Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионального обучения




МЕТОДЫ

J


Портной-универ-сал начального уровня квалифи­кации

Портной повы­шенного уровня квалификации


 


Закройщик повышенного
уровня квалификации _________

БЛОК ПОВЫШЕННОГО 11РОФЕССИОНАЛБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ рдел ье р- конст ру кт ор

#

стория стилей в искусстве и костюме

Народные художественные промыслы Дизайн одежды

Конструирование и моделиро­вание одежды (в том числе на ЭВМ)

Маркетинг и менеджмент Лабораторно-практические ра­боты по разработке конструк­ций и технической документа­ции одежды

Лабораторно-практические работы по изготовлению одежды по разработанным конструкциям

Курсовой проект по моделиро-i анию и конструированию одежды Дипломное проектирование


БИЗНЕС-БЛОК Менеджер малого предприя­тия (швейное производство) Бухгалтерский учет (в том числе на ЭВМ) Экономика (в том числе на ЭВМ) Маркетинг Менеджмент

Правовые основы предпри­нимательства Организация и функциони-

{

ювание швейной мастерской Производственная практика Дипломное проектирование


БЛОК ПОВЫШЕННОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Мастер производственного

обучения (швейное производ­ство)

История стилей в искусстве и костюме

Народные художественные промыслы Дизайн одежды Психология обучения Педагогика

Организация и методика про­изводственного обучения Маркетинг и менеджмент Конструирование и моделиро­вание одежды на ЭВМ Лабораторно-практические работы по конструированию и моделированию одежды Лабораторно-практические работы по раскрою и пошиву одежды

Педагогическая практика Дипломное проектирование


 


Модельер-конструктор


Менеджер малого предприя- тия (швейное производство)


Мастер обучения


производственного


 


Рис. 2. Блочно-модульная учебная программа для подготовки по

профессиям и специальностям индивидуального пошива одежды

(разработка ВПУ № 307 г. Москвы)


 


нов обучение, практика), при проектировании учебной программы для профессионального обучения незанятого населения и безработ­ных граждан — предметы и виды работ.

На рис 2. показана структура блочно-модульной учебной програм­мы для подготовки по профессиям и специальностям индивидуально­го пошива одежды в профессиональном лицее. В качестве модульных единиц выступают предметы, а также виды практического обучения: лабораторно-практические работы, производственное обучение, про­изводственная практика, курсовое и дипломное проектирование.

Здесь видно, как предметные области, приведенные в стандарте, при переходе к учебной программе разбиваются на предметы и виды практического обучения. Поскольку организация учебного процесса относится к компетенции образовательного учреждения, возможны различные варианты раскрытия предметных областей, что связано с задачами и особенностями обучения в конкретном образовательном учреждении.

Рассмотренная на уровне основных блоков структура содержания профессионального образования определяет структуру модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования как документа госстандарта, раскрывающего основные инвариантные ком­поненты содержания начального профессионального образования. От­сюда названия циклов учебного плана (общетехнический, отраслевой или общепрофессиональный, профессиональный) идентичны названи­ям блоков содержания обучения и отражают законченные этапы обуче­ния, реализующие конкретные учебные цели.

Раскрытие содержания блоков с помощью модульных единиц, в ка­честве которых при построении учебного плана выступают предметы и виды практического обучения (производственное обучение, производ­ственная практика и др.), приводит к формированию примерного (типо­вого) учебного плана для подготовки учащихся по профессии (специаль­ности). Примерные (типовые) учебные планы являются составной час­тью комплекта блочно-модульной учебно-программной документации.

Заложенная в Перечне начального профессионального образова­ния двухступенчатая иерархия труда приводит к тому, что в содержа­нии обучения по профессии широкого профиля необходимо выделять базисную подготовку, единую для всех специальностей профессии, и специальную подготовку, обеспечивающую специализацию по кон­кретным специальностям.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА МИКРОУРОВНЕ

§

После построения содержания обучения на макроуровне (стандарт, блочно-модульная учебная программа для профессио­нального обучения в образовательном учреждении или блочно-мо-


дульная учебная программа для обучения в сфере занятости) раскры­вается содержание соответствующих модульных единиц (предметов, предметных областей, видов практического обучения, работ).

Анализ основных детерминант профессионального обучения по­казывает, что все их компоненты являются либо объектами и предме­тами (предметы и средства производства, готовая продукция), либо процессами и явлениями (природные явления, экономические зако­номерности, технологические и трудовые процессы и т.п.). Введен­ные в учебный процесс, они становятся учебными элементами. Та­ким образом, в общем случае под учебными элементами понимаются познаваемые объекты (предметы) и процессы (явления) действитель­ности, введенные в учебный процесс в виде понятий, существенных признаков, взаимосвязей, законов, правил, принципов и т.д.

В основу структурирования содержания обучения на микроуров­не, так же как и на макроуровне, заложен принцип вложения более мелких структурных единиц (учебных элементов) в более крупные. В соответствии с этим принципом, учебные элементы распределены по четырем уровням иерархии по степени их детализации. Такая структура учебных элементов позволяет гибко варьировать содержа­ние модульной единицы и обеспечить четкое соответствие каждого учебного элемента диагностируемой цели обучения, направленной на овладение конечным практическим навыком или формирование теоретического знания.

Учебные элементы распределены на две группы. К первой группе относятся все рассматриваемые объекты и предметы, процессы и яв­ления действительности, введенные в учебный процесс. Ко второй группе относятся все те признаки, с помощью которых раскрывается сущность и особенности этих объектов и процессов; они названы учеб­ными элементамипризнаками (УЭП).

Содержание крупных учебных элементов: основного обобщающе­го учебного элемента (ООУЭ), узлового учебного элемента (УУЭ), — раскрываются путем их детализации на уровне основных учебных элементов (ОУЭ). При раскрытии содержания предмета уровень ос­новного обобщающего элемента соответствует теме, узлового учебно­го элемента — подтеме. Содержание учебных элементов теоретиче­ского характера далее может быть раскрыто с помощью учебных эле­ментов — признаков (УЭП).

При отборе содержания учебного материала и его структурирова­нии целесообразно классифицировать учебные элементы первой группы по их характеру на два типа, относя к первому — объекты и предметы, а ко второму — процессы и явления окружающей действи­тельности, введенные в учебный процесс. Эти два типа существенно различаются между собой по характеризующим их признакам.

В качестве примера структурирования предмета на микроуровне приведем предмет «Основы художественного проектирования», вхо­дящий в общепрофессиональный блок для профессий индивидуально­го пошива одежды, который в соответствии с тематическим планом


включает следующие темы, т.е. основные обобщающие учебные эле­менты (ООУЭ):

— Рисунок фигуры по модулю,

— Построение силуэтных форм,

— Детали одежды в художественном проектировании одежды,

— Рисование моделей одежды с журналов,

— Основы цветоведения,

— Художественное проектирование целостного образа костюма. Содержание основного обобщающего учебного элемента «Детали

одежды в художественном проектировании одежды» раскрывается с помощью основных учебных элементов (ОУЭ) и характеризующих их признаков (УЭП): ОУЭ — застежки — разновидности, последова­тельность выполнения зарисовок; ОУЭ — воротники — группы, по­следовательность выполнения зарисовок; ОУЭ — кокетки — виды, применяемые отделки, оформление кокеток, последовательность вы­полнения зарисовок; ОУЭ — рукава — виды, модельные варианты, оформление низа; ОУЭ — карманы — виды, взаимосвязь размера, расположения и оформления кармана с моделью изделия.

Внутренняя структура содержания модульной единицы, представ­ляющей собой вид практического обучения или работы, имеет свои особенности. Содержание таких модульных единиц представляет со­бой учебный материал по освоению непосредственно навыками про­фессиональной деятельности, который детализируется с целью выде­ления его отдельных частей, доступных для обучения в реально опре­деленные сроки, результат которого поддается объективному контролю.

Детализация осуществляется, во-первых, в соответствии со струк­турой самой деятельности, которая может быть различной для раз­ных профессий: в одних выделяются операции, в других — функции, группы элементов деятельности, объединенные одной задачей, и т.п.

Каждый учебный элемент в содержании такой модульной едини­цы представляет собой большую или меньшую по объему логически завершенную часть учебно-производственной деятельности, имею­щей конкретные результаты. Здесь также можно выделить основной обобщающий элемент, определяющий собой вид работ, узловые учеб­ные элементы, представляющие достаточно крупные элементы дан­ного вида работ и объединяющие несколько основных учебных эле­ментов. Основные учебные элементы в модульных единицах этого типа являются самыми мелкими элементами деятельности, для кото­рых можно сформировать учебную цель в измеримых величинах. Учебные элементы — признаки в данном случае отсутствуют, т.к. они характерны только для модульных единиц, представляющих со­бой теоретический предмет. В качестве примера приведена структу­ра основного обобщающего учебного элемента «Конструирование по­ясных изделий». «Построение чертежа основы прямой юбки» (ООУЭ): проведение необходимых измерений и расчетов, распреде­ление прибавок, построение вытачек. Моделирование на основе базо-


вой конструкции клиньевых юбок, юбок-брюк, юбок в складку, кони­ческих юбок и юбок сложных форм (ОУЭ). «Построение чертежа основы брюк-джинсов» (ООУЭ): проведение необходимых измере­ний, расчетов, распределение прибавок, построение вытачек. Моде­лирование на основе базовой конструкции различных видов брюк-джинсов (ОУЭ).

Такая структура содержания профессионального образования на микроуровне дает возможность не только разрабатывать содержание учебных курсов, раскрывая содержание учебного материала с любой степенью детализации, но и, выделяя в стандарте учебные элементы, задавать качество их усвоения (уровни усвоения).

 

-

 


 

ГЛАВА VI


§


ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Как следует из характеристики процесса обучения, ос­новными проблемами его являются: для чего учить — цели обучения; чему учить — содержание обучения; как организовать процесс обуче­ния — формы организации обучения; что использовать в процессе обучения — средства обучения; как обучать — методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, от­метим, что важнейшей из них являются методы обучения, т.е. как обучать. Именно от их эффективности, при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит и количество, и качество получа­емых учащимися знаний, навыков и умений.

В педагогике методом обучения принято называть способ взаимо­связанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися зна­ниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие.

Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. Широко применяемые в педагогической практике ме­тоды, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений, включают словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.); наглядные (демонстра­ция наглядных пособий, кино- и видеофильмов, наблюдения и др.); практические (упражнения, лабораторно-практические работы и др.).

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методы приобретения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, закрепления, проверки знаний, навыков и умений.

В соответствии с характером познавательной деятельности уча­щихся, выделяют методы, объединяемые в две группы: репродуктив­ные и проблемно-поисковые.

Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интегра­ции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний,


комплексный подход к характеристикам их сущности. Такой подход к характеристике и классификации методов обучения реализован в подразделении методов на три основные группы: 1) методы организа­ции и осуществления учебно-познавательной и учебно-производст­венной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учеб­ной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффектив­ностью учебной деятельности учащихся.

Каждая из этих групп методов включает подгруппы и отдельные методы, которые являются инструментом процесса обучения.

Группа методов организации и осуществления учебно-познава­тельной и учебно-производственной деятельности учащихся включа­ет словесные, наглядные и практические методы, реализуемые ин­дуктивно или дедуктивно под руководством преподавателя (мастера производственного обучения) или самостоятельно в репродуктивном или продуктивном направлениях.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности включают методы мотивации учебно-познавательной и учебно-про­изводственной деятельности, а также методы стимулирования инте­реса к учебе.

Методы контроля и самоконтроля включают методы устного, письменного и практического контроля и самоконтроля, а также тес­тирование уровня знаний и умений учащихся.

Такой комплексный подход будет принят при раскрытии сущно­сти и способов применения методов теоретического и производствен­ного обучения в последующих параграфах главы.

«Метод обучения» — понятие многоаспектное. Наличие различ­ных классификаций не означает противопоставления методов обуче­ния друг другу и не является основанием для предпочтительного при­менения какого-либо из них. Методы всегда как бы проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагогов и учащихся. И если все-таки говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактиче­ской задачи.

Каждый метод реализуется Совместно с другими методами и с их помощью. Так, репродуктивные и проблемно-поисковые методы реализуются при помощи слова, наглядности, практической дея­тельности. В свою очередь, система словесных наглядных и прак­тических методов применяется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют и названия методов: про­блемное изложение, эвристическая беседа, исследовательские ла-бораторно-практические работы, творческие упражнения, поиско­вые самостоятельные работы, самостоятельные наблюдения и т.д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения.

В реальном учебном процессе наиболее важным является не отне­сение методов к той или иной классификации, а глубокое знание


преподавателем (мастером) их дидактической сущности, условий эф­фективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельно­стью учащихся.

Поскольку методы обучения — это приемы и способы осуществле­ния учебного процесса, т.е. преподавания и учения, каждый метод обучения следует рассматривать с двух сторон — деятельности пре­подавателя (мастера производственного обучения) и деятельности учащихся.

Деятельность преподавателя (мастера) складывается из следую­щих основных типичных компонентов: целевая установка; определе­ние содержания и порядка деятельности учащихся (создание ориен­тировочной основы действий); собственно обучающая деятельность; руководство познавательной и учебно-производственной деятельно­стью учащихся; контроль; подведение итогов.

С понятием метод обучения тесно связано другое понятие — при­ем обучения, или методический прием. Под методическими приема­ми понимают детали метода, его элементы, составные части или от­дельные шаги в той учебной работе, которая происходит при приме­нении данного метода. В процессе обучения как методы, так и методические приемы переплетаются, сочетания их разнообразны. Один и тот же вид работы выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, по­путная постановка вопросов к учащимся. В тех же случаях, когда наглядное пособие — основной источник знаний, демонстрация его является методом обучения.

Методы обучения как способы осуществления учебного процес­са условно можно рассматривать в трех аспектах: общедидактиче­ском, частнодидактическом и частно-методическом (частные ме­тодики).

Общедидактический аспект отражает объективную сущность, требования и дидактические возможности метода, характерные для него как такового, независимо от периода учебного процесса.

Частнодидактический аспект отражает общую характеристику метода в специфических условиях его применительно к периоду учебного процесса, а также особенности содержания обучения.

Частнометодический аспект основывается на общедидактических и частнодидактических характеристиках методов и отражает част­ные методики изучения конкретных предметов.

В последующих параграфах главы будут рассматриваться, в основном, методы теоретического и производственного обучения в частнодидактическом аспекте применительно к профессиональ­ному обучению, а также некоторые методические приемы обуче­ния, не нашедшие широкого отражения в педагогической лите-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.