Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наглядные методы




§2


МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ


Теоретическое обучение в образовательных учреждени­ях начального профессионального образования включает три цикла предметов: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Методы обучения общеобразовательным предметам в общедидакти­ческом, частнодидактическом и частнометодическом аспектах доста­точно глубоко и всесторонне раскрыты в педагогической литературе. В этой связи методы теоретического обучения будут рассматриваться, прежде всего, применительно к изучению общетехнических и специ­альных предметов, представляющих в дидактическом плане единое

целое.

Методы обучения общетехническим и специальным предметам во многом определяются особенностями их содержания:

— многокомпонентная структура, болыцое разнообразие изучае­мых объектов;

— значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях;

— взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с производ­ственным обучением учащихся;

— органическое сочетание фактического (прикладного) и теоре­тического материала;

— значительный объем материала, требующего лабораторного ис­следования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулиро-

нания;

— необходимость оперативного приведения содержания учебного
материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией,
отражение «местного» материала.

Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя методы обучения.

Словесные методы

2.1 Методы организации и устное изложение. В

осуществленияучебно- процессе изучения общетехни-

пмнавателыюи деятельности ^^ и специальных предметов
учащихся устное изложение учебного ма-

териала осуществляется с применением комплексного метода рас­сказ-объяснение, сочетающего изложение учебного материала в по-нсствовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, ре­шением задач и т.д.

Из общих требований к устному изложению выделим следующие

основные:

—научно-техническая достоверность содержания;

—логическая стройность и последовательность;


— доходчивость и доступность для учащихся;

— доказательность и убедительность;

— четкость и ясность главной мысли на каждом этапе;

— эмоциональность по форме и содержанию; образность;

— стимулирование внимания и активности учащихся.

Методические приемы устного изложения материала общетехни­ческих и специальных предметов включают как общедидактические приемы, характерные для любого устного изложения, так и специфи­ческие, характерные только для этих предметов. Основные из них следующие:

— широкое сочетание дедуктивных и индуктивных способов объ­яснений в связи с тем, что материал технических предметов, во-пер­вых, в значительной степени имеет нормативный характер, во-вто­рых, характерен большой вариативностью (например, при построе­нии технологических процессов, разработке монтажных схем на основе принципиальной и т.п.);

— разнообразие видов деятельности учащихся на уроках (зари­совкой и составлением схем, графиков, таблиц, изучением-иллюстра­ций в учебниках и др.); широкое сочетание слова с демонстрацией средств наглядности (детали, инструмент, образцы, эталоны и др.), показом кино-видеофильмов, проведением мини-бесед с учащимися и т.п.;

— проблемное изложение материала, имеющего «естественную» проблемность (построение технологических процессов, выбор спосо­бов обработки, экономические обоснования, диагностика неисправ­ностей, наладка оборудования и т.п.);

— широкое использование сравнений, обобщений, теоретических обоснований с тем, чтобы не оторваться от общих принципов и не свести изучение предмета только к изложению «местных» фактов и примеров;

— осуществление тесных межпредметных связей с другими пред­метами и производственным обучением путем использования знаний учащихся из других предметов; единство трактовки понятий, сущно­сти явлений, процессов; применение одних и тех же формулировок, терминологии, единиц измерения; объяснение технико-технологиче­ских явлений на основе естественнонаучных законов и теорий; раци­ональный отбор и регламентация глубины раскрытия аналогичного материала, изучаемого в различных предметах.

Беседа — вопросно-ответный метод организации и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Такую беседу назы­вают эвристической. В системе методов обучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, это разновид­ность частично-поискового метода.

Дидактическая сущность такой беседы состоит в том, что препода­ватель путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала. При


этом преподаватель побуждает учащихся воспроизводить ранее по­лученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллектив­ная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимательность и интерес учащихся, стимулирует их активную рабо­ту, обеспечивает осознанное усвоение знаний на уроке и облегчает домашнюю работу.

Однако беседа, как метод обучения, по исполнению гораздо слож­нее устного изложения. Она требует особой подготовки преподавате­ля: расчленения изучаемого материала на логически связанные час­ти, формулировки «продуктивных» вопросов, расположения их в со­ответствии с логикой учебного материала, продумывания возможных ответов учащихся и основных выводов.

Можно выделить некоторые условия применения эвристиче­ской беседы при изучении общетехнических и специальных пред­метов:

— содержание учебного материала должно быть логически строй­ным и четким;

— при изучении учебного материала должно быть уделено боль­шое внимание разбору технической и технологической документа­ции;

— проведение беседы должно проходить в сочетании с другими методами и видами учебной работы: объяснением, работой с книгой, самостоятельными наблюдениями учащихся и др.

По своему характеру вопросы, применяемые при проведении эв­ристической беседы, крайне разнообразны. Можно выделить следую­щие группы вопросов:

на сравнение и сопоставление предметов, их изображений, явле­ний, процессов, фактов и т.п.;

на обобщение и выделение существенных признаков изучаемых фактов, явлений, процессов и формулировку понятий;

на выявление умения использовать знания в различных ситуациях;

на объяснение причины — диагностические;

на выяснение последствий действия, процесса, способа и т.п. — 11 рогностич ески е;

на доказательство, приведение доводов «за» и «против»;

на установление межпредметных связей.

При ведении беседы необходимо строго выдерживать ее логиче­ский план. Чередование вопросов и ответов должно быть таким, что­бы учащиеся все время чувствовали последовательность развития темы.

Беседу следует заканчивать подведением итогов: преподаватель дает точные определения по вопросам, обсуждаемым в процессе беседы.

Работа учащихся с книгой. Педагогической наукой и практи-I ой предложен ряд методических приемов обучения учащихся работе С книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контроль-


ные вопросы и т.д. Однако эти приемы не полностью применимы при работе с книгой, освещающей технику и технологию. Зачастую мате­риал таких книг не имеет логической стройности, позволяющей вы­делять главные мысли и составлять план прочитанного.

Основными приемами работы учащихся с учебниками и учебными пособиями по техническим предметам является выполнение заданий по изучению технического и технологического материала. Такие за­дания выполняются путем заполнения таблиц, которые, с одной сто­роны, являются формой предъявления задания, с другой — алгорит­мом изучения материала книги. Так, при изучении материала о тех­нике таблица включает такие графы: назначение машины, механизма, прибора; составные части; назначение частей. При изу­чении материала о технологии выполнения работы, процесса, дейст­вия и т.п. таблицы-задания содержат графы: виды и способы выпол­нения процесса; последовательность выполнения процесса; условия и нормативные данные.

Важнейшим из органов чувств, с помощью которого человек восп­ринимает окружающую действительность, является зрение. Учены­ми установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 80 процентов информации из окружающего мира. До 80 процентов всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Все это определяет необходимость умелого включения в процесс восприятия средств обучения, связанных с органами зрения, прежде всего средств наглядности, i

Все средства наглядности, используемые в процессе обучения об­щетехническим и специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудова­ния, образцы материалов, изделий и т.п.) и изобразительные (плака­ты, модели, макеты, схемы, кино-видеофильмы, слайды, кодопроек-ции, изображения на дисплее компьютера (мультимедиа и др).

Функции средств наглядности могут быть различными. В одних случаях они являются иллюстрацией к объяснению преподавателя, в дргих — средством для создания у учащихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметов, явлениях или событиях, ко­торые учащиеся не наблюдали. Средства наглядности могут высту­пать как самостоятельный источник новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Используя средства наглядности в учебном процессе, нужно исхо­дить из дидактического правила о том, что использование средств наглядности не цель, а средство достижения цели. Поэтому учащихся необходимо обучать умениям рассматривать и анализировать наблю­даемое, извлекать из него необходимую информацию.

Эффективным методическим приемом повышения качества ис­пользования средств наглядности является установка на контроль. С этой целью перед самостоятельной работой с наглядными пособиями,


проведением демонстрационного эксперимента, показом кино-ви­деофильма или учебного телефильма учащимся сообщаются вопро­сы, по которым будут подводиться итоги демонстрации или самостоя­тельной работы, выдаются специальные задания на опознание, выде­ление, сравнение, обоснование, которые учащиеся выполняют на ос­нове анализа увиденного.

(Практические методы.

Одним из основных практических методов являются упражнения. Основная цель упражнений, проводимых в процессе изучения обще-технических и специальных предметов — формирование у учащихся умений практического использования полученных знаний. Упражне-j / ния являются также эффективным способом закрепления и совер-1 шенствования знаний и умений учащихся.

Важным для рассмотрения дидактических проблем упражнений является вопрос о соотношении характера познавательной деятель­ности учащихся, с одной стороны, и степени их самостоятельности при этом — с другой.

Все разнообразие упражнений можно свести к трем основным типам: репродуктивные, творческие, поисковые. Выделение этих ти­пов упражнений носит, в известной степени, условный характер, ибо в любом упражнении имеют место и репродуктивные^ продуктивные компоненты.

Репродуктивные упражнения. Существенным их признаком является ограниченность заданного содержания области применения знаний. Это,в основном,задачи на выделение, понимание и выраже­ние содержания понятого в заданном объекте.

Одним из характерных типов таких упражнений является изуче­ние устройства оборудования, материалов, инструментов, приспо­соблений и т.п., проводимых в форме выполнения письменных зада­ний, когда учащийся по рисунку (схеме) изображенного предмета (общего вида станка, механизма, прибора, аппарата) должен указать назначение, название, расположение отдельных его узлов, деталей и т.п.Ргипичным видом репродуктивных упражнений является разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.п. При этом важно так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы, во-первых, форма не закрывала существа изучаемого, и, во-вторых, каждое упражнение несло определенную мыслительную на­грузку.

Для специальных предметов типичными являются упражнения по изучению технической документации — паспортов станков, техноло­гических карт обработки, ремонта и т.п.

Творческие упражнения.

Выполняя упражнения такого типа, учащиеся используют полу­ченные знания и умения в различных комбинациях, учатся самосто­ятельно находить оригинальные решения поставленных задач, спосо­бы действия, приобретают умения решать субъективно новые для них проблемы познавательного и практического характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.