Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активные» методы обучения. 2 страница




Каждая ситуация на тренажере задается посредством определен­ного сочетания сигналов, показаний контрольно-измерительных приборов и т.п., которые включаются мастером со специального щита вручную. Если на тренажере нельзя воспроизвести все необходимые показатели и параметры установки, аппарата, системы, то некоторые из них сообщаются устно. Аварийная ситуация обычно сопровожда­ется звонком, загоранием сигнальной лампы и т.п.

Получив задание, учащийся вначале определяет, имеются ли от­клонения от нормы и каков их характер. Затем путем манипулирова­ния органами управления установки-тренажера он изменяет величи­ну определенных показаний приборов, делает необходимые переклю­чения, откючения и т.д. до тех пор, пока система не придет в норму.

Решив задачу, учащийся дает полное обоснование всем своим дей­ствиям. Упражнения на тренажере проводятся до тех пор, пока дей­ствия учащегося не станут достаточно обоснованными, точными и уверенными.

3.4. Самостоятельные Этот метод используется, в основ-

наблюдения учащихся ном, в производственном обуче-

нии учащихся на предприятиях профессиям, труд которых связан с обслуживанием сложного обору­дования.

Наблюдения проводятся учащимися самостоятельно, но под при­смотром мастера и по его заданиям. В задании обычно ставится цель самостоятельных наблюдений, указывается порядок их проведения, даются указания по оформлению результатов наблюдений.


       
 
   
 


Инструктируя учащихся перед наблюдениями, мастер производ­ственного обучения добивается, чтобы учащиеся ясно представляли сущность задания, вопросы, на которые они должны ответить, поря­док наблюдений, трудности, которые могут возникнуть, способы их преодоления, меры предосторожности, которые нужно соблюдать, за какой помощью и к кому можно обратиться, как оформить результа­ты наблюдений.

Руководя самостоятельными наблюдениями учащихся, мастер по­могает им выделить для наблюдения определенные моменты, обра­щает внимание на признаки наблюдаемого процесса, за которыми нужно следить, побуждает учащихся сравнивать эти признаки с раз­личными объектами, помогает объяснять наблюдаемые явления и процессы на основе известных учащимся закономерностей, правил, требований, нормативов и т.д.

3.5. Письменное ! Применение этого метода связано

инструктирование с использованием на уроках про-

изводственного обучения различ­ных инструктивных учебных документов, являющихся самостоя­тельными источниками информации. В производственном обучении наибольшее применение находят инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы./

Инструкционные карты применяются при изучении учебных опе­раций; они раскрывают типовую последовательность, правила, сред­ства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

Технологические (инструкционно-технологические) карты при­меняются при выполнении работ комплексного характера; они рас­крывают технологическую последовательность, режимы, техниче­ские требования, средства выполнения учебно-производственных ра­бот. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, кроме того, со­держат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ.

Учебные алгоритмы применяются при обучении учащихся обслу­живанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке слож­ного оборудования; они содержат четкие правила выполнения работ в различных типичных ситуациях.

Наличие такой документации письменного инструктирования по­зволяет каждому учащемуся многократно, по мере необходимости, обращаться в процессе выполнения учебно-производственных работ к указаниям, содержащимся в ней, в любых условиях. Это обеспечи­вает возможность учащимся постоянно осуществлять самоконтроль, расширяет возможности мастера по управлению процессом производ­ственного обучения.

Документы письменного инструктирования используются масте­ром при проведении вводного инструктирования учащихся в качестве


пособия при показе и объяснении приемов и способов выполнения работы, а также учащимися — в процессе выполнения учебно-произ­водственных работ. Наибольший эффект дает такая организация ис­пользования письменных инструкций, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте.

3.6. «Активные» методы Подлинная активность в процессе

производственного обучения выполнения учебно-производст­венных работ — это активность мыслительная, сознательная, творческая. Она проявляется в созна­тельном корректировании учащимися собственных действий в соот­ветствии с показанным образцом, в самостоятельном выборе и целе­сообразном сочетании способов деятельности, приводящих к положи­тельным результатам, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок. Активность учащихся в производительном труде — это способность их по внешним признакам работы машины, агрегата, установки представить внутренний процесс и на основе ана­лиза этих признаков принять в необходимых случаях целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных спо­собов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.

Для того, чтобы сформировать и развить такие способности, мас­тера производственного обучения (зачастую совместно с преподава­телями специальных предметов) используют «активные» методы обучения, т.е. методы, требующие активной мыслительной, продук­тивной деятельности учащихся.

|ГТК «активным» методам производственного обучения относится, прежде всего, решение производственно-технических задачу таких, как:

расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;

разработка и отладка управляющих программ для автоматизиро­ванного оборудования с программным управлением; (например, станков с числовым программным управлением — ЧПУ, промышлен­ных роботов, манипуляторов); нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;

определение режимов и параметров выполнения учебно-произ­водственных работ с использованием кинематических и принципи­альных схем машин, установок, агрегатов;

разработка монтажных схем;

самостоятельная разработка технологических процессов обработ­ки, сборки, наладки и т.п.

Более высоким уровнем решения производственно-технических задач явяется выполнение заданий творческого характера, например:

конструирование приспособлений и другой оснастки, повышаю­щей качество и производительность труда;

выбор наиболее рационального технологического процесса выпол­нения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися;


разработка предложений по экономии рабочего времени, матери­алов, энергии и т.п.

Наиболее характерными производственно-техническими задача­ми, широко применяемыми в процессе производственного обучения, являются задачи по разработке технологии выполнения учебно-про­изводственных работ. Такие задания учащиеся вьполняют обычно в порядке домашней работы с последующим коллективным обсуждени- -ем на уроках.

К формированию умений планировать технологический процесс нельзя подходить сугубо утилитарно. Учащиеся в процессе производ­ственного обучения имеют дело с большим количеством самых разно­образных работ с характерными для них технологическими процесса­ми. Научить разрабатывать технологические процессы для всех этих работ практически невозможно. Поэтому важной задачей мастеров и преподавателей является формирование у учащихся обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принци­пов), используя которые учащийся сможет уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.

Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений необходимо проводить в определенной системе, опираясь на производственный опыт учащихся. Обучение наиболее целесообразно начинать с разбора технологических карт или алгоритмов вначале на простые, а затем более сложные работы. При разборе технологических карт особый упор делается на объясне­ние, почему работа должна выполняться в такой, а не иной последо­вательности.

Следующим этапом обучения являются словесные или письмен­ные описания учащимися процессов обработки изделий, изготовле­ния, сборки, монтажа оборудования, выполняемых учащимися в ходе производственного обучения. Это способствует формированию у уча­щихся мысленных представлений о технологическом процессе в це­лом, умению расчленять его на отдельные элементы.

Параллельно с изучением технологических карт и описанием про­цессов выполнения работ учащимся предлагаются задания по разработ­ке технологических процессов на простые типичные работы, которые учащиеся будут выполнять на уроках производственного обучения.

По мере накопления опыта у учащихся задания усложняются, объекты для разработки технологических процессов становятся более разнообразными. В ходе выполнения заданий внимание учащихся все больше обращается не столько на собственно технологию, сколько на общие вопросы, характерные для разработки технологических про­цессов. Это способствует формированию у учащихся обобщенных подходов к построению технологических процессов.

Общая структура мыслительных действий при разработке техноло­гических процессов едина для многих профессий, независимо от харак­тера выполняемой работы. Ее можно свести к следующим этапам:


первый этап — анализ исходных данных, так как от них во многом зависит последовательность обработки, сборки, ремонта, монтажа и т.п. На этом этапе изучаются технические требования к качеству выполнения работ, характер исходных материалов, организация про­изводственного процесса (единичное, партиями, массовое, взаимоза­меняемость, поузловая сборка или монтаж и т.п.), технологические возможности рабочего места (оборудование, оснастка, технические средства, механизация и автоматизация, контрольно-измерительные средства и т.п);

второй этап — выбор способов выполнения технологического про­цесса: выбор баз — разметочных, установочных, измерительных и т.п.; определение способов закрепления, фиксации деталей и инстру­ментов (механическая обработка; слесарно-сборочные, электромон­тажные работы); определение способов введения исходных материа­лов или сырья (химические и другие аппаратурные процессы); опре­деление способов текущего и итогового контроля и т.п.

третий этап — собственно построение технологического процесса на основе данных, полученных на первом и втором этапах.

Знание и применение общих принципов построения технологиче­ских процессов организует мыслительную деятельность учащихся, предупреждая обычное при решении технологических задач «блуж­дание» в поисках наилучшего варианта, формирует умение техноло­гически мыслить.

К «активным» методам производственного обучения относятся также специальные упражнения на принятие решений в различных производственных ситуациях. Такие упражнения подготавливают учащихся к действиям в подобных ситуациях, возникающих в реаль­ных условиях.'

Для упражнений необходимо создать ситуации, имитирующие (моделирующие) в той или иной степени условия работы на установ­ке, агрегате, а также основные нарушения технологического режима, возникающие на конкретном рабочем месте, в том числе и аварий­ные. Такие ситуации могут быть заданы в так называемых техноло­гических задачах.

Изучив данные задачи, учащийся должен определить способы об­наружения нарушения, возможные его причины, наметить решения и описать действия по устранению нарушения в каждом конкретном случае.

Задачи могут предлагаться учащимся в двух вариантах: с отве­том на поставленные вопросы и без ответов. В первом случае сущ­ность упражнений — разбор конкретных ситуаций и изучение ти­повых технологических ситуаций. В таком варианте задачи приме­няются на первоначальном этапе обучения и являются хорошим дополнением к инструкции по обслуживанию аппарата, установ­ки, агрегата. По мере накопления опыта необходимо привлекать учащихся к самостоятельному принятию решений вначале в про­стых, а затем и более сложных производственных ситуациях. Поэ-


тому все большее применение находят задачи, составленные по вто­рому варианту, т.е. без ответа.

Как правило, рабочие получают сведения о ходе процессов в аппа­рате, установке, агрегате на основе показания приборов, датчиков. Поэтому наряду со словесным описанием определенных ситуаций в задаче могут быть представлены показания приборов — их рисунки или фотографии с соответствующими заданной ситуацией показани­ями. Можно также изготовить щит с макетами приборов, на которых стрелки и указатели устанавливаются в любое положение, предус­мотренное условием технологической задачи. Желательно, чтобы та­кие щиты были аналогичны действующим в производственных уста­новках и одновременно отвечали дидактическим требованиям обу­чения. Для создания более полной картины производственной обстановки показания на щитах можно переснять на пленку и демон­стрировать на экране при помощи проекционной аппаратуры. При работе с подобными моделями щитов (статических моделей) зри­тельную информацию (показания приборов) можно дополнять слу­ховой (воспроизведение звукозаписей).

Наиболее эффективный способ выработки умений управлять тех­нологическим процессом — проведение упражнений с применением тренажеров (динамических моделей). Тренажеры не только имити­руют ход технологического процесса, но и «реагируют» на действия учащихся при регулировке аппарата, агрегата, установки, что значи­тельно повышает эффективность обучения. Широкие перспективы проведения подобных упражнений по решению технологических за­дач открываются в связи с внедрением в учебный процесс персональ­ных компьютеров.

Обучение учащихся передовым высокопроизводитель­ным приемам и способам работы.

В практике производственного обучения сложились следующие наиболее эффективные способы обучения учащихся высокопроизво­дительным приемам и методам труда:

- личный показ и пояснения мастером производственного обучения передовых приемов и способов труда;

. организация специальных упражнений учащихся по отработке передовых приемов и методов труда на своих рабочих местах;

. организация взаимообучения путем прикрепления учащихся, ос­воивших передовые приемы, к тем, кто их еще не освоил;

'организация бесед высококвалифицированных рабочих с учащи­мися об особенностях организации и оснащения их рабочих мест, организации труда, особенностях приемов и способов труда, дающих высокие результаты;

•привлечение квалифицированных рабочих предприятия, где уча­щиеся проходят практику, к показу передовых приемов и способов труда;

. самостоятельные наблюдения учащихся за работой высококвали­фицированных рабочих, специалистов;


широкое привлечение учащихся к рационализаторской деятель­ности, самостоятельному совершенствованию применяемых трудо­вых приемов и способов с коллективным обсуждением предложенных решений;

использование материалов школ передового опыта, школ передо­вых методов труда, действующих в цехе, на участке, на предприятии в целом; технологических карт, информационных бюллетеней, карт передовых методов труда, материалов научно-технической информа­ции, должностных инструкций и др.;

использование цехового производственного инструктажа по осво­ению нового технологического оборудования и новых технологий.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

4.1. Способы контроля Для контроля качества обучения ха-

рактерны два основных способа. Пер­вый — текущие наблюдения за учебной деятельностью учащихся; второй — проверка знаний и умений учащихся.

Оба этих способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения.

В процессе теоретического обучения основными методами контро­ля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих контрольных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разра­ботанной учащимися технической документации. Для теоретическо­го обучения характерна также практическая проверка умений уча­щихся применять знания в практических условиях: сборка схем, из­мерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и лабораторно-практические работы.

В процессе производственного обучения основным методом конт­роля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-произ­водственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащих­ся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися меж­предметных заданий.

Все эти традиционно используемые способы, методы, виды и фор­мы контроля знаний, навыков и умений учащихся достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Поэтому остановимся только на новых формах и методах контроля, применяемых в связи с внедре­нием стандартов профессионального образования.


Традиционно практикуемые методы, виды и способы контроля качества профессионального обучения характеризуются опреде­ленной субъективностью и требуют прежде всего — объективности. Под объективным, диагностичным контролем понимается конт­роль, который обладает необходимой точностью и воспроизво­димостью.

Одним из способов диагностичного контроля является тестирова­ние. Основным «инструментом» тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон — образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности учащихся.

В процессе теоретического обучения тестирование используется в двух вариантах. Первый — как составная часть, компонент програм­мированного обучения — так называемый программированный кон­троль (машинный и безмашинный), являющийся основным средст­вом обратной связи в системах: «учащийся — техническое средство программированного обучения — преподаватель», «учащийся — про­граммированный учебник — преподаватель». Второй вариант — как самостоятельный метод контроля. В производственном обучении тес­тирование является самостоятельным методом контроля.

В процессе профессионального обучения тестирование может про­изводиться на всех этапах учебного процесса.

4.2. Тестирование знаний и Как уже отмечалось, знания и

умений учащихся в процессе умения учащихся проявляются в

теоретического обучения деятельности, которая по харак-

теру использования информа­ции может быть репродуктивной и продуктивной. Каждый из этих нидов учебной деятельности может выполняться либо самостоя­тельно, либо с определенной помощью, «подсказки» извне. В ре­продуктивной деятельности в качестве такой подсказки может выступать пояснение преподавателя, инструкция, справочник, учебник и любой другой источник информации о правилах вы­полнения действия. В продуктивной деятельности помощь извне состоит в опоре на подобные алгоритмы и способы действий и их трансформировании соответственно возникшей задаче для пол­учения нового алгоритма. Самостоятельная продуктивная учеб­ная деятельность характерна элементами исследования, учебно­го творчества, самостоятельного нахождения новых способов де­ятельности, формированием субъективно новых для учащегося знаний и умений.

Способности учащегося к учебной деятельности можно разде­лить на определенные качественно различные уровни, каждый из которых характеризует соответствующую цель обучения, качество и мнения учебного материала. Наиболее применимым является иыделение четырех уровней усвоения: I — узнавание; II — воспро-иэведение; III — эвристический; IV — творческий.


Тесты 1 уровня предназначаются для проверки умений уча­щихся выполнять действия с подсказкой. Такими тестами явля­ются: тесты на опознание, тесты на различение, тесты на соотне­сение.

Тесты II уровня предназначаются для выявления умений уча­щихся самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания. К ним относятся: тесты на постановку; тесты на конструирование ответа; тесты — типовые задачи, требующие вы­полнения расчетов на основе использования типовых правил и алго­ритмов.

Тесты III уровня предназначаются для выявления способности учащихся к продуктивным действиям эвристического типа; к ним относятся нетиповые задачи и задачи на принятие решений в нетипо­вых ситуациях.

Тесты IV типа предназначены для выявления умений творчески использовать полученные знания; к ним относятся тесты-проблемы.

Ниже приводятся примеры тестов.

Тест I уровня

Профессия — слесарь-ремонтник.

Предмет — специальная технология.

ЗАДАНИЕ. Какие инструменты следует применить для выполне­ния следующих работ:

1. Сверление отверстий. 2. Обработка конических отверстий. 3. Обработка верхней части отверстий для головок винтов. 4. Обра­ботка отверстий в отливках. 5. Чистовая высокоточная обработка отверстий. 6. Рассверливание отверстий.

А) — Сверло; Б) — Зенковка; В) — Зенкер; Г) — Развертка.

ЭТАЛОН правильных ответов: 1 — а; 2 — г; 3 — б; 4 — в; 5 — г; 6 — а,в.

Существенных операций — 7.

Тест II уровня

Профессия — слесарь-ремонтник.

Предмет — специальная технология.

ЗАДАНИЕ. При проверке качества зацепления конических зуб­чатых колес путем контактных пятен получены следующие резуль­таты:

1. Отпечатки на обеих сторонах зубьев ведомого колеса имеются лишь у толстой части зуба.

2. Отпечатки на обеих сторонах зубьев ведомого колеса имеются лишь у тонкой части зуба.

3. Отпечатки сплошной полосой располагаются лишь в верхней части зубьев.

4. Отпечатки сплошной полосой располагаются лишь в нижней части зубьев.

Определить причину и способы регулировки (заполнить таблицу).


ЭТАЛОН


 



Варианты ре­зультатов про­верок Причины Способы регулировки
  Ведомое колесо удалено от веду­щего Часть прокладок из-под правого стакана ведомого колеса пере­ставить под левый стакан
  Уменьшенный зазор между ве­дущим колесом и ведомым Часть прокладок из-под левого стакана переставить под правый
  Увеличенный зазор в зацепле­нии Уменьшить толщину прокладок под стаканом ведущего колеса
  Недостаточный зазор в зацепле­нии Увеличить толщину прокладок под стаканом ведущего колеса

Существенных операций — 8.

Показателем успешности овладения учебным материалом при те­стовом контроле является коэффициент усвоения — К. По нему судят о завершенности процесса обучения на соответствующем уровне. Ко­эффициент усвоения представляет отношение количества правильно выполненных учащимися существенных операций эталона теста — М к общему количеству существенных операций в эталоне — N, которые необходимо было выполнить по заданию теста соответству­ющего уровня.

В качестве критической величины коэффициента усвоения, от­деляющей удовлетворительные знания и умения от неудовлетво­рительных, можно принимать 0,7. Выполненные исследования и проведенные эксперименты позволили установить, что при этой величине коэффициента учащиеся имеют удовлетворительные знания и умения и могут переходить к обучению на следующем уровне усвоения.

На основе коэффициента усвоения можно определить балльную отметку. При этом руководствуются следующим ориентировочным соотношением: оценка 5 — К £-0,9; оценка 4 — К = 0,8—0,9; оценка.5 — К = 0,7—0,8; при К < 0,7 положительную оценку выставлять нельзя. При определении коэффициента усвоения и балльной оценки знаний и умений необходимо четко представлять, что и коэффициент усвоения, и оценка характеризуют качество выпол­нения теста только определенного уровня. Следует также иметь в виду, что указанные пределы коэффициента усвоения, при кото­рых выставляются оценки «3», «4», «5», приняты условно. Однако лаже при этой условности определение оценки производится более диагностично, чем при интуитивном, чисто экспертном подходе к решению этого вопроса.


4.3. Тестирование качества производственного обучения учащихся

4.3.1. Диагностика качества В понятие качества учебно-произ-

выполнения учебно- водственных работ входит комп-

производственных работ и леке всех показателей, характери-

производительности труда зующих готовый продукт труда.

учащихся Для слесарных и слесарно-сбороч-

ных работ, например, это точность размеров, качество отделки, допуски на биение, люфты, соосность, взаимное расположение деталей сложного изделия, надежность узла или механизма в работе и т.п.

Производительность труда характеризуется выполнением нормы времени (выработки) на единицу (или партию) продукции.

Как правило, основным «инструментом» диагностики качества производственного обучения по этим критериальным показателям является единый тест качества и производительности труда. Объек­том проверки является: изготовленная деталь или изделие, выпол­ненная работа, налаженный узел станка или машины, отрегулиро­ванный прибор и т.п. В тесте указывается также норма времени (выработки) на выполнение работы. В необходимых случаях к зада­нию прилагается рабочий чертеж детали или изделия, образец вы­полненной работы, кинематическая схема, схема сборки, провер­ки, наладки и т.п. документация.

Эталоном качества выполненной работы могут быть рабочий чертеж или технические требования к качеству работы с необхо­димыми количественными данными (допуски на размеры, зазо­ры, соосность, биение, сопряжения, шероховатость, плоско­стность, допуски неровности оштукатуривания или кладки, глу­бина вспашки и т.п.), образец изделия, параметры работы настроенного оборудования, требования СНиП, характеристики полученного продукта, инструкции по обслуживанию рабочего места, агрегата, установки и т.п. Эталоном производительности труда является установленная для выполнения работы норма времени или выработки — ученическая на данный период обу­чения.

По результатам тестирования дается заключение о выполненной работе: «годная — негодная»; «соответствует — не соответствует»; «норма времени выполнена — не выполнена». Возможны также за­ключения типа «дефект исправимый»; «дефект неисправимый». В этих случаях после исправления дефекта работа повторно контроли­руется и оценивается.

Единые тесты качества и производительности труда применяются, в основном, при проведении проверочных, контрольных работ по про­изводственному обучению, а также при аттестации учащихся на уро­вень квалификации.


ПРИМЕР ТЕСТА КАЧЕСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

ПРОФЕССИЯ — слесарь-ремонтник.

ОБЪЕКТ ТЕСТИРОВАНИЯ — регулировка шпиндельного узла горизонтально-фрезерного станка НОРМА ВРЕМЕНИ — 3 часа. ЭТАЛОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТЫ (допуск)

1. Осевое биение шпинделя — 0,02 мм.

2. Биение торца шпинделя — 0,02 мм.

3. Радиальное биение шпинделя:

а) у торца — 0,01 мм.

б) на расстоянии 300 мм. от торца — 0,02 мм.

Диагностика применения профессиональных знаний в учебно-производственной деятельности производится в целом аналогично теоретическому обучению.

4.3.2. Диагностика владения В основу системы тестов для диаг-

учащимися приемами и ностики владения приемами и спо-

способами выполнения собами работы заложен, как и при

учебно-производственных работ тестировании результатов теоре­тического обучения, уровневый подход к оценке деятельности учащихся с учетом специфики целей, содержания, организации, а также периодов производственного обу­чения. Особенность эта заключается в том, что в процессе производ­ственного обучения происходит не только количественный рост, на­копление осваиваемых трудовых действий (приемов, операций, фун­кций, видов и способов выполнения работы), но и повышение, нарастание качественных характеристик умений, формирование на-ныков, развитие опыта, мастерства, квалификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.