Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы одобрения и осуждения




В процессе воспитания приме­няются методы одобрения и осуждения. Однако в 20-е гг. отношение к ним было негативное, поскольку они считались атрибутами старой школы. Неприемлемость одобрения и осуждения пытался, напри­мер, обосновывать П.П. Блонский. Он считал, что меры осуждения вызывают у ребят неприязнь к воспитателям, порождают страх и создают моральных циников. Использование же различных наказа­ний может порождать у воспитателей соблазн сделать их основны­ми средствами воздействия на детей и забывать о других воспита­тельных мерах[130]. С позиций отрицания педагогической целесообраз­ности поощрений и наказаний выступал С. Т. Шацкий.

Эту точку зрения не разделял А.П. Пинкевич. Он считал, что в процессе воспитания полезно использовать разумные меры взыска­ния, побуждающие ребят быть более требовательными к своему по­ведению. «От простого шутливого укора, добродушного выговора до временного удаления из помещения, где идет общая работа – та­кова дистанция в применении наказаний»[131]. Что же касается поощ­рений, то они, по мнению А.П. Пинкевича, вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно отвергал их.

Одним из первых, кто стал критически оценивать существующее в теоретической педагогике негативное отношение к наказаниям, был А.С Макаренко. Обосновывая правомерность наказаний как одного из методов воспитания, он указывал на то, что они помога­ют «оформиться крепкому человеческому характеру», способствуют повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают «уменье сопро­тивляться соблазнам и преодолевать их»[132].

Что же следует понимать под методами одобрения и осуждения? Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, поло­жительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые проти­воречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуждения выступа­ют те внутренние противоречия и переживания, которые возника­ют у учащихся при их применении. Дело в том, что каждый ученик стремится к развитию и совершенствованию своих личностных ка­честв. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждениям учителей, коллектива и отдельных учащих­ся. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего пове­дения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверен­ность в дальнейшем росте.

Такое же воздействие оказывает на учащихся и метод осужде­ния, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и более высо­ким уровнем требований коллектива. Все это заставляет более де­тально обдумывать свое поведение и способствует выработке так называемых задерживающих способностей, умения сопротивляться со­блазнам и тормозить неблаговидные действия, связанные с наруше­нием порядка и дисциплины. Следовательно, смысл одобрения и осуждения заключается в том, чтобы развивать у учащихся нравст­венное сознание и чувства, критическое отношение к своему пове­дению и более требовательное отношение к себе.

Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реа­лизации и требует особого искусства в применении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: лич­ная похвала учителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными гра­мотами, медалями и ценными подарками. Кроме того, в школах имеются Доски почета, Книги почета, которые также являются своеобразными средствами одобрения.

Используя этот метод, прежде всего нужно учитывать возрас­тные особенности учащихся. В младших классах поощрения при­меняются чаще. Каждый положительный поступок ученика учи­тель должен заметить и как-то поощрить. Ученик правильно сидит за партой, правильно поднимает руку, не шумит на уроке – все это в младших классах должно привлекать внимание учителя. В старших же классах одобряются уже более значительные по­ступки. Например, надо обязательно заметить и поощрить, если школьник систематически самостоятельно выполняет домашние задания, изготовляет приборы, активно участвует в труде и т.д. Но нельзя слишком часто расточать в этих классах благодарности и похвалы.

Поощрение надо применять как по отношению к отдельным уче­никам, так и по отношению к коллективу. Лучшие учителя не про­сто поощряют ребят, а стремятся давать оценку их положительным действиям и поступкам. Например, они отмечают, что хорошая ра­бота на пришкольном учебно-опытном участке – это не только пока­затель трудолюбия, но и проявление сознательной дисциплины.

При использовании поощрений следует также учитывать то, как относится к ученику коллектив, его товарищи. Поощрение ученика, который делает все напоказ, будет приносить не пользу, а вред. С другой стороны, надо замечать и отмечать положительные по­ступки тех школьников, которые обычно не отличаются хорошим поведением. Это будет побуждать их к преодолению своих недостат­ков. Вообще надо стремиться больше привлекать внимание учащихся ко всему хорошему, положительному, осуществляя принцип опоры на их луч­шие поступки и качества. С этой целью оформляются стенды «Что хорошего в нашей школе», «Их поступками гордится школа», «За честь школы» и т.д.

Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учи­теля, устный выговор, выговор в приказе по школе, вызов для внуше­ния на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом обра­зования и, наконец, направление в школу для трудновоспитуемых.

Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллекти­ва. Вот почему А.С. Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживать­ся от наказаний, а многие учителя и классные руководители, преж­де чем прибегать к осуждению поступков тех или иных учащихся, советуются с коллективом.

Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаго­видного поступка и его моральной оценкой. Не следует использо­вать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно – здесь вполне можно ограни­читься разъяснительной беседой или же простым упреком. Особен­но внимательно следует относиться к тем ученикам, которые отли­чаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным ха­рактером. В таких случаях меры осуждения могут спровоцировать этих учеников на необдуманные и рискованные поступки: уход с уроков, из дома и т.д. В подходе к подобным учащимся нужно прояв­лять особую осторожность и очень тактично анализировать допус­каемые ими нарушения правил поведения.

Признавая правомерность одобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя, однако, преувеличивать их педаго­гического значения. Их неправильное или слишком широкое ис­пользование может обернуться отрицательными последствиями. Именно поэтому их относят к вспомогательным методам воспита­ния, которые применяются главным образом для коррекции пове­дения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.