Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карта индивидуальной программы поддержки школьника




Фамилия и имя ученика.
ФИО родителей, место их работы.
Целевой компонент программы
Основные проблемы школьника.
Цель программы (с учетом имеющихся проблем).
Длительность реализации программы с указанием участников.
Деятельностный компонент программы
№ п.п Используемые ситуации педагогической поддержки Субъекты ситуации Предполагаемые результаты
       
       
Рефлексивно-прогностический компонент
Диагностические методики и сроки их проведения.
Промежуточные выводы, рефлексия, совместное обсуждение результатов.

 

Приложение 23.

Опросник «Учитель - глазами ученика»

Данный опросник позволяет оценить качество педагогической деятельности учителя по трем компонентам (гностическому, или познавательному, эмоциональному, поведенческому) и по общему показателю отношения учащихся к нему.

Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то подчеркните «да», если же оно неверно, то подчеркните «нет».

 

Суждение да нет
1. Учитель умеет точно предсказать мои результаты в учебной работе (в любой деятельности), мое будущее.    
2. Мне трудно найти с учителем тему для разговора.    
3. Учитель – справедливый человек.    
4. Учитель всегда верно определяет мои затруднения при изучении той или иной темы (в любом деле, в общении с одноклассниками).    
5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с учащимися.    
6. Слово учителя для меня закон.    
7. Учитель конкретно планирует индивидуальную работу со мной.    
8. Я очень доволен учителем.    
9. Учитель недостаточно требователен ко мне.    
10. Учитель всегда может дать разумный совет.    
11. Я верю в то, что любое дело, предложенное учителями, будет интересно.    
12. Мнение учителя очень важно для меня.    
13. Учитель, в основном, работает по шаблону, не творчески.    
14. Работа с учителем доставляет удовольствие.    
15. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных способностей и увлечений.    
16. Учитель уделяет мне мало внимания.    
17. Учитель плохо чувствует мое настроение.    
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.    
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости действий учителя в любой ситуации.    
20. Я не стану делиться с учителем своими сокровенными мечтами.    
21. Учитель наказывает меня за малейшие проступки.    
22. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны    
23. Я хотел бы быть похожим на учителя.    
24. У нас с учителем деловые отношения    

.

 

Ключ к обработке анкеты: С помощью анкеты можно достаточно полно оценить структурные компоненты стиля профессионального общения педагога с учеником:

- гностический (суждения 1, 4,7,10,13х,15х,19,22);

- эмоциональный (суждения 2х,5х,8,11,14,17х,20х,23);

- поведенческий (суждения 3,6,9х,12,16х,18,21х,24х).

(Знаком «х» отмечены номера суждений, которые содержат ответ «нет», остальные – «да»; каждое суждение шкалы, совпадающее с ключом, оценивается в I балл).

Оценка уровня развития структурных составляющих профессионального общения педагога с учащимся:

Гностический компонент

1-3 балла – поверхностный;

4-5 баллов – ситуативный;

6-8 баллов – глубокий.

Эмоциональный компонент

1-3 балла – безразличие;

4-5 баллов – заинтересованность;

6-8 баллов – увлеченность.

 

Поведенческий аспект

1-3 балла – неадекватный;

4-5 баллов – адекватный;

6-8 баллов – адекватный с проекцией на будущее;

Всего: 19-24 – общение – совместная деятельность;

18-22 – общение – дружба

13-17 – общение – заигрывание;

8-12 – общение – дистанция;

0-7 – общение – устранение.

 

Приложение 24.

Методика изучения особенностей воспитания в семье школьника «Поле отношений»

Данная методика основана на гипотезе врача, психолога и писателя В. И.Леви, который предполагает, что все отношения родителей с детьми можно расположить между четырьмя полюсами, составляющими «поле отношений»: активность (А), пассивность (П), мягкость (М), жесткость (Ж).

Гармоничным считается органическое сочетание всех четырех подходов, ситуативный выбор крайних мер. Если же родители «застревают» в одной из крайностей, то воспитание считается неправильным и требует коррекции, разъяснений педагога.

Исследование можно проводить и через родителей, и через детей. Полезно сравнивать данные обоих опросов для выяснения расхождений в оценке ситуации в семье, детьми и

родителями.

Вопросы для родителей:

Инструкция: «Сейчас Вам будет задано несколько вопросов, касающихся Ваших взаимоотношений с детьми. Цель опроса - помочь Вам в их воспитании. На предложенном листе бумаги проставьте номера вопросов и ответьте на них так: «да» - знаком «+», «иногда, отчасти» - «О», «нет» - знаком «-».

1. Считаете ли Вы, что все члены семьи, включая ребенка, должны быть абсолютно равноправными?

2. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

3. Согласны ли Вы с тем, что физическое наказание - самый эффективный метод воспитания.'

4. Полезно ли часто хвалить ребенка?

5. Часто ли Вы обсуждаете с детьми житейские проблемы и текущие события, происходящие в стране и в мире?

6. Считаете ли Вы, что существуют темы, на которые родителям не следует говорить с ребенком?

7. Кажется ли Вам, что педагоги несправедливо относятся к вашему ребенку?

8. Хотите ли, чтобы Ваш ребенок достиг в жизни того, чего когда-то не смогли достигнуть Вы?

9. Имеют ли право лети критиковать своих родителей?

10. Имеет ли право ребенок нарушить решение семейного совета?

11. Можно ли допустить, чтобы каждый член семьи сам решал, как ему поступить в том или ином случае?

12. Говорят ли с Вами дети «по душам», советуются ли по «личным вопросам»?

13. Должны ли родители, чтобы правильно воспитывать ребенка, придержи­ваться твердых, раз и навсегда определенных для себя принципов?

14. Полезно ли напоминать ребенку о его плохих поступках в прошлом?

15. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Вопросы для детей:

1. Гуляешь ли ты с родителями в выходные дни?

2. Любишь ли ты помогать родителям, когда они заняты домашними делами?

3. Часто ли родители, воспитывая тебя, применяют физическую силу?

4. Часто ли тебя хвалят в семье?

5. Часто ли ты доверяешь свои личные проблемы кому-нибудь из родителей?

6. Считаешь ли ты, что есть темы для разговора, на которые родители не должны говорить с детьми?

7. Часто ли родители заступаются за тебя перед учителями?

8. Считают ли родители, что ты должен достигнуть в жизни больше, чем они?

9. Позволяют ли тебе родители делать им замечания, если они поступают неправильно?

10. Имеешь ли право не выполнять решение семейного совета, если считаешь его неприемлемым для себя?

11. Считают ли родители, что ты должен сам решать, как тебе поступить в том или ином случае?

12. Часто ли ты говоришь с родителями «по душам», советуешься поличным вопросам?

13. Хотят ли родители, воспитывая тебя, казаться лучше, чем они есть на самом деле?

14. Часто ли родители напоминают тебе о своих плохих поступках в прошлом?

15. Считаешь ли ты, что родители очень хорошо понимают тебя, а ты их?

 

Ключи (для диагностики особенностей воспитания в семье)

а) для младшего подростка 6) для старшего подросткового

(детей 7-11 лет) возраста (детей 12-13 лет)

N     - N +   -
1. ММ П жж 1. ММ М ЖЖ
2. АА МА МП 2. АА МА МП
3. ЖЖАА ЖЖАА мм 3. ЖЖЖААА ЖЖАА мм
4. МА МАП жпп 4. МА МАП ЖП
5. МА М ж 5. МА П П
6. ЖП МП мм 6. ЖА мжп ММП
7. МА АА ж 7. МА АА ж
8. ЖА ЖА МП 8. ЖА ЖА М
9. ПММ ПМ жж 9. ММП МП жж
10. М ПМ ж 10. М МП жж
11. пп ППА А 11. ппп ПП А
12.' А АП П 12. А АП пп
13. ЖЖП ЖА МА 13. ЖП Ж МА
14. ЖЖЖ Ж М 14. жж Ж мм
15. А П пп 15. А П пп
                 

в) для юношеского возраста (14-17 лет)

N     -
1. М М ЖЖ
2. АА мм мпп
3. ЖЖЖААА ЖАА М
4. МА М ЖП
5. МА П ЖП
6. ЖЖПП ЖП МА
7. ММА мм ж
8. ЖА ж МП
9. М М Ж-Ж.
10. М М ж
11. П АП А
12. ААА ППА ППП
13. ПЖ Ж МА
14. ЖЖ Ж ММ
15. АА АПП ппп

Правила обработки данных

1. Начертите горизонтальную линию и обозначьте под ней параметры «Поля отношений» - мягкое (М), жесткое (Ж), активное (А), пассивное (П). У вас получится Бланк обработки данных.

М Ж А И

2. Выберите ключ, соответствующий возрасту ребенка.

3. Сравните ответы со значениями ключа и заполните Бланк обработки данных, выставляя напротив каждой шкалы то количество отметок (плюсов), которое указано в ключе. Если, например, в ключе две или три буквы, то в Бланке выставляется соответствующее количество плюсов.

Например:

  +    
+ +    
+ +   +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
ж А М П

Вывод:

Воспитание в данной семье носит активный, жесткий характер, то есть соответствует неправильному воспитанию по типу «доминирующей гиперпроекция».

Интерпретация полученных данных

1. Если по трем или четырем шкалам набрано одинаковое количество баллов, то воспитание в семье следует считать, правильным и гармоничным.

2. Если по двум шкалам набрано одинаковое количество баллов, превыша­ющее остальные две шкалы, то требуется дополнительная беседа с родителями по уточнению вида неправильною воспитания.

3. Если по количеству баллов наблюдается превышение по двум шкалам с выступом одной из них, то данные интерпретируются следующим образом:

МЛ - воспитание «в культе болезни»

АМ - потворствующая гиперпротекция

ЖА - условия жестких взаимоотношений

АЖ - доминирующая гиперпротекция

МП - потворствующая гипопротекция

ПМ - гипопротекция

ЖП - повышенная моральная ответственность

ПЖ - эмоциональное отвержение

Краткая характеристика видов неправильного воспитания

Воспитание «в культе болезни» (МА) встречается в тех случаях, когда ребенок много болел в детстве,то и родители продолжают чрезмерно беспокоиться о его здоровье. Такое воспитание приводит к эгоцентризму и формированию завышенных притязаний.. Ребенок, сталкивается с трудностями, демонстрирует «уход в болезнь».

Потворствующая гиперпротекция (АМ) - воспитание по типу «кумир семьи». Чрезмерное покровительство родителей выражается в стремлении осво­бодить своего ребенка от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей, в восхищении мнимыми талантами, преувеличении действительных способностей ребенка.

Условия жестких взаимоотношений (ЖА) Первый вариант родители суро­во расправляются с ребенком за мелкие проступки, срывают на нем злость на других. Второй вариант, душевное безразличие родителей к ребенку, забота только о себе. Ребенок может рассчитывать в решении своих проблем на самого себя, не получая ни помощи, ни поддержки, ни участия.

Доминирующая гиперпротекция (АЖ) - чрезмерная опека, мелочный кон­троль, доходящий до слежки за ребенком. Родители абсолютно лишают ребенка свободы действий и выбора.

Потворствующая гипопротекния (МП). Это сочетание родительского над­зора с некритическим отношением к поведению ребенка. Такие родители, мало заботясь о детях, усиленно защищают их от «несправедливых» педагогов.

Гипопротекцня (ПМ) - безнадзорность, недостаток опеки и контроля, доходящий иногда до заброшенности ребенка, когда он не накормлен, не одет, живет в тяжелых бытовых условиях.

Повышенная моральная ответственность (ЖП). Первый вариант: ожидание больших успехов у ребенка, стремление воплотить свои несбывшиеся надежды в нем. Второй вариант: возложение на сына или дочь недетских обязанностей по уходу за младшими или больными, беспомощными членами семьи

«Эмоциональное отвержение» - воспитание по типу «Золушка». Встречается в тех случаях, когда ребенок становится обузой для родителей в результате создания новой семьи или появления малыша, которому посвящается все время, внимание, чувства.

Приложение 25.

Анкета «Востребованность внутренней среды школы»

1. Посещаете ли Вы школьные клубы, кружки, организации:

а) да (какие)_________________________________________

б) нет (почему) ______________________________________

2. Чем обоснован Ваш выбор?

а) интересом

б) профессиональной направленностью

в) желанием родителей

г) за компанию с друзьями

д) чем-то иным (чем) __________________________________

3. Какие качества, по вашему мнению, развивает посещаемый Вами школьный клуб\кружок\ организация

а) творчество

б) самостоятельность

в) уверенность в себе

г) силу и здоровье

д) независимость

е) другие качества (какие)_______________________________

4. Какие из предложенных кружков\клубов\организаций Вы бы хотели посещать:

а) вокальная группа

б) театр

в) театр моды

г) клуб интересных людей

д) архивные материалы

е) ритмика

ж) спортивный (какой?___________________)

з) ____________________

 

Обоснуйте Ваш выбор ___________________________________________

5. Считаете ли Вы действующей в школе внеклассной организации необходимыми и полезными для Вас:

а) да

б) нет (почему)__________________________________

6. Какие клубы, кружки, организации Вы бы хотели иметь в своей школе

________________________________________________________

 

Обоснуйте цель_________________________________

7. Как Ваши родители относятся к посещаемым Вами кружку\ клубу\организации:

а) хорошо

б) плохо

в) нейтрально

г) они не знают, что я посещаю

 

 

Анкета «Востребованность внешней среды школы»

1. Чем Вы любите заниматься в свободное время

_____________________________________________________________________________

2. Как часто Вы посещаете театры, кинотеатры, музеи, выставки:

а) один раз в месяц

б) более одного раза в месяц

в) менее одного раза в месяц

2. Кто или что является инициатором таких посещений:

а) родители

б) классный руководитель

в) друзья

г) интерес

д) другой вариант ответа_______________________________________________

3. Считаете ли Вы посещение театров, музеев, выставок необходимыми:

а) да

б) нет

почему_____________________________________________________

4. Какие качества, по Вашему мнению, развивается в человеке театры, музеи, выставки:

а) доброта и понимание красоты

б) нравственность и духовность

в) знание

г) другие варианты____________________________________________________

5. Посещаете ли Вы спортивные секции \ клубы\ мероприятия:

а) да (какие) __________________________________

б) нет

Почему? __________________________________

6. Кто или что является инициатором таких посещений:

а) родители

б) классный руководитель

в) друзья

г) интерес

д) другой вариант ответа_______________________________________________

7. Считаете ли Вы посещение спортивных секций \ клубов\ мероприятий необходимыми:

а) да

б) нет

почему_____________________________________________________

 

 

8. Участвуете ли Вы в деятельности молодежных\детских общественных организаций/клубов

а) да (какие) __________________________________

б) нет

Почему? __________________________________

 

9. Есть ли у Вас возможности заняться любимым делом:

а) да (каким и где)____________________________________________________

_____________________________________________________________________

б) нет (кто или что мешает)_____________________________________________

__________________________________________________________________

10. Перечислите 3 самых:

а) интересных места _________________________________________________

б) спокойных места____________________________________________________

г) агрессивных места __________________________________________________

д) развивающих места _________________________________________________

е) полезных места ___________________________________________________

 

Обработка данных

на основе полученных в ходе анкетирования данных можно выделить:

1. Интересы и потребности учащихся:

- содержательный аспект (чем нравится заниматься \ чем хотелось бы заниматься)

- насколько эти потребности реализованы в процессе посещения кружков и т.п. в школе и за её пределами

- какие потребности отсутствуют, но, по Вашему мнению, могли бы быть сформированы (например, посещение театра, спортивного клуба или молодежного политического клуба)

2. Возможности внутренней и внешней среды школы:

- чем внутренняя среда школы располагает для удовлетворения потребностей школьников,

- востребовано ли это и как можно включить школьников во взаимодействие с ее компонентами

- какие источники (какими действиями) можно расширить \ обогатить воспитательный процесс за счет внешней среды

Данные могут быть представлены в виде таблицы:

 

 

Таблица

Образовательные и др. потребности учащихся Возможности внутренней среды школы Возможности внешней среды школы
1. эстетические (театр) , … Театральный кружок, дом творчества
     

 

Приложения 26.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.