Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование у учащихся потребности в овладении знания­ми и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения




Определение целевого компонента обучения

Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхище­ние его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педа­гог и учащиеся.

В этом смысле целевые установки обучения делают для учащих­ся понятными смысл и способы организации учебно-познаватель­ной деятельности и оказывают существенное влияние на ее активи­зацию.

Практическое определение целей обучения – процесс достаточ­но сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Сле­дует, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого учебного занятия в отдельности решаются три основных группы взаимосвязанных целей. К первой из них отно­сятся цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыка­ми), ко второй – цели развивающие (развитие мышления, памяти, твор­ческих способностей) и к третьей – цели воспитательные (формирова­ние научного мировоззрения, нравственности и эстетической культу­ры). Отсюда вытекает, что, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определять как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки. Так, на одних занятиях будет прово­диться общее ознакомление с новой темой, на других – преобладать усвоение теоретической стороны изучаемого материала, на третьих – главным будет выработка практических умений и навыков, на четвер­тых – проверка знаний и т.д. Все это необходимо доводить до созна­ния учащихся, чтобы они хорошо понимали целевую направлен­ность своей учебно-познавательной деятельности.

Огром­ная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывалась в главе о сущ­ности и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное раз­витие учащихся происходит только в процессе их собственной ак­тивной учебно-познавательной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только воз­буждение... Поэтому самодеятельность – средство и одновременно ре­зультат образования»[57].

Несколько в иной форме эту же мысль выражал известный пси­холог и педагог Л.В. Занков: «Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достиг­нуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству»[58].

Но когда же учащийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусст­ву? Тогда, когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым, материалом. В этом отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося фран­цузского физика Паскаля: ученикэто не сосуд, которым нужно напол­нить, а факел, который надо зажечь.

Как же нужно формировать у учащихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями?

На формирование у учащихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педа­гогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоре­чий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулиру­ют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М.А. Данилов утверждал, что переживание внутренних проти­воречий между знанием и незнанием является движущей силой, учения, по­знавательной активности учащихся.

Но как же приводить в действие эту движущую силу? Как форми­ровать у учащихся потребность в учении?

Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко вла­деет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталя­ми и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, вос­хищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психо­логический механизм подражания, и учащиеся переживают внутрен­ние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.

Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требователь­ности к ним, о чем уже шла речь, когда раскрывались общие законо­мерности воспитания. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожела­тельности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно ов­ладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя по­зволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внут­реннее противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и учащимися складываются негативные отно­шения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной дея­тельности последних. Проф. М.А. Ефремов отмечает, что в подобных случаях немедленно вступает в силу закон торможения психики че­ловека, в том числе и его познавательной деятельности.

Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового мате­риала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уров­нем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу чело­веческого разума в познании глубинных явлений природы, разви­тии науки и техники.

Существенное влияние на формирование потребности в овладении зна­ниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбы­ваются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отста­вать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В этом смысле не теряет своей педагогической актуальности мысль Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает же­лание не только учиться, но и посещать школу.

В связи с рассмотренными положениями нужно правильно под­ходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, наруша­ет порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учите­лем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуж­дается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помо­щи в преодолении трудностей, в применении более искусных при­емов формирования у него потребности в учении, развитии интере­са к овладению знаниями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.