КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационные подходы к организации обучения
УМ СУ Рис. 6. Рис. 7. Какие здесь можно увидеть недостатки? То, что учебный материал заключен в единую оболочку и привязан к определенной операционной системе, создает сложности для пользователей, накладывает существенные ограничения в части распространения. Разработка учебных материалов, стратегии и тактики по ведению учебного процесса при таком подходе — прерогатива разработчиков программ. Участие преподавателей на данном этапе зачастую весьма условно. Проблемы возникают и в случае необходимости внесения каких-либо корректировок в систему управления или в учебный материал. Для выполнения такой работы потребуется квалифицированный оператор. Но возможен и другой вариант организации структуры компьютерной обучающей программы, свободной от указанных недостатков. Он представлен на рис. 7. Разница по сравнению с предыдущим вариантом в том, что учебный материал, занимающий большую часть объема компьютерной программы и требующий наибольших затрат на создание, выведен из компьютера. Учебный материал создается и в дальнейшем хранится вне компьютерной программы, поскольку выполняется в виде ОБЫЧНОГО ПЕЧАТНОГО учебного пособия. Данный подход может быть реализован на основе так называемого принципа «книга — компьютер», позволяющего обеспечить выполнение специфических требований, предъявляемых к проектированию компьютерных систем, относящихся к третьему уровню компьютеризации учебного процесса. Один из вариантов организации такой компьютерной обучающей системы разработан и реализован проблемной лабораторией ЭВМ факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и получил название — микрокомпьютерная система обучения (МСО) «Наставник». Данная разработка включает в себя несколько типов систем управления для различных видов компьютерной техники, наиболее распространенных в нашей стране, начиная от бытовых компьютеров и кончая самыми современными. Необходимо подчеркнуть, что МСО «Наставник», являясь универсальной системой, позволяет включать ее в процесс обучения по самым различным дисциплинам. Простота МСО «Наставник» обусловлена тем, что учащиеся взаимодействуют с МСО через терминалы, сконструированные на базе обычных калькуляторов. Возможность использования таких простых терминалов достигается за счет того, что учебный материал структурируется определенным образом, кодируется, а на индикаторе терминала отображается вся необходимая информация в виде простых и понятных кодов (цифры и буквы). Стандартный вариант «Наставника» допускает одновременную работу 64 терминалов (рабочих мест), обеспечиваемую всего лишь одним компьютером, к которому предъявляются самые минимальные требования по конфигурации. Это может быть даже бытовой компьютер серии БК. Компьютер может одновременно сопровождать работу учащихся по восьми различным учебным дисциплинам. Применение данной системы не требует от преподавателя знания программирования. Но наряду с традиционными требованиями к преподавателю — знать свой предмет и уметь его преподнести — система побуждает преподавателя более строго, творчески и логично проектировать технологию процесса обучения. Работа преподавателя на стадии подготовки учебного материала заключается в процедуре его логического структурирования, деления на секции и разработке практических заданий для каждой секции, при этом преподаватель может использовать для подготовки учебных материалов встроенный в систему достаточно простой и удобный редактор текстов. Принцип «книга — компьютер», заложенный в основу системы, позволяет обеспечить надежность реализации учебного процесса при самых неблагоприятных обстоятельствах, которые могут возникнуть (отключение электричества, заражение компьютера «вирусом», поломка компьютера и пр.), поскольку учебный материал выполнен в виде обычного печатного учебника и всегда остается доступным учащимся. В силу специфики данной системы обеспечивается высокая мотивация по включению преподавателей в творческую работу по составлению учебных материалов, осмыслению и обогащению содержания своей педагогической деятельности. То, что структурированный носитель информации (учебный материал) вынесен за пределы компьютерной среды, снимает и языковый барьер — перевод учебных материалов на языки народов России выполняется на основе традиционного печатного способа, что значительно проще, чем это делается в компьютерной среде. В условиях, когда в нашей многонациональной стране наблюдается тенденция к определенной автономизации, это особенно актуально, поскольку указанная простота преодоления языковых барьеров вкупе с универсальностью, доступностью, адаптационной возможностью системы позволяют сохранить единое образовательное пространство. Немаловажным фактором с психологической стороны является и то, что учащиеся, работая с привычными учебными пособиями (книгами), не испытывают какого-либо дискомфорта, присущего варианту экранного представления учебного материала. Необходимо отметить, что существуют достаточно жесткие санитарно-гигиенические требования для работающих с компьютером в силу определенного вредного воздействия компьютера и монитора на человека. В случае же с «Наставником» общение преподавателя с компьютером минимально, а учащихся и вовсе исключено. МСО «Наставник» включает в себя три подсистемы — «Обучение», «Тест», «Экзамен». В дидактическом плане интересными представляются подсистемы «Обучение» и «Тест». Наибольшую дидактическую эффективность имеет подсистема «Обучение». Режим «Обучение» реализуется следующим образом. Каждому учащемуся предоставляется учебное пособие, в котором представлен структурированный учебный материал. Он разделен на секции, каждая из которых включает в себя информацию ограниченного объема. В конце каждой секции для закрепления изученного материала предлагаются контрольные упражнения в виде ситуативных вопросов проблемного характера с альтернативными ответами на них. Каждый ответ учащегося на всем протяжении каждого занятия сравнивается с эталонным из числа альтернативных, а результативность ответов, определяемая отношением количества правильных к общему количеству, сопоставляется с заданными условиями по уровню успеваемости. Важным свойством системы является то, что преподавателю предоставляется возможность самому задавать верхнюю и нижнюю границы области успеваемости, с учетом уровня подготовки учащихся и сложности учебного материала. При этом жесткость требований по уровню успеваемости подбирается такой, чтобы быть достаточной для прочного закрепления учебного материала, но не чрезмерной, чтобы не подавить интерес к учебе. При нахождении учащегося в области успеваемости он прорабатывает материал в текущей секции. При выходе за нижнюю границу компьютерная программа возвращает учащегося в предыдущую секцию учебного материала, при выходе за верхнюю границу происходит продвижение в последующую секцию учебного материала. При работе каждый верный ответ подтверждается соответствующим сообщением, а каждый неверный ответ сопровождается необходимыми комментариями. Попытки использования метода случайного поиска правильных ответов достаточно быстро распознаются системой управления за счет исчерпания лимитированного числа возвратов после неправильных ответов. Терминал такого учащегося компьютер отключает, и его дальнейшая учебная работа может быть продолжена после консультаций с преподавателем. Таким образом, происходит рациональное прорабатывание учебного материала до полного его усвоения. Подсистема «Тест» позволяет проводить текущий и рубежный контроль с высоким показателем достоверности и с существенной жономией времени. Работа подсистемы «Экзамен» аналогична работе широко распространенных средств машинного программированного контроля. Процесс изучения протоколируется, то есть проводится не периодический, а непрерывный контроль успешности усвоения учащимися учебного материала (по каждому учащемуся фиксируются все правильные и неправильные ответы, а также время на их обдумывание). Программа предусматривает возможность статистической обработки протоколов и их распечатки, что позволяет анализировать качество учебной деятельности, ход учебного процесса, оценивать качество учебного материала и на этой основе вносить соответствующие корректировки. Большой опыт применения указанной системы в школьном, вузовском и профессиональном обучении показал ее высокую привлекательность и эффективность. Наиболее важные элементы образования пришли к нам из седой древности и сохраняют свое значение по сей день. Традиционными категориями, используемыми в педагогике для анализа образовательных процессов, являются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Именно они выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебно-воспитательный процесс по определенному предмету, дисциплине или специальности. Системообразующим фактором, регулирующим целенаправленное применение этих педагогических категорий, являются закономерности и принципы педагогической и учебной деятельности. В течение длительного периода времени этого арсенала педагогических категорий вполне хватало для реализации образовательных целей, выдвигаемых обществом. Хотя необходимо признать, что педагогическое сообщество всегда воспринимало современную им ситуацию в педагогике как неудовлетворительную. Предметом нападок всегда были и остаются неточность определений и формулировок основных педагогических понятий, отсутствие некоторых категорий, описывающих организационный процесс взаимоувязки целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Используемое для этого понятие «методика» характеризуется высокой степенью субъективности. Сказанное, на наш взгляд, во многом объясняет, во-первых, проблемы профессиональной компетентности преподавателей (имеющих профессиональное педагогическое образование), а во-вторых — невысокую педагогическую грамотность педагогов профессиональной школы, которые далеко не всегда имеют специальную педагогическую подготовку. А ведь результат обучения зависит от того, через какой педагогический процесс «прошел» обучающийся. Ш.А. Амонашвили в работе, адресованной образовательной школе, полезной и для профессиональной школы, так раскрывает суть ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — это бинарная деятельность преподавателя с обучающимся, когда педагог помогает (ученику, студенту, слушателю) в преодолении трудностей. Суть педагогической помощи заключается в направленности, характере педагогического процесса и в решаемых задачах формирования и воспитания личности. Педагог помогает лишь в том случае, если он объявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, задает мотивы, воодушевляет, проявляет любовь, уважение, поощряемую требовательность. Современные технологии обучения в этом смысле направляют творческие поиски преподавателей. При этом строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и строительству содержания (что?), организации учебного процесса (как?).методов и средств обучения (при помощи чего?), а также учитывать необходимый уровень квалификации преподавателей (кто?) методы оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса и его технологию. Проектирование технологии (методики) обучения будем рассматривать как постановку педагогической задачи и разработку дидактического процесса, обеспечивающего ее решение (рис. 8). Постановка педагогической задачи Разработка дидактического процесса Рис. 8. Проектирование технологии обучения Постановка педагогической задачи включает: — анализ целей обучения и определение на их основе содержания учебного предмета; — структирование содержания учебного предмета и его представление в виде системы учебных элементов; — задание уровней усвоения учебных элементов; — определение исходного уровня обученности обучающихся, определяющего уровень усвоения ими учебного материала, на котором базируется содержание учебного предмета; * Педагогический поиск (Сост. Н.Н. Беженова. М., 1987). ** Современная технология обучения — комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. — учет ограничений, налагаемых на учебно-материальную базу и организационную сторону обучения. Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения, обеспечивающей решение педагогической задачи, заключается в формировании методов, форм и средств обучения. Иными словами, деятельность педагога характеризуется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения, представляется следующая логика его организации. Вначале анализируется характер содержания учебного материала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обучения и схемы управления познавательной деятельностью обучающихся. На этой основе выбирается номенклатура средств обучения. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения — ее технологию. Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории», построенные на определенных психолого-педагогических бсновах (табл. 5). Прикладные (конкретные) педагогические технологии — это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата. Возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежали "бы личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе. Таблица 5. Анализ обобщенных педагогических технологий
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |