Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод упражнений (приучения)




Как уже отмечалось, в структу­ре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности. Их формированию способствует метод уп­ражнений, или приучения.

Метод этот как специфический способ воспитания не сразу по­лучил признание в нашей педагогике. В 20-е гг., когда острой крити­ке подвергались методы воспитательной муштры и в некоторой сте­пени идеализировалась теория «свободного воспитания», понятие упражнение ассоциировалось с принуждением к той или иной форме поведения. Главными, и чуть ли не единственными считались мето­ды разъяснения, убеждения и апелляции к сознанию ребят.

Существенным образом положение меняется в середине 30-х гг., когда широкое признание в педагогике получили творческие дости­жения А.С. Макаренко и его выступления по теоретическим и методическим вопросам воспитания. Выдающийся педагог подвергал резкой критике те тенденции в воспитании, согласно которым дис­циплина детей якобы целиком должна вытекать из сознания. Указы­вая на то, что наша дисциплина должна быть сознательной, А.С. Мака­ренко отмечал, что «в 20-х годах, когда такой широкой популярностью пользовалась... тенденция свободного воспитания... эту формулу о со­знательной дисциплине расширяли, считали, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только к катастрофе, то есть убедить человека в том, что он должен соблюдать дисциплину, и надеяться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50-60% успеха».

А.С. Макаренко не только не отрицал роли сознания в нравст­венном развитии воспитанников, но всячески подчеркивал его ог­ромное значение. Однако он считал, что в процессе воспитания крайне важно и необходимо вооружать детей практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения. «Наше поведе­ние, – писал он, – должно быть сознательным поведением.., но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апел­лировать к сознанию... Настоящая широкая этическая норма стано­вится действительной только тогда, когда ее «сознательный» пери­од переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно»[123].

А.С. Макаренко со всей определенностью указывал на необходи­мость нравственной натренированности воспитанников, вооруже­ния их моральным опытом. «Нужно, – говорил он, – стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие при­вычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное уп­ражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и раз­глагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно опыт»[124].

Впоследствии проблема формирования умений, навыков и при­вычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внима­ние психологов. «Качество личности, – отмечала Л.И. Божович, – нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощре­ний и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ре­бенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике»[125].

Что же следует понимать под методом упражнений (приучения)? Как писал Н.И. Болдырев, под методом упражнений (приучения) пони­мается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведе­ния. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек пове­дения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызываю­щие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и моти­вов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психо­логии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведе­ния представляют собой результат повторения и закрепления опре­деленного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.

«Наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки, – говорил И.П. Павлов, – представляют собой длинные ряды условных рефлексов. Кто не знает, как установ­ленные, приобретенные связи известных условий, т.е. определен­ных раздражений, с нашими действиями упорно воспроизводятся сами собой, часто даже несмотря на нарочитое противодействие с нашей стороны? Это одинаково касается как производства тех или других действий, так и выработанного их задерживания, т.е. как по­ложительных, так и отрицательных рефлексов. Известно далее, как иногда нелегко развить нужное торможение в случае как отдельных лишних движений при играх, при манипуляции в разных искусствах, так и действий. Точно так же практика давно научила, как исполне­ние трудных задач достигается только постепенными и осторожны­ми подходами к ним»[126].

Но если физиологи рассматривают деятельную сторону образо­вания навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая на эту сторону упражнений, С.Л. Рубинштейн писал, что проблема формирования характера и свойств личности должна «сосредото­читься... на... проблеме перехода ситуационно, стечением обстоя­тельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые лич­ностные побуждения»[127].

Упражнения (приучение) как общий метод воспитания применя­ются для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Например, в процессе нравственного воспитания этот метод спо­собствует формированию у детей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплиниро­ванного поведения и т.д. Упражнения выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и на­выков, развития художественно-эстетических способностей.

Широкий диапазон воспитательного воздействия этого метода на учащихся обусловливает большое разнообразие средств его реализа­ции. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товари­щества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащих­ся, если она соответствующим образом организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).

Важно не только то, что этот метод охватывает все стороны раз­вития растущей личности. Главное заключается в том, что без ра­зумно осуществляемых упражнений (приучения) нельзя добиться эффективности воспитания.

«Попробуйте, – говорил А.С. Макаренко, – серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы во­спитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – только объект для глазения, развлекательный момент.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, – все равно в чем, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»[128].

Педагогические основы организации упражнений (приучения) с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обсто­ятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:

а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся по­требности в том или ином виде деятельности,

б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствую­щими знаниями (развитие сознания),

в) практический показ действия по решению поставленной задачи,

г) организация первоначального воспроизведения учащимися показан них действий (образцов поведения),

д) последующая, тренировка в совершенствовании и закреплении спосо­бов деятельности и поведения,

е) предъявление требований к учащимся в совершенствовании организу­емых упражнений,

ж) напоминание и контроль за поведением.

«Привычка, – писал К.Д. Ушинский, – укореняется повторени­ем какого-нибудь действия, повторением его до тех пор, пока в дей­ствии начнет отражаться рефлективная способность нервной сис­темы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следователь­но, необходимое условие установления привычки»[129]. В то же время Ушинский отмечал, что вначале это повторение должно быть более частым с тем, чтобы оно быстрее закрепилось в поведении, а в пос­ледующее время выработанный навык следует подкреплять напоми­нанием, контролем и периодическим повторением тренировок.

К сожалению, до сих пор в практике воспитательной работы су­ществует боязнь в применении метода упражнений. Не все учителя осознают, что если ученики не умеют соблюдать порядок в классе и на переменах, если они беспорядочно направляются к гардеробу, опаздывают на занятия и т.д., то в данном случае нужны не только разъяснительные беседы, увещевания и требования, но главным об­разом организация специальных упражнений, нравственная трени­ровка. Многие недочеты в поведении, которые нередко наблюдают­ся в школах, объясняются недостаточной натренированностью уча­щихся, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.