КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компьютеризация учебного процесса
Развитие компьютерного образования вызывает необходимость определенной систематизации компьютерных средств обучения. Для облегчения проблемы выбора рекомендуется воспользоваться классификацией, характеризующей определенные уровни компьютеризации учебного процесса. Согласно этой классификации выделяются три уровня компьютеризации учебного процесса. Первый уровень предполагает создание образовательного пространства на основе глобальных или региональных компьютерных систем. Таких, например, как INTERNET, WORLDCLASSROOM, PLATO и др. Условием включения в учебный процесс любой из них является определенная адаптация учебных планов к требованиям глобальных систем, наличие соответствующей (достаточно дорогой и мощной) компьютерной техники, определенной компьютерной грамотности пользователей, а также наличие у учащихся высокой мотивации и умений самоорганизации всей учебной деятельности. Второй, более низкий, уровень компьютеризации обучения предполагает создание обучающей среды на основе локальных компьютерных систем, например, в рамках учебного заведения или класса, что требует проектирования оригинальных компьютерных обучающих программ или адаптации программ, предлагаемых рынком. Третий уровень компьютеризации обучения предполагает включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств, обеспечивающий учебный процесс, в качестве элемента, активизирующего учебно-воспитательную деятельность учащихся. Условием проектирования таких систем является наличие самых обычных, даже простейших, компьютерных средств, квалифицированных преподавателей, знающих свой предмет и желающих творчески совершенствовать свою педагогическую деятельность. Несмотря на то, что системы первого и второго уровней ориентированы на масштабное применение, в настоящее время они чаще всего используются для решения проблем локального характера. Связано это с тем, что внедрение их в учебный процесс требует существенных организационно-педагогических изменений, значительных материальных, финансовых и прочих затрат, поэтому свое глобальное предназначение они смогут выполнить лишь в перспективе. В условиях ограниченного финансирования профессионального образования, отсутствия в отдельных районах квалифицированных программистов и персонала обслуживания, привлекательным является использование компьютерных систем, обеспечивающих третий уровень компьютеризации учебного процесса. Но такая ориентация не является противопоставлением или альтернативой компьютерным системам, обеспечивающим первый и второй уровни компьютеризации обучения, а скорее способствует пониманию необходимости поэтапного включения компьютерных средств обучения в систему образования. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки информатизации всего общества. В связи со сказанным преподаватель должен сформулировать для себя определенные требования к компьютерным средствам обучения. Из чего при этом исходить? Прежде всего, обучающая компьютерная система должна быть научно обоснованна, а это значит, что она должна опираться на прин- ципы педагогики, при этом решающим фактором должно быть то, что преподаватель остается главной фигурой в учебном процессе, а компьютер выступает в роли инструментария, обеспечивающего его работу. Надеяться на то, что разработчики компьютерных систем обучения предложат преподавателям добротный учебный материал, который учитывал бы все многообразие особенностей учебного процесса для конкретных условий, нереально. Довольно часто возникает необходимость внесения изменений в учебный процесс с учетом меняющихся факторов. Поэтому КСО должна быть универсальной и открытой, чтобы преподаватель имел возможность сам формировать и изменять учебно-методический комплекс, включающий в себя в качестве активизирующего элемента компьютерную технику, который интенсифицировал бы учебный процесс и формировал у учащихся положительную психологическую установку на работу с компьютером. Помимо этого компьютерная система должна отвечать дополнительным требованиям, естественно вытекающим из практики. Она должна быть дидактически эффективной, доступной в стоимостном отношении, простой и надежной в эксплуатации как для преподавателя, так и для учащихся, а также отвечать самым строгим санитарно-гигиеническим требованиям. Каковы же особенности организации работы компьютерных систем обучения? Любая компьютерная программа, в том числе и обучающая, для своей работы требует, в первую очередь, наличия операционной системы (ОС) — специальной программы, позволяющей компьютеру взаимодействовать с другими программами, внешними устройствами (мониторами, принтерами, клавиатурами и т.д.) и пользователями. Для компьютерных средств не существует единой универсальной операционной системы. И если какая-либо компьютерная техника разработана под определенную операционную систему, то использовать в ней программы, разработанные в другой, до последнего времени было практически невозможно. Работа же с созданными в последнее время специальными программами, обеспечивающими согласование различных операционных систем, представляет определенные сложности и требует соответствующей квалификации. Структура компьютерной обучающей программы определяется наличием системы управления (СУ) и учебного материала (УМ), заключающего в себе содержание обучения и, как правило, состоящего из собственно информационного материала, структурированного определенным образом, контрольных вопросов, упражнений и тестов. Указанные компоненты компьютерной обучающей программы могут быть организованы различным образом, при этом могут быть получены и различные результаты. Наиболее распространенный вариант организации компьютерной обучающей программы представлена на рис. 6.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |