Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная работа с учащимися на уроках




Уроки проверки и оценки знаний

Такие уроки проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. На­пример, изучили восьмиклассники по русскому языку раздел о слож­ноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, учи­тель может провести урок по проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся. После прохождения по математике в V классе раздела об умножении и делении дробей, как правило, проводится урок по проверке усвоения этого материала.

Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе о методах обучения. Здесь же необходимо коснуться следую­щих вопросов. По многим предметам (история, литература, геогра­фия и др.) эти уроки проводятся с использованием таких методов, как различные виды устного опроса, а также включают в себя прове­дение небольших письменных работ. По языкам же, математике, физике и химии используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и т.д.). После проверки кон­трольных работ специальные уроки посвящаются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необ­ходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированнос­ти, прилежания, товарищества и других нравственных качеств.

Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и устано­вок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организа­ции индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных заня­тий. Какие из этих вопросов должны быть в поле зрения учителей?

Первое: индивидуальный подход к учащимся осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятель­ная учебная работа. Самостоятельное выполнение заданий позволя­ет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдель­ные учащиеся, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Что же касается более сильных школьников, то им обычно даются несколько усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стиму­лирующие развитие их способностей. Такой же характер имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, а также лабораторные занятия по осмыслению нового материала и его закреплению.

Второе: важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся. Общее требование чуткого и заботливого отношения учителя к улучшению успеваемости по-разному осуществляется при­менительно к различным категориям учащихся. Если слабый ученик проявляет леность и недостаточную усидчивость в учении, учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответствую­щим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточ­ным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в кон­троле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи в учебе со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успеш­но, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендо­вать для самостоятельного изучения дополнительную литературу с тем, чтобы и их учение проходило на высоком уровне трудности и развивались их способности.

Третье: индивидуальная работа с учащимися на уроке осу­ществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выража­ется прежде всего в том, что слабоуспевающие школьники под­вергаются более частой проверке усвоения изучаемого материа­ла. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения упорства в учебной работе. Некоторая дифференциа­ция требуется также в самом характере проверки знаний и степе­ни ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего прово­дится по более трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще, а учитель чаще прибега­ет к наводящим и уточняющим вопросам. Все это, конечно, учиты­вается при выставлении оценок.

Четвертое: очень важной, хотя и весьма сложной, является проблема индивидуализации воспитательной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Учащихся, проявляющих индивидуалис­тические наклонности, нужно чаще вовлекать в коллективные формы работы, давать им задания по оказанию помощи в учебе своим товарищам. Не меньшее значение имеет индивидуальная вос­питательная работа по формированию здоровых мотивов учения у тех учащихся, которые не проявляют старания в овладении знания­ми или же игнорируют производственные профессии и т.д. Следует хорошо уяснить себе, что только умелое сочетание коллективной (фронтальной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает надлежащую педагогическую действенность учебно-воспита­тельного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.