Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка в педагогике научных основ определения содержа­ния образования и его совершенствования




Указанные выше объ­ективные и субъективные факторы (потребности общества в опре­деленном уровне обучения молодежи, прогрессивные изменения в развитии науки и техники и методологические позиции ученых-дидактов) в полной мере оказывают свое влияние и на разработку со­держания образования в нашей педагогике. Мы исходим из той ме­тодологической посылки, что развитие личности целиком определяется ов­ладением общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая, и морально-эстетическая направленность. Это обусловливает необходи­мость обеспечения полноценного научного образования подраста­ющих поколений, его постоянного совершенствования в связи с со­циально-экономическими преобразованиями и потребностями об­щества в улучшении подготовки школьников как к умственному, так и производительному труду. С учетом этого в педагогике разработа­на целая система научных требований к определению и совершенст­вованию содержания школьного образования. Укажем на основные из них:

а) Содержание школьного образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формиро­вание всесторонне и гармонично развитой личности. Из этого требова­ния следует, что содержание образовательной работы школы должно обеспечивать умственное развитие учащихся, их техническую и трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Эта задача может успешно решаться только при усло­вии, если по каждой из названных сторон развития учащихся будут изучаться соответствующие учебные предметы и на их усвоение будет отводиться достаточное количество времени. Вот почему со­держание обучения в школе включает в себя цикл естественно-мате­матических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов, а также физическое воспитание и занятия по труду.

б) Содержание образования должно строиться, на строго научной осно­ве и объяснять учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции. Требование на­учности и гражданско-патриотической направленности школьного образования имеет ряд аспектов.

Первое. В содержание образования должны включаться толь­ко твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения.

Второе. Содержание материала по каждому предмету долж­но соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения. Именно исходя из этого, в послед­ние десятилетия в программы школьного обучения включен мате­риал о полупроводниках, электронике, реактивных двигателях, атомной энергетике, информатике и значительно обновлен курс биологии.

Третье. Содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по вопросам развития природы и общества. Это значит, что в каждой изучаемой теме должны быть выделены подле­жащие усвоению соответствующие мировоззренческие и нравствен­но-эстетические идеи. Например, в учебном материале, показываю­щем значение биологии, физики и химии в изучении живой и нежи­вой природы, должна подчеркиваться идея о познаваемости мира, могуществе человеческого разума, причинности всех процессов, ко­торые происходят в природе и обществе.

в) Содержание образования по каждому учебному предмету должно со­ответствовать логике и системе, свойственных той или иной науке. Отра­ботка такой логической системы – дело гораздо более трудное, чем это кажется на первый взгляд. Например, материал по истории рас­полагается в хронологической последовательности, но было время, когда, исходя из принципа учить детей от близкого к далекому, сна­чала изучались современные события, а потом в обратном порядке те, которые происходили раньше. В хронологическом порядке рас­крывается материал по литературе, а вот ознакомление учащихся с различными ее жанрами требует иной логики, иной системы. Еще

больше подобных проблем возникает при структурировании учеб­ного материала по математике, физике, химии, языкам и другим предметам. Все это требует большой научно-методической работы.

г) Содержание школьного образования должно строиться на основе вза­имосвязи между отдельными учебными предметами. Это требование обу­словлено двумя основными факторами. Первый из них заключается в том, что изучение некоторых предметов немыслимо без предвари­тельной подготовки по другим предметам. Изучение физики в VII классе, например, начинается только на базе алгебраической подго­товки учащихся по математике. Изучение химии в VIII классе требу­ет соответствующей подготовки учащихся по математике и физике. Это означает, что при определении содержания учебного материа­ла по математике в VII классе необходимо исходить из того, чтобы дать учащимся соответствующую подготовку для последующего изу­чения физики и химии.

Второй фактор, обусловливающий это требование, заключается в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, о том, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдель­ных сторон развития природы и общества, и потому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Вот почему установление и раскрытие межпредмет­ных связей является важнейшим требованием при определении со­держания школьного образования.

д) В содержании образования должна находить отражение связь тео­рии с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом. В чем же конкретно выражается эта связь? Она предполага­ет необходимость практической подготовки учащихся по примене­нию усваиваемых теоретических знаний на практике, выполнение практических работ и трудовых заданий, проведение учебных экс­курсий и определение системы умений и навыков по каждому учеб­ному предмету.

е) Содержание образования должно соответствовать возрастным воз­можностям учащихся. Осуществление этого требования связано с правильным решением вопроса об объеме и степени теоретической сложности учебного материала, отбираемого для изучения различ­ными возрастными группами учащихся. Зачастую качество обуче­ния снижается, если школьникам приходится усваивать перегру­женный по объему или слишком усложненный в теоретическом от­ношении материал. Классический принцип доступности, о котором будет идти речь в главе «Дидактические закономерности и принци­пы обучения», полностью сохраняет свое педагогическое значение до настоящего времени.

Но как же в таком случае школа может не отставать от развития науки и техники и отражать ее современное состояние, особенно если иметь в виду, что каждые 10–15 лет объем научных знаний удваивается? Педагогика подходит к решению этой сложной про­блемы следующим образом. Поскольку всего изучить в школе невоз­можно, в содержание школьного образования включается только наиболее важный научный материал с вычленением в нем ведущих научных идей (ядра знаний). Отбор такого материала, освобождение содержания образования от всего второстепенного, менее существенного для овладения основами наук – проблема чрезвычайно трудная и пока еще до конца не решенная. Учителя не перестают жаловаться на несовершенство и перегрузку учебных программ и, вспоминая миф о прокрустовом ложе, иронично говорят, что прокрустово ложе – это «прибор», изобретенный Прокрустом, который мог бы быть по­лезным при определении содержания школьного образования.

ж) Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудовым обучением и способствовать профессио­нальной ориентации учащихся. Это требование вытекает из того кон­цептуального положения, согласно которому наша школа в тесной взаимосвязи должна осуществлять общее и техническое образова­ние учащихся и обеспечивать элементы профессиональной подго­товки к трудовой деятельности.

Что же следует понимать под общим, техническим и профессиональ­ным образованием?

Общее образование имеет своей целью овладение обучающимися основа­ми важнейших наук о природе и обществе, расширение их интеллектуаль­ного кругозора, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической куль­туры. Общим оно называется потому, что предполагает общетеоре­тическую подготовку учащихся и овладение связанными с ней уме­ниями и навыками применения усвоенных знаний на практике. Общее образование обеспечивается в процессе изучения языков, литературы, математики, физики, химии, биологии, истории, музы­ки и изобразительного искусства.

С развитием технического базиса общественного производст­ва в XX в. появились объективные предпосылки, которые, как показано в главе о целях воспитания, обусловили необходимость технического образования. Эта сторона обучения занимает все бо­лее прочное место как в нашей, так и в зарубежной школе. Сущ­ность технического образования состоит в ознакомлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производст­ва и формировании умений и навыков обращения с наиболее распространен­ными средствами труда.

Эти принципиальные положения и лежат в основе разработки сущности и содержания технического обучения. В соответствии с этими идеями выделяются следующие отрасли производства, с ко­торыми необходимо в теории и на практике знакомить школьни­ков:

а) основные способы получения электрической, тепловой и ме­ханической энергии и ее применение в народном хозяйстве;

б) общие принципы устройства и работы машин (основы меха­нического производства);

в) основные способы производства химических веществ и их применение в промышленном и сельскохозяйственном производ­стве;

г) основы сельского хозяйства – растениеводства и животновод­ства, механизации и электрификации сельского хозяйства;

д) система организации народного хозяйства.

Дидакты С.Г. Шаповаленко и М.Н. Скаткин считали, что в соот­ветствии с современным уровнем развития производства, науки и техники и эти положения нуждаются в усовершенствовании. На их взгляд, в процессе технического обучения необходимо знакомить:

а) с электрификацией, комплексной механизацией, автоматиза­цией и химизацией производства;

б) со способами получения новых видов материалов и техноло­гией их обработки;

в) с различными способами повышения производительности труда.

В последние годы в системе технического образования все боль­шее значение приобретает изучение информатики и компьютерной техники как важных средств развития и повышения эффективнос­ти промышленности и сельского хозяйства.

Техническое обучение должно также включать в себя выработку у учащихся трудовых умений и навыков и, в частности, вооружение их умениями обращаться с простейшими орудиями труда (молоток, пила, рубанок, долото, сверло и т.д.), машинами (токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, трактор, компьютер), выполнение некоторых монтажных работ в области электро- и ра­диотехники, усвоение на практике способов выращивания и ухода за растениями и т.д.

Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование. Его сущность состоит в том, чтобы подго­товить человека к определенной профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков. Эту задачу решают профессиональные учебные заведения. В тех же школах, где созданы надлежащие условия и имеется необходимая материальная база, допрофессиональное и професси­ональное обучение может осуществляться по наиболее важным спе­циальностям в данном производственном регионе или проводиться в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК), учеб­ных цехах промышленных предприятий и т.д.

Акцентируя внимание на тех отличиях, которые присущи каждо­му из указанных выше видов образования, следует указать также на те многообразные связи, которые существуют между ними. Общее образование является фундаментом технического и профессиональ­ного образования. Овладевая основами наук, учащийся усваивает много важных знаний, имеющих большое значение для техничес­кой и профессиональной подготовки. Особенно это касается изуче­ния таких предметов, как математика, физика, химия и биология. Еще теснее связано с профессиональным образованием техничес­кое обучение. Знание научных основ современного производства, широкая техническая ориентировка помогают юношам и девушкам быстрее и глубже овладевать профессиональными знаниями и умения­ми. В свою очередь профессиональное обучение углубляет общее и техническое образование. Это легко пояснить на примерах. Изучение двигателей внутреннего сгорания в курсе физики или свойств веществ по химии имеет важное значение прежде всего для общего и техничес­кого образования. Но для тех питомцев школы, которые впоследст­вии будут получать специальность шофера, комбайнера или лабо­ранта на химическом предприятии, эти знания будут весьма полез­ными для профессиональной подготовки. Сама же профессиональ­ная подготовка будет способствовать дальнейшему углублению общеобразовательных и технических знаний. Все это обусловливает необходимость единства общего и технического образования с включением в него элементов допрофессиональной и профессиональной подготовки.

Изложенные требования, предъявляемые к содержанию образо­вания в школе, не только обеспечивают всесторонний учет потреб­ностей общества в подготовке образованных и гармонично разви­тых граждан, но и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования. По каким же путям осуществля­ется инновационно-дидактическая деятельность в этом направле­нии? В качестве важнейших из них выступают следующие:

а) уточнение объема и содержания изучаемых предметов, осво­бождение от излишне усложненного и второстепенного материала;

б) четкое определение основных понятий и ведущих идей по каждому учебному предмету и обеспечение необходимого отраже­ния в них новых научных теоретических достижений;

в) улучшение технической направленности образования, более совершенное осуществление трудового и профессионального обра­зования;

г) вооружение учащихся знаниями и практическими умениями и навыками использования современной вычислительной техники, более широкое применение компьютеров в учебном процессе путем создания специальных учебных комбинатов;

д) обеспечение преемственности обучения в школе, профтех­училищах, средних специальных учебных заведениях и вузах с уче­том национальных особенностей образования в разных регионах;

е) поддержание мирового стандарта в содержании образования;

ж) введение в содержание образования такого материала, кото­рый способствует развитию творческого мышления учащихся, их способностей и талантов.

5. Документы, определяющие содержание школьного образова­ния: учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия. Как следует из этого перечня, содержание образования в школе и других учебных заведениях определяется целым рядом до­кументов. В чем же сущность каждого из них и какую роль играют они в раскрытии содержания образования?

Учебный план - это утвержденный министерством образования доку­мент, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах (группах). Вследствие специфики работы в различных образователь­но-воспитательных учреждениях учебные планы составляются от­дельно для дневных, вечерних (сменных) и заочных школ, а также для школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

В современных учебных планах общеобразовательных школ все изучаемые предметы подразделяются на три группы: предметы обяза­тельные (базовый компонент), предметы по выбору учащихся (диффе­ренцированный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы (школьный компонент). К обязательным предметам относятся: русский язык и литература, иностранный язык, матема­тика, информатика, история России, всемирная история, геогра­фия, биология, физика, химия, черчение, изобразительное искусст­во, музыка и пение, физическое и трудовое воспитание. Предметы по выбору включают в себя: второй иностранный язык, литературу страны изучаемого иностранного языка, мировую художественную культуру, религиоведение, логику, философию, астрономию, введение в экономику, основы предпринимательства, основы выбора профессии и др. Предметы школьного компонента определяются на местах.

На основе учебных планов составляются учебные программы. Учеб­ная программа – это утвержденный министерством образования доку­мент, в котором раскрывается содержание образования по каждому пред­мету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоз­зренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических уме­ний и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Как же разрабатываются учебные программы? Исторически сло­жилось два способа их построения: концентрический и линейный. При концентрическом (от лат. concentrum – центр, средоточие) спосо­бе построения программ материал данной ступени обучения в более услож­ненном виде проходится на последующих ступенях обучения. Таким, на­пример, является изучение математики и языка в младших классах по отношению к содержанию этих предметов в средних и старших классах, изучение по физике трех состояний веществ (твердого, жидкого и газообразного) в VII и IX классах и т.д. Концентризм в школьном образовании неизбежен: он обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся, хотя, естественно, он не­сколько замедляет темпы обучения.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логи­ческим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ дает значительную экономию времени и применяется при разработ­ке учебных программ в средних и старших классах.

Конкретное содержание образовательного материала раскрыва­ется в учебниках и учебных пособиях. В них изучаемый материал по каждому предмету расчленяется на отдельные темы и дается его фактическое изложение. Кроме того, в учебниках содержатся указа­ния, относящиеся к организации учебной работы школьников, ма­териал для тренировочных упражнений, сводные хронологические таблицы, а также вопросы для самоконтроля. Содержание образова­ния раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестома­тиях по литературе и истории, фонохрестоматиях, задачниках по математике, физике и химии, сборниках упражнений по языкам и т.д. Такие пособия служат вспомогательным средством для учите­лей и учащихся при организации учебной работы как в школе, так и при выполнении домашних заданий.

Изложенный материал дает представление о тех сложных и многообразных проблемах, которые решает дидактика при опреде­лении содержания школьного образования.

Литература для самостоятельной работы

Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях – М., 1985.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.

Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. – М., 1991.

Скаткин М.Н., Краееский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.

Теоретические основы содержания общего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1983.

Федеральный закон «Об образовании». – М, 1996.

 

Глава 9. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

1. Сущность обучения как педагогического процесса и его зада­чи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности»

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образо­вания. Но чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хо­рошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педа­гогический процесс. Важнейшая и непроходящая задача школы – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вы­рабатывать умения и навыки применять их на практике, формиро­вать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы уча­щиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки методических умений и навыков.

Что же такое обучение как педагогический процесс? В чем со­стоит его сущность? Когда раскрывают эти вопросы, прежде всего отмечают, что этот процесс характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нем выступает учитель (педагог), который излага­ет программный материал и руководит этим процессом, а с дру­гой – учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися.

Данную особенность обучения иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Например, в одном учебном пособии говорится: «Обучение – целенаправленный процесс взаимодейст­вия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение зна­ний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие уча­щихся»[55].

Можно ли, однако, это определение считать достаточно исчерпы­вающим и ясным? Думается, что нельзя. Дело в том, что, хотя в про­цессе обучения действительно имеет место тесное взаимодействие пе­дагога и учащихся, все же основу и суть этого взаимодействия состав­ляет организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвест­но, что иной раз педагог при объяснении нового материала часто де­лает замечания отдельным учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремления к овладению знаниями нет. В этом случае обучение, естественно, не происходит.

Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как прави­ло, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты имеют место не всегда. Так, важной частью обучения является выполнение школьниками домашних заданий, однако вряд ли здесь можно гово­рить об их взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущ­ностную характеристику обучения составляет не столько взаимо­действие учителя и учащихся (хотя оно имеет место), сколько уме­лая организация и стимулирование учебно-познавательной деятель­ности последних, в каких бы формах она ни протекала.

В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по ов­ладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творчес­ких способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбу­дить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происхо­дит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях.

Приведенное определение позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. Важнейшими из них являются следующие:

а) стимулирование учебно-познавательной активности обучаю­щихся:

б) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

в) развитие мышления, памяти, творческих способностей и да­рований;

г) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетичес­кой культуры;

д) совершенствование учебных умений и навыков.

Поскольку обучение направлено на овладение учащимися зна­ниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслитель­ных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскры­тию этих понятий.

Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного позна­ния, в другом – выступает как предмет усвоения. Характеризуя знание как научное постижение сущности природных и общественных яв­лений, философ П.В. Копнин писал: «Знание – это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом»[56].

В этом значении понятие знание в полной мере относится и к учебному познанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладе­ние носит специфический характер и выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизво­дить и применять на практике, т.е. сделать индивидуальным достоя­нием каждого обучающегося. Вот почему знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизво­дить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обоб­щения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваивае­мых знаний на практике. Например, умение решать задачи по мате­матике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совер­шенства. Например, беглое чтение школьника может рассматри­ваться как навык, составляющий важный элемент умения осмыслен­ного чтения.

Под способностями принято понимать такие развивающиеся в про­цессе обучения психические свойства личности, которые, с одной сторо­ны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной дея­тельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности – это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной дея­тельности.

Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относят­ся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Скажем, лентяй, который не хочет как следует работать, вряд ли достигнет больших успехов в овладении знаниями. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную па­мять, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, особую сообрази­тельность в математике, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству. Хотя общие и специальные спо­собности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаи­мосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам.

Как отмечено выше, в процессе обучения решаются также зада­чи формирования научного мировоззрения и нравственно-эстети­ческой культуры учащихся, однако сущность этих понятий будет раскрыта в главах, которые специально посвящены этим вопросам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.