КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии эффективности педагогических технологий
Предлагаемая система критериев оценки педагогических технологий позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры профессионального обучения. Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную педагогическую технологию не только на этапе оценки результатов, но и на этапах ее проектирования. 8.1. Критерии оценки на Первый критерий - расчленение этапе проектирования процесса на внутренние, связан- новых технологий ные между собой этапы, фазы, опе- рации, процедуры. Вторым критерием служит критерий алгоритмичности. Основными функциями данного критерия являются оценка выполнения про- цедур и операций, включенных в технологию, и соблюдение условий, обеспечивающих надежность достижения результата. Критерий алгоритмичности включает в себя следующие наиболее значимые показатели: — показатель однозначности выполнения включенных в технологию процедур и операций; — показатель функциональной полноты. Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия. Показатель функциональной полноты позволяет оценить технологию обучения с позиции возможностей комплексной реализации всех функций процесса обучения. Критерий технологической последовательности позволяет оценить выполнение следующих требований, обеспечивающих успешное течение технологического процесса: — Совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса и осуществляться на основе его анализа. — Обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их осуществления. — Выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь. У преподавателя всегда остается возможность «вмешиваться» в объективный ход процессов, изменять их порядок, устанавливать другой темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности. Критерии оценки на этапе проектирования включают в себя и частный критерий управления процессом обучения. Его основной функцией является оценка спроектированной технологии обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения. Этот критерий включает в себя следующие наиболее значимые показатели: — показатель выбора единицы усвоения (обучающего модуля); — показатель сопоставления реально выполняемых процедур, — показатель выбора способа коррекции; — показатель степени достижения цели.
Интегральный критерий оценки педагогической технологии Критерии оценки этапа проектирования новых технологий обучения Критерии оценки новых технологий обучения на этапе функционирования
Критерии разде ления процесса н; связанные между собой этапы, one* рации, процедуры Критерии „техно логической последовательности выполнения операции и процедур Критерий управ Критерии оценю содержания обучения нки Ki критерии оцен используемых методов обучения|системы Критерии оценк организации оо\ чения
Глубина [Деист- Систем- Осозна Объем Скорость Точность НИИ Рис. 11. Система критериев оценки педагогических технологий
8.2. Критерии оценки новых Содержание обучения может быть технологий на этапе оценено частным критерием эф- функционирования фективности содержания обуче- ния, который характеризуется следующими качественными и количественными показателями. К качественным показателям относятся: — целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития; — структурное соответствие содержания обучения принятой пси-холого-педагогической концепции усвоения; — отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства; — гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного. Эти показатели позволяют выявить феномен эффективности и осуществить качественный его анализ. Вместе с тем необходимо использовать количественные показатели, которые хотя и не отражают сущность исследуемого процесса, но позволяют улучшить педагогическую деятельность. К таким показателям относятся: — информативность учебного материала, которая устанавливается путем соотнесения элементов содержания, предусмотренных программой, с вводимыми преподавателем в единицу времени; — усвоенность учебного материала, определяемую соотношением объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение единицы времени к материалу, сообщенному учащемуся за то же время. Единица усвоения учебного материала является условной величиной, в качестве которой могут быть приняты: формулы, дефиниции, правила и др. Для оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения, применим соответствующий частный критерий. Он может быть представлен такими качественными показателями, как: — адекватность методов целям и содержанию учебного материала; — обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах. При оценке по данному показателю определяется степень учета преподавателем возрастных личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также собственных возможностей; — многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения; — соответствие методов обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени. Эффективность используемых в процессе обучения дидактических средств устанавливается по следующим качественным показателям: — обеспечение принципов наглядности и доступности обучения; — функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения; — комплексность применения; — универсальность использования и удобства эксплуатации При оценке эффективности средств обучения с помощью количественных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства. Качественными показателями, раскрывающими частный критерий эффективной организации учебного процесса, являются: —соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений (психологический и логический аспекты); —сменяемость и многообразие форм обучения и вариативность их видов; —обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности учащихся. Количественными показателями при этом могут служить: —количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач; —темп протекания учебного процесса; —степень помощи преподавателя (мастера производственного обучения) учащимся при организации их самостоятельной деятельности. 8.3. Критерии эффективности Качественная оценка знаний уча- следующим показателям: —глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися; —действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях; —системность, определяемая как совокупность знаний в сознании учащихся, структура которой соответствует структуре научного знания; —осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать. В качестве примера оценки эффективности результата обучения покажем изменения показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения. I уровень (узнавание) — учащийся только отличает данный объ II уровень (репродуцирование) — учащийся может не только вы III уровень (продуктивной деятельности) — учащийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью. IV уровень (трансформации) — учащийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения. Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному показателю на всех представленных уровнях. Кроме того, возможно дать количественную оценку усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели: —объем усвоенных знаний; —скорость усвоения учебного материала; —прочность усвоения; —точность усвоения и др. Для производственного обучения характерны специфические показатели, обеспечивающие оценку эффективности результатов данного вида обучения по интегральному критерию. Интегральный критерий образуется двумя частными критериями: —критерием сформированности ориентировочной основы деятельности; —критерием сформированности навыков и умений. Критерием сформированности ориентировочной основы деятельности может служить составленная учащимися учебно-инструкционная карта, которая, с одной стороны, используется как средство организации ориентировочной основы деятельности в процессе усвоения, а с другой стороны, является эталоном, нормативным содержанием деятельности, образцом ее выполнения. Исходя из вышесказанного, основными показателями первого критерия выступают: —полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах; —самостоятельность заполнения карт; —правильность заполнения карт. Полнота информации обеспечивается путем включения в карту всех необходимых предметных условий и характеристик, имеющих значение для достижения требуемого результата. Самостоятельность заполнения карт определяется мерой помощи мастера в процессе выполнения задания. Правильность заполнения карт устанавливается при вербальном описании действий, зафиксированных в карте. Безошибочное описание деятельности в системе адекватных понятий, умение дать полный отчет о ее содержании, предметных условиях позволяют мастеру сделать вывод о сформированности у учащихся ориентировочной основы деятельности. Второй критерий служит для оценки сформированности профессиональных навыков и умений, и можно выделить инвариантный набор показателей, оценка по которым производится независимо от названных выше факторов. К этим показателям относятся следующие: а) качественные: — правильность выполняемых действий; — рациональность организации труда и рабочего места; — самостоятельность в работе; — соблюдение правил техники безопасности; — применимость теоретических знаний при выполнении заданий; — применение передовых методов труда новаторов; — сложность выпускаемой продукции; — рациональное построение технологического процесса и др.; б) количественные: — точность работы (отклонения от норматива); — время, отводимое на выполнение задания; — процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания); — выполнение норм выработки; — соблюдение норм расхода материала; — рациональный выбор оборудования и инструментов и др. В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа. Особенностью данных методов контроля является то, что они применимы к любому виду обучения, как к теоретическому, так и производственному. Отличие состоит в том, что в первом случае интегральным критерием оценки будет служить критерий усвоения учебного материала, а во втором — критерий сформированности профессиональных навыков и умений, обеспечивающийся, соответственно, своими специфическими критериями.
ГЛАВА X ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |