Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные подходы к организации обучения




УМ

СУ



Рис. 6. Рис. 7.

Какие здесь можно увидеть недостатки?

То, что учебный материал заключен в единую оболочку и привя­зан к определенной операционной системе, создает сложности для пользователей, накладывает существенные ограничения в части рас­пространения. Разработка учебных материалов, стратегии и тактики по ведению учебного процесса при таком подходе — прерогатива разработчиков программ. Участие преподавателей на данном этапе зачастую весьма условно. Проблемы возникают и в случае необходи­мости внесения каких-либо корректировок в систему управления или в учебный материал. Для выполнения такой работы потребуется ква­лифицированный оператор.

Но возможен и другой вариант организации структуры компью­терной обучающей программы, свободной от указанных недостатков. Он представлен на рис. 7.

Разница по сравнению с предыдущим вариантом в том, что учеб­ный материал, занимающий большую часть объема компьютерной программы и требующий наибольших затрат на создание, выведен из компьютера. Учебный материал создается и в дальнейшем хранится вне компьютерной программы, поскольку выполняется в виде ОБЫЧНОГО ПЕЧАТНОГО учебного пособия.

Данный подход может быть реализован на основе так называемого принципа «книга — компьютер», позволяющего обеспечить выполне­ние специфических требований, предъявляемых к проектированию компьютерных систем, относящихся к третьему уровню компьютери­зации учебного процесса.

Один из вариантов организации такой компьютерной обучающей системы разработан и реализован проблемной лабораторией ЭВМ факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и полу­чил название — микрокомпьютерная система обучения (МСО) «На­ставник».

Данная разработка включает в себя несколько типов систем уп­равления для различных видов компьютерной техники, наиболее распространенных в нашей стране, начиная от бытовых компьютеров и кончая самыми современными. Необходимо подчеркнуть, что МСО «Наставник», являясь универсальной системой, позволяет включать ее в процесс обучения по самым различным дисциплинам.

Простота МСО «Наставник» обусловлена тем, что учащиеся взаи­модействуют с МСО через терминалы, сконструированные на базе


обычных калькуляторов. Возможность использования таких простых терминалов достигается за счет того, что учебный материал структу­рируется определенным образом, кодируется, а на индикаторе терми­нала отображается вся необходимая информация в виде простых и понятных кодов (цифры и буквы). Стандартный вариант «Наставни­ка» допускает одновременную работу 64 терминалов (рабочих мест), обеспечиваемую всего лишь одним компьютером, к которому предъ­являются самые минимальные требования по конфигурации. Это мо­жет быть даже бытовой компьютер серии БК. Компьютер может од­новременно сопровождать работу учащихся по восьми различным учебным дисциплинам.

Применение данной системы не требует от преподавателя знания программирования. Но наряду с традиционными требованиями к пре­подавателю — знать свой предмет и уметь его преподнести — система побуждает преподавателя более строго, творчески и логично проекти­ровать технологию процесса обучения. Работа преподавателя на ста­дии подготовки учебного материала заключается в процедуре его логического структурирования, деления на секции и разработке практических заданий для каждой секции, при этом преподаватель может использовать для подготовки учебных материалов встроенный в систему достаточно простой и удобный редактор текстов.

Принцип «книга — компьютер», заложенный в основу системы, позволяет обеспечить надежность реализации учебного процесса при самых неблагоприятных обстоятельствах, которые могут возникнуть (отключение электричества, заражение компьютера «вирусом», по­ломка компьютера и пр.), поскольку учебный материал выполнен в виде обычного печатного учебника и всегда остается доступным уча­щимся.

В силу специфики данной системы обеспечивается высокая моти­вация по включению преподавателей в творческую работу по состав­лению учебных материалов, осмыслению и обогащению содержания своей педагогической деятельности.

То, что структурированный носитель информации (учебный ма­териал) вынесен за пределы компьютерной среды, снимает и языко­вый барьер — перевод учебных материалов на языки народов России выполняется на основе традиционного печатного способа, что значи­тельно проще, чем это делается в компьютерной среде. В условиях, когда в нашей многонациональной стране наблюдается тенденция к определенной автономизации, это особенно актуально, поскольку указанная простота преодоления языковых барьеров вкупе с универ­сальностью, доступностью, адаптационной возможностью системы позволяют сохранить единое образовательное пространство.

Немаловажным фактором с психологической стороны является и то, что учащиеся, работая с привычными учебными пособиями (кни­гами), не испытывают какого-либо дискомфорта, присущего вариан­ту экранного представления учебного материала. Необходимо отме­тить, что существуют достаточно жесткие санитарно-гигиенические


требования для работающих с компьютером в силу определенного вредного воздействия компьютера и монитора на человека. В случае же с «Наставником» общение преподавателя с компьютером мини­мально, а учащихся и вовсе исключено.

МСО «Наставник» включает в себя три подсистемы — «Обуче­ние», «Тест», «Экзамен».

В дидактическом плане интересными представляются подсистемы «Обучение» и «Тест». Наибольшую дидактическую эффективность имеет подсистема «Обучение». Режим «Обучение» реализуется сле­дующим образом.

Каждому учащемуся предоставляется учебное пособие, в котором представлен структурированный учебный материал. Он разделен на секции, каждая из которых включает в себя информацию ограничен­ного объема. В конце каждой секции для закрепления изученного материала предлагаются контрольные упражнения в виде ситуатив­ных вопросов проблемного характера с альтернативными ответами на них. Каждый ответ учащегося на всем протяжении каждого занятия сравнивается с эталонным из числа альтернативных, а результатив­ность ответов, определяемая отношением количества правильных к общему количеству, сопоставляется с заданными условиями по уров­ню успеваемости.

Важным свойством системы является то, что преподавателю пре­доставляется возможность самому задавать верхнюю и нижнюю гра­ницы области успеваемости, с учетом уровня подготовки учащихся и сложности учебного материала. При этом жесткость требований по уровню успеваемости подбирается такой, чтобы быть достаточной для прочного закрепления учебного материала, но не чрезмерной, чтобы не подавить интерес к учебе.

При нахождении учащегося в области успеваемости он прораба­тывает материал в текущей секции. При выходе за нижнюю границу компьютерная программа возвращает учащегося в предыдущую сек­цию учебного материала, при выходе за верхнюю границу происхо­дит продвижение в последующую секцию учебного материала. При работе каждый верный ответ подтверждается соответствующим сооб­щением, а каждый неверный ответ сопровождается необходимыми комментариями.

Попытки использования метода случайного поиска правильных ответов достаточно быстро распознаются системой управления за счет исчерпания лимитированного числа возвратов после неправиль­ных ответов. Терминал такого учащегося компьютер отключает, и его дальнейшая учебная работа может быть продолжена после кон­сультаций с преподавателем.

Таким образом, происходит рациональное прорабатывание учеб­ного материала до полного его усвоения.

Подсистема «Тест» позволяет проводить текущий и рубежный контроль с высоким показателем достоверности и с существенной жономией времени.


Работа подсистемы «Экзамен» аналогична работе широко распро­страненных средств машинного программированного контроля.

Процесс изучения протоколируется, то есть проводится не перио­дический, а непрерывный контроль успешности усвоения учащимися учебного материала (по каждому учащемуся фиксируются все пра­вильные и неправильные ответы, а также время на их обдумывание). Программа предусматривает возможность статистической обработки протоколов и их распечатки, что позволяет анализировать качество учебной деятельности, ход учебного процесса, оценивать качество учебного материала и на этой основе вносить соответствующие кор­ректировки. Большой опыт применения указанной системы в школь­ном, вузовском и профессиональном обучении показал ее высокую привлекательность и эффективность.

Наиболее важные элементы образования пришли к нам из седой древности и сохраняют свое значение по сей день. Традици­онными категориями, используемыми в педагогике для анализа обра­зовательных процессов, являются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Именно они выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебно-воспитательный про­цесс по определенному предмету, дисциплине или специальности. Системообразующим фактором, регулирующим целенаправленное применение этих педагогических категорий, являются закономерно­сти и принципы педагогической и учебной деятельности.

В течение длительного периода времени этого арсенала педагоги­ческих категорий вполне хватало для реализации образовательных целей, выдвигаемых обществом. Хотя необходимо признать, что пе­дагогическое сообщество всегда воспринимало современную им ситу­ацию в педагогике как неудовлетворительную. Предметом нападок всегда были и остаются неточность определений и формулировок ос­новных педагогических понятий, отсутствие некоторых категорий, описывающих организационный процесс взаимоувязки целей, содер­жания, форм, методов и средств обучения. Используемое для этого понятие «методика» характеризуется высокой степенью субъектив­ности. Сказанное, на наш взгляд, во многом объясняет, во-первых, проблемы профессиональной компетентности преподавателей (име­ющих профессиональное педагогическое образование), а во-вто­рых — невысокую педагогическую грамотность педагогов профессио­нальной школы, которые далеко не всегда имеют специальную педа­гогическую подготовку.

А ведь результат обучения зависит от того, через какой педагоги­ческий процесс «прошел» обучающийся.


Ш.А. Амонашвили в работе, адресованной образовательной шко­ле, полезной и для профессиональной школы, так раскрывает суть ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — это бинарная деятельность преподавателя с обучающимся, когда педагог помогает (ученику, студенту, слушателю) в преодолении трудностей. Суть педагогиче­ской помощи заключается в направленности, характере педагогиче­ского процесса и в решаемых задачах формирования и воспитания личности. Педагог помогает лишь в том случае, если он объявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, сове­тует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стиму­лирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, задает мотивы, воо­душевляет, проявляет любовь, уважение, поощряемую требователь­ность.

Современные технологии обучения в этом смысле направляют творческие поиски преподавателей. При этом строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и строительству содержания (что?), организации учебного процесса (как?).методов и средств обучения (при помощи чего?), а также учи­тывать необходимый уровень квалификации преподавателей (кто?) методы оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса и его технологию.

Проектирование технологии (методики) обучения будем рассмат­ривать как постановку педагогической задачи и разработку дидакти­ческого процесса, обеспечивающего ее решение (рис. 8).


Постановка педагогической задачи


Разработка дидактического процесса


Рис. 8. Проектирование технологии обучения

Постановка педагогической задачи включает:

— анализ целей обучения и определение на их основе содержания учебного предмета;

— структирование содержания учебного предмета и его представ­ление в виде системы учебных элементов;

— задание уровней усвоения учебных элементов;

— определение исходного уровня обученности обучающихся, оп­ределяющего уровень усвоения ими учебного материала, на котором базируется содержание учебного предмета;

* Педагогический поиск (Сост. Н.Н. Беженова. М., 1987).

** Современная технология обучения — комплексная интегративная система, вклю­чающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагоги­ческое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессу­альные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.


— учет ограничений, налагаемых на учебно-материальную базу и организационную сторону обучения.

Деятельность преподавателя по проектированию технологии обу­чения, обеспечивающей решение педагогической задачи, заключает­ся в формировании методов, форм и средств обучения. Иными слова­ми, деятельность педагога характеризуется тремя основными состав­ляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения, представляется следующая логика его организа­ции. Вначале анализируется характер содержания учебного матери­ала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обу­чения и схемы управления познавательной деятельностью обучаю­щихся. На этой основе выбирается номенклатура средств обучения. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения — ее технологию.

Обобщенные педагогические технологии определяются как «син­тетические теории», построенные на определенных психолого-педа­гогических бсновах (табл. 5).

Прикладные (конкретные) педагогические технологии — это та­кие, которые на методическом уровне решают проблему конструиро­вания процесса профессиональной подготовки, направленного на до­стижение заранее запланированного результата.

Возникает необходимость внедрения таких педагогических техно­логий, в основе которых лежали "бы личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать пробле­мы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Таблица 5. Анализ обобщенных педагогических технологий

 

Название Цель Сущность Механизм
Проблемное обуче­ние развитие познава­тельной активно­сти, творческой са­мостоятельности обучающихся последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися по­знавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания поисковые методы; постановка познава­тельных задач
Концентрированное обучение создание макси­мально близкой к естественным пси­хологическим осо­бенностям челове­ческого восприятия структуры учебного процесса глубокое изучение предметов за счет объединения заня­тий в блоки методы обучения, учитывающие ди­намику работоспо­собности обучаю­щихся
Модульное обуче­ние обеспечение гибко­сти, приспособле­ние его к индивиду­альным потребно­стям личности, уровню ее базовой подготовки самостоятельная ра­бота обучающихся с индивидуальной учебной програм­мой проблемный под­ход, индивидуаль­ный темп обучения

Название Цель Сущность Механизм
Развивающее обу­чение развитие личности и ее способностей ориентация учебно­го процесса на по­тенциальные воз­можности человека и их реализацию вовлечение обучае­мых в различные виды деятельности
Дифференцирован­ное обучение создание оптималь­ных условий для вы­явления задатков, развития интересов и способностей усвоение программ­ного материала на различных плани­руемых уровнях, но не ниже обязатель­ного (стандарт) методы индивиду­ального обучения
Активное (комплек­сное) обучение организация актив­ности обучаемых моделирование предметного и соци­ального содержания будущей професси­ональной деятель­ности методы активного обучения
Игровое обучение обеспечение лично-стно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений самостоятельная по­знавательная дея­тельность, направ­ленная на поиск,об­работку, усвоение учебной информа­ции игровые методы вовлечения обучае­мых в творческую деятельность

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.