Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксгибиционизм — достижение полового удовлетворения путем демонстрации




Э

Эвристика педагогическая(от греч. heurisro — нахожу) — мето­дология

образования, с помощью к-рой раскрывается и реали­зуется в ходе поисковой деятельности творческий потециал всех участников образовательного процесса; дидактическое и мето­дическое направление эвристики, к-рое изучает принципиаль­ные закономерности построения новых для обучаемого дей­ствий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-позна­вательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обуча­емого к реальному творчеству. Отличительная особенность эв­ристической учебной деятельности — получение нового для его участников образовательного продукта: идеи, вопроса, текста, правила и т. п. Обучение носит сопровождающий характер, т. е. учитель помогает ученику придти к новым идеям и довести их до реального продукта. Основной единичной формой Э. п. яв­ляется не урок, а образовательная ситуация. Ситуативная педа­гогика предполагает непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопределении целей, отборе содержания об­разования, планировании, проведении и оценке занятий. Кро­ме традиционного предметного содержания образования вво­дится метапредметное. П. Ф. Каптерев в конце XIX в. призы­вал широко использовать эвристическую форму обучения. Одним из современных разработчиков этого направления был В. И. Журавлев.

 

 

Эвритмия(от греч. eurhythmia — слаженность, ритмичность) — искусство движений,

разработанное Р. Штейнером на основе антропософии. Э. придает видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с др. видами ис­кусства.

 

 

Эгалитарный— уравнительный.

 

 

Эгида— защита. В древнегреч. мифологии Э. — название щита Зевса и Афины, символ

покровительства и гнева богов.

 

 

Эгоизм(от лат. ego — я) — ценностная ориентация субъекта, ха­рактеризуемая

преобладанием в его жизнедеятельности своеко­рыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и соц. групп. Но бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро др., с надеждой на поло­жительное отношение их к себе.

Эгоцентризм(лат. ego — я, centrum — центр круга) — позиция личности,

характеризующаяся сосредоточенностью на преувели­ченном подчеркивании своего «я», собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния др. лю­дей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо со­знавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегать ими.

 

 

Эгоцентризм мышления скрытая умственная позиция, означающая неспособность человека изменить исходную позицию по отношению к нек-рому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоре­чий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позво­ляет понять возможность существования др., противопо­ложных точек зрения.

 

Эгоцентрическая эмпатия переживание за самого себя; страдания др. являются лишь поводом переживать за себя.

 

 

ЭДО (BBS, Bulletin Board System, электронная доска объяв­лений ) — программа,

позволяющая организовать на ЭВМ сис­тему хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам и дающая возможность сразу многим вла­дельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользовать­ся ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных.

 

 

Эдукология инфосферная— научная область, изучающая комп­лекс

упорядоченного и стихийного циркулирующего в инфор­мационной сфере Земли знания о мировых (общее), региональ­ных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах как информационного фонда Земли-Космоса в условиях становления и функциониро­вания глобального информационного пространства и информа­ционно-образовательного общества. Разрабатывается В. А. Извозчиковым.

Эйдейтизм(от греч. eidos — образ, наружный вид) — своеобразная разновидность

образной памяти, проявляющаяся в возможно­сти нек-рых людей ярко, живо видеть образ предмета и после прекращения его воздействия на органы чувств.

 

 

Эйфория(от греч. eyphria— хорошо переношу) — психическое со­стояние,

характеризуемое беспричинным радостным, блажен­ным настроением, беспечностью, безмятежностью, не соответ­ствующими объективному положению человека.

 

 

Экзистенциальный мотивационный вакуум— ощущение утра­ты основного

жизненного мотива — смысла жизни.

 

 

Эклектика(от греч. eklekticos — выбирающий) — отсутствие един­ства, целостности,

последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, про­тивоположных воззрений.

 

 

Экология человека— наука, изучающая общие закономерно­сти взаимоотношений

природы и человека и разрабатываю­щая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимо­действия.

 

гениталий лицам противоположного пола без половой близости.

 

 

Экскурсии (в пед.) — форма организации обучения, позволяю­щая проводить

наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Отличие от урока: проводится вне класса, не имеет строгого ограничения во времени, может проводиться не учителем, со­став учащихся может меняться. Классификация: по месту в учебном процессе — вводные, текущие, обобщающие; по содер­жанию — предметные, комплексные; по месту проведения — в природу, на производство, в музеи и на выставки, по памят­ным и историческим местам. Этапы: подготовка, проведение, послеэкскурсионная работа.

 

 

Экспектация— система ожиданий и требований, предъявляемых к личности

относительно норм исполнения ею соц. ролей.

 

Эксперимент— см. Методы педагогического исследования.

 

 

Эксперт— специалист в к.-л. области, проводящий экспертизу с представлением

мотивированного заключения.

 

 

Эксплицитный— определенно и ясно выраженный, развернутый.

 

 

Экспрессия— выразительное поведение человека.

 

 

Экстериоризация(от лат. exterior — наружный, внешний) — про­цесс перехода от

внутренней психической деятельности к внеш­ней, предметной.

 

 

Экстернальность — интернальность(от лат. externus — внешний, internus —

внутренний) — предрасположение индивида к опре­деленной форме локуса контроля (см. Локус контроля).

 

 

Экстралингвистика— темп речи, паузы, вкрапления в паузы (по­кашливание, смех и

др.), громкость речи.

 

 

Экстраполяция(лат. extra — вне, сверх, polire — делать гладким, отделывать) — в

теории решений под Э. понимается логичес­кая процедура перенесения выводов, полученных внутри не­которого отрезка наблюдения, на явления, находящиеся вне этого отрезка. Различают два вида Э.: временную и простран­ственную. Временная Э. заключается в распространении выво­да о закономерностях развития к.-л. объекта в прошлом на раз­витие того же самого объекта в будущем. Пространственная Э. состоит в распространении вывода, полученного в результате анализа одной части объекта, на др. его часть или на весь объект в целом.

 

 

Экстремальные условия(от лат. extremus — крайний) — условия, резко

отличающиеся от обычных и в силу этого воздействующие на психику, не адаптированную к ним, как стрессоры.

 

 

Элективный(от лат. electus — избранный) — избирательный.

 

 

Электронная таблица— интерактивная система обработки дан­ных, представляющая

собой прямоугольную таблицу, создаю­щую зависимость значения ячейки от др. ячеек (В. И. Першиков). Электронные таблицы предоставляют пользователю возмож­ность выполнения быстрых вычислений по строкам, столбцам или внутри ячейки, получения графических изображений в виде разного рода диаграмм.

 

Электронный учебник— учебник, внесенный в компьютер, но организованный по

принципу гипертекста.

 

 

Элиминирование(от лат. eliminare — изгонять) — исключение из рассмотрения

признаков (факторов), не связанных с изучаемым явлением (процессом).

 

 

Эмансипация(от лат. emancipatio — освобождаться от опеки) — освобождение от

зависимости, предрассудков, опеки; отмена ограничений, уравнивание в правах.

 

 

Эмотивность— психическое состояние, характеризующееся пре­обладанием,

безотчетным проявлением сложных безусловных рефлексов (агрессивного, пассивно-оборонительного и др.) при ослаблении влияния коры головного мозга.

 

 

Эмоциональная направленность личности— направленность чувств и

переживаний человека. Виды: альтруистическая — по­требность в содействии и помощи, покровительство др. людям; коммуникативная — потребность в общении, дружеских отно­шениях, сочувствующем собеседнике; глорическая — потреб­ность самоутверждения, славы, почета; праксическая — ценност­ные переживания, связанные с реализацией деятельности, к-рая нужна субъекту сама по себе; пугническая — потребность в пре­одолении опасности, на базе к-рой позднее возникает интерес к борьбе; романтическая — стремление ко всему необычному, таинственному; гностическая — стремление понять, разрешить сложные проблемы; эстетическая — тяга к произведениям ис­кусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к пережи­ванию чувства прекрасного; гедонистическая — выражение по­требности в телесном и душевном комфорте; акизитивная — (приобретение) — тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Определенное сочетание отдельных видов Э. н. л., выявляемое с помощью специального теста, определяет характер профес­сиональной пригодности к тому или иному виду пед. дея­тельности.

Эмоционально-волевая саморегуляция— система приемов последовательного

самовоздействия личности в целях повы­шения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях. В целях Э. в. с. может применяться и ауто­генная тренировка.

 

 

Эмоционально-волевая устойчивость— способность психики сохранять

высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адапта­ции к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоци­онально-волевой саморегуляции.

 

Эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание) — качество лично­сти, ее способность

проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, разделять их переживания; «способность увидеть себя на месте др. человека» (Р. Хенви), готовность оказать им посильную помощь. Как показыва­ют психол. исследования, Э. трудно воспитать, но также труд­но и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Термин Э. введен Э. Титченером. Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализует­ся в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций людей. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

 

 

Эмпирическое— идущее от опыта.

 

 

Эндогенный (от греч. endon — внутри, genos — род, рожде­ние) — обусловленный

внутренними, присущими организму причинами.

 

 

Эпатировать(фр. epater) — поражать, удивлять необычным пове­дением,

скандализировать. У ряда трудновоспитуемых детей эпатаж становится средством привлечения к себе внимания.

 

 

Эпистемология(от греч. episteme — знание) — философская на­ука о знании,

исследующая его состав, природу, структуру, фун­кции, критерии ценности.

 

 

Эротическое— связанное с половыми проблемами, чрезмерно чувственное.

 

 

Эрудиция— глубокие разнообразные познания в к.-л. области науки; разносторонняя

образованность.

 

 

Эрудиция педагогическая— запас современных знаний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.

 

 

Эсхатология(от греч. eschatos — последний, logos — понятие, уче­ние) — учение о

конечной судьбе мира и человека, входящее составной частью во многие религии; особенно большое разви­тие получила в иудаизме и христианстве. В. В. Зеньковский счи­тал, что на всех возрастных этапах необходимо в процессе вос­питания иметь эсхатологическую перспективу: «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».

Эталон(фр. etalont) — образец для подражания, сравнения с чем-либо.

 

 

Этика деловаяпсихология— совокупность принципов и норм, к-рыми долж­на

руководствоваться организация и ее члены в сфере управле­ния и предпринимательства. Включает в себя: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом, моральные принципы членов организации, моральный климат в организации, нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

 

 

Этика руководителя— система норм нравственного поведения руководителя. Э. р.

заключается в необходимости совмещать основные профессиональные управленческие принципы с об­щегуманистическими, нравственными требованиями и пред­полагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и коллективом, а также между кол­лективами.

 

 

Этика педагогическая — составная часть этики, отражающая спе­цифику

функционирования морали (нравственности) в услови­ях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нрав­ственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются за­кономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

 

 

Этикет— принятая в особых соц. кругах система правил поведе­ния, составляющая

единое целое; свод правил поведения, каса­ющийся внешнего проявления отношения к людям.

 

 

Этнический— связанный с принадлежностью к к.-л. народу, от­носящийся к нему.

 

 

Этнопедагогика— наука, предметом изучения к-рой является народная педагогика,

закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., эко­номических и др. факторов и способы их отражения и функци­онирования в современной воспитательной системе.

 

 

Эффект Зейгарник(эффект незавершенного действия) — явле­ние, заключающееся в

том, что человеком в силу сохраняюще­гося мотивационного напряжения лучше запоминаются его не­завершенные действия, чем завершенные. Важнейшее условие организации любого пед. воздействия, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае она воспринима­ется им как самостоятельно усвоенная.

 

 

Эффект края— явление, заключающееся в том, что из располо­женного в ряд

заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен нем. психологом Г. Эббингаузом и под­твержден др. исследователями. Проявляется как при непосред­ственном, так и при отсроченном воспроизведении.

 

 

Эффект «ореола»— эффект восприятия людьми друг друга в ус­ловиях дефицита

информации, когда на восприятие одного че­ловека др. оказывает существенное влияние первичная инфор­мация о нем, в результате к-рой он воспринимается в соответ­ствующем ему свете — положительном или отрицательном. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определя­ется тем, что становится ему известно о воспитаннике от др. лиц.

 

 

Эффективность— соответствие полученного результата постав­ленным задачам.

 

 

Эффективность педагогическая степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возмож­ными (например, переход ученика от необученности к обученности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достиже­ние поставленной цели.

 

Эффективность урока степень достижения заданной цели деятельности с учетом оптимальности (необходимо­сти и достаточности) затраченных усилий, средств и вре­мени в процессе урока.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.