Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения




Анкета для учителя

Каков, Вы считаете, Ваш стиль общения с учащимися ___ класса (во время урока)?

1. демократический

2. авторитарный

3. либеральный

4. «панибратский»

Каким, Вы считаете, ему бы следовало быть?

1. демократическим

2. авторитарным

3. либеральным

4. «панибратским»

Приложение 29.

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом ''+'', если можете с ними согласиться, и символом "-", если даёте отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?

5. Часто ли вы используете методические приёмы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме* невзирая на лица слушателей?

10. Часто ли удаётся вам удачно пошутить в ходе урока?

11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?

13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?

15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?

17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалш \^ п^..,.___г

объяснения темы урока?

22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведённого по плану урока времени?

25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день ещё раз (во вторую смену)?

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведённым ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

№ вопросов Да "+" 1 Нет "-"
Дикторская "Монблан" 4.6, 11, 15, 17,23 1.7. 8.9.12, 13, 14,16, 18, 19,20.21,22,24.
Неконтактная "Китайская стена" 9, 11, 13, 14, 15. 1,7.8. 12, 16, 18, 19, 20,21.
Дифференцированное внимание "Локатор" 10,14, 18,20,21. 2,4,6, 13, 15, 17,23.
Гипорефлексивная "Тетерев" 9, 11,15, 17,23,24. 8, 12, 16, 19,20,21, 22.
Гиперрефлексивная "Гамлет'' 3,12,14,18,19,20,22,25. 2,5,6, 11, 13,23.
Негибкого реагирования "Робот" 1,2,5,6, 13, 15,23. 7,8,9, 11, 16,21,24.
Авторитарная "Я - сам(а)" 5. 10, 14, 15, 18,24. 2,8, 16,21.
Активного взаимодействия "Союз" 7,8, 10, 16,20,21,22. 1,2,4,5,6, 11, 13. 15, 17,23.

Приложение 30.

Тест для диагностики нравственной воспитанности «Размышляем о жизненном пути» (Н. Е. Щуркова).

Цель предлагаемого теста — выявить нрав­ственную воспитанность как отдельных учащихся, так и нравствен­ную направленность классного коллектива.

Проведение тестирования требует обязательных, строго испол­няемых условий.

1. Оно проводится в абсолютной тишине, когда не раздается ни одного голоса, никто не высказывает своего отношения к во­просам, тем более исключается громкое произнесение ответов на вопросы.

2. Тестирование анонимно, школьники не подписывают своих имен и фамилий, но могут указать лишь половую принадлежность, поставив в углу листа букву ю или д (юноша, девушка).

3. Предварительно приготавливаются листы бумаги, они могут быть разлинованы в целях удобства подсчета, но можно предло­жить школьникам самим под наблюдением педагога заготовить таблицу для обсчета результатов.

4. Важно, чтобы тональность организуемого с учащимися об­щения при тестировании содействовала искренности, откровен­ности и сосредоточенности школьника.

5. В том случае, если содержание тестов не может быть пред­ставлено для каждого школьника, вопросы поочередно зачитыва­ют ровным монотонным голосом, так, чтобы интонационная на­сыщенность не повлияла на выбор ответа.

6. Ответы собираются немедленно после произведенного вы­бора.

 

Форма регистрирования выбора ответов
Вопросы Номер ответа
а б в
  + + +

Школьнику (респонденту) предлагается выбрать один из трех ответов и знаком «+» обозначить свой выбор в пронумерованной графе

Тест «Размышляем о жизненном опыте»

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете? —

а) Обойду, не потревожив;

б) Отодвину и пройду;

в) Смот­ря, какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку, одиноко сидящую в стороне. Что вы сделаете? —

а) Ничего, какое мне дело?

б) Не знаю заранее, как сложатся обстоятель­ства;

в) Подойду, заговорю непременно.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо, что вы сделаете? —

а) Пройду мимо: я тороплюсь в шко­лу;

б) Если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду;

в) Позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.

4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квартиру. Что вы сделаете? —

а) Предложу свою помощь;

б) Я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) Если попросят, я, конеч­но, помогу.

5. Вы, покупая клубнику, забираете последний килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваша реакция: —

а) Сочув­ствую, конечно, но останусь при своей клубнике;

б) Предлагаю уступить половину;

в) Не знаю, все зависит от на­строения.

6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знако­мых. Что вы сделаете? —

а) Очень сержусь и ругаю обидчи­ка последними словами;

б) Ничего: жизнь вообще неспра­ведлива;

в) Вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что вы сделаете? —

а) Они мои, раз я их нашел;

б) Завтра спро­шу, кто потерял;

в) Может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете? —

а) На шпар­галки, конечно, экзамен — это лотерея;

б) На усталость экзаменатора;

в) На свои знания.

9. Вам предстоит выбирать работу. Как вы будете это делать? —

а) Найду что-нибудь рядом с домом;

б) Поищу высоко­оплачиваемую работу;

в) Хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Вам предлагают три вида путешествий. Что вы выберете? —

а) По нашей стране;

б) По экзотическим странам;

в) По одной из ведущих капиталистических стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что вы предпримете? —

а) Поболтаюсь немно­го, потом видно будет;

б) Уйду немедленно домой, если отмечать присутствующих не будут;

в) Присоединяюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним.

12. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику? —

а) Соглашусь с благодарностью;

б) Сна­чала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь;

в) От­кажусь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочет­ся. Что происходит дальше? —

а) Забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет;

б) Выполняю, конечно;

в) Увили­ваю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.

14. Побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвест­ном музее. Сообщите ли вы кому-нибудь об этом? —

а) Да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей;

б) Не знаю, как придется;

в) Зачем говорить, каждый знает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для кол­лектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия: — а) Поднимаю руку и сообщаю о своем жела­нии; б) Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; в) Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы со­глашаться.

16. Вы с товарищем в солнечный теплый день собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради общего важного дела. Что вы сделаете? —

а) Еду на дачу, согласно плану;

б) Не еду, остаюсь, конечно;

в) Жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит? —

а) Бездомный щенок;

б) Взрослый пес с извест­ными вам повадками;

в) Дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как вы реагируете? —

а) Напоми­наю о праве на отдых;

б) Делаю, раз надо;

в) Посмотрю, что скажут остальные.

19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы к этому отнесетесь? —

а) Отвечаю тем же;

б) Не замечаю, это не имеет значения;

в) Разрываю связь с собеседником.

20. Вы плоховато играете на скрипке. Однако ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете? —

а) Играю, конечно;

б) Разумеется, не играю;

в) Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы пригласили гостей. Как вы их примите? —

а) Сам при­готовлю все блюда;

б) Закуплю полуфабрикаты в «Кули­нарии»;

в) Приглашу гостей только на кофе.

22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то причи­нам. Как вы встречаете такое сообщение? —

а) Бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью;

б) Обеспокоен, строю планы самообразования;

в) Буду ожидать новых сообще­ний.

23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы чувствуете? —

а) Ужасно завидую, мне неудобно;

б) Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) Я, как все, аплоди­рую.

24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете? —

а) Отдаю — жизнь дороже;

б) Постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет;

в) Не отдаю подарок.

25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете? —

а) О новогодних подарках;

б) О каникулах и свободе;

в) О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в вашей жизни? —

а) Она мне нужна для танцев;

б) Она доставляет мне духовное наслаждение;

в) Она мне просто не нужна.

27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствуете вдали? —

а) Снятся родные места;

б) Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) Не знаю, надолго не уезжал.

28. Портится ли у вас настроение, когда вы смотрите «Ново­сти»? —

а) Нет, если мои дела идут хорошо;

б) Да, и довольно часто в настоящее время;

в) Не замечал.

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что вы сделаете? —

а) Отберу интересные и принесу;

б) У меня нет ненужных мне книг;

в) Если все принесут, то и я тоже.

30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, пять общественно-исторических событий, 5 значимых для вас имен великих людей? —

а) Да, безусловно, могу;

б) Нет, на свете так много интересного;

в) Не задумывался, надо бы посчитать.

31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову? —

а) У него был, конечно, свой личный интерес;

б) Человеку просто повезло прославить­ся;

в) Не перестаю удивляться поступку этого человека.

Анализ результатов производится таким образом.

1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17, 21, 25, 26.

2. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопро­сы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом количество зна­ков «+» во второй графе на вопросы под номерами 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем количество знаков «+» в третьей графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Если число данных выборов обозначается цифрой 13 или бо­лее, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспи­танности школьника, о том, что у него сформирована ориента­ция на другого человека.

Для выявления нравствен­ной направленности всего классного коллектива следует подсчитать число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили цифру 54%).

 

3. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопро­сы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31; затем количество знаков «+» на вопросы под номерами 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30; затем количество знаков «+» под номерами 14, 15 в третьей графе. Если количество данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о некоторой без­нравственной ориентации, об отсутствии учета интересов окру­жающих людей, о позиции эгоистической и, возможно, индиви­дуалистической.

Для выявления нравствен­ной направленности всего классного коллектива следует выразить число школьников с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам (предпо­ложим, мы получили цифру 16%).

4. Оставшееся число школьников, выбор которых не обнаружил явного предпочтения, характеризуется несформированностью нрав­ственных отношений, наличием неустойчивого, импульсивного поведения, их отношение к другим людям зависит от случайного состояния.

 

Суждение о нравственной направленности учащихся всего клас­са можно вынести, если показатели выбора составляют 50 % и выше. К примеру, если в классе 50% и более учащихся имеют положительную нравственную направленность, то и весь он оценивается этой направленностью. Так же выносится суждение об отрицательной и неустойчивой направленности.

 

1 См.: Щуркова Н.Е. Новое в воспитательной работе школы. — М., 1991. — С. 59-69.

Приложение 31.

Предлагаемая программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьника поможет педагогу упорядочить его диагностическую деятельность.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.