Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. В основу программы курса по истории образования и педагогической мысли положены основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса:




Демокрит

В основу программы курса по истории образования и педагогической мысли положены основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: цивилизационный, антропологический, культурологический, форма-ционный, конкретно-исторический, принцип целостности.

Задачи курса:

• способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических
знаний с позиций цивилизационно-антропологического полхода;

• познакомить с выдающимися мыслителями, занимавшимися вопросами вос­
питания, и педагогами различных исторических эпох и народов;

• рассмотреть в историко-сопоставительном аспекте ряд ведущих педагогичес­
ких проблем;

• пробудить интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его
изучении и усвоении;

• выработать первоначальные умения работы с историко-педагогической лите­
ратурой;

• способствовать формированию целостного педагогического сознания и лично­
стной самостоятельной оценки историко-педагогических идей.
Основные формы организации учебного процесса: лекции, семинары, само­
стоятельная работа студентов, занятия по методикам активного обучения.

На лекциях излагается материал, построенный на цивилизационном подходе, раскрывающем закономерный процесс развития педагогической мысли и образо­вания в разных цивилизациях в различные исторические периоды, дается харак­теристика различных этапов становления и развития отечественной педагогики и просвещения.

На семинарах обсуждаются темы конкретно-информационного плана, позволя­ющие более детально изучить педагогические системы, взгляды и деятельность наиболее значительных для того или иного периода мыслителей и педагогов; объективнее, полнее представить состояние образования. Могут проводиться дис­путы между сторонниками разных культур и педагогических систем.

Для рефератов студентам предлагаются темы по недостаточно представленным в учебниках авторам, историческим периодам или «сквозным» проблемам в исто­рическом развитии. Студентам можно предложить написание рефератов, дающих сравнительную характеристику педагогических взглядов двух или более педаго­гов по следующим вопросам: понимание цели воспитания, содержание воспита-


ния и образования, методы и средства воспитания и обучения, отношение к физическим наказаниям, формы воспитания и обучения; место, где надо учить и воспитывать детей; отношение к религиозному воспитанию и образованию жен­щины, позиция личности воспитуемого.

В процессе изучения курса студенты сами придумывают занимательный мате­риал (кроссворды, сканворды, ребусы, тесты и т. п.), составляют сравнительные таблицы по системам образования или педагогическим взглядам различных педа­гогов, знакомятся с первоисточниками.

На экзамене студентам целесообразно предлагать три типа вопросов:

1. Педагогическая мысль и школа в определенной цивилизации в тот или иной историчес­
кий период или какая-либо проблема в ее историческом развитии.

2. Персоналия и источник.

3. Беседа по реферату.

Для углубленного знакомства с отдельными источниками и обучения работе с ними студентам можно дать задание: представить подробный конспект одной из значительных работ известного педагога по следующей схеме:

1. Полное библиографическое описание источника и его структура.

2. Аннотация.

3. Краткая историческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была
написана данная работа.

4. Сложный план источника.

5. Краткий анализ каждой крупной части (главы, раздела) источника с определе­
нием своего отношения к высказываемым автором идеям.

6. Заключительный обобщающий вывод:

а) какие из идей данной работы впоследствии были подвергнуты автором
переосмыслению;

б) какие идеи из педагогической системы автора не вошли в анализируемую
работу.

Следующий раздел пособия — таблицы, схемы и конспекты, в которых в предельно сжатой форме отражены основные идеи целого ряда авторов; представ­лены отдельные интересные проблемы в их историческом решении и системы образования ряда стран в те или иные исторические периоды. Большое место уделено системе образования России, которая во все времена была достаточно сложной.

Игровой материал пособия можно использовать как контрольный — для про­верки знаний, как занимательный — для повышения интереса к изучаемому курсу.

Для многих студентов представляет большой интерес разработка заниматель­ных заданий. Такие задания имеют и профессиональное значение, т. к. подобные материалы будущий учитель может разрабатывать по любому учебному предме­ту.

Данное пособие не является учебником. Его целесообразно использовать пос­ле знакомства с текстовым учебником для более сознательного осмысления и восприятия материала, который представлен в более лаконичной и схематичной форме. В пособии сделан акцент на персоналиях, в отличие от современных учебников по истории педагогики, представлены схемы систем образования. По­лезно использовать пособие при проверке готовности студентов к контрольным работам, к зачетам или экзаменам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.