КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Активные» методы обучения. 2 страница
Каждая ситуация на тренажере задается посредством определенного сочетания сигналов, показаний контрольно-измерительных приборов и т.п., которые включаются мастером со специального щита вручную. Если на тренажере нельзя воспроизвести все необходимые показатели и параметры установки, аппарата, системы, то некоторые из них сообщаются устно. Аварийная ситуация обычно сопровождается звонком, загоранием сигнальной лампы и т.п. Получив задание, учащийся вначале определяет, имеются ли отклонения от нормы и каков их характер. Затем путем манипулирования органами управления установки-тренажера он изменяет величину определенных показаний приборов, делает необходимые переключения, откючения и т.д. до тех пор, пока система не придет в норму. Решив задачу, учащийся дает полное обоснование всем своим действиям. Упражнения на тренажере проводятся до тех пор, пока действия учащегося не станут достаточно обоснованными, точными и уверенными. 3.4. Самостоятельные Этот метод используется, в основ- наблюдения учащихся ном, в производственном обуче- нии учащихся на предприятиях профессиям, труд которых связан с обслуживанием сложного оборудования. Наблюдения проводятся учащимися самостоятельно, но под присмотром мастера и по его заданиям. В задании обычно ставится цель самостоятельных наблюдений, указывается порядок их проведения, даются указания по оформлению результатов наблюдений. Инструктируя учащихся перед наблюдениями, мастер производственного обучения добивается, чтобы учащиеся ясно представляли сущность задания, вопросы, на которые они должны ответить, порядок наблюдений, трудности, которые могут возникнуть, способы их преодоления, меры предосторожности, которые нужно соблюдать, за какой помощью и к кому можно обратиться, как оформить результаты наблюдений.
Руководя самостоятельными наблюдениями учащихся, мастер помогает им выделить для наблюдения определенные моменты, обращает внимание на признаки наблюдаемого процесса, за которыми нужно следить, побуждает учащихся сравнивать эти признаки с различными объектами, помогает объяснять наблюдаемые явления и процессы на основе известных учащимся закономерностей, правил, требований, нормативов и т.д. 3.5. Письменное ! Применение этого метода связано инструктирование с использованием на уроках про- изводственного обучения различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельными источниками информации. В производственном обучении наибольшее применение находят инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы./ Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, кроме того, содержат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ. Учебные алгоритмы применяются при обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке сложного оборудования; они содержат четкие правила выполнения работ в различных типичных ситуациях.
Наличие такой документации письменного инструктирования позволяет каждому учащемуся многократно, по мере необходимости, обращаться в процессе выполнения учебно-производственных работ к указаниям, содержащимся в ней, в любых условиях. Это обеспечивает возможность учащимся постоянно осуществлять самоконтроль, расширяет возможности мастера по управлению процессом производственного обучения. Документы письменного инструктирования используются мастером при проведении вводного инструктирования учащихся в качестве пособия при показе и объяснении приемов и способов выполнения работы, а также учащимися — в процессе выполнения учебно-производственных работ. Наибольший эффект дает такая организация использования письменных инструкций, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте. 3.6. «Активные» методы Подлинная активность в процессе производственного обучения выполнения учебно-производственных работ — это активность мыслительная, сознательная, творческая. Она проявляется в сознательном корректировании учащимися собственных действий в соответствии с показанным образцом, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, приводящих к положительным результатам, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок. Активность учащихся в производительном труде — это способность их по внешним признакам работы машины, агрегата, установки представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять в необходимых случаях целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях. Для того, чтобы сформировать и развить такие способности, мастера производственного обучения (зачастую совместно с преподавателями специальных предметов) используют «активные» методы обучения, т.е. методы, требующие активной мыслительной, продуктивной деятельности учащихся. |ГТК «активным» методам производственного обучения относится, прежде всего, решение производственно-технических задачу таких, как:
расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; разработка и отладка управляющих программ для автоматизированного оборудования с программным управлением; (например, станков с числовым программным управлением — ЧПУ, промышленных роботов, манипуляторов); нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах; определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических и принципиальных схем машин, установок, агрегатов; разработка монтажных схем; самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сборки, наладки и т.п. Более высоким уровнем решения производственно-технических задач явяется выполнение заданий творческого характера, например: конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда; выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися; разработка предложений по экономии рабочего времени, материалов, энергии и т.п. Наиболее характерными производственно-техническими задачами, широко применяемыми в процессе производственного обучения, являются задачи по разработке технологии выполнения учебно-производственных работ. Такие задания учащиеся вьполняют обычно в порядке домашней работы с последующим коллективным обсуждени- -ем на уроках. К формированию умений планировать технологический процесс нельзя подходить сугубо утилитарно. Учащиеся в процессе производственного обучения имеют дело с большим количеством самых разнообразных работ с характерными для них технологическими процессами. Научить разрабатывать технологические процессы для всех этих работ практически невозможно. Поэтому важной задачей мастеров и преподавателей является формирование у учащихся обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов), используя которые учащийся сможет уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.
Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений необходимо проводить в определенной системе, опираясь на производственный опыт учащихся. Обучение наиболее целесообразно начинать с разбора технологических карт или алгоритмов вначале на простые, а затем более сложные работы. При разборе технологических карт особый упор делается на объяснение, почему работа должна выполняться в такой, а не иной последовательности. Следующим этапом обучения являются словесные или письменные описания учащимися процессов обработки изделий, изготовления, сборки, монтажа оборудования, выполняемых учащимися в ходе производственного обучения. Это способствует формированию у учащихся мысленных представлений о технологическом процессе в целом, умению расчленять его на отдельные элементы. Параллельно с изучением технологических карт и описанием процессов выполнения работ учащимся предлагаются задания по разработке технологических процессов на простые типичные работы, которые учащиеся будут выполнять на уроках производственного обучения. По мере накопления опыта у учащихся задания усложняются, объекты для разработки технологических процессов становятся более разнообразными. В ходе выполнения заданий внимание учащихся все больше обращается не столько на собственно технологию, сколько на общие вопросы, характерные для разработки технологических процессов. Это способствует формированию у учащихся обобщенных подходов к построению технологических процессов. Общая структура мыслительных действий при разработке технологических процессов едина для многих профессий, независимо от характера выполняемой работы. Ее можно свести к следующим этапам: первый этап — анализ исходных данных, так как от них во многом зависит последовательность обработки, сборки, ремонта, монтажа и т.п. На этом этапе изучаются технические требования к качеству выполнения работ, характер исходных материалов, организация производственного процесса (единичное, партиями, массовое, взаимозаменяемость, поузловая сборка или монтаж и т.п.), технологические возможности рабочего места (оборудование, оснастка, технические средства, механизация и автоматизация, контрольно-измерительные средства и т.п); второй этап — выбор способов выполнения технологического процесса: выбор баз — разметочных, установочных, измерительных и т.п.; определение способов закрепления, фиксации деталей и инструментов (механическая обработка; слесарно-сборочные, электромонтажные работы); определение способов введения исходных материалов или сырья (химические и другие аппаратурные процессы); определение способов текущего и итогового контроля и т.п. третий этап — собственно построение технологического процесса на основе данных, полученных на первом и втором этапах. Знание и применение общих принципов построения технологических процессов организует мыслительную деятельность учащихся, предупреждая обычное при решении технологических задач «блуждание» в поисках наилучшего варианта, формирует умение технологически мыслить. К «активным» методам производственного обучения относятся также специальные упражнения на принятие решений в различных производственных ситуациях. Такие упражнения подготавливают учащихся к действиям в подобных ситуациях, возникающих в реальных условиях.' Для упражнений необходимо создать ситуации, имитирующие (моделирующие) в той или иной степени условия работы на установке, агрегате, а также основные нарушения технологического режима, возникающие на конкретном рабочем месте, в том числе и аварийные. Такие ситуации могут быть заданы в так называемых технологических задачах. Изучив данные задачи, учащийся должен определить способы обнаружения нарушения, возможные его причины, наметить решения и описать действия по устранению нарушения в каждом конкретном случае. Задачи могут предлагаться учащимся в двух вариантах: с ответом на поставленные вопросы и без ответов. В первом случае сущность упражнений — разбор конкретных ситуаций и изучение типовых технологических ситуаций. В таком варианте задачи применяются на первоначальном этапе обучения и являются хорошим дополнением к инструкции по обслуживанию аппарата, установки, агрегата. По мере накопления опыта необходимо привлекать учащихся к самостоятельному принятию решений вначале в простых, а затем и более сложных производственных ситуациях. Поэ- тому все большее применение находят задачи, составленные по второму варианту, т.е. без ответа. Как правило, рабочие получают сведения о ходе процессов в аппарате, установке, агрегате на основе показания приборов, датчиков. Поэтому наряду со словесным описанием определенных ситуаций в задаче могут быть представлены показания приборов — их рисунки или фотографии с соответствующими заданной ситуацией показаниями. Можно также изготовить щит с макетами приборов, на которых стрелки и указатели устанавливаются в любое положение, предусмотренное условием технологической задачи. Желательно, чтобы такие щиты были аналогичны действующим в производственных установках и одновременно отвечали дидактическим требованиям обучения. Для создания более полной картины производственной обстановки показания на щитах можно переснять на пленку и демонстрировать на экране при помощи проекционной аппаратуры. При работе с подобными моделями щитов (статических моделей) зрительную информацию (показания приборов) можно дополнять слуховой (воспроизведение звукозаписей). Наиболее эффективный способ выработки умений управлять технологическим процессом — проведение упражнений с применением тренажеров (динамических моделей). Тренажеры не только имитируют ход технологического процесса, но и «реагируют» на действия учащихся при регулировке аппарата, агрегата, установки, что значительно повышает эффективность обучения. Широкие перспективы проведения подобных упражнений по решению технологических задач открываются в связи с внедрением в учебный процесс персональных компьютеров. Обучение учащихся передовым высокопроизводительным приемам и способам работы. В практике производственного обучения сложились следующие наиболее эффективные способы обучения учащихся высокопроизводительным приемам и методам труда: - личный показ и пояснения мастером производственного обучения передовых приемов и способов труда; . организация специальных упражнений учащихся по отработке передовых приемов и методов труда на своих рабочих местах; . организация взаимообучения путем прикрепления учащихся, освоивших передовые приемы, к тем, кто их еще не освоил; 'организация бесед высококвалифицированных рабочих с учащимися об особенностях организации и оснащения их рабочих мест, организации труда, особенностях приемов и способов труда, дающих высокие результаты; •привлечение квалифицированных рабочих предприятия, где учащиеся проходят практику, к показу передовых приемов и способов труда; . самостоятельные наблюдения учащихся за работой высококвалифицированных рабочих, специалистов; широкое привлечение учащихся к рационализаторской деятельности, самостоятельному совершенствованию применяемых трудовых приемов и способов с коллективным обсуждением предложенных решений; использование материалов школ передового опыта, школ передовых методов труда, действующих в цехе, на участке, на предприятии в целом; технологических карт, информационных бюллетеней, карт передовых методов труда, материалов научно-технической информации, должностных инструкций и др.; использование цехового производственного инструктажа по освоению нового технологического оборудования и новых технологий. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4.1. Способы контроля Для контроля качества обучения ха- рактерны два основных способа. Первый — текущие наблюдения за учебной деятельностью учащихся; второй — проверка знаний и умений учащихся. Оба этих способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения. В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих контрольных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и лабораторно-практические работы. В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий. Все эти традиционно используемые способы, методы, виды и формы контроля знаний, навыков и умений учащихся достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Поэтому остановимся только на новых формах и методах контроля, применяемых в связи с внедрением стандартов профессионального образования. Традиционно практикуемые методы, виды и способы контроля качества профессионального обучения характеризуются определенной субъективностью и требуют прежде всего — объективности. Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью. Одним из способов диагностичного контроля является тестирование. Основным «инструментом» тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон — образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности учащихся. В процессе теоретического обучения тестирование используется в двух вариантах. Первый — как составная часть, компонент программированного обучения — так называемый программированный контроль (машинный и безмашинный), являющийся основным средством обратной связи в системах: «учащийся — техническое средство программированного обучения — преподаватель», «учащийся — программированный учебник — преподаватель». Второй вариант — как самостоятельный метод контроля. В производственном обучении тестирование является самостоятельным методом контроля. В процессе профессионального обучения тестирование может производиться на всех этапах учебного процесса. 4.2. Тестирование знаний и Как уже отмечалось, знания и умений учащихся в процессе умения учащихся проявляются в теоретического обучения деятельности, которая по харак- теру использования информации может быть репродуктивной и продуктивной. Каждый из этих нидов учебной деятельности может выполняться либо самостоятельно, либо с определенной помощью, «подсказки» извне. В репродуктивной деятельности в качестве такой подсказки может выступать пояснение преподавателя, инструкция, справочник, учебник и любой другой источник информации о правилах выполнения действия. В продуктивной деятельности помощь извне состоит в опоре на подобные алгоритмы и способы действий и их трансформировании соответственно возникшей задаче для получения нового алгоритма. Самостоятельная продуктивная учебная деятельность характерна элементами исследования, учебного творчества, самостоятельного нахождения новых способов деятельности, формированием субъективно новых для учащегося знаний и умений. Способности учащегося к учебной деятельности можно разделить на определенные качественно различные уровни, каждый из которых характеризует соответствующую цель обучения, качество и мнения учебного материала. Наиболее применимым является иыделение четырех уровней усвоения: I — узнавание; II — воспро-иэведение; III — эвристический; IV — творческий. Тесты 1 уровня предназначаются для проверки умений учащихся выполнять действия с подсказкой. Такими тестами являются: тесты на опознание, тесты на различение, тесты на соотнесение. Тесты II уровня предназначаются для выявления умений учащихся самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания. К ним относятся: тесты на постановку; тесты на конструирование ответа; тесты — типовые задачи, требующие выполнения расчетов на основе использования типовых правил и алгоритмов. Тесты III уровня предназначаются для выявления способности учащихся к продуктивным действиям эвристического типа; к ним относятся нетиповые задачи и задачи на принятие решений в нетиповых ситуациях. Тесты IV типа предназначены для выявления умений творчески использовать полученные знания; к ним относятся тесты-проблемы. Ниже приводятся примеры тестов. Тест I уровня Профессия — слесарь-ремонтник. Предмет — специальная технология. ЗАДАНИЕ. Какие инструменты следует применить для выполнения следующих работ: 1. Сверление отверстий. 2. Обработка конических отверстий. 3. Обработка верхней части отверстий для головок винтов. 4. Обработка отверстий в отливках. 5. Чистовая высокоточная обработка отверстий. 6. Рассверливание отверстий. А) — Сверло; Б) — Зенковка; В) — Зенкер; Г) — Развертка. ЭТАЛОН правильных ответов: 1 — а; 2 — г; 3 — б; 4 — в; 5 — г; 6 — а,в. Существенных операций — 7. Тест II уровня Профессия — слесарь-ремонтник. Предмет — специальная технология. ЗАДАНИЕ. При проверке качества зацепления конических зубчатых колес путем контактных пятен получены следующие результаты: 1. Отпечатки на обеих сторонах зубьев ведомого колеса имеются лишь у толстой части зуба. 2. Отпечатки на обеих сторонах зубьев ведомого колеса имеются лишь у тонкой части зуба. 3. Отпечатки сплошной полосой располагаются лишь в верхней части зубьев. 4. Отпечатки сплошной полосой располагаются лишь в нижней части зубьев. Определить причину и способы регулировки (заполнить таблицу). ЭТАЛОН
Существенных операций — 8. Показателем успешности овладения учебным материалом при тестовом контроле является коэффициент усвоения — К. По нему судят о завершенности процесса обучения на соответствующем уровне. Коэффициент усвоения представляет отношение количества правильно выполненных учащимися существенных операций эталона теста — М к общему количеству существенных операций в эталоне — N, которые необходимо было выполнить по заданию теста соответствующего уровня. В качестве критической величины коэффициента усвоения, отделяющей удовлетворительные знания и умения от неудовлетворительных, можно принимать 0,7. Выполненные исследования и проведенные эксперименты позволили установить, что при этой величине коэффициента учащиеся имеют удовлетворительные знания и умения и могут переходить к обучению на следующем уровне усвоения. На основе коэффициента усвоения можно определить балльную отметку. При этом руководствуются следующим ориентировочным соотношением: оценка 5 — К £-0,9; оценка 4 — К = 0,8—0,9; оценка.5 — К = 0,7—0,8; при К < 0,7 положительную оценку выставлять нельзя. При определении коэффициента усвоения и балльной оценки знаний и умений необходимо четко представлять, что и коэффициент усвоения, и оценка характеризуют качество выполнения теста только определенного уровня. Следует также иметь в виду, что указанные пределы коэффициента усвоения, при которых выставляются оценки «3», «4», «5», приняты условно. Однако лаже при этой условности определение оценки производится более диагностично, чем при интуитивном, чисто экспертном подходе к решению этого вопроса. 4.3. Тестирование качества производственного обучения учащихся 4.3.1. Диагностика качества В понятие качества учебно-произ- выполнения учебно- водственных работ входит комп- производственных работ и леке всех показателей, характери- производительности труда зующих готовый продукт труда. учащихся Для слесарных и слесарно-сбороч- ных работ, например, это точность размеров, качество отделки, допуски на биение, люфты, соосность, взаимное расположение деталей сложного изделия, надежность узла или механизма в работе и т.п. Производительность труда характеризуется выполнением нормы времени (выработки) на единицу (или партию) продукции. Как правило, основным «инструментом» диагностики качества производственного обучения по этим критериальным показателям является единый тест качества и производительности труда. Объектом проверки является: изготовленная деталь или изделие, выполненная работа, налаженный узел станка или машины, отрегулированный прибор и т.п. В тесте указывается также норма времени (выработки) на выполнение работы. В необходимых случаях к заданию прилагается рабочий чертеж детали или изделия, образец выполненной работы, кинематическая схема, схема сборки, проверки, наладки и т.п. документация. Эталоном качества выполненной работы могут быть рабочий чертеж или технические требования к качеству работы с необходимыми количественными данными (допуски на размеры, зазоры, соосность, биение, сопряжения, шероховатость, плоскостность, допуски неровности оштукатуривания или кладки, глубина вспашки и т.п.), образец изделия, параметры работы настроенного оборудования, требования СНиП, характеристики полученного продукта, инструкции по обслуживанию рабочего места, агрегата, установки и т.п. Эталоном производительности труда является установленная для выполнения работы норма времени или выработки — ученическая на данный период обучения. По результатам тестирования дается заключение о выполненной работе: «годная — негодная»; «соответствует — не соответствует»; «норма времени выполнена — не выполнена». Возможны также заключения типа «дефект исправимый»; «дефект неисправимый». В этих случаях после исправления дефекта работа повторно контролируется и оценивается. Единые тесты качества и производительности труда применяются, в основном, при проведении проверочных, контрольных работ по производственному обучению, а также при аттестации учащихся на уровень квалификации. ПРИМЕР ТЕСТА КАЧЕСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ПРОФЕССИЯ — слесарь-ремонтник. ОБЪЕКТ ТЕСТИРОВАНИЯ — регулировка шпиндельного узла горизонтально-фрезерного станка НОРМА ВРЕМЕНИ — 3 часа. ЭТАЛОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТЫ (допуск) 1. Осевое биение шпинделя — 0,02 мм. 2. Биение торца шпинделя — 0,02 мм. 3. Радиальное биение шпинделя: а) у торца — 0,01 мм. б) на расстоянии 300 мм. от торца — 0,02 мм. Диагностика применения профессиональных знаний в учебно-производственной деятельности производится в целом аналогично теоретическому обучению. 4.3.2. Диагностика владения В основу системы тестов для диаг- учащимися приемами и ностики владения приемами и спо- способами выполнения собами работы заложен, как и при учебно-производственных работ тестировании результатов теоретического обучения, уровневый подход к оценке деятельности учащихся с учетом специфики целей, содержания, организации, а также периодов производственного обучения. Особенность эта заключается в том, что в процессе производственного обучения происходит не только количественный рост, накопление осваиваемых трудовых действий (приемов, операций, функций, видов и способов выполнения работы), но и повышение, нарастание качественных характеристик умений, формирование на-ныков, развитие опыта, мастерства, квалификации.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |