КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эксгибиционизм — достижение полового удовлетворения путем демонстрации
Э Эвристика педагогическая(от греч. heurisro — нахожу) — методология образования, с помощью к-рой раскрывается и реализуется в ходе поисковой деятельности творческий потециал всех участников образовательного процесса; дидактическое и методическое направление эвристики, к-рое изучает принципиальные закономерности построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Отличительная особенность эвристической учебной деятельности — получение нового для его участников образовательного продукта: идеи, вопроса, текста, правила и т. п. Обучение носит сопровождающий характер, т. е. учитель помогает ученику придти к новым идеям и довести их до реального продукта. Основной единичной формой Э. п. является не урок, а образовательная ситуация. Ситуативная педагогика предполагает непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопределении целей, отборе содержания образования, планировании, проведении и оценке занятий. Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. П. Ф. Каптерев в конце XIX в. призывал широко использовать эвристическую форму обучения. Одним из современных разработчиков этого направления был В. И. Журавлев.
Эвритмия(от греч. eurhythmia — слаженность, ритмичность) — искусство движений, разработанное Р. Штейнером на основе антропософии. Э. придает видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с др. видами искусства.
Эгалитарный— уравнительный.
Эгида— защита. В древнегреч. мифологии Э. — название щита Зевса и Афины, символ покровительства и гнева богов.
Эгоизм(от лат. ego — я) — ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и соц. групп. Но бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро др., с надеждой на положительное отношение их к себе. Эгоцентризм(лат. ego — я, centrum — центр круга) — позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на преувеличенном подчеркивании своего «я», собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегать ими.
Эгоцентризм мышления — скрытая умственная позиция, означающая неспособность человека изменить исходную позицию по отношению к нек-рому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования др., противоположных точек зрения.
Эгоцентрическая эмпатия — переживание за самого себя; страдания др. являются лишь поводом переживать за себя.
ЭДО (BBS, Bulletin Board System, электронная доска объявлений ) — программа, позволяющая организовать на ЭВМ систему хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам и дающая возможность сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных.
Эдукология инфосферная— научная область, изучающая комплекс упорядоченного и стихийного циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых (общее), региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах как информационного фонда Земли-Космоса в условиях становления и функционирования глобального информационного пространства и информационно-образовательного общества. Разрабатывается В. А. Извозчиковым. Эйдейтизм(от греч. eidos — образ, наружный вид) — своеобразная разновидность образной памяти, проявляющаяся в возможности нек-рых людей ярко, живо видеть образ предмета и после прекращения его воздействия на органы чувств.
Эйфория(от греч. eyphria— хорошо переношу) — психическое состояние, характеризуемое беспричинным радостным, блаженным настроением, беспечностью, безмятежностью, не соответствующими объективному положению человека.
Экзистенциальный мотивационный вакуум— ощущение утраты основного жизненного мотива — смысла жизни.
Эклектика(от греч. eklekticos — выбирающий) — отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений.
Экология человека— наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия.
гениталий лицам противоположного пола без половой близости.
Экскурсии (в пед.) — форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Отличие от урока: проводится вне класса, не имеет строгого ограничения во времени, может проводиться не учителем, состав учащихся может меняться. Классификация: по месту в учебном процессе — вводные, текущие, обобщающие; по содержанию — предметные, комплексные; по месту проведения — в природу, на производство, в музеи и на выставки, по памятным и историческим местам. Этапы: подготовка, проведение, послеэкскурсионная работа.
Экспектация— система ожиданий и требований, предъявляемых к личности относительно норм исполнения ею соц. ролей.
Эксперимент— см. Методы педагогического исследования.
Эксперт— специалист в к.-л. области, проводящий экспертизу с представлением мотивированного заключения.
Эксплицитный— определенно и ясно выраженный, развернутый.
Экспрессия— выразительное поведение человека.
Экстериоризация(от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной.
Экстернальность — интернальность(от лат. externus — внешний, internus — внутренний) — предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля (см. Локус контроля).
Экстралингвистика— темп речи, паузы, вкрапления в паузы (покашливание, смех и др.), громкость речи.
Экстраполяция(лат. extra — вне, сверх, polire — делать гладким, отделывать) — в теории решений под Э. понимается логическая процедура перенесения выводов, полученных внутри некоторого отрезка наблюдения, на явления, находящиеся вне этого отрезка. Различают два вида Э.: временную и пространственную. Временная Э. заключается в распространении вывода о закономерностях развития к.-л. объекта в прошлом на развитие того же самого объекта в будущем. Пространственная Э. состоит в распространении вывода, полученного в результате анализа одной части объекта, на др. его часть или на весь объект в целом.
Экстремальные условия(от лат. extremus — крайний) — условия, резко отличающиеся от обычных и в силу этого воздействующие на психику, не адаптированную к ним, как стрессоры.
Элективный(от лат. electus — избранный) — избирательный.
Электронная таблица— интерактивная система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, создающую зависимость значения ячейки от др. ячеек (В. И. Першиков). Электронные таблицы предоставляют пользователю возможность выполнения быстрых вычислений по строкам, столбцам или внутри ячейки, получения графических изображений в виде разного рода диаграмм.
Электронный учебник— учебник, внесенный в компьютер, но организованный по принципу гипертекста.
Элиминирование(от лат. eliminare — изгонять) — исключение из рассмотрения признаков (факторов), не связанных с изучаемым явлением (процессом).
Эмансипация(от лат. emancipatio — освобождаться от опеки) — освобождение от зависимости, предрассудков, опеки; отмена ограничений, уравнивание в правах.
Эмотивность— психическое состояние, характеризующееся преобладанием, безотчетным проявлением сложных безусловных рефлексов (агрессивного, пассивно-оборонительного и др.) при ослаблении влияния коры головного мозга.
Эмоциональная направленность личности— направленность чувств и переживаний человека. Виды: альтруистическая — потребность в содействии и помощи, покровительство др. людям; коммуникативная — потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике; глорическая — потребность самоутверждения, славы, почета; праксическая — ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, к-рая нужна субъекту сама по себе; пугническая — потребность в преодолении опасности, на базе к-рой позднее возникает интерес к борьбе; романтическая — стремление ко всему необычному, таинственному; гностическая — стремление понять, разрешить сложные проблемы; эстетическая — тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного; гедонистическая — выражение потребности в телесном и душевном комфорте; акизитивная — (приобретение) — тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Определенное сочетание отдельных видов Э. н. л., выявляемое с помощью специального теста, определяет характер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности. Эмоционально-волевая саморегуляция— система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях. В целях Э. в. с. может применяться и аутогенная тренировка.
Эмоционально-волевая устойчивость— способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, разделять их переживания; «способность увидеть себя на месте др. человека» (Р. Хенви), готовность оказать им посильную помощь. Как показывают психол. исследования, Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Термин Э. введен Э. Титченером. Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций людей. Профессионально значимое личностное качество для педагога.
Эмпирическое— идущее от опыта.
Эндогенный (от греч. endon — внутри, genos — род, рождение) — обусловленный внутренними, присущими организму причинами.
Эпатировать(фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать. У ряда трудновоспитуемых детей эпатаж становится средством привлечения к себе внимания.
Эпистемология(от греч. episteme — знание) — философская наука о знании, исследующая его состав, природу, структуру, функции, критерии ценности.
Эротическое— связанное с половыми проблемами, чрезмерно чувственное.
Эрудиция— глубокие разнообразные познания в к.-л. области науки; разносторонняя образованность.
Эрудиция педагогическая— запас современных знаний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.
Эсхатология(от греч. eschatos — последний, logos — понятие, учение) — учение о конечной судьбе мира и человека, входящее составной частью во многие религии; особенно большое развитие получила в иудаизме и христианстве. В. В. Зеньковский считал, что на всех возрастных этапах необходимо в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу: «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Эталон(фр. etalont) — образец для подражания, сравнения с чем-либо.
Этика деловаяпсихология— совокупность принципов и норм, к-рыми должна руководствоваться организация и ее члены в сфере управления и предпринимательства. Включает в себя: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом, моральные принципы членов организации, моральный климат в организации, нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.
Этика руководителя— система норм нравственного поведения руководителя. Э. р. заключается в необходимости совмещать основные профессиональные управленческие принципы с общегуманистическими, нравственными требованиями и предполагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и коллективом, а также между коллективами.
Этика педагогическая — составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Этикет— принятая в особых соц. кругах система правил поведения, составляющая единое целое; свод правил поведения, касающийся внешнего проявления отношения к людям.
Этнический— связанный с принадлежностью к к.-л. народу, относящийся к нему.
Этнопедагогика— наука, предметом изучения к-рой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функционирования в современной воспитательной системе.
Эффект Зейгарник(эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человеком в силу сохраняющегося мотивационного напряжения лучше запоминаются его незавершенные действия, чем завершенные. Важнейшее условие организации любого пед. воздействия, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае она воспринимается им как самостоятельно усвоенная.
Эффект края— явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен нем. психологом Г. Эббингаузом и подтвержден др. исследователями. Проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении.
Эффект «ореола»— эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека др. оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате к-рой он воспринимается в соответствующем ему свете — положительном или отрицательном. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется тем, что становится ему известно о воспитаннике от др. лиц.
Эффективность— соответствие полученного результата поставленным задачам.
Эффективность педагогическая — степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными (например, переход ученика от необученности к обученности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достижение поставленной цели.
Эффективность урока — степень достижения заданной цели деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени в процессе урока.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |