КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И комплексное их использование
СИСТЕМ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ §5 Ни одно из средств обучения в* отдельности не может решить поставленные учебные задачи, даже если речь идет о современных мультимедийных средствах. Отсюда важность методики комплексного обеспечения и использования средств обучения в учебном процессе, которой в совершенстве должен владеть педагог, использующий данную систему. Что же понимается под комплексным использованием средств обучения? Комплексность отражает научный подход к планированию, разработке, созданию и использованию оптимальной системы (комплекса) средств обучения, необходимых для полного и качественного профессионального обучения, в рамках времени и соответствующего содержания обучения. При определении критериев комплексности обеспечения учебного процесса средствами обучения необходимо исходить прежде всего из требований учебных программ. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме учебной программы должно быть обеспечено необходимым оптимальным минимумом средств обучения. Следующий критерий комплексности — учет дидактических функций и возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности. Комплексность в данном аспекте предполагает планирование и создание соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных учебных ситуаций применения. Комплексный подход к обеспечению процесса обучения требует, чтобы средства обучения в комплексе способствовали реализации обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся. Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в дидактическом обеспечении учебного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех основных функций педагогического процесса. Оснащая процесс обучения средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду, с одной стороны, экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости и перспективности профессий, содержания обучения, организации системы создания средств обучения и, с другой стороны, — выбор и создание таких средств, которые позволили бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их разработку, изготовление, приобретение, аренду и т.п. Кроме того, при выборе средств обучения необходимо учитывать предъявляемые к ним эргономические, гигиенические, экологические требования, а также требования безопасности использования в учебном процессе. Учет этих фактов-критериев в комплексе определяет комплексность в оснащении учебного процесса средствами обучения, комплексное их использование, обеспечивающее эффективное решение учебно-воспитательных задач. Это отражено на рис. 5.
Охват всех узловых вопросов учебного материала учебной программы предмета Охват всех основных звеньев учебного процесса Обеспечение обучающей деятельности педагога и учебной деятельностии учащихся
Применение средств обучения в комплексе с учетом их преимущественных дидактических функций и возможностей и типичных учебных ситуаций Обеспечение реализации всех функций процесса обучения: образовательной, воспитывающей и развивающей Учет экономического, эргономического, гигиенического, экологического факторов и требований безопасности
Рис 5
Эффективность комплексного использования средств обучения во многом зависит от рациональной методики их применения. В реальном учебном процессе такая методика определяется преподавателями и мастерами производственного обучения исходя из их опыта и педагогического мастерства, содержания учебного материала, состава учащихся, условий процесса обучения и др. Вместе с тем можно выделить некоторые общие условия использования наглядных пособий, технических и других средств обучения, реализация которых может обеспечить эффективное их применение в учебном процессе: — четкое соблюдение рекомендаций и требований к подготовке а) наглядных пособий, раздаточного материала и других средств б) все, что будет использовано на уроке (плакаты, схемы, модели, в) действующие пособия и технические средства обучения (моде г) убедиться, что учебных пособий для индивидуального использо — обеспечение хорошей видимости и слышимости: размеры наглядных пособий, место их демонстрации, четкость изображений и надписей, размеры экрана, световой поток, оптимально достаточное затемнение помещения, четкость и громкость звука и др.; — четкое определение цели и места использования каждого намеченного к использованию на уроке средства обучения с учетом их основных дидактических функций и возможностей, а также содержания учебного материала; — постоянное следование педагогическому правилу о том, что использование средств обучения — не самоцель, а педагогическое средство повышения эффективности познавательной деятельности учащихся; — систематичность применения наглядных пособий и технических средств обучения, что способствует формированию у учащихся привычек и умений работы с ними; — организация учебной работы учащихся на уроках таким образом, чтобы они не только наблюдали, получали необходимую инфор- мацию из наглядных пособий и ТСО, но и, по возможности, активно работали с ними; — применение разнообразных форм и способов работы учащихся со средствами обучения: наблюдение; иллюстрирование ответов на вопросы преподавателя, мастера; разборка-сборка; снятие показаний; взаимоконтроль; программированное обучение; работа с техническими средствами в режиме репетитора, экзаменатора, консультанта, тренажера; поиск данных и выполнение расчетов; — сочетание демонстрации наглядных пособий и применения ТСО с другими методами и видами учебной работы — объяснениями, упражнениями, самостоятельной работой учащихся и др.; — вовлечение в процесс восприятия демонстрируемого возможно большего количества органов чувств (анализаторов) учащихся: зрения, слуха, осязания, а в необходимых случаях — вкуса и обоняния. Как мы видим, технологии в профессиональном образовании как современные способы системной деятельности педагога и обучаемых проектируются на основе перспективных технических средств обучения и учебной предметной среды.
ГЛАВА IX
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |