КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние факторы восприятия 1 страница
Внешние факторы восприятия определяются прежде всего содержанием учебного материала. Учебный материал по его содержанию может быть легким и трудным для восприятия. Трудность учебного материала определяется его новизной, технической сложностью, наличием причинно-следственных зависимостей, степенью конкретности и абстрактности, связью с жизнью, практикой. Самый легкий материал — факты, система фактов — труднее для восприятия; еще труднее воспринимаются существенные признаки изучаемых явлений, процессов, машин, механизмов. Самое трудное в восприятии и понимании — причинно-следственные зависимости. Трудность восприятия нового учебного материала при прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимся у учащихся опытом, знаниями, умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для восприятия, и наоборот. Восприятие любого материала облегчается по мере повышения его структурности, т.е. связей его частей. Чем больше в материале связей нового с ранее изученным, связей материала одного предмета с материалом других, тем теснее эти связи, тем легче, производительнее и осознаннее восприятие. В этом психологическая основа внутрипред-метных и межпредметных связей. Восприятие учебного материала в большой степени зависит от его значения, важности. На качество восприятия учебного материала влияет и его объем. Он характеризуется числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить, числом связей, которые в нем устанавливаются, числом суждений, которые он содержит. К внешним факторам, определяющим успешность восприятия, относятся эмоциональные особенности учебного материала, а также санитарно-гигиенические условия урока, наличие и состояние учебно-материальной обеспеченности учащихся, организация занятий. 4.2. Запоминание Важнейшим компонентом усвое- ния как результата учебной деятельности является запоминание изученного, сохранение его в памяти, готовность в любое время воспроизвести, применить для решения учебных и практических задач. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой, и произвольным, требующим особых волевых усилий и специально организованной деятельности. Произвольное запоминание может осуществляться двумя спо-собами: механическим и осмысленным. В учебной деятельности основу составляет осмысленное запоминание. Однако далеко не нес, что предстоит запомнить, требует осмысленного запоминания. 1\4еханически запоминаются адреса, хронологические даты, специ-альные термины, исключения из правил, название деталей, «жесткая» последовательность действий и т.п. Таким образом, в учебной деятельности осмысленное запоминание полезно сочетать с механическим. Наиболее полно и прочно запоминаются те факты, события, явления, действия, способы, которые имеют для учащегося, для его деятельности особо важное значением наоборот, все то, что для учаще-гося малозначимо, не имеет осознанного смысла, положительных мо- тивов к усвоению, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Чем активнее учащийся работает с материалом, тем он лучше его запоминает. Лучше запоминается материал, тесно связанный с основной целью деятельности. Легкий материал запоминается хуже, чем материал средней сложности. Быстрее забываются формулировки, определения, описательный материал. Более продолжительно сохраняются знания, основанные на понимании закономерностей и причинно-следственных связей. Чем меньше объем информации, тем легче ее запомнить. Продуктивность запоминания и памяти в целом во многом зависит от волевых качеств учащегося^Учащиеся слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. 4.3. Обобщение и систематизация. 'Овладение знаниями — это преж- понятия характеризуют собственно знания. В понятии отражается сущность факта, предмета, явления, процесса, т.е. совокупность всех их существенных признаков. Понятия формируются двумя путями. Первый предполагает овладение понятиями через представления, характеризующие начальный уровень овладения знаниями,' Представления проявляются в способности учащихся излагать материал своими словами, формулировать определения правил, явлений, законов, объяснять их, аргументировать, приводить примеры для конкретизации соответствующих теоретических положений. Представления по мере обогащения содержания и отражения в них все более существенных свойств предметов и явлений становятся обобщенными представлениями, перерастающими в понятия. Основная идея такого пути формирования понятий — восхождение от конкретного к абстрактному. Понятия при этом являются результатом процесса обобщения и систематизации. Процесс обобщения — это мысленное выделение и объединение существенных черт изучаемых предметов, фактов, процессов, явлений реальной действительности. Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа, основания. Эти процессы происходят наиболее успешно тогда, когда новые понятия опираются на предшествующие и выступают в определенной логической взаимосвязи, когда новые понятия органически вклиниваются в определенную систему понятий. Эти закономерности определяют содержание, организацию и методику формирования понятий. Таким образом, в основе обобщения и формирования понятий лежит логический прием абстракции — мысленного выделения общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. 1 Другой путь формирования понятий основывается на идее восхожде-ния от абстрактного к конкретному^/Такая идея заложена в основу теории развивающего обучения, обоснованной академиком В.В. Давыдовым и учеными его школы. Важнейшим компонентом учебной деятельности учащихся в развивающем обучении является решение ими иод руководством преподавателя постепенно усложняющихся учебных задач (на конкретном материале предмета), в ходе которого учащиеся овладевают обобщенными, теоретическими знаниями, общими подходами и способами действия, необходимыми для решения конкретных задач. Этим создаются предпосылки для преодоления разрыва между теоретическим знанием и практическим учением. Такой путь более эффективный, он во многом способствует формированию у учащихся знаний, наиболее полно соответствующих требованиям глубины, полноты, широты, оперативности, мобильности, осознанности, системности, обобщенности, прочности. При таком подходе к формированию теоретических знаний понятия могут вводиться дедуктивно: вначале перед учащимися раскрываются понятия, отражающие общие связи и закономерности определенных (математических, физических, технических) явлений, а затем эти знания используются как научная основа для анализа и формирования понятий о более конкретных свойствах тех или иных явлений, процессов, способов, т.е. происходит конкретизация понятия. 4.4. Применение знаний. Известно, что применение зна- Формирование навыков ний в деятельности, на практике и умений (учебной, трудовой) определяет их истинность, является критерием их усвоения. Только по проявлению знаний, по включению их в определенную деятельность можно судить об их наличии. Применение знаний, полученных в процессе теоретического обучения, следует рассматривать с двух сторон. Прежде всего это применение теоретических знаний в процессе производственного обучения, производительного труда учащихся. Другое направление применения знаний — использование их в чисто учебных целях. Полученные мания в ходе учебного процесса «пускаются в оборот». На их основе учащиеся решают задачи, работают с карточками-заданиями, со-I гавляют схемы, разрабатывают технологические процессы, выполняют лабораторно-практические работы, домашние задания и т.д. В процессе такого применения знания обогащаются, расширяются, систематизируются. Знания таким образом становятся средством углубления и получения новых знаний. Способность выполнять деятельность на базе знаний характеризует умения человека. Умение всегда связано с действием, с применением знаний на практике. * В.В. Давыдов. Теория развивающего обучения. М., 1996. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5Л. Становление личностно Личностно ориентированное об- ориентированного образования разование рассматривается как альтернатива традиционному когнитивно ориентированному и понимается как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Центром тяжести (ядром) этой системы образования провозглашается личность обучаемого. Каковы же социально-психологические условия, обусловившие утверждение этой модели в профессиональном образовании? 1. Высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защищенности работников. 2. Массовое возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, а также индивидуальной трудовой деятельности привели к изменению структуры и видов занятости населения. 3. Профессиональное образование стало фактором (основой) повышения конкурентоспособности работника на рынке труда. 4. Динамизм современных производственных технологий, новые образцы профессиональной деятельности, занятости, сокращение длительности трудовых контрактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки рабочих и специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий. 5. Интеграция в мировое экономическое сообщество обусловила необходимость сближения качества и уровня профессионального образования России и экономически развитых стран. В психологии профессионального образования широко применяются термины «самоинструкция», «самоуправление», «саморазвитие» и «собственная активность», что свидетельствует об утверждении личностно ориентированных технологий обучения. Их объединяет то, что субъект сам инициирует и организует процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения в обучении, в ходе решения осмысленных прикладных задач. Появились термины «самонаправляемое учение», «саморегулируемое учение». 5.2. Основные теоретические положения личностно ориентированного образования Системообразующим фактором новой парадигмы профессионального образования являются личности обучающихся. Чем же это обусловлено? 1. Провозглашена принципиально новая цель образования — развитие личности на всех его уровнях. Признается приоритет личности перед коллективом, индивидуальная ценность каждого человека. 2. Существенно изменилось содержание труда работников. Усиление интеграционных моментов в производственных технологиях привело к изменению понятия «квалификация». Помимо знаний, навыков и умений в него входят также профессионально важные качества личности, которые получили название «ключевых квалификаций». 3. Нечеткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция затрудняют прогнозирование профессиональной квалификации и требуют большей универсализации профессиональных функций рабочих и специалистов. Более конкурентоспособными становятся профессионально мобильные работники. Основными теоретическими положениями личностно ориентированного профессионального образования стали следующие: — развитие личности обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионально-образовательного процесса. Это положение предполагает субъективную активность; обучаемый сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между результатами обучения и воспитания; их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий обучения; — ориентация на индивидуальную траекторию развития лично-Сти обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в государственных стандартах образования и требовании к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда, усиливается личностная компонента образования, и поэтому возрастает значение соблюдения требований i ганда ртов; — залогом полноценной организации профессионально-образовательного процесса является творческая индивидуальность педагога; нормой становятся авторские педагогические технологии; обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся; принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образование создает условия для полноценного развития всех субъектов образовательного процесса. Принципиально важным для реализации личностно ориентиро-II.iиного образования является понимание того, что педагогические воздействия, направленные на формирование личности, вызывают противодействие со стороны обучаемых. Личностно ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными < войствами, а создает условия для полноценного проявления и, соот-ветственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностно ориентированное образование основывается на следующих принципах: —признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого как активного носителя субъектного опыта; —обучаемый не становится, а изначально является субъектом познания; —при конструировании профессионально-образовательного процесса следует учитывать субъектный опыт каждого обучаемого; —развитие обучаемого как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития. Таким образом, личностно ориентированное образование можно определить как образование субъекта, максимально обращенное к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии. Личностно ориентированный подход в профессиональном образовании означает: —создание условий для развития всех субъектов (участников) профессионально-образовательного процесса: учащихся, мастеров, преподавателей, управленческого персонала; —создание действительных стимулов (внешних побуждений) социального профессионального развития субъектов профессионально-образовательного процесса. Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности; —внедрение в профессионально-образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития личности. Обеспечение эмоциональной комфортности и социальной защищенности субъектов образования. Создание ситуации успеха учащихся; —обеспечение мониторинга профессионального развития всех субъектов образования, т.е. регулярная и оперативная диагностика, которая входит в систему обратной связи в процессе развития личности; —развитие вариативного образования, направленного на расширение возможностей профессионального самоопределения и на саморазвитие личности ученика; —организация учебно-пространственной среды, предусматривающая создание интегративных, многофункциональных учебно-производственных мастерских, лабораторий, бюро; —коррекция социального и профессионального самоопределения личности, а также профессионально важных характеристик будущего специалиста. 5.3. Личностно ориентированное Традиционный подход в проекти- нального образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Достижение личностной - ориентированности затруднено существующими принципами формирования учебных планов и программ, определяющих содержание профессионального образования. Необходим переход к формированию вариативного содержания образования, что предоставит личности веер разнообразных специальностей в рамках одного профессионального поля. Преодолеть структурную ограниченность учебно-программной документации возможно, придав ей гибкий блочно-модульный характер. При проектировании таких структур важно добиться автономности каждого блока, предусмотреть возможность замены или модернизации любого блока, а также присоединения новых блоков и модулей. Обучаемому следует предоставить возможность выбора дидактически автономных учебно-профессиональных блоков и комплексов, т.е. самостоятельного проектирования содержания своего профессионального образования, ориентируясь на разные варианты моделей учебно-программной документации, адекватных распространенным производственным технологиям. Акценты смещаются на самостоятельное и кооперативное учение. Технологизация личностно ориентированного содержания образования предполагает специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов, форм контроля личностного развития учащихся. Личностно ориентированное содержание образования помимо информационно-справочного, бесспорного учебного материала должно включать проблемные тексты, противоречивые сведения, неопределенные ситуации. И, конечно, важно, чтобы учебный материал помогал самообразованию: содержал указания, рекомендации, комментарии, смысловые таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования. Учебный материал должен включать предшествующий субъектный опыт обучаемого и предусматривать возможность его преобразования. Важным концептуальным положением технологизации образования является предоставление обучаемому возможности выбирать содержание учебного материала. Необходимо также дать возможность выбора способа, технологии обучения. Усвоение такого содержания образования приведет к отказу от постоянной в течение всего времени обучения групповой организации обучаемых, от жесткой регламентации времени занятий, усилит самоопределяющее начало обучаемых. Учебно-пространственная среда должна будет расшириться, стать открытой. Существенно меняется позиция педагога. Роль преподавателя постепенно трансформируется в роль консультанта, наставника, учителя в буквальном смысле этого слова. Важной особенностью личностно ориентированного профессионального образования станет отказ от традиционной методики обучения, имеющей рецептивный характер. Взамен должны прийти педагогические и психологические технологии, адекватные современным технологиям производства. В профессиональном обучении акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучаемых. Учащиеся инициируют и организуют процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения личности в ходе решения профессионально значимых задач. 5.4. Мониторинг Понятие мониторинга (от лат. профессионального развития monitor — напоминающий, надзи- диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса. В отличие от широко используемых в педагогике и психологии понятий «обратная связь», «рефлексия», «контроль» и «аттестация» мониторинг нацелен на отслеживание процесса, а не только результата образования. Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесения корректив в процесс профессионального образования, т. е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса профессионального становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах. Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга можно свести к следующим группам: Наблюдение за изменениями профессионального развития под влиянием образовательного процесса и отыскание смысла в происходящих явлениях. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т. д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучаемых, задавание уточняющих вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий, дозирование помощи в учении и др. Экспликация, как развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности, позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но также оперативно вносить коррективы в процесс образования. Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные, специально подобранные вопросы. Опросники позволяют определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональ- ной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также определить отдельные учебно-познавательные свойства и качества. Одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых. Тестирование — это один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные и личностные тесты, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты. Выделяют три формы мониторинга: Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости, проводимая психологической службой; результаты же, в самом общем виде доводятся до сведения педколлектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса. Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентированной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирование учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определения уровня сформированных социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту. Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трех сторон личностно ориентированного профессионального образования: развитие личности, профессионально-образовательного процесса и взаимодействие обучаемых и педагогов. 5.5. Личностно ориентированные Утверждение личностно ориен- многом зависит от подготовленности педагогов к этому инновационному процессу. Ведь учитель является носителем не только информации, но также и способов познавательной деятельности. Значит, начинать надо с педагогов. Речь идет не об усвоении нового материала, а о перестройке познавательных способностей педагогов. Годами складывавшиеся приемы педагогической деятельности, основанные на рецептах, жестких алгоритмических указаниях, сформировали стереотипы мышления и другой интеллектуальной деятельности. Никакие призывы и убеждения в необходимости перехода педагогов на новую психологическую основу их деятельности не помогут. Следует создать ситуации, разрешая которые педагоги перестраивали бы сложившиеся способы учебно-познавательной деятельности. Важными формами психологической ориентации являются различные проблемные семинары, тренинги и диагностика профессионально значимых характеристик педагога. Действенным фактором, инициирующим профессиональное развитие педагогов, может стать аттестация. В настоящее время в разных регионах России ведется активный поиск методики аттестации педагогических и руководящих работников образования. Опыт аттестации показал главный ее недостаток — игнорирование индивидуальной траектории профессионального становления педагога. Унифицированная методика аттестации не учитывает также особенности профессий, географического расположения учебного заведения и экономики района. Очевидно, нужна аттестация, максимально учитывающая образовательно-профессиональную квалификацию, стаж, возраст, пол педагогов и, конечно, социально-экономическую ситуацию в районе, где расположено профессиональное учебное заведение. Введение аттестации педагогических работников обусловливает актуальность поиска инновационных технологий повышения их квалификации и педагогического мастерства. Решение этой проблемы привело к разработке психотехнологий профессионального развития педагогов. Их особенностью является личностная ориентация, обращенность к внутренним резервам психики, актуализация профессионально-психологического потенциала педагога. Какой же вывод можно сделать, основываясь на проведенном анализе развития личностно ориентированного образования? Утверждение личностно ориентированного образования в профессиональной школе зависит от многих факторов: личности педагогов и их профессиональной позиции, содержания образования и его учебно-методического обеспечения, технологии и организации учебно-пространственной среды, контроля и оценки учебных технологий, диагностики и коррекции профессионального развития учащихся. Ниже в обобщенном виде представлены результаты анализа личностно ориентированного образования. 5.6. Личностно ориентированное Цель: профессиональное образование Профессиональное развитие обучаемого, приобретение профессионального опыта, становление специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию. Принципы: —гуманизация профессионального образования; —профессиональное самоопределение, выражающееся в выборе профессии, конструировании своего профессионального образования, проектировании карьеры; —внутренняя активность личности, обусловленная потребностью в реализации своего опыта и способностей. Стимулирование и мотивирование профессионального роста педагогов: — личностно ориентированная аттестация педагогов; — дифференцированный подход в повышении квалификации; проблемные семинары по личностно развивающим технологиям профессионального образования; тренинги развития креативности, рефлексивные и коррекционные; — диагностика профессионально-психологического потенциала личности. Личностно ориентированное содержание образования учащихся: —вариативное, блочно-модульное построение учебных планов; —личностно развивающие интегративные образовательные программы: социальные и технологические коммуникации, социальные технологии производства, психология технического творчества, психотехнологии профессионального самоопределения; —дополнительные, факультативные профессионально-образовательные курсы по перспективным технологиям. Личностно ориентированные педагогические технологии: —технологии кооперативного (взаимосодействующего) обучения в условиях имитационно-игровой ситуации при разработке интегративных проектов и выполнении комплексных заданий; —саморегулируемое обучение при помощи метода проектов, направляющих текстов, когнитивного инструктирования; —диалогичность в обучении как фактор актуализации смыслооб-разующей, рефлексивной и критической функций личности. Личностно ориентированная организация учебно-пространственной среды: — контроль и оценка обучаемости и способов учебно-познава
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |