Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест I уровня




ВИД РАБОТ — слесарные

ОБЪЕКТ ТЕСТИРОВАНИЯ (задание) — Нарезание внутренних резьб

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА:

1. Диаметр нарезаемых резьб М6-М12 (крепежная).

2. Длина нарезаемой резьбы на стержне — 25—35 мм.


3. Оснащение: плашки с плашкодержателями; тиски слесарные параллельные; штангенциркуль ШЦ-1; резьбовой калибр; контроль­ные гайки; напильник плоский с насечкой № 1; масло машинное.

4. Количество нарезаемых деталей с резьбой Мб — 3 шт; с резьбой М10-М12 — 2 шт.

ДОКУМЕНТАЦИЯ: 1. Рабочие чертежи деталей

2. Инструкционная карта

ЭТАЛОН правильного выполнения операции:

1. Перед нарезанием резьбы проверять соответствие диаметра
стержня (болта, винта, шпильки и др.) размеру резьбы — должен
быть на 0,1—0,2 меньше.

2. Если на заготовке нет фаски — опилить фаску для обеспечения
врезания плашки.

3. При врезании плашки обеспечивать перпендикулярность ее плоской части оси стержня.

4. Нарезание резьбы производить при обильном смазывании плашки машинным маслом.

5. В процессе нарезания резьбы срезать стружку обратным ходом плашки.

6. Обеспечивать заданную длину нарезаемой части стержня — допуск 1,5—2,0 шага резьбы.

7. После нарезания проверить резьбу.

 

— внешним осмотром — не допускается задиров и сорванных ниток;

— резьбовым калибром (или контрольной гайкой) — проходной калибр (гайка) должен навинчиваться «от руки»; качка на резьбе не допускается.

В заключение отметим, что организация диагностики качества производственного обучения путем тестирования включает:

— Анализ учебной программы, определение содержания и цели тестирования — что и для чего тестируется.

— Выбор или разработку теста (системы тестов), соответствующе­го (щих) цели.

— Материально-техническую подготовку к процессу тестирова­ния (все тестируемые учащиеся должны быть поставлены в равные условия).

— Определение экспертной комиссии (если тестирование прово­дится не только мастером производственного обучения), распределе­ние между членами ее ролей и обязанностей по наблюдению за уча­щимися; обеспечение экспертов эталонами тестов.

— Назначение тестируемых учащихся и сообщение им заданий.

— Наблюдение проверяющего (проверяющих) за выполнени­ем учащимися заданий тестов; фиксация выполнения сущест­венных операций и экспертная оценка качества деятельности учащихся в соответствии с эталонами правильного выполнения заданий; анализ качества выполненных заданий; подсчет выпол­нения норм времени (выработки); определение оценок выполне­ния тестов.


Определение результатов тестирования качества производствен­ного обучения производится, в целом, аналогично определению ре­зультатов тестирования знаний и умений учащихся в процессе теоре­тического обучения.

ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В общей характеристике методов обучения было подчер­кнуто, что каждая группа методов (по принятой за основу классифи­кации), каждый метод реализуют определенную функцию в процессе обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осу­ществление. В любом акте обучающей деятельности всегда сочетает­ся несколько методов, они как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессе обучения является одним из важнейших условий решения вопроса об их выборе.

Другим условием эффективности выбора методов обучения явля­ется комплексный учет критериев их оптимального сочетания. Пер­вым из таких критериев является соответствие методов дидактиче­ским принципам обучения. Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями эффек­тивно построенного процесса обучения, из которых вытекают сами принципы.

Следующим критерием следует назвать соответствие методов це­лям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся. Реализу­ется этот критерий путем сравнительной оценки различных методов в решении данного круга задач, имея в виду, что эти возможности у разных методов различны. В таблице 4 показаны сравнительные воз­можности различных методов обучения, которые необходимо учиты­вать при их выборе.

Осознание преимущественной роли и в то же время ограниченно­сти возможностей каждого из методов обучения предупредит педаго­гов от одностороннего преувеличения их роли в процессе обучения, от шаблона и трафарета при выборе и использовании.

Третьим критерием выбора методов является их соответствие специ­фике содержания обучения. Одно содержание может быть лучше раскры­то с помощью индуктивного, другое — дедуктивного метода, одно может позволить поисковое изучение его, другое окажется недоступным для применения такого метода и т.д. Необходима специальная оценка воз­можностей различных методов в раскрытии конкретного содержания.

Критерием выбора методов является также соответствие их из­бранным формам организации учебного процесса, так как общегруп­повые, бригадные (звеньевые) и индивидуальных формы работы по­требуют различных методов обучения.


Таблица 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Методы обучения Особенно успешно (+) или слабо (-) решаемые ими задачи
Формирование   Развитие
Теоре­тиче­ских,, знании При­клад­ных знании Практи­ческих умении Абст­рактно­го мыш­ления Нагляд-ho-oeF разного мышле­ния Само- стоя- тельно- сти Речи Позна­ватель­ных ин­тересов
1. Словесные + + - + - + + +
2. Наглядные - + + - + ± ± +
3. Практиче­ские + + - + ± - +
4. Репродук­тивные ± + + - - - - +
5. Проблемно-поисковые + - - + - + + -
6. Индуктив­ные + + + + + ± ± ±
7. Дедуктивные + - - + + ± ± ±
8. Под руковод­ством препода­вателя (мастера) + ± + ± + - - ±
9. Самостоя­тельная работа учащихся ± ± + ± + + ± +

Выбор методов обучения следует соотносить с логикой процесса учебного познания.

Процессу логического обобщения соответствуют такие способы действий учащихся, как формулирование понятий, их систематиза­ция, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий и т.п. Преподаватель (мастер) руководит этими мыслитель-ньии процессами учащихся через организацию бесед, самостоятель­ных работ учащихся по решению различных задач, выполнение уп­ражнений в проектировании технологических процессов и др.

Убеждение в истинности полученных знаний и умений может осу­ществляться через практические работы, проведение экспериментов в ходе лабораторно-практических работ, теоретический анализ жиз­ненных и производственных ситуаций и явлений, через сопоставле­ние различных взглядов на одно и то же явление.

Тот факт, что методы обучения выполняют те или иные познаватель-' и ые функции, вовсе не означает, что определенный способ деятельности может быть однозначно соотнесен с определенными познавательными моментами. Один и тот же метод в познании может выполнять разную функцию. Поэтому каждый конкретный метод используется в учебном процессе в соответствии с определенными задачами.


При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из по­ложения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации учащихся, т.е. побуждению их к актив­ной интеллектуальной и практической деятельности и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материа­ла. Оба эти требования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть ак­тивными на уроке, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе.

Одно из требований, которое определяет выбор методов и мето­дических приемов обучения — их разнообразие. Однако разнооб­разие методов — не самоцель. Различные методы требуют включе­ния в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объясне­ния, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материа­лом), осязания и мускульных ощущений (упражнения, лаборатор-но-практические работы). По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу навыков и умений. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения.

При выборе методов обучения необходимо соотносить их с ре­альными учебными возможностями учащихся. Высокий уровень подготовленности группы потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, а также некоторого превалиро­вания рассказа и объяснения перед беседой. Наоборот, в группе с пониженным уровнем подготовленности потребуется принципи­ально иная тактика выбора методов; здесь будет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена доля самостоя­тельных работ. Пониженная работоспособность учащихся к концу дня потребует несколько большего разнообразия методов и нагляд­ных средств для снятия утомления и поддержания интереса уча­щихся. Таким образом, не только содержание, но и способности самой аудитории влияют на выбор методов обучения. Вместе с тем, учет уровня возможностей группы не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагогов состоит в том, чтобы развивать зти возможности.

И, наконец, выбор методов обучения необходимо всегда соотно­сить со своими возможностями по их использованию, опираясь, есте­ственно, на те стороны собственного педагогического мастерства, ко­торые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.

Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и комплексное применение всех названных критериев выбора методов обучения. При отсутствии хотя бы одного из них процедура выбора будет нецелостной, недоста­точно эффективной.


Таким образом, в распоряжении преподавателя, мастера произ­водственного обучения имеется по существу неограниченный арсенал педагогических средств для эффективного осуществления учебного процесса. Причины многих ошибок и недостатков в их работе состоят не в том, что педагогическая наука и передовая педагогическая прак­тика чего-то не открыли, не предложили, а в том, что уже найденное, предложенное, добытое опытом не стало достоянием всех. Это, конеч­но, не отрицает необходимости совершенствования найденного, усто­явшегося, поиска принципиально новых решений.

 

       
       
       
       

 

 


ГЛАВА VII




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.