Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убеждение как важнейший метод воспитания




Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма

Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспита­ния. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного про­цесса. Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называе­мой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспи­тания силой авторитета педагога и различными мерами педагоги­ческого воздействия. Таких идей, в частности, придерживался не­мецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педа­гогами, но использовать эти методы он считал целесообразным на более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрас­те он рекомендовал применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физи­ческие, запись проступков в кондуит – специально предназначен­ный для этого журнал.

В России эту методику активно пропагандировал Н.А. Миллер-Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспита­ния». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к добро­му и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности, по его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обще­ства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.

Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочно­го поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием методы воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия» [117].

В противоположность авторитарному воспитанию с давних вре­мен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот про­цесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им полной свободы, а в качестве методов воспитания стали выступать различные формы благожелательных уговоров, разъяснительные беседы, убеждение, советы, включение в разнос­тороннюю и интересную деятельность и т.д. Такой подход к воспи­танию нашел свое яркое отражение в теории «свободного воспита­ния», основные идеи которого сформулировал в XVIII в. француз­ский просветитель Ж.Ж. Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании». Он считал, что дети рождаются совершенными, и поэтому воспитание не только не должно препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в центре воспитательной работы должен находиться ребенок, его ин­тересы и стремления. Так были заложены в педагогике основы педо­центризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Ко­нечно, по сравнению с авторитарным воспитанием это был боль­шой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспита­нии во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы хотим активно формировать у них положительные личностные ка­чества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитатель­ные методы.

Немало сделано в этом направлении в нашей педагогике. Ее вид­нейшие деятели решительно выступали за преодоление авторита­ризма в воспитании и за придание ему подлинно гуманистической направленности. Дело доходило до того, что в 20-е гг., исходя из принципа уважения и гуманного отношения к детям, были отмене­ны оценки успеваемости, которые якобы культивируют неравенст­во среди учащихся и порождают между ними неприязнь. Н.К. Круп­ская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие выступали за благоже­лательное отношение к детям, за развитие их сознательности, здо­ровой самодеятельности, что делало их активными участниками (субъектами) воспитательного процесса.

Не менее важным было то, что большинством наших педагогов воспитание рассматривалось не как средство педагогического воздейст­вия на учащихся, а как разумная и содержательная организация жизни и разносторонней деятельности детей, что уже тогда придавало ему деятельностно-отношенческий характер. В педагогическом процессе тре­бовалось налаживать дружную игру и работу детей, дружную жизнь, оказание помощи тем, кто в ней нуждался, проявление уважения к переживаниям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании как о содержательной организации жизни и деятельности детей ак­тивно разрабатывал С.Т. Шацкий. В 1921 г. он писал: «Воспитание есть организация детской жизни...»[118]

Весьма существенным в методике воспитания было то, что, как ужеотмечалось в главе IV, в трудах П.П. Блонского и С.Т. Шацкого отчетливо выдвигается идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания, которая потом стала активно разрабатываться в нашей психологии. С.Т. Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. В статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, что «огромное количество при­чин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела... Атмосфера занятости, да еще интересным делом, если она возбуждается привычным обра­зом, создает хорошую рабочую обстановку, в которой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей»[119].

Идею о том, что развитие растущей личности определяется не только внешними воздействиями и социальной средой, но и зави­сит от внутреннего восприятия детьми внешних воздействий, раз­рабатывал А.П. Пинкевич. Представляют научный интерес и его подходы к разработке методов воспитания. Все методы воспитания он подразделял на две группы. К первой группе он относил методы длительного педагогического воздействия, ко второйметоды преходящие, применяемые в случайно возникающих ситуациях и обладающие кратковременным педагогическим эффектом. Решающее значение в формировании личности он придавал методам длительного педа­гогического воздействия, к которым относил: «а) систематические длительные упражнения, б) систему методов обучения, в) личность руководителей, постоянно общающихся с воспитуемыми»[120].

Если проанализировать приведенные выше положения, нельзя не отметить, что они представляют не только историко-педагогический интерес. В них заложены глубокие идеи гуманности воспита­ния, уважения к детям и заботы об их всестороннем развитии. Именно эти идеи составляют основу тех методов воспитания, кото­рые утвердились в прогрессивной педагогике и о которых шла речь при освещении первого вопроса этой главы. В чем же заключается сущность и значение каждого из этих методов и какую роль они играют в развитии и формировании личности?

Уже в 20-е гг. этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, с пониманием ими правил по­ведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского круго­зора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в вос­питании, о многогранности его педагогического влияния на разви­тие и социализацию учащихся.

Указывая на сущность этого метода, известный педагог Н.И. Бол­дырев писал, что убеждение – это воздействие воспитателя на созна­ние, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепле­ния у них положительных моральных качеств и устранения отрица­тельных черт в их характере и поведении. Данная дефиниция нуж­дается в уточнении, поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей. Более правильным будет сказать: убеждение – это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окра­шенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагоги­ческое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмо­ционально пережитой точки зрения по различным вопросам отно­шения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей ос­новы сознания и поведения. Вот почему необходимо отличать убеж­дение как метод, как процесс воспитания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивую жизненную позицию личности.

Психологической основой этого метода является принцип опережа­ющего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с моральными предписания­ми и общественными требованиями. Именно поэтому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельнос­ти, приучать их к обдумыванию своего поведения. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, лич­ность полнее осознает и переживает те противоречия, которые воз­никают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуаль­ного, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств.

Существенное значение имеют те конкретные средства, кото­рые используются в процессе применения метода убеждения. К важ­нейшим из этих средств относятся: формы учебной работы, разъясни­тельные индивидуальные и коллективные беседы, ученические ве­чера, конференции на научные, нравственные, эстетические и са­нитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Об использовании этих средств воспита­ния и их методике более подробно будет идти речь при освещении вопросов нравственного, эстетического и физического воспитания. Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержатель­ность и эмоциональность убеждения способствуют развитию созна­тельности учащихся и действенному формированию у них личност­ных черт и качеств и придают воспитанию подлинно гуманистичес­кий характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.