Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика интегрированного урока 3 страница




Численный состав бригад может быть различен. Например, в стро­ительную комплексную бригаду обычно включаются каменщики, один-два плотника, от пяти до пятнадцати подручных каменщика, два-три такелажника, два-три монтажника конструкции. Не все ра­бочие могут быть полностью загружены работой по своей основной специальности. Учитывая заинтересованность бригады, они выпол­няют ряд операций из смежных профессий.

На первом этапе работы учебная бригада как самостоятельная единица не существует. Члены учебных бригад включаются в состав звеньев бригады квалифицированных рабочих в качестве так называ­емых сверхштатных рабочих по три-четыре человека в каждое звено в зависимости от количества рабочих в каждом звене.

Процесс производственного обучения в данном случае планирует­ся мастером таким образом, чтобы каждый член учебной бригады поработал в рабочем звене и овладел всеми трудовыми приемами, навыками и умениями. Для этого этапа характерна звеньевая форма обучения.

Дальнейшее совершенствование и закрепление навыков учеников осуществляется путем выполнения самостоятельной работы под ру­ководством квалифицированных рабочих. За 1,5—2 месяца до окон­чания срока обучения мастер переводит учеников учебной бригады для самостоятельной работы на штатные рабочие места, где они со­вершенствуют свои навыки уже в качестве рабочих. В этот период обучения мастер добивается выделения рабочих мест, оснащенных новейшей техникой, осуществляет контроль за работой учеников.

Осуществляя процесс производственного обучения учащихся учебных бригад в составе производственных бригад рабочих, мастер (помимо бригадира) знакомит учащихся с характером выполняемых работ на данном участке, с техническими требованиями к ним; объ­ясняя учебное задание, показывает трудовые приемы, которые уча­щиеся должны научиться выполнять в течение рабочего дня; расска­зывает о разделении труда на участке и в бригаде; особых условиях работы бригады на данном участке и выполнении правил техники безопасности; о нормах выработки и о том, какими наиболее высоко­производительными способами работы обеспечивается выполнение установленной производственной программы; указывает на особен­ности работы бригады и характер рабочих мест, их технологическую оснащенность, применяемые инструменты и приспособления.


Свою работу он проводит в тесном контакте с бригадиром и члена­ми бригады, вместе с которыми помогает ученикам формировать про­фессиональные привычки и производственные навыки, обсуждает наиболее рациональные формы организации труда, способствует раз­витию у учащихся самостоятельности и проявлению творческой ини­циативы.

_Исподьзуя богатый опыт кадровых рабочих, ученики осваивают передовые методы труда, совершенствуют навыки работы, приобре­тенные на учебном участке, привыкают работать в различных усло­виях. Предъявляя к ученикам конкретные требования по выполне­нию производственной работы, бригадир организует производствен­ный инструктаж, отмечая, в какой мере имеющиеся знания способствовали получению производственных навыков учеников.

Члены бригады должны вызывать к себе доверие учеников, а их требования должны всегда основываться на товарищеской взаимопо­мощи, доброжелательности и справедливости. Поэтому обязанности мастера при организации производственного обучения в бригаде зна­чительно расширяются, так как приходится проводить методические инструктажи с членами бригады.

Очень важно при заключении трудовых соглашений записывать пункт, гарантирующий регулярные кратковременные занятия масте­ра с бригадой, носящие форму производственно-педагогического ин­структажа.

На практике встречаются различные формы обучения в составе бригад квалифицированных рабочих.

На многих предприятиях имеются бригады квалифицированных рабочих смешанного состава с учащимися ПТУ. В данном случае учащиеся являются полноправными членами рассматриваемой бри­гады. Соотношение между количеством учащихся и рабочих опреде­ляется характером и сложностью выполняемых работ. Наиболее сложные работы выполняют рабочие. Бригадиром является предста­витель старшего поколения, но актив учащихся входит в руководя­щее звено производственного подразделения. Бригады смешанного типа требуют тщательной координации действий учащихся и рабо­чих. При такой форме бригадного обучения создаются условия для самостоятельности учащихся, которая является переходным этапом к самоуправлению; учащиеся активно включаются во все сферы об­щественной деятельности квалифицированных рабочих: участвуют в производственных совещаниях, соревновании и др.

Особую значимость имеет включение учащихся в молодежные бригады, важной особенностью которых является однородность со­става. Тем самым достигается большая психологическая совмести­мость учащихся и молодых рабочих, создается благоприятный для трудовой деятельности морально-психологический климат. Объеди­нившись в единый трудовой коллектив — молодежную бригаду, кос-i ',i к которой составляют кадровые молодые рабочие с высокоразвитым чувством коллективизма и ответственности за общие достижения в


труде, учащиеся сразу входят в напряженный рабочий ритм бригады, не чувствуя себя «объектами» педагогического воздействия.

Мастеру, наблюдающему за работой нескольких учебных бригад, на всех этапах обучения принадлежит руководящая роль. Главное направление его производственно-педагогической деятельности — добиваться, чтобы учебные бригады выполняли типичные для данной профессии разнообразные и сложные работы и чтобы за установлен­ный срок учащиеся приобрели производственный опыт для самостоя­тельной работы.

5.4. Индивидуальное В зависимости от характера вы-

производственное обучение полняемой работы и квалифика-

учащихся в составе бригады ции рабочих бригады производст-квалифицированных рабочих венное обучение одного ученика

могут осуществлять два или не­сколько квалифицированных рабочих. Поэтому инженер отдела тех­нического обучения рабочих должен составить график перемещения ученика на весь срок обучения. За точным соблюдением графика следит бригадир, он же осуществляет контроль за последовательным прохождением тем учебной программы. Такой метод может быть применен в том случае, если в бригаде строго определены обязанно­сти рабочих и каждый из них выполняет производственную работу, отличающуюся от работы остальных членов бригады. Бригадир про­изводственной бригады рабочих, осуществляющий в данном случае функции мастера, следит за правильной организацией обучения, чтобы ученик не использовался как подсобная рабочая сила и чтобы процесс производственного обучения был систематическим и плано­мерным. С первого дня пребывания в производственной бригаде для ученика создаются условия для решения учебно-производственных и воспитательных задач, чтобы он не чувствовал себя гостем, а был полноправным членом бригады и привлекался к обсуждению про­блем, стоящих перед этим небольшим коллективом.

Бригада должна благотворно влиять на личность ученика, разви­вать его способности для активной и сознательной работы, чтобы он самостоятельно мог продумывать выполнение порученного производ­ственного задания и определять наилучший способ ведения техноло­гического процесса.

Проведенные исследования и практический опыт позволяют сде­лать вывод о том, что эффективность учебно-воспитательного про­цесса в бригаде возрастает,если выполняются следующие условия: предпочтение отдается тем работам, которые способствуют созданию коллективных форм труда между учащимися и рабочими; учащиеся работают над сложной продукцией; производственные задания раз­нообразны в пределах требований учебной программы; труд учащих­ся включен в общий технологический процесс предприятия; труд уча­щихся рационально организован, и одним из важнейших условий этой организации является постоянное повышение учащимися теоре-


тических знаний и практических навыков; созданы отношения ответ­ственной зависимости и взаимного контроля; знания, навыки и уме­ния учащихся систематически проверяются и оцениваются.

Наиболее важными условиями успешного применения бригадных форм профессиональной подготовки являются: подбор объектов кол­лективной трудовой деятельности с учетом характера внутренней структуры бригады и трудоемкости работ; сочетание организацион­ных форм обучения и труда, конструирование их путем параллельно­го планирования и реализации коллективных и индивидуальных практических работ, группового и индивидуального обучения. В то же время следует отметить, что эффективность учебно-производст­венного процесса не может быть обеспечена посредством только лишь одной формы бригадного обучения в силу ограничения в ее рамках возможностей решения учебных и воспитательных задач. Решение данной проблемы предполагает необходимость построения единой гибкой структурной композиции различных вариаций взаимодопол­няющих друг друга компонентов, в роли которых выступают отдель­ные виды бригад, логическое соответствие определенных форм про­фессионального обучения учащихся основным его периодам и особен­ностям производственных процессов.

Таким образом, для успешного подбора комплексных работ и правильной организации производственного обучения необходимо хорошо знать организацию производства на данном предприятии и технологические процессы, применяемые при изготовлении дета­лей; определить, на каких рабочих местах, оснащенных новейшим оборудованием, можно организовать процесс производственного обучения и освоить передовые методы работы; добиться выделения рабочих мест для производственного обучения и обеспечить плано-ную загрузку их комплексными работами, соответствующими по содержанию и последовательности требованиям программ произ­водственного обучения; при необходимости составить и согласо-нать график перемещения учащихся на другие рабочие места.

 



ГЛАВА VIII




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.