные— начальные государственные школы в доре­волюционной

России. Указом Петра I (1714) были созданы во многих губерниях для обучения детей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет. Обучали: чтению, письму, арифметике и началам геометрии. Учителями в этой школе были воспитанники Школы математи­ческих и навигацких наук. После смерти Петра I в 1744 г. были реорганизованы в гарнизонные школы.

 

 

Школьные советы— см. Самоуправление школы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.