КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс профессионального обучения 2 страница
Педагогический процесс осуществляется с применением опреде-у ленных средств обучения (см. подробно главу VIII). От наличия, качества и состояния средств обучения в значительной, а иногда в решающей степени зависит эффективность всего педагогического процесса. Общая цель профессиональной школы — разностороннее, гармоническое развитие личности — предполагает единство ее образованности, воспитанности, общей и профессиональной развитости. Исходя из этой цели, педагогический процесс призван осуществлять три основных взаимосвязанных функции — образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция педагогического процесса заключается в формировании у учащихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний — фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов; в формировании умений применять полученные знания и умения для решения учебных и производственных задач; в формировании у обучаемых общенаучных, политехнических и специальных профессиональных умений; в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, навыков и умений. * Осуществление образовательной функции является основой педагогического процесса. Оно в решающей степени определяет успешность осуществления других функции педагогического процесса. Воспитательная функция педагогического процесса проявляется в том, что обучение постоянно — независимо от того, как рассматривает этот вопрос педагог — воспитывает обучаемых. Это объективная закономерность педагогического процесса; в воспитательном отношении нейтральным обучение быть не может. Основная задача преподавателя, мастера, воспитателя — максимально использовать воспитательные возможности педагогического процесса для формирования у обучаемого лучших качеств. В ходе педагогического процесса у учащихся формируются основы научного мировоззрения, профессиональные убеждения; воспитываются уважение к труду, к людям труда, высокие нравственные качества. Эти функции педагогического процесса включают также воспи- тание коллективизма, дружбы, готовности к социальному общению; воспитание трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности, инициативности; формирование норм и правил гражданского поведения. ^ Воспитывающее обучение предполагает учет личностных особенностей обучаемых, общей характеристики ученического коллектива, целеустремленность в решении воспитательных задач.. Осуществление воспитывающей функции педагогического процесса — не в том, чтобы в познавательный процесс «добавить» воспитательные моменты. Воспитывающее воздействие педагогического процесса заключается, прежде всего, в его направленности, в раскрытии обучаемым связей профессиональных знаний и умений с жизнью, с практикой. Воспитание в педагогическом процессе обеспечивается, в первую очередь, влиянием на обучаемого личности педагога, а также профессиональным и педагогическим мастерством преподавателя, мастера производственного обучения, отбором значимого учебного материала; высоким научным уровнем преподавания, методами обучения, развивающими активность учащихся, стимулирующими их самостоятельность в умственном и физическом труде; организацией обучения и труда на основе принципов коллективизма с учетом личностных особенностей каждого обучаемого. Развивающая функция педагогического процесса обучения проявляется в формировании у учащихся рациональных приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д., в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели," умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлению; в развитии внимания, памяти, речи, воображения; в формировании культуры учебного, педагогического и производственного труда. Формирование знаний, навыков и умений, предусмотренных учебной программой соответствующего предмета, может и должно сопровождаться таким же формированием интеллектуальных познавательных действий и приемов, составляющих содержание умственного развития. Такое построение педагогического процесса, когда в ходе усвоения и применения знаний и умений систематически и целенаправленно развиваются познавательные и созидательные способности учащихся, самостоятельность их мышления и деятельности, называют развивающим обучением; оно находит все большее применение в практике преподавания специальных и общетехнических предметов, в производственном обучении, во внеурочной учебной работе. Развитие обучаемых — это результат педагогического процесса. Учение является источником развития, оно ведет за собой развитие и всегда идет впереди него. Так, обучение умственным действиям или приемам умственной деятельности осуществляется, как правило, на программном материале. Если это невозможно, то привлекается специальный учебный материал, т.е. решаются учебные задачи, усвоение которых позволяет затем обратиться к основному предметному содержанию, к основным знаниям. Все эти основные функции педагогического процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний и умений и в тесной связи с ними. В то же время чем выше уровень воспитан-/ ности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обучен-? ности. Для четкого понимания сущности педагогического процесса важно иметь представление о его движущих силах. Определить движущие силы педагогического процесса можно только с позиций диалектического учения о развитии. Источником познания и развития является единство и борьба противоположностей. Педагогическому процессу также присущи определенные противоположности, отношения между которыми и составляют его противоречия. Развитие активности и познавательных способностей обучаемых происходит в процессе поиска ответов на появляющиеся у них вопросы, попыток решения задач, выдвигаемых ходом педагогического процесса. При этом постоянно возникают противоречия между познавательными и практическими задачами, которые должны решить учащиеся, и уровнем их знаний, навыков, умений, умственного, волевого, эмоционального развития. Эти противоречия — движущая сила педагогического процесса. Педагог, вооружая учащихся знаниями и умениями, должен последовательно подводить их ко все более усложняющимся задачам, регулировать ход педагогического процесса таким образом, чтобы трудность познавательных и практических задач в каждый момент соответствовал возможностям обучаемых. Очень важно также, чтобы познавательные и практические трудности, составляющие противоречия педагогического процесса, были содержательными, осознавались учащимися, а преодоление их было реальной необходимостью. Только при этих условиях обучаемые будут в состоянии не только осознать противоречие, но и сосредоточиться на нем и найти способ решения. Характерным для педагогического процесса является также противоречие его организационных форм. Сущность этого противоречия в том, что педагогический процесс осуществляется, как правило, фронтально, а каждый учащийся овладевает знаниями и умениями индивидуально. Это обусловливает необходимость совершенствования путей индивидуализации педагогического процесса. Для педагогического процесса характерна определенная логика, обеспечивающая оптимально эффективные результаты как усвоения знаний, формирования умений, так и развития познавательных и других способностей учащихся. Логика педагогического процесса раскрывает его объективную структуру и включает ряд определенных звеньев, каждому из которых присущи специфические функции, отражающие деятельность и учащихся, и педагога. Применительно к деятельности учащихся, т.е. к учению, логика педагогического процесса отражает процесс учебного познания: первичное ознакомление с материалом и его восприятие, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Последнее звено предполагает и самоконтроль учащихся в процессе усвоения знаний и формирования умений. Применительно к деятельности педагога функции звеньев педагогического процесса следующие: постановка цели, мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся; сообщение обучаемым учебного материала, руководство их познавательной деятельностью при самостоятельном усвоении знаний; руководство закреплением и совершенствованием знаний учащихся; руководство деятельностью учащихся по применению знаний на практике, формированием навыков и умений; анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний, навыков и умений. Выделение звеньев педагогического процесса носит условный характер и производится главным образом в целях их изучения. В действительности все звенья педагогического процесса взаимосвязаны, взаимообусловлены и рассматривать их нужно в органическом единстве. Последовательность звеньев педагогического процесса может быть различной в зависимости от его конкретного содержания и целей, но в пределах относительно законченной части учебного материала наличие всех звеньев обязательно. Задача педагога — творчески применять эту схему педагогического процесса, находить его различные варианты, наиболее эффективные и творчески обоснованные пути движения учащихся к знаниям, навыками и умениям и развитию (их способностей. Правильная логика педагогического процесса характеризуется тем, что в каждом звене учащиеся осмысливают изучаемый материал, совершенствуют навыки и умения, воспринимают что-то новое. Каждому звену присущи специфические формы и методы обучения. Рассмотренная структура и общие закономерности педагогического процесса характерны для профессиональных образовательных учреждений. Вместе с тем на педагогический процесс в них определенное влияние оказывают специфические (в сравнении с общеобразовательной школой) особенности профессионального образования: педагогический процесс происходит в условиях определенной ориен- тированности учащихся на получение конкретной профессии, специальности. Это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес обучаемых к изучению специальным предметам и производственному обучению. Существует тесная связь учения с производительным трудом учащихся, а это определяет общую прикладную профессиональную направленность педагогического процесса, ориентацию на овладение учащимися умением применять знания для решения практических задач. ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Находясь в тесной связи с общедидактическими принципами, отражающими требования закономерностей педагогического процесса, принципы профессионального обучения имеют свои специфические особенности. Рассмотрим основные из них. Политехнический принцип. По определению К. Маркса, «Политехническое обучение знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания. Общепрофессиональные включают в себя знания: об общих основах классификации техники и принципах, лежащих в основе технологии производства конкретной отрасли; о классификации материалов и способах их получения; о стандартизации, технике измерения и оценке качества продукции; об экономике, экологии, организации труда; о новой технике и технологии производства отрасли. Специальные знания раскрывают сущность конструкции оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых для выполнения отдельных операций и видов работ, правила их эксплуатации, технологических процессов, особенности изготовления изделий и др. Осуществление принципа политехнического обучения требует соблюдения следующих условий: — соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники; — организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний; — связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью; * К. Маркс. Сочинение. Т. 16. С. 198. — доступность пониманию учащимися, соответствие их возрастным особенностям; — возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся; — опора на базовые общеобразовательные знания и умения; — информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода; — системность; — соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе школы, УПК, ПТУ, лицея; — учет факторов, влияющих на производительность труда. Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики. Связь обучения и труда, теории и практики — процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность органически связаны одна с другой. Поэтому важно, чтобы преподавание всех учебных предметов было направлено на подготовку и сознательное включение учащихся в производственную деятельность. Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий: — теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях; — в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки; — для эффективной реализации подготовки рабочих широкого профиля необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производства; — интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали — объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали — взаимосвязь специальных знаний и умений. Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения. С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действия и методов обучения, разработки профессионально-квалифицированных характеристик, учебных планов, программ и учебников. Задача моделирования состоит в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений. В связи с этим встает вопрос о прогнозировании эталонных требований к рабочему. Моделирование деятельности рабочего широкого профиля предполагает описание эталонных требований к рабочему, то есть: — функций, выполняемых на рабочих местах; — задач, которые должен уметь решать рабочий; — общепрофессиональных, общетехнологических и специальных зна Моделирование профессиональной деятельности рабочего широкого профиля в учебном процессе должно осуществляться при следующих условиях: —деятельностный подход к созданию модели профессиональной работы; —политехническая направленность интеграции знаний и умений; —уровневая градация интегративного процесса обучения; —зависимость построения интегративного процесса обучения; — прогнозирование эталонных требований к профессиональной Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития производства. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед» (Л.С. Выготский). Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает учащийся сегодня, но и то, что он сможет и сумеет узнать завтра. Цель обучения и состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели профессией, но и развили свой интеллект. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда. Принцип модульности профессионального обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие аспекты: выделение из содержания обучения обособленных элементов, динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, видение перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность. Программы имеют вариативный характер, содержание модулей-программ постоянно изменяется с учетом социального заказа. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, а это позволяет изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания. Комплексная дидактическая цель, определяющая структуру и содержание программ-модулей — подготовка человека к конкретной деятельности. Реализация принципа модульности обеспечивает: — интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта; — постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации; — ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям. Модули обладают механизмом, позволяющим отражать происходящие изменения в науке и технике, для широкого и оперативного обновления содержания обучения. Принцип систематичности и последовательности. Осуществление этого принципа требует соблюдения следующих условий: — планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного периода, периода освоения профессии, контрольно-заключительного; — соблюдение последовательности формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения; — осуществление обучения дедуктивным методом обучения; — опора на базовые общеобразовательные знания и умения; — упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний. Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть. Принцип создания окружающей среды. Создание обучающей среды предполагает, прежде всего, создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся. Создание благоприятной среды требует разработки и реализации системы социальных и психолого-педагогических мер в целях управления этим процессом: — создание нормальных условий труда, оказывающих благоприятное психологическое и эстетическое влияние на учащихся (режим труда и отдыха, условия стимулирования, психологический климат, качество оборудования и т.д.); — педагогическая оптимизация управленческих воздействий (их целесообразность, согласованность, компетентность, учет педагогических последствий). Принцип компьютеризации педагогического процесса. Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно-вычислительных средств во все сферы жизни. Во-первых, компьютер расширил возможности предъявления учебной информации; во-вторых, позволил усилить мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого материала; в-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Применение компьютеров в профессиональных учебных заведениях наиболее целесообразно в следующих областях учебной и учебно-производственной деятельности: — компьютер как объект изучения, т.е. усвоение знаний, навыков, умений ведет к осознанию возможностей компьютера, а также его использования при решении разнообразных задач в процессе изучения предмета «рсновы информатики и вычислительной техники»; — компьютер как объект изучения и орудие труда при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием оборудования, автоматизированного на базе ЭВМ и микропроцессорной техники; — компьютер как средство обучения (автоматизированные обучающие системы, тренажеры и др.): — компьютер как средство организации и управления учебно-воспитательной работой в учебном заведении. Использование компьютеров в учебном процессе позволяет эффективно решать следующие педагогические задачи: индивидуализация и дифференциация обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществление самоконтроля и самокоррекции; моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развитие познавательных интересов учащихся; формирование умения принимать решения. Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера необычайно широк; от возможности учащемуся самому задать вопрос до последовательности изложения учебного материала. Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребования на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений между участниками образовательного процесса и предприятиями-заказчиками на основе заключения договоров о подготовке рабочих кадров. Учебно-производительный труд учащихся должен стимулироваться в зависимости от его количества и качества, особенно в период производственной практики, когда учащиеся принимают участие в выполнении производственных заданий наряду с квалифицированными рабочими. Это стимулирует овладение учащимися передовыми приемами и способами труда, активные поиски путей повышения его производительности, стремление к овладению профессиональным мастерством.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |