Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности




Рассмотренная выше система учебно-познавательных действий показывает, как происходит овладение учащимися изучае­мым материалом. Следует, однако, иметь в виду, что в зависимости от конкретных целей обучения и особенностей изучаемого материала учебно-познавательная деятельность учащихся будет носить различ­ный характер. В одном случае главным в учебном процессе является осмы­сление и усвоение теоретических знаний, в другом – тренировочные упражне­ния по применению их на практике, в третьем – углубление и систематиза­ция пройденного материала и т.д. Все это, естественно, оказывает влия­ние на структуру учебного процесса и выдвигает на первый план то одну, то другую группу учебных задач и познавательных действий. Ре­гулирование учебно-познавательной деятельности в том и состоит, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения она соответство­вала целевым установкам и задачам последнего. Какие же вопросы в этой связи встают перед учителем?

На регулирование учебного процесса влияет характер (содержание) изу­чаемого материала. Так, по-разному организуется учебная деятель­ность по истории, где преобладает словесное изложение знаний, и по химии, где нередко не обойтись без лабораторных занятий, хотя и в том, и в другом случае дидактическая цель может быть одна – овладение новым материалом.

Не меньшее значение имеет и учет особенностей самой познаватель­ной деятельности. Обычно, например, новый материал излагает сам учитель, побуждая учащихся к его восприятию и осмыслению. Од­нако известно, что весьма важно приучать учащихся к самостоя­тельной работе по осмыслению и приобретению новых знаний. Кроме того, организация самостоятельного усвоения нового ма­териала есть лучший способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому во многих случаях при изучении новой темы полезно побуждать их к самостоятельному овладению материалом.

Но регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся имеет и другую сторону. Оно связано с учетом их индивидуальных умст­венных особенностей и способностей. Тем из учащихся, которые прояв­ляют большие способности в учении, необходимо давать более сложные или дополнительные учебные задания, чтобы не тормо­зить, а наоборот, содействовать развитию их умственных и творческих способностей. Ученикам же, испытывающим определенные за­труднения в овладении изучаемым материалом, следует уделять больше внимания и помогать в преодолении встречающихся труд­ностей.

Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении игра­ет осуществление контроля за качеством овладения изучаемым материа­лом и побуждение школьников к самоконтролю. Необходимо добиваться, чтобы этот контроль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. Что же касается учащихся, то их не только нужно побуждать к осуществлению самоконтроля, но и помогать им овла­девать его приемами, о чем будет идти речь в главе об организации домашней учебной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.