Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие учащихся в процессе обучения




Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материа­лом

В процессе обучения важное значение имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результа­тов учения. Регулярная оценка знаний позволяет не только отме­чать успехи школьников, но и выявлять недостатки в их учебной работе. У одних она вызывает удовлетворение хорошей успеваемо­стью, у других – выявляет недостатки в познавательной деятельно­сти, возбуждает переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и таким образом и тех, и других стимулирует к познавательной активности, способствует формированию прилежания и ответственности за выполнение своих школьных обязанностей. Такую же роль играет и самокон­троль учащихся за результатами своей учебной деятельности.

При определении сущности обучения было отмечено, что его важнейшей задачей по­мимо овладения знаниями, умениями и навыками (образование) яв­ляется развитие мышления, памяти, творческих способностей и да­рований учащихся. Как же оно осуществляется?

Умственное воспитание обычно связывается с накоплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с овладением учебно-познава­тельными умениями и навыками и их совершенствованием, с проявлением сообразительности, гибкости мысли, хорошей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных си­туациях.

Психолог В.А. Крутецкий отмечает: «Умственное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний – на это обращал внимание еще П.П. Блонский: «Пустая голова не рассужда­ет: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать». Таким образом, знания – необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание, то есть характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закреп­ленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллекту­альным умениям. Словом, умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение»[71].

Психолог Л.В. Благонадежина трактует умственное развитие как владение и совершенствование мыслительных операций, связан­ных с аналитико-синтетической познавательной деятельностью. Она отмечает: «Умственное развитие происходит в процессе мыслительной деятельности, которая всегда включает выход за пределы того, что дано непосредственно в восприятии. Это может быть расчле­нение сложного содержания на составляющие его части, сравне­ние одного явления с другим, обобщение единичных фактов, уста­новление причинной зависимости между явлениями и т.д. Говоря о необходимости развивать мышление школьника, следует иметь в виду умственную работу именно такого рода, в отличие от про­стого воспроизведения материала по памяти. Если нет самостоя­тельной переработки усваиваемого материала, то нет и условий для развития мышления»[72].

Касаясь развития учащихся в процессе обучения, американский психолог Дж. Брунер пишет: «Мы преподаем предмет не для того, чтобы произвести на свет маленькие живые библиотеки, а для того, чтобы научить ученика самого мыслить математически, рассматривать проблемы так, как это делает историк, принимать участие в добывании знаний. Позна­ние – это процесс, а не продукт». Органической частью умственного воспитания является разви­тие способностей и творческих задатков учащихся. Прежде всего, необ­ходимо развивать у них такие общие способности, как трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, произвольное внимание, сообразительность, память и т.д. В то же время нужно создавать условия для развития задатков к различным видам творческой дея­тельности, например к занятиям математикой, литературой, музы­кальным и изобразительным искусством, а также техническим твор­чеством.

Педагогика, как отмечалось в главе о сущности и закономернос­тях воспитания, исходит из того, что в каждом нормальном в психи­ческом отношении ребенке заложены большие потенциальные воз­можности, позволяющие формировать у него многообразные спо­собности. Отвечая педагогам-скептикам, которые сомневались в творческой одаренности отдельных воспитанников, А.С. Макарен­ко говорил, что если, по нашему мнению, ученик неспособен, то может оказаться, что мы попросту не смогли узнать, каким из тыся­чи талантов он обладает.

Как же развивать способности и творческие задатки школьни­ков?

Первостепенное значение в этом отношении имеет сама лич­ность учителя, его эрудиция, увлеченность своей наукой и умение живо и интересно объяснять изучаемый материал. Влияние учителя сказывается на повышении работоспособности детей и пробуждает у них интерес к учению, что в конечном итоге обусловливает разви­тие способностей и творческих задатков.

«Склонности, – писал известный гельминтолог академик К.И. Скрябин, – проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие, их рост в большой степени зависят от качества преподава­тельской работы в школе. Помню своего учителя естествознания Су­хова. Частенько оставались с ним после уроков, чтобы побеседовать по теме, особенно меня захватившей. В Томском реальном училище (ведь в то время сибирскую интеллигенцию в значительной степени составляли политические ссыльные) работали передовые учителя, господствовал дух серьезного, доброго и внимательного отношения к ученику.

Из восьми учеников VII класса впоследствии вышли два академи­ка, три профессора и один художник. Случайность? Думается, что нет. От инициативы учителей, от их увлеченности предметом, твор­ческого отношения к делу зависит многое»[73].

В развитии способностей и творческих задатков большую роль играет умение учителя зажечь в ученике искру пытливости в той или иной области знания или труда и возбудить в этом направлении его активную умственную и практическую деятельность. Основоположник науки о межпланетном ракетоплавании К.Э. Циолковский уже в шестнадцать лет увлекся этой идеей. Вынужденный по состоя­нию здоровья оставить учение в гимназии, он подружился с книга­ми. Из учебника А. Гуно «Физика» он впервые узнал о полетах аэро­статов. Под впечатлением прочитанного любознательный подрос­ток пробует сделать воздушный шар. В дальнейшем им овладевает мысль о создании космических кораблей на реактивной тяге для межпланетных путешествий, реализации которой он посвятил всю свою жизнь[74].

Для развития способностей и задатков учащихся большое значе­ние имеет включение в учебный процесс решения творческих задач, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, ин­дивидуальная работа с хорошо успевающими и создание для них по­вышенной «учебной нагрузки» с тем, чтобы они лучше раскрывали свой умственный потенциал. Поддержание этих условий создает предпосылки для развития способностей и творческих задатков уча­щихся в процессе обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.