КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс профессионального обучения 1 страница
§6 Под системой обучения по какому-либо предмету в широком смысле слова понимается система основных положений (принципов), определяющих содержание, формы и методы обучения. Система производственного обучения устанавливает последовательность изучения учебного материала, определяется направление, в котором происходит формирование у обучающихся навыков и умений. Следует отметить, что трудовые процессы в разных отраслях промышленности не являются однородными по содержанию. Есть такие трудовые процессы, основные части которых могут быть выделены как самостоятельные части учебно-воспитательного процесса, например, обработка материалов на станках. Есть и такие, которые не могут быть выделены как самостоятельная часть учебно-воспитательного процесса (работа на химических установках). Поэтому структура трудовых функций работников будет разной. Она требует применения различных систем производственного обучения. Различают несколько систем производственного обучения. Каждой системе присущи свои производственные, педагогические, психологические и физиологические особенности формирования навыков и умений учащихся. г "Предметная система производственного обучения. Она возникла в период ремесленного производства, соответствовала уровню развития техники в то время и строилась по видам выпускаемой продукции. В процессе ученичества учащийся делал те же изделия, что и рабочий-инструктор. Эта система отражала индивидуальную форму производственного обучения^ Перечень изделий-предметов, изготовлявшихся на данном производстве (обработка дерева и металлов, кожи, ткани и др.), служил фактически программой обучения. При этом последовательность овладения отдельными компонентами мастерства фиксировалась не строго. Учебное разделение процесса изготовления изделий или выполнения работы, как правило, не было планомерным. Оно полностью зависело от производственных условий, а также от знаний, опыта и стремлений обучающего мастера. При предметной системе производственного обучения не было возможности рационально строить технологические процессы и овладевать разнообразными приспособлениями. / Основным недостатком предметной системы производственного обучения было то, что упражнения в отработке приемов и операций не проводились, поэтому учащиеся осваивали ошибочные действия и их приходилось переучивать. Приобретаемые ими навыки и умения не были гибкими./ Операционная система производственного обучения. Она возникла в период мануфактурного производства и явилась следствием развития машинной техники. Изменение содержания и характера труда рабочих сделало необходимым их вооружение прежде всего теми приемами труда, которые чаще всего применялись при обработке наиболее распространенных изделий. Работая в Московском техническом училище, русский инженер Д.К. Советкин сделал научный анализ содержания труда рабочих ряда профессий (токаря, слесаря и столяра) и произвел поэлементное расчленение содержания труда на составные части (трудовые приемы), входящие в состав трудовой деятельности при изготовлении изделий. В основе этой системы обучения лежало последовательное усвоение обучающимися отдельных усложняющихся операций. Учащиеся сначала выполняли операции по изготовлению какого-либо изделия. У них формировались первоначальные навыки и умения. Затем они переходили к самостоятельному изготовлению простейших изделий. С переходом на эту систему процесс обучения ускорился, учащиеся стали готовиться к выполнению работ по изучаемой профессии, а не к изготовлению отдельных изделий. Польза от замены предметной системы обучения операционной была очевидной. Ведь чем глубже разделение технологического процесса на операции, тем проще их выполнение и выше производительность труда. Однако учащиеся не видели результатов своего труда в готовом изделии, так как в процессе обучения создавались значительные перерывы между изучением элементов трудового процесса и их применением. Кроме того, овладение отдельными трудовыми приемами в течение длительного времени создавало трудности при обеспечении заготовками и хранении незавершенной продукции. Производственный цикл по изготовлению изделий затягивался. Операционно-поточная система трудового обучения. Поточная система (самая передовая из современных форм организации производства) вызвала к жизни и свою систему производственного обучения — операционно-поточную. При такой системе обучения работающий выполняет одну операцию и передает обработанную им деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту. Деталь проходит столько рабочих мест, на сколько операций разделен технологический процесс. Учащийся знает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе^-- К сожалению, операционно-поточной системе производственного обучения присущи основные недостатки ее предшественницы — операционной системы. Операционно-предметная система производственного обучения. Сущность операционно-предметной системы производственного обучения составляло изучение трудовых операций в процессе изготовления изделий возрастающей сложности: при изготовлении первого изделия осваивались легкие операции, при изготовлении последующих — более сложные. Ценность данной системы обучения заключалась в том, что учащиеся видели результаты своего труда при изготовлении предмета. Это пробуждало у них интерес к выполняемой работе. Система производственного обучения «ЦИТ». В конце 20-х годов Центральным институтом труда (ЦИТ) была разработана система производственного обучения, сущность которой заключалась в делении трудового процесса на составные части — трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений. Для каждого трудового процесса ЦИТ разработал особую методику обучения (анализ двигательных навыков, письменные инструкции и тренажеры). Преимущество данной системы производственного обучения заключалось в том, что она, будучи основанной на глубоком изучении содержания работ по каждой профессии и научном анализе построения трудовых процессов, создавала у учащихся прочные автоматизированные навыки при исполнении элементов трудовых процессов. Однако и эта система страдала многими недостатками, и прежде всего тем, что, недооценивая роль производительного труда в процессе производственного обучения, отрывала тренировочные упражнения по выполнению дробных приемов работы от реальных условий труда. Обучающиеся привыкали к шаблонному, механическому выполнению работы по предписанной, строго регламентированной инструкции. Операционно-комплексная система производственного обучения. Передовые педагоги всегда стремились разработать такую систему производственного обучения, которая соответствовала бы развивающейся технике и рационализирующейся организации производства/В середине 30-х годов в системе школ ФЗУ была создана операционно-комплексная система производственного обучения. В ее основу было положено чередующееся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работу При операционно-комплексной системе группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны. Цервая комплексная работа выполнялась уже после изучения трех-четырех операций. Затем обучающиеся осваивали более сложные трудовые операции. Они закреплялись при выполнении последующих комплексных работ, включающих в себя ранее изученные операции/Таким путем обучающиеся постепенно овладевали всеми приемами и способами выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться рабочему на производстве. Обучающиеся овладевали производственными операциями в концентрической последовательности. /Нынешние программы обучения токарей, слесарей, столяров и др. разработаны на основе операционно-комплексной системы производственного обучения. Однако операционно-комплексную систему производственного обучения нельзя считать совершенной и универсальной, несмотря на некоторые ее достоинства. Она во многом отражает пройденный этап развития техники, так как рассчитана на обучение рабочих по пре- имуществу ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях. Приемно-комплексно-видовая система производственного обучения. Она разработана доктором педагогических наук К.Н.Катхано-вым. Сущность этой системы состоит в выделении важнейших элементов профессии — приемов труда, видов работ — ив обеспечении прочного овладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующего соединения приемов в комплексы. В отличие от операци-онно-комплексной в этой системе/основным элементом производственного обучения является не операция, а прием работы, что позволяет применять ее при подготовке рабочих по большинству профессий^/ Недостатками данной системы являются трудности в отборе приемов в каждом виде работ, включающих несколько способов выполнения, что часто нарушает последовательность осуществления приемов как наименее мелких единиц в технологии обучения. Инвариантно-модульная система производственного обучения. Она разработана академиком С.Я. Батышевым. Ее основой является стадийная теория профессионального обучения, разработанная им же в 60-х годах и опубликованная в 1971 году*. Сущность данной системы обучения заключается в том, что учебно-воспитательный процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную (динамичную). Такая система производственного обучения дает возможность преобразовать содержание профессионально-технического образования как в профтехучилищах, так и на производстве — на федеральном уровне, с одной стороны, и региональном уровне, учитывая требования конкретного производства — с другой. Процессуальная система производственного обучения. Эта система предложена доктором педагогических наук А.Е. Шильниковой. Сущностью данной системы является овладение профессией широкого профиля на основе классификации учебного материала по процессуальному признаку, а также освоения способов управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло-, массообменных, химических и др.) Процессуальная система производственного обучения состоит из следующих компонентов: содержание производственного обучения; структура производственного обучения; методика обучения на тренажерах; методика обучения в период специализации. Недостатком процессуальной системы является то, что в основном она применяется в производственных условиях и не охватывает весь пдодесс производственного обучения. Проблемно-аналитическая система производственного обучения* разработана академиком С.Я. Батышевым. Путем анализа изу- * С.Я. Батышев Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. М.: 1471. С. 101—132. ** См. подробно методику обучения по этой системе в книге С.Я. Батышева «Повышение квалификации инструкторов производственного обучения». М.: Судостроение, 1969. С. 183—225. чаемых процессов труда весь учебный материал делится на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение: определяются элементы, из которых складывается процесс труда по данной проблеме, и функции умственной деятельности обучающихся, необходимые для выполнения работ по регулированию технологических процессов и оборудования. Изучаемые проблемы являются частями реально существующих технологических процессов. Овладение навыками и умениями выполнения производственных работ осуществляется по каждой проблеме в отдельности в определенной последовательности, учитывающей реальный технологический процесс и характер участия в нем рабочего соответствующей специальности. ^Каждая проблема является самостоятельным заданием и состоит из нескольких структурных частей — ситуаций. Изучение проблем проходит не изолированно. Сначала происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом. Он делится на проблемы, раскрывается их структура и связь между ними. Затем изучается каждая проблема в отдельности, дается ее общая характеристика, определяется роль и место данной проблемы в технологическом процессе, раскрываются ее структурные части (ситуации), определяется объем изучаемого материала. Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении и анализе ситуаций и в принятии решений по ним. Анализ конкретной ситуации — это глубокое и детальное изучение реальной обстановки, выполняемой для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Это развивает аналитическое мышление учащихся, помогает осуществить системный подход к решению проблемы, позволяет определить варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения. Проблемно-аналитическая система состоит из трех последовательных периодов производственного обучения: изучение отдельных ситуаций и упражнения в их выполнении; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю.. По каждой теме учебной программы, разделенной на проблемы, разрабатывается методически целесообразная система упражнений, расположенных в порядке возрастающей сложности. Она дает самый короткий путь для приобретения знаний, навыков и умений. Однако нельзя полагать, будто обучение по данной системе протекает гладко. Уже то, что каждая ситуация обладает элементом новизны для учащихся, создает ряд трудностей. Особенно трудно запомнить последовательность выполнения действий и развить умение отличать главные ситуации от ситуаций, имеющих второстепенное значение. Трудно также переносить навыки в действиях по уже изученным ситуациям на новые ситуации — из новых, только изучаемых проблем. В целом проблемно-аналитическая система производственного обучения отвечает дидактическим принципам обучения, способствует формированию интеллектуальных навыков и умений в определенной последовательности, обеспечивает их гибкость, применимость в различных ситуациях. При этом формирование интеллектуальных и двигательных действий осуществляется в процессе практической деятельности учащихся. Если для операционно-комплексной системы производственного обучения характерна повторяемость основных операций, то при проблемно-аналитической системе она практически отсутствует, что дает немалый выигрыш во времени. Следует сказать, что в 50—80-е годы появился ряд новых систем производственного обучения. В частности, методистами были предложены предметно-комплексная система производственного обучения (Ю.З. Гильбух), операционно-производственная (Л.Б. Ительсон), зональная (М.И. Ковальский), технологическая (Е.А. Милерян). Таким образом, исторически сложилось несколько систем производственного обучения. Некоторые из них успешно применяются при обучении учащихся в том или ином периоде производственного обучения. Это и понятно. Поскольку структура трудовых функций рабочих в различных типах производств различна, постольку возникла необходимость применения различных систем производственного обучения. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Чтобы учебные программы и структура учебных предметов отвечали качественным и структурным изменениям науки, необходимо соблюдать научные принципы их разработки. Основными из них являются следующие: 1. Отражение проблемного построения знаний на базе прогнози Разработчики программ должны знать основные направления развития науки, техники, производства, а также содержание труда рабочих конкретных профессий через 5, 10, 15 лет, и в связи с этим им должны быть известны требования к знаниям, навыкам и умениям для квалифицированного выполнения работы. 2. Отражение в программах современных достижений науки, Содержание науки настоящего и прошлого, особенно ее принципов и закономерностей, составляет фундамент профтехобразования. Оно достаточно стабильно и должно быть стабильным даже в тех случаях, когда в науке появляется что-то новое. В то же время в содержание обучения необходимо включать также материал о новой технике, с которой рабочим придется встретиться по окончании профтехучилища. 3. Отражение политехнического принципа. Каждый предмет К профессионально-политехническим относятся понятия, характеризующие общие принципы устройства и действия средств производства конкретной отрасли; общие принципы технологии производства конкретной отрасли; общие научные основы профессиональной деятельности; общие экономические факторы труда конкретной отрасли. Так, к профессионально-техническим понятиям относятся понятия о конкретном производстве, технологических процессах, трудовой деятельности рабочего данной профессии, а также знания, являющиеся основой профессиональных навыков и умений. Для успешного формирования у обучающихся профессионально-политехнических понятий, при отборе содержания обучения, необходимо соблюдать политехнический принцип. Если учащимся нужно знать устройство большого количества машин различных типов, марок и модификаций, то следует предусмотреть изучение принципиальных схем устройства и работы сходных типов машин и типовых технологических процессов, раскрыв на этой основе особенности наиболее современных конструкций. Отобранный материал должен быть типичным для данной отрасли промышленности и представлять собой стройную логическую систему, включающую такие разделы и темы, которые способствуют воспитанию рабочего нового типа. 4. Отражение взаимосвязи общего и профессионально-техниче Основными направлениями являются взаимосвязь: — общеобразовательных предметов между собой и с предметами профессионального цикла (общетехническими, специальными предметами и производственным обучением); — общетехнических и специальных предметов между собой и предметами производственного обучения; — предметов профессионального цикла с общеобразовательными предметами (подробно см. §1 этой главы). 5. Определение основных идей учебных предметов применитель нии необходимо выделить из общей совокупности знаний наиболее специфические для каждого предмета и сопоставить их с теми, которые изучаются в других предметах. При подготовке рабочих разных профессий необходимо учитывать целесообразность формирования более глубоких знаний по профилирующим темам общеобразовательной подготовки за счет изучения на более высоком уровне профессионально значимых теорий, законов, понятий. Например, для учащихся ПТУ химического профиля (будущих аппаратчиков, операторов, лаборантов) неорганическая (или органическая) химия является профилирующим предметом, определяющим в профессиональной подготовке. Для металлургов профилирующим является раздел химии, изучающий окислительно-восстановительные реакции, а также некоторые элементы физической химии; для металлистов необходимо глубокое изучение свойств металлов и сплавов, для строителей — соединений кальция и кремния, для будущих рабочих сельскохозяйственного профиля — соединений азота и фосфора и т.д. 6. Отражение в учебных программах опыта новаторов производства. Каждая тема учебной программы должйа отражать опыт новаторов производства: передовые приемы и способы труда, инструменты, приспособления, оснастку, а также работу на основе технической документации, используемой на предприятии и в соответствии с нормами квалифицированных рабочих соответствующего разряда. 7. Ориентация на дальнейший рост производственной квалификации рабочего, окончившего училище. Как известно, программы предметов профессионально-технического цикла и производственного обучения разрабатываются в соответствии с профессионально-квалификационными справочниками, которые быстро устаревают, не улавливают быстрых изменений в технике и технологии производства и, следовательно, теряют свое первоначальное значение и разрабатываемые на их основе профессионально-квалификационные характеристики. Поэтому необходимо сделать так, чтобы объем теоретических знаний предусматривался в программах специальных и общетехнических предметов на один разряд (класс) выше. Это значительно расширит общетехнический и специальный кругозор молодого рабочего и обеспечит перспективу быстрого роста его производственной квалификации. При таком подходе к разработке программ создается запас знаний по профессионально-технической подготовке как условие быстрой адаптации выпускников профтехучилищ к изменяющимся условиям производства. 8. Отражение в учебных программах работ, смежных с работами по основной профессии. В программы необходимо включать темы, относящиеся к изучению смежных работ по избранной специальности. Изучение смежной непрофилирующей профессии должно ограничиться тем минимумом знаний, которые необходимы для выполнения работ, непосредственно связанных с работами, основными для данной профессии, сопутствующими им. Если выпускник профтехучилища, получивший подготовку по двум профессиям и даже в равной степени овладевший ими, работает лишь по одной из них, то он быстро деквалифицируется. Научные основы планирования обучения родственным и совмещаемым профессиям базируются на наиболее рациональном сочетании комплекса знаний, навыков и умений по основной и смежной профессиям, диктуемых требованиями того производства, где учащиеся проходят производственную практику. Всякие случайные сочетания могут дезорганизовать учебный процесс. 9. Отражение развития технического мышления. Необходимо Включение в программы работ расчетного характера будет способствовать, с одной стороны, более глубокому и всестороннему изучению специальных вопросов, а с другой стороны, улучшению математической подготовки учащихся. 10. Отражение в учебных программах Федерального компонента — основного и регионального (специального) компонентов в содержании обучения (см. §1 этой главы). 11. Отражение в программах вопросов воспитания. В учебных программах должна быть показана целесообразность выполнения учащимися конкретных заданий;особенно по вопросам экономического воспитания: решать конкретные практические задачи, обосновывать рациональные варианты совмещения профессий, многостаночное обслуживание или бригадная организация труда; изучать вопросы повышения уровня специализации рабочего места и улучшения его оснащения, планировки и обслуживания, анализ путей совершенствования технологии: замена одной операции другой, совмещение выполнения операций, применение усовершенствованного инструмента и приспособлений, наладка, ускоряющая выполнение операций. Учащиеся должны научиться ценить рабочее время, рационально организовывать свой труд. Только при соблюдении указанных принципов можно привести содержание подготовки рабочих в соответствие с требованиями научно-технического прогресса; развить у учащихся навыки технического творчества; сформировать мировоззрение; отобрать учебный материал в соответствии с характером будущей производственной деятельности учащихся. ГЛАВА IV
-
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике. Педагогический процесс обусловлен целями образования и взаимодействием основных его компонентов: содержанием, обучением, преподаванием, воспитанием. Учение — это систематическая и сознательная учебная деятельность учащихся по овладению знаниями, навыками и умениями, в ходе которой происходит развитие их познавательных и созидательных сил и способностей. Процесс учения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях. Познание — сложный, развивающийся процесс. В процессе опосредованных ощущений, восприятий, активного изучения объективной действительности у учащихся возникают определенные представления о тех или иных явлениях, предметах, процессах. Важнейшее-и непременное условие успешности учения — активность познавательной деятельности учащихся, которую следует рассматривать как качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей, формировании умений получать эстетическое наслаждение от их достижения. Характер и степень активности учащихся могут быть различными, но процесс обучения невозможен, если обучаемые будут пассивны. Познавательная активность оказывает влияние и на становление личности обучаемого, на его отношение к самому себе, к своему тру- ду, к другим людям, к обществу, к производству, к окружающей природе. р- Во-вторых, важнейшей специфической особенностью педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении является практическое обучение, составляющее главный его компонент. При этом процесс учения в ходе практической подготовки существенно отличается, поскольку основная цель производственного обучения — формирование у учащихся основ профессионального мастерства в области определенной профессии. Говоря о взаимодействии педагога и обучаемого, о единстве преподавания и учения, нужно иметь в виду, что при этом руководящей и управляющей стороной является педагог. Именно он воздействует на учащегося, сообщает ему знания, формирует его личность. В то же время как бы активно ни стремился сообщить знания педагог, если при этом нет активной деятельности самих обучаемых по усвоению знаний, если педагог не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс учения становится неэффективным, взаимодействие педагога и ученика не функционирует. Взаимодействие в системе преподавание — учение необходимо рассматривать также с позиций методов, т.е. способов осуществления преподавания и учения. Педагогический процесс не может состояться, если педагог преподает, не сообразуясь с возможностями и деятельностью обучаемых. Важный компонент педагогического процесса — его содержание. Содержание обучения определяется содержанием образования, которое реализуется в ходе педагогического процесса. Содержание образования зафиксировано в документах — государственном стандарте, учебной программе соответствующего предмета и др. В содержании образования воплощены социальные цели, поставленные перед системой профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, следовательно, и цели конкретной педагогической системы, а цель определяет выбор средств (форм, методов, способов организации) ее осуществления. С другой стороны, не только содержание образования определяет ход педагогического процесса, но и, наоборот, закономерности этого процесса влияют на формирование содержания. Отсюда вытекают два вывода. \f Во-первых, содержание образования, отражаемое в учебной документации, должно по возможности, учитывать реальные условия педагогического процесса. Если не учесть эти условия, его закономерности и принципы при составлении программ и учебников, учебные материалы могут оказаться слишком сложными для обучаемых, нереальными по отводимому учебному времени, их логика не будет соответствовать логике педагогического процесса, его возможностям и условиям. Во-вторых, логика учебного предмета, как она дана в программах и учебниках, не догма, а только обозначение общего порядка подачи и изучения учебного материала. Подлинный ход педагогического процесса зависит не только от логики предмета, но и от условий, в которых проходит учение (состав и уровень группы, оснащенность, обстановка, морально-психологический климат в группе и т.п.). Учитывая все эти реальные условия и факторы, педагог может и должен вносить определенные изменения в логику предмета, даже если она и совершенна, у Таким образом, педагогический процесс — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны. Цели образования воплощены в содержание образования, которое определяет формы и методы обучения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |