КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общеобразовательная подготовка
О слой Межотраслевой (группа отраслей, производств) Гуманитарный блок естественно-научный блок ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Межотраслевой (группа отраслей, производств) Общетехнический блок Принцип интеграции профессий: 1 слой Отрасль, подотрасль, производство либо вид деятельности 2 слой Группа родственных профессии Отраслевой блок Общепрофесси-ональныи блок Общепрофессиональный блок
3 слой Профессия, специальности Профессиональный блок Профессиональный блок
Специальные блоки Специальные блоки Рис. 1. Формирование блоков содержания обучения по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции профессий Анализ содержания обучения в конкретном направлении начинается с профессий начального профессионального образования, рассматриваемого в системе непрерывного профессионального образования в качестве базового. На рис 1. показано, как по слоям формируются блоки содержания обучения по профессии широкого профиля (включающей, например, три специальности) при отраслевой и межотраслевой интеграции профессий. В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку. Общеобразовательная подготовка представлена гуманитарным и естественнонаучным блоками. Рассмотрим содержание блоков профессиональной подготовки. Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств). Материал может быть профилирован по конкретной отрасли (подотрасли, производству, виду деятельности), к которой относится профессия, главным образом, в части выполнения практических заданий. Отраслевой блок содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли (на производстве), краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, сведения об охране труда на производстве, экологии производства и прочие. Общепрофессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне. Это могут быть общие технико-технологические или деятельностные основы профессий, входящих в группу. Если для этих профессий не выделялся отраслевой блок (в случае межотраслевой группировки), то элементы, характерные для отраслевого блока, например, экономического характера, могут включаться в общепрофессиональный блок. Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. В большинстве случаев профессиональное образование ориентируется на подготовку рабочих широкого профиля, предусматривающую ряд специализаций по профессии. В этом случае профессиональный блок охватывает только то содержание обучения, которое является основой для интеграции специальностей в профессию, а содержание, специфичное для отдельных специальностей, описывается специальными блоками. Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относя- шейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда *>Ф (когда подготовка ведется не для конкретного потребителя, а для пынка труда в целом). Разновидностью специального блока является общеспециальныи Л°Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле, и значительно различающихся по содержанию труда. Но для нескольких специальностей профессии можно выделить общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального блока. Например, при отборе содержания обучения по профессии «портной» верхний слой соответствует швейному производству, средний слои — группе родственных профессий по технологии индивидуального пошива одежды нижний слой - профессии «портнбй» с учетом специализации, например, «портной женской легкой одежды», «портной женской верхней одежды», «портной мужской одежды». Выделенное на первом слое содержание оформляется в виде общетехнического (или отраслевого) блока для швейного производства в целом (предметы: «Материаловедение» «Оборудование», «Рыночная экономика и методы хозяйствования») на втором слое - в виде общепрофессионального блока для группы родственных профессий по индивидуальному пошиву одежды (предметы «Деловая культура», «Основы художественного проектирования одежды»), на третьем слое - в виде профессионального блока для профессии «портной» (предметы: «Основы технологии изготовления одежды» «Основы моделирования и конструирования одежды») и трех специальных блоков в соответствии с тремя рассмотренными специализациями- легкое женское платье, женская верхняя одежда, мужская одежда. Учебный предмет этого блока «Технология изготовления одежды» наполняется конкретным содержанием в зависимости от выбранной СПеТа№Й3подход позволяет обеспечить принцип преемственности, очень важный с точки зрения создания целостной системы непрерывного профессионального образования, так как при переподготовке можно учесть те блоки, которые были освоены ранее. Помимо уже приведенных блоков необходимо рассмотреть и некоторые другие достаточно универсальные и функционально обособленные подсистемы содержания профессионального образования. С этой точки зрения, целесообразно расширить указанную выше типологию за счет четырех типов блоков, относящихся к дополнительным блокам. Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто с переходом в другую ubepy экономики, поэтому они важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работай- ков. В качестве примера ниже приведен блок перепрофилирования, на основе которого происходит переобучение портного соответствующей специализации на закройщика той же специализации. Такое перепрофилирование позволяет портному заниматься индивидуальной деятельностью, обеспечивая его защищенность в условиях рынка. Этот блок предусматривает изучение следующих предметов: «История костюма», «Основы менеджмента», «Конструирование одежды», «Моделирование и художественное оформление одежды», «Основы художественной графики костюма». Блоки перепрофилирования разрабатываются с учетом прогнозов динамики рынка труда, выделения наиболее целесообразных, коротких и эффективных, с дидактической точки зрения, направлений переподготовки и базируются на специально разработанной для этих целей системе обучения. Блок повышенного профессионального образования (среднего профессионального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования, что позволяет выпускникам, наряду с дипломом профессионального училища, получить диплом техника (или младшего инженера). Эти блоки являются важными при создании учебно-программной документации для многоступенчатой многоуровневой подготовки. Бизнес-блоки важны в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоятельного дела. Блоки этого типа, разработанные с учетом особенностей соответствующих видов профессиональной деятельности, по своему содержательному наполнению должны обеспечивать подготовку обучаемого к участию в деловой жизни — экономической, правовой, финансовой, управленческой, психологической и маркетинговой подготовки. Так, чтобы портной мог стать менеджером швейной мастерской, необходимо, чтобы он освоил содержание бизнес-блока. Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Особенностью этого блока является то, что он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников. Содержание профессионального образования, включаемое в этот блок, нецелесообразно разрабатывать на федеральном уровне, но в рамках регионального компонента содержания обучения или по просьбе конкретной (отечественной или зарубежной) фирмы такой блок может быть включен в учебно-программную документацию. Итак, мы рассмотрели типологию основных и дополнительных блоков, на основе которых строится содержание профессионального обучения в системе непрерывного профессионального образования, включающей получение профессионального образования в образовательных учреждениях и подготовку и переподготовку в системе трансформации квалификации. Чтобы сформировать целостную систему непрерывного профессионального образования необходимо дополнить рассмотренную выше типологию блоков блоками по основам базисных социально-экономических квалификаций, которые определяют новое содержание функциональной грамотности населения. Номенклатура и содержание этих блоков с течением времени будет изменяться в соответствии с динамикой социально-экономической сферы. Тем не менее на сегодня повышение уровня общего образования вызвано, в первую очередь, необходимостью обеспечить минимальный уровень бизнес-подготовки населения. Поэтому большинство этих блоков являются составляющими бизнес-блока. К ним относятся такие, как: «Основы компьютерной грамотности» (приобретение умений работать на персональном компьютере, в информационных системах и сетях в режиме пользователя); «Основы рыночной экономики и предпринимательства в малом бизнесе» (экономические и юридические проблемы, связанные с открытием собственного дела); «Основы финансовой грамотности» (рынок ценных бумаг, пути сохранения и преумножения личных сбережений граждан); «Основы правовой грамотности» (права граждан в современном российском обществе в свете новой конституции и появления новых законов и законодательных актов в общественной и бытовой сфере). Кроме того, специфика реформ в России такова, что они сопровождаются существенным ухудшением государственной здравоохранительной системы, а также окружающей среды. Поэтому выживание индивидуума в этих условиях требует от него овладения содержанием блоков «Основы санитарно-медицинской грамотности» (домашний уход за больными и престарелыми, детьми, первая помощь в экстремальных условиях) и «Основы экологической грамотности» (экология жилища и его отдельных помещений, экология рационального питания, экология поездок на транспорте, экология человеческого общения, экология рабочего места и т.д.). Блоки являются основными структурными элементами, с помощью которых формируется содержание обучения. В то же время при необходимости они могут делиться дальше на модули. Такое разделение оправдано, если реализуемая при изучении содержания блока учебная цель может быть достигнута поэтапно: последовательным овладением логически завершенных частей учебного материала, входящего в блок, реализующих частные учебные цели. Такие части учебного материала и оформляются в виде модулей. Например, овладение по большинству массовых профессий (специальностей) содержанием начального профессионального образования осуществляется поэтапно, что связано с последовательным повышением уровня квалификации (мастерства) по профессии (специальности). С учетом повышения квалификации по специальности обычно специальные и общеспециальные блоки разделяются на модули: базовый и дополнительный. При получении профессии (специальности) в учреждениях начального профессионального образования обычно последовательно осваивается базовый модуль, включающий учебный материал на уровне введения в профессию (специальность) или начального уровня квалификации по профессии (специальности), и один дополнительный модуль, обеспечивающий подготовку на той ступени квалификации, к которой относится профессия. При дальнейшем повышении квалификации по профессии (специальности) выпускнику образовательного учреждения необходимо будет еще освоить дополнительные модули, содержание которых разрабатывается в соответствии с нормативными документами Минтруда и социального развития России (ЕТКС и т.д.). Так, освоение в учреждении начального профессионального образования специальности «портной» осуществляется поэтапно: сначала специальность осваивается на начальный уровень квалификации, затем — на средний. Отсюда специальный блок, скажем, «портного женского легкого платья» можно разбить на базовый и дополнительный модули. В профессиональном лицее или в системе повышения квалификации может быть освоен еще один дополнительный модуль, выводящий на повышенный уровень квалификации. С другой стороны, содержание, например, бизнес-блоков для подготовки менеджеров (владельцев) мелких предприятий определяется двумя задачами: дать основы управленческой деятельности предпринимателя в малом бизнесе, которые не зависят от специфики предприятия, и основы организации и функционирования предприятия конкретного профиля. В соответствии с этими задачами бизнес-блок можно представить в виде двух модулей. На макроуровне построение содержания обучения осуществляется с помощью последовательного набора блоков и модулей в соответствии с заданной конечной целью обучения. В ходе такого построения собственно содержание блоков и модулей описывается с помощью так называемых модульных единиц. В зависимости от проектируемого объекта (стандарт, блочно-модульная учебная программа для профессиональных образовательных учреждений, блочно-модульная учебная программа для профессионального обучения в сфере занятости) предлагается три модели построения содержания обучения, отличающиеся характером модульной единицы. При разработке стандарта в качестве модульной единицы выступают предметы и предметные области, при проектировании учебной программы для профессионального образовательного учреждения — предметы и виды практического обучения (производствен- на ОТРАСЛЕВОЙ БЛОК Щуейнпр производство Материаловедение Оборудование Рыночная экономика и методы хозяйствования ОИЦЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫИ БЛОК Индивидуальный пошив олгжлы „еловая культура Основы художественного проектирования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК професси я Портной Основы технологии изготовления одежды Основы конструирования одежды Производственное обучение
БЛОК ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ Закройщик к онкретной специа- лизации на основе Портного История стилей в искусстве и костюме Народные художественные промыслы Дизайн одежды Конструирование и моделирование одежды (в том числе на ЭВМ) Лабораторно-практические работы конструированию и моделированию одежды Лабораторно-практические работы по раскрою и пошиву одежды Дипломное проектирование СПЕЦИАЛЬНЫЕ БЛОКИ Базовые модули Все специальности ^ортного на начальной уровень квалификации Технология изготовления одежды Производственное обучение СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЛОК
сполнительный модуль ортнои конкретной специализации Технология изготовления одежды (соответствующего ассортимента) Производственное обучение Производственная практика Курсовой проект по технологии изготовления одежды
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |