КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров. Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе
Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе. Однако необходимо подчеркнуть, что каждый этап развития производительных сил порождает новые тенденции, которые усиливают влияние производственных факторов на изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров. Суть этих изменений состоит прежде всего в создании более совершенных средств труда, которым и происходит передача все большего числа исполнительных функций человека. Именно перевороты в средствах труда служат основой изменения роли и места человека в производственном процессе. Основные изменения в содержании труда выражаются прежде всего в его интеллектуализации. Известно, что в материальном производстве человек выполняет, по крайней мере, четыре основные функции: 1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда; 2) управляет орудиями труда и воздействует на предмет труда; 3) налаживает, настраивает и ремонтирует орудия труда; 4) проектирует и организует процесс материального производства. В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержательности. Изменение роли квалифицированного труда можно проследить на примере важнейших отраслей промышленности, и прежде всего машиностроения, которому принадлежит ведущее место в осуществлении комплексной механизации и автоматизации производства. Как и в других отраслях народного хозяйства, в машиностроении быстрыми темпами растет доля профессий высококвалифицированного и квалифицированного труда (и, соответственно, численность рабочих этих профессий). Например, в 30-х годах слесарь-ремонтник обслуживал 9—10 типоразмеров станков, а в настоящее время — 25—30 типоразмеров, использует более 100 марок металлов и неметаллических материалов, свыше 50 инструментов и приспособлений, в том числе инструменты высокой сложности и точности. В процессе работы ему приходится проверять от 8 до 20 параметров, добиваясь заданных классов точности и чистоты поверхности. Кроме слесарных работ слесарь-ремонтник должен иметь навыки выполнения сварочных работ, гальванопокрытий, термообработки, котельных работ и ряда других. Значительно изменилось содержание труда и токаря. В 30-х годах токарь III разряда должен был уметь выполнять простейшие работы под руководством мастера, управлять станком определенного типа и конструкции, а также знать правила применения режущих и измерительных инструментов. В 40-х годах токарь должен был знать назначение основных узлов станка, места возможных поломок при перегрузках, назначение простых режущих и измерительных инструментов и приспособлений, охлаждающих и смазывающих жидкостей, маркировку материалов, а также виды брака. В 60-х годах требования к токарю усложнились. Токарю необходимо было знать устройство однотипных станков, наиболее распространенных универсальных приспособлений и их применение; назначение и правила применения нормального и специального режущего инструмента; правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и условия применения контрольно-измерительных инструментов средней сложности и точности; основные сведения о допусках, классах точности, чистоты обработки. В 70-х годах токарь уже должен был знать устройство, правила наладки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупными станками, которые обслуживаются совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения специализированных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов и приспособлений высокой сложности. В 80-х годах содержание труда токаря III разряда еще более изменилось: основными в его работе становятся регулировочно-на-ладочные функции. От токаря уже требуется знание механики, электротехники, электроники, систем автоматизации. В конце 80-х и 90-х годов развитие техники привело к появлению станочников нового типа — станочников широкого профиля, обслуживающих поточные линии или группы станков различного технологического назначения, осуществляющих подналадку и даже наладку оборудования. В настоящее время профессиональная группа «наладчики» объединяет 14 профессий: наладчик кузнечно-прессового оборудования, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик шлифовальных станков, наладчик автоматических линий и станков и др. У рабочих-наладчиков этой группы выявлено более 70 умений электротехнического содержания, 123 — механико-технического и 32 — автоматико-технического. В результате дальнейших расчетов были определены коэффициенты подготовленности по этим умениям. Так, коэффициент электротехнической подготовленности наладчика составил 15,5%, коэффициент механико-технической подготовленности — 21,3%. Выявленные группы умений должны стать структурными компонентами инварианта их технико-технологической деятельности. Следовательно, в содержание подготовки наладчиков должны быть внесены соответствующие изменения. Аналогичный подход к определению содержания подготовки рабочих должен быть обеспечен и по всем другим профессиям. В настоящее время в черной металлургии 58,3% рабочих отрасли заняты преимущественно выполнением функций умственного труда. Особенно значительна доля этих функций у рабочих таких профессий, как сталевар, машинист вагона-весов, машинист завалочной машины, вальцовщик. В химической промышленности, где также разрабатывается и осваивается новое высокопроизводительное оборудование, обеспечивающее комплексную автоматизацию производства, 60% рабочих высококвалифицированного труда заняты обслуживанием автоматизированных и механизированных средств труда. Численность этой категории рабочих растет наиболее высокими темпами. В структуре затрат рабочего времени новых профессий растет доля умственного труда. Выполнение расчетных функций, функций наблюдения и контроля за ходом технологического процесса и качеством продукции, организация, управление и связь с другими исполнителями занимают у операторов технологической линии по производству пластмасс 93,3%, у операторов дистанционного уп- равления и аппаратчиков по определению компрессии — 90,7, У аппаратчиков синтеза аммиака — 90,1. У машинистов компрессорных установок — 86,7, у лаборантов химического анализа — 77,3, у наладчиков автоматических линий — 66,7%. Техническое совершенствование производства в угольной промышленности также ведет к дальнейшему росту доли рабочих механизированного труда. Так, увеличивается численность машинистов очистных комплексов и угледобывающих агрегатов в забоях с механизированной крепью, одновременно сокращается численность машинистов и помощников машинистов горных комбайнов в забоях с индивидуальной крепью, машинистов врубовых машин, проходчиков, весовщиков, рабочих углеобогащения. Произошли значительные изменения и в строительстве благодаря переходу к крупноблочному и крупнопанельным методам в отрасли. Резко сокращены каменные, плиточные, такелажные, стекольные, кровельные и другие работы, но зато возрос удельный вес монтажных и сборочных операций. Сегодня вместо 20 различных профессий ручного труда в сооружении крупнопанельного дома заняты лишь рабочие семи профессий. В настоящее время профессия монтажника конструкций является профессией широкого профиля, сквозной для всех видов строительных работ. Помимо монтажа железобетонных и металлических конструкций монтажник выполняет все общестроительные работы. Большие изменения происходят в профессионально-квалификационной структуре кадров в сельском хозяйстве. Примером может служить эволюция в трудовых функциях механизаторов. Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х годов. Тогда трактористов насчитывалось немногим более 600 человек. Вместе с трактористом-рулевым появилась профессия ремонтного рабочего. В этот период в сельском хозяйстве только начинался процесс механизации, техника была несложной и обязанности трактористов сводились главным образом к работе на тракторе и проведению технического ухода за ним. С увеличением тягловой мощности трактора и ширины захвата прицепных машин возникла потребность в прицепщиках. В 30—40-х, начале 50-х годов на базе этой профессии появились комбайнеры прицепного комбайна, сеяльщики, машинисты свеклоуборочного, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракторист колесных тракторов появилась профессия тракторист гусеничных тракторов. В 50-х годах в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее время в сельском хозяйстве является преобладающей. Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40% более высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К-700, требует новых изменений в наименованиях и содержании профессий механизаторов. При быстром переналаживании сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наименований сменного оборудования, может выполнять работу бульдозера, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др. Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от содержания труда традиционной профессии тракториста. Это уже не просто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, механизатор сельскохозяйственного производства, владеющий многими смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйственных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы. Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех отраслях промышленности все более сокращается удельный вес затрат физического труда. С передачей исполнительных функций машине рабочий большую часть своего рабочего времени занят управлением машинами и их обслуживанием, наладкой и ремонтом. Это требует от рабочего сознательного использования широкого круга знаний, что, в свою очередь, требует внесения существенных изменений в содержание обучения по профессиям. Таковы тенденции, характерные для всех отраслей народного хозяйства. Высокий уровень профессиональной подготовки рабочих становится обязательным условием успешного труда. Политика в области профессионально-технического образования должна опираться на новые, адекватные экономической реформе системы и методы подготовки рабочих. fi 9 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ Чтобы создать модель подготовки рабочих широкого профиля или рабочих высокой квалификации, необходимо исследовать производственный процесс. Для этого следует проводить так называемые анализы профессий. На предприятиях создаются комиссии из числа специалистов предприятия, педагогов профтехучилищ, психологов, физиологов, врачей и методистов, которые проводят эту работу по следующему плану. 1. Содержание и объем данной области труда. 2. Технико-организационные условия: какая типичная продукция производится? какое сырье, производственные и вспомогательные материалы используются? какие средства труда применяются (название, характерные признаки, инструменты и приспособления)? какими установками для измерения, управления и регулирования снабжены средства труда? какие контрольные приборы используются? какие методы применяет рабочий, в каких технологических процессах он участвует? как организовано производство? какая применяется организация труда? 3. Рабочие функции: какие действия производит рабочий? как часто эти действия производятся и как долго они продолжаются, их значение для производственной деятельности в целом? 4. Квалификация: установить, какими техническими, технологическими, экономическими, организационными закономерностями должен обладать рабочий: какие знания, навыки и умения он должен получить? 5. Особый опыт: в каких областях рабочий должен получить специальные знания и опыт и чем они характеризуются? какие возможности (формы, методы подготовки) имеются для ускорения процесса получения этих знаний и опыта? 6. Ответственность. 7. Специальные технические требования. 8. Особые физические, технические требования. 9. Предложения по продолжительности и организации подго 10. Анализ достижений научно-технического прогресса с уче При анализе профессий важен выбор объектов изучения, при этом учитывается ряд условий: предприятия должны располагать достаточной учебно-материальной базой для обучения рабочих в разных формах; их количество должно обеспечить репрезентативность выборочного обследования. Анализу подвергается структура профессионально-квалификационного состава рабочих; перспективы основных направлений дальнейшего развития предприятия; действующие перечни профессий для определения соответствия уровня подготовки рабочих требованиям научно-технического прогресса. Содержание труда изучается применительно к видам производства с различным уровнем его механизации и автоматизации с целью последующего формирования оптимального профессионально-квалификационного профиля рабочих. С одной стороны, необходимо провести изучение содержания самой производственной деятельности рабочего в рамках его конкретной профессиональной специализации, составляющей в совокупности трудовые функции по таким параметрам: выполнение расчетных функций; подготовка рабочего места или работы; приведение в движение предметов и орудий труда с помощью мускульных усилий; воздействие на предмет труда посредством управляемых рабочим орудий труда; организация, управление и контроль хода рабочего процесса и к-ачества продукции. С другой стороны, необходимо провести анализ по таким же параметрам влияния предполагаемых на ближайшее будущее средств труда на содержание основных трудовых функций рабочих ведущих профессий. Анализ рабочих мест проводится по заранее разработанному плану и включает следующие позиции: приемы, операции и комплексные работы, выполняемые на данном рабочем месте; количество таких рабочих мест; сменность в цехе; вид производственной деятельности цеха, изделий; количество учащихся, которые могут обучаться в цехе; оснащенность рабочего места прогрессивными приспособлениями и инструментами; уровень механизации; состояние средств техники безопасности; продолжительность обучения на рабочем месте; состояние оборудования; возможности использования на рабочем месте учащимися теоретических знаний в процессе производственного обучения; нормы времени и нормы выработки на этом рабочем месте; новые трудовые приемы и передовые способы труда, которые применяет рабочий, занятый на данном месте; навыки, которые может отработать учащийся; степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту; условия труда (затраты мускульной энергии, утомляемость и др.); соответствие рабочего места требованиям промышленной санитарии и гигиены труда; условия воспитательной работы. При анализе рабочих мест определяются состав работ по изучаемой, смежной и совмещенным профессиям и затрачиваемое рабочим время (степень занятости); степень дублирования различных операций; время, затраченное на наблюдение и выполнение не- свойственных работ; время простоев; время перехода с одной работы на другую; порядок ознакомления учащихся с заданиями; разделение и кооперация труда; рациональное чередование работ; скорость выполнения операций и др. Таблица 1 Схема анализа организации труда на рабочем месте и его оснащения
Важно проанализировать организацию труда на каждом рабочем месте, выявить возможности обучения учащихся на опыте новаторов производства, определить резервы рабочего места. Эту работу можно проводить по схеме (таблица 1), используя материалы по научной организации труда, составляемые сейчас на многих предприятиях. В результате выявляется, какие новые профессии появляются в народном хозяйстве и каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие — носители этих профессий должны обладать, чтобы квалифицированно выполнять эту работу; какие профессии из ведущих будут второстепенными. В то же время в результате сокращения малоквалифицированного, неквалифицированного и физически тяжелых видов труда анализом устанавливается, какие профессии обречены на отмирание и какие в связи с этим могут быть высвобождены внутрипроизводственные резервы рабочих кадров, требующих заблаговременной и планомерной подготовки и переподготовки. На основании изучения конкретного содержания труда рабочих, определения структуры основных его элементов проводится отбор их, построение, группировка и далее формирование трудовых функций и разрабатываются профессионально-квалификационные характеристики, в которых фиксируются такие данные, как продолжительность подготовки, объем знаний, навыков и умений и другие компоненты, определяющие уровень подготовки. Вместе с тем, в указанной характеристике отражаются и уровни квалификации: высший, средний и низкий. При организации и проведении анализов следует учитывать целый ряд взаимосвязанных между собой вопросов. В частности: —научно-технических — прогнозирование развития отраслей; —экономико-педагогических — прогнозирование форм подготовки и расходов на обучение; —социальных — прогнозирование трудовых функций рабочих и специалистов; —науковедческих — прогнозирование компонентов логической структуры соответствующей науки; —психологических — прогнозирование доступности учебного материала; —физиологических — прогнозирование требований, предъявляемых профессией к физиологическим качествам рабочего; —воспитательных — прогнозирование мероприятий, чтобы с упреждением вносить коррективы в содержание обучения; —педагогических — прогнозирование управленческих функций учебно-воспитательного процесса. Практика показала, что попытка рассмотрения названных аспектов изолированно, в отрыве друг от друга, вне общей системы и преемственности обречена на неудачи.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |