Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руковод­стве школой




Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита­тельной работой как важнейшая предпосылка повышения каче­ства обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности

Работа классного руководителя с родителями учащихся

Работа классного руководителя с учителями

Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся

Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива

Работа классного руководителя по изучению учащихся

Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности

Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходи­мость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.

Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою ис­торию. До 1917 г. в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была уч­реждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в клас­се и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).

В своеобразной форме этот институт существует также и в со­временных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, напри­мер, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность – обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут мо­лодых людей, так как в бельгийских школах большинство учите­лей – женщины.

Деятельность классного руководителя регламентируется специ­альным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности.

В качестве важнейших функций (от лат. functio – исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когни­тивно-диагностическая,, организаторско-стимулирующая, объединительно сплачивающая, координирующая и личностноразвивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.

а) Когнитивно-диагностическая функция (от лат. cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения уча­щихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления ин­дивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному ру­ководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и фи­зического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способнос­ти и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемос­ти. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учиты­вали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

б) Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуж­дением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся, лавное здесь – умение классного руководителя организовать вне­классную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высо­кой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, посто­янным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые тра­диционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо прово­дить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

в) Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплоче­ние учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая усло­вия для увлекательной совместной деятельности учащихся.

г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловле­на она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше, в классе работа­ет несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой вос­питательной работе. В качестве проблем для такой работы могут I выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.

д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: сти­мулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формиро­вание, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.

Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:

а) всестороннее изучение учащихся;

б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;

в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, кон­троль за их домашней работой, а также регулирование объема до­машних заданий;

г) периодическое проведение ученических собраний в классе;

д) вовлечение учащихся в кружковую работу;

е) организация общественно полезного труда;

ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.

Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в VII классе, где ему было также поручено классное руковод­ство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему ре­шить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но ученик молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семи­классник обернулся к учителю и с обидой сказал: «А я знаю, как ре­шать задачу...» Учитель проявил рассудительность и ласковым голо­сом возвратил его к доске. Семиклассник вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учи­тель об этом не знал и побуждал его к спешке.

Есть ученики, которые не проявляют должной усидчивости в ра­боте, не могут заставить себя спокойно выполнять домашние зада­ния. На учебной работе и поведении школьника сказываются усло­вия семейного воспитания, состояние здоровья, влияние тех кон­тактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т.д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.

Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются сле­дующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, инди­видуальные и групповые диагностические беседы, изучение резуль­татов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок. Как же ис­пользовать их в процессе воспитания школьников?

Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за уча­щимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выяв­лять особенности их отношения к выполнению школьных обязан­ностей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и при­мерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные явле­ния. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что на уроках он не может сдер­живаться и ведет себя неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д., логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь уче­ника учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, нужно предполагать, что он требует посто­янного внимания и помощи в улучшении домашней учебной рабо­ты. Подобные наблюдения и фактический материал классный руко­водитель должен накапливать не только по учебной работе учащих­ся, но и по их нравственным проявлениям, отношению к общест­венно полезной деятельности, состоянию здоровья и физического развития, поведению в свободное время и т.д.

Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учи­телями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учеб­ным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учебе, характере отношений с одноклассниками и т.д.

Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Классный руководитель нередко дает им различные поруче­ния. В итоге обнаруживается, что некоторые школьники любят рисо­вать, другие с увлечением изучают математику, третьи занимаются коллекционированием, четвертые посвящают свой досуг изготовле­нию различных моделей и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увле­чениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогно­зы их развития, устанавливать контакты с учителями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали все это в своей работе.

Посещение учащихся на дому. Этот метод позволяет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это дает материал для дальней­шего улучшения внеклассной работы.

Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Напри­мер, классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, классный ру­ководитель предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из учащихся, которых обычно хвалят за хорошую учебу и общественную активность, не изъявляют желания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия. В качестве подоб­ных «естественных ситуаций» при изучении учащихся могут высту­пать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных учащих­ся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу, и др. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.

Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. Об их сущности речь шла в главе, в которой раскрывались методы педагогического иссле­дования. Здесь же нужно сказать, что они позволяют накапливать материал об особенностях поведения учащихся, их характерах, ин­тересах, творческих способностях и склонностях.

Изучение школьников – процесс непрерывный. Классный руково­дитель не только обращает внимание на особенности поведения, ха­рактера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Вот почему с помо­щью рассмотренных выше методов классный руководитель определя­ет также ту динамику, которой характеризуется уровень воспитаннос­ти школьников, и прогнозирует дальнейшую коллективную и индиви­дуальную работу в классе. Все это требует, чтобы он постоянно фикси­ровал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С. Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важней­шие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.

Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обу­чение и воспитание. Основные вопросы методики организации и воспитания ученического коллектива детально освещены в специ­альной главе на эту тему. Поэтому здесь следует коснуться лишь не­которых особенностей работы классного руководителя в этом на­правлении.

Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно на­чинать со знакомства с учащимися. Приступая к работе с классом, классному руководителю нужно просмотреть личные дела учащихся, побеседовать с учителями, проанализировать классный журнал за предыдущий учебный год и составить для себя общее представле­ние об успеваемости, положительных сторонах и недостатках клас­са с тем, чтобы определить более верный подход к организации воспитательной работы.

Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических требований к учащимся. Для этого обычно в самом начале учебного года классный руководитель проводит специальное собрание. На этом собрании он обстоятель­но знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет им, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса. Предъявление требований в самом начале учебного года побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внут­ренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном итоге стимулирует их работу над собой.

Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива яв­ляется организация самоуправления в классе и воспитание актива.

В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хоро­шо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Акти­вистов надо регулярно инструктировать и помогать им в решении предстоящих задач. Нужно детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководителей различных комис­сий. Но этого мало. Важное значение имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помо­гать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей.

Большое значение в работе классного руководителя с активиста­ми имеют задушевные индивидуальные беседы. В процессе таких бесед классный руководитель многое узнает о классе, о взаимоотно­шениях учащихся, а также о тех трудностях, с которыми сталкива­ются активисты в своей деятельности, и имеет возможность свое­временно поддерживать их настроение, ободрить хорошим сове­том, чуткостью.

Наконец, в работе с активистами нужно осуществлять тактич­ный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налажен­ность работы самоуправления создает действенную поддержку уси­лиям классного руководителя по улучшению учебно-воспитательно­го процесса в классе и сплочению ученического коллектива.

Едва ли не самым важным в воспитании ученического коллекти­ва является умение классного руководителя организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспек­тивы. Вот почему опытные классные руководители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в прак­тическую внеклассную деятельность, возбудить интерес к ней. Ребята с интересом участвуют в коллективных прогулках, в походах по родно­му краю, в различных экскурсиях, в общественно полезном труде и т.д. Вот как начал свою работу с пятиклассниками один из классных руководителей 11-й средней школы г. Гомеля. В первый же выход­ной день после начала учебного года он организовал коллективный поход-прогулку в лес с посещением места бывшей партизанской сто­янки. Ребята любовались позолотой осени, собирали грибы, слушали содержательный рассказ классного руководителя о боевых подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Прогулка заинтересо­вала всех, и пятиклассники возвратились домой бодрые, радостные, полные волнующих впечатлений. Потом ребята по предложению классного руководителя решили установить шефство над соседним детским садом и стали готовить игрушки и сувениры для малышей. Эта работа потребовала распределения обязанностей, поиска необ­ходимых материалов, подготовки небольшого концерта художест­венной самодеятельности. Следующее мероприятие – подготовка вечера сказок и т.д. В процессе совместной практической деятель­ности между учащимися установились деловые отношения, форми­ровалась ответственность за порученное дело, раскрывались способ­ности каждого пятиклассника, а главное – крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма. Организация интересных практических дел учащихся создает ос­нову для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со свои­ми преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортивные мероприятия, выставки поделок и т.д.

Таковы некоторые особенности работы классного руководителя по созданию ученического коллектива. Одновременно с этим про­водится разнообразная работа по всестороннему воспитанию уча­щихся и, в частности, по улучшению успеваемости, нравственному и эстетическому воспитанию, а также по выработке трудолюбия.

Специфичес­кий характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает в себя следующие направления.

Прежде всего классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.

Значительное место в работе по улучшению успеваемости зани­мают разъяснительные беседы об обязанностях школьников в уче­нии, о культуре умственного труда, а также контроль за их домаш­ней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую литературу, во­влекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководи­теля – вовремя заметить отставание школьника в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.

Ответственный участок деятельности классного руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных вне­классных мероприятий (бесед, лекций, докладов, ученических вечеров и т.д.) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с различными общественными событиями в стране и за рубежом, про­водит диспуты на моральные темы, литературно-художественные ве­чера и т.д. Однако общественное и моральное воспитание нельзя сво­дить только к словесным формам работы. Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.

В функции классного руководителя входит организация культур­но-массовой работы и досуга учащихся, вовлечение их в оздорови­тельно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом проводит санитарно-гигиеническое просвеще­ние школьников, заботится о проведении профилактических при­вивок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников.

Свою многообразную воспитательную работу классный руково­дитель проводит совместно с детскими и юношескими организация­ми – спортклубами, товариществами и т.д.

Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.

Проводя воспита­тельную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установле­ния единых требований к учащимся и повышения качества учеб­но-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным руководите­лем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посе­щения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисципли­ной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о на­коплении оценок и использовании их стимулирующей роли в уче­нии, о дозировке объема домашних заданий и т.д.

Важной проблемой в работе классного руководителя с учителя­ми является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иног­да может подсказать причины снижения качества знаний того или иного школьника и попросить учителя учесть их в своей работе. Не менее существенной стороной работы классного руководителя с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, предметных олимпиад, выставок ученического творчества.

Наконец, сам классный руководитель нуждается в помощи учи­телей в организации внеурочной воспитательной работы. По его просьбе учителя проводят с учащимися беседы на научные, нравст­венные и эстетические темы, участвуют в классных собраниях, в налаживании общественно полезной работы и т.д. Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помо­гает ему повышать содержательность и действенность учебно-вос­питательной работы.

Глав­ное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домаш­него учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Со­держание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь мы ограничимся осве­щением лишь некоторых вопросов деятельности классных руково­дителей по поддержанию связей с родителями учащихся.

Большое место в работе классного руководителя с семьей зани­мает систематическое информирование родителей об успеваемос­ти, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собра­ния, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родите­лей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договари­ваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. Например, ученик перестал дома гото­вить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случа­ях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервоз­ность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителя­ми о необходимости создания для него более спокойной обстанов­ки, а может быть, и соответствующего лечения.

Обязанность классных руководителей – осуществлять педагоги­ческое просвещение родителей, в особенности с учетом специфи­ческого подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, не­обходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает класс-' ный руководитель, и дать практические советы о том, какое отраже­ние должны находить эти особенности в процессе семейного воспи­тания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватыва­ют такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотноше­ния родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьни­ка в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; орга­низация досуга детей в семье и т.д. Классный руководитель заботится о привлечении родителей к участию в работе школьного лектория, к посещению занятий в народном университете педагогических зна­ний, пропагандирует педагогическую литературу по семейному вос­питанию.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производст­венные темы, принимают участие в организации экскурсий, литера­турно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техни­ческому творчеству.

7. Планирование классным руководителем воспитательной ра­боты

Ведение документации класса. Сложность и многогран­ность воспитательной работы классного руководителя обусловлива­ют необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирова­ния. Это, однако, понимают не все классные руководители. В этой связи затронем вопросы о том, как эта проблема ставится в педаго­гической науке.

Л.Н. Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же – снача­ла думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от по­ведения животного характеризуется предварительной обдуманнос­тью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.

Известный физиолог П.К. Анохин, как уже отмечалось выше, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех дейст­вий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работ)' или совершать то или иное действие, человек заранее прогнозирует их в своем сознании, проектирует их и создает более или менее детальную «программу» поведения. Эта «программа» не только определяет его деятель­ность, но и выполняет роль «акцептора действия», который позво­ляет контролировать эту деятельность, сравнивая ее с намеченной «программой», и вносить в нее необходимые коррективы.

Однако заранее продуманная «программа» не только делает наше поведение осмысленным. Если она составлена и зафиксирова­на в сознании человека, она побуждает его выполнять намеченные действия и поступки, придавая им волевой характер.

Чем сложнее деятельность человека и чем больший отрезок вре­мени она охватывает, тем более важное значение имеет ее предва­рительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится дея­тельность педагогическая и, в частности, воспитательная работа классного руководителя. Она всегда рассчитывается на более или менее длительное время, связана с одновременным решением мно­жества проблем и задач, и если ее детально не прогнозировать и старательно не планировать, успеха не добиться. Работать без плана – значит, как правило, идти вслед за событиями. Работать по заранее продуманному плану – значит, направлять события, созда­вать воспитательные ситуации и придавать педагогической работе целенаправленность и действенность.

При планировании воспитательной работы классный руководи­тель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы всестороннему разви­тию учащихся;

б) поскольку воспитание осуществляется только в деятельности, план должен предусматривать включение школьников в познаватель­ную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую и спортив­но-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического кол­лектива;

г) в общей системе внеклассной работы по всестороннему разви­тию учащихся нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитательную задачу и намечать мероприятия по ее решению;

д) нужно, чтобы план содержал мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.

Каким же должен быть порядок планирования классным руково­дителем воспитательной работы?

Первый этап. Приступая к составлению плана, необходимо преж­де всего определить уровень воспитанности класса, его положитель­ные стороны и недостатки. Важно изучить сдвиги в жизни и работе класса, уровень развития коллектива. Например, достигнуты сдвиги в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных ме­роприятий. Значит, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практи­ческой деятельности и придании ей характера интересных перспек­тив, реализуя таким образом «закон движения» коллектива.

Повысилась общественная активность учащихся – необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержатель­ность. Класс проявляет заинтересованность в спортивной работе – нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, праздников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно обязательно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные ре­зультаты.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение меж­личностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т.д. Каждый из этих недочетов может стать предме­том ведущей воспитательной задачи, решение которой также необ­ходимо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап планирования – разработка внеклассных мероприя­тий по всестороннему воспитанию и развитию учащихся. Попробу­ем представить себе их, например, в отношении к VI классу:

а) беседа «Соблюдение режима дня – черта культурного человека»;

б) беседа «Приемы активного воспроизведения изучаемого мате­риала при подготовке домашних заданий»;

в) классное собрание «Об участии школьников в работе предмет­ных кружков»;

г) экскурсия на завод; встреча с молодыми рационализаторами и

изобретателями;

д) участие в благоустройстве территории школы, посадка деко­ративных кустов;

е) совместное собрание учащихся и родителей по вопросу «Об участии школьников в домашнем труде»;

ж) совещание с активом по вопросу «О повышении роли активи­стов в общественно полезном труде»;

з) шефы завода в гостях у класса: «Почему говорят, что труд ук­рашает человека?»;

и) подготовка литературного вечера «Родина – в поэзии»; к) участие в спартакиаде школы под девизом «Олимпийский ре­зерв»;

л) диспут «Какого человека можно считать нравственным?»;

м) проведение один раз в неделю обзора газет на тему «Чем живет мир?»

Третий этап – разработка мероприятий по решению ведущей воспитательной задачи «Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий»:

а) встреча с учителями, работающими в классе, и родителями учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учения?»;

б) беседа с учащимися «Основные правила выполнения домаш­них заданий»;

в) посещение учащихся на дому с целью контроля за их домаш­ним учением;

г) встреча учащихся с директором школы по вопросу «Что дела­ется в классе по улучшению домашней работы?»;

д) проведение двух практических занятий по выполнению до­машних заданий по математике и русскому языку;

е) классное собрание совместно с учителями и родителями на тему «Что улучшилось в нашей учебной работе?»

Четвертый этап – оформление плана воспитательной работы. Если необходимые мероприятия на учебную четверть или полуго­дие разработаны, нужно их расставить в той хронологической пос­ледовательности, в какой они должны проводиться. Таким планом хорошо пользоваться, поскольку видно, что за чем и когда нужно проводить.

Всю эту работу классный руководитель предварительно осущест­вляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащими­ся, обязательно познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учи­тывать предложения учащихся, обосновать намеченные мероприя­тия.

План – важнейший документ классного руководителя. Но, кроме плана, он несет ответственность за ведение классного журна­ла, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них ха­рактеристики. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2-3 страницы. В них фиксируются по­ложительные поступки учащихся, а также те или иные отрицатель­ные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководи­тель имеет возможность наблюдать за тенденциями развития своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению во­спитательной работы как с классом, так и с каждым учащимся в от­дельности.

Литература для самостоятельной работы

Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М., 1984.

Горленко В.П. Воспитательная работа классного руководителя в школе. – М., 1998.

Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя. – М., 1989.

Кутъев В.О. Внеурочная деятельность школьников. – М., 1983.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1987.

Степаненков Н.К. Планирование работы классного руководителя. – Минск, 1996.

Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. – М., 1967.

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

Глава 32. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ

Школа – исклю­чительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделе­ние будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если пе­дагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и со­гласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченны­ми целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, сте­пень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свиде­тельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой.

Весьма многообразной является структура управленческих орга­нов в школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой – об­щешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осущест­вляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это – директор школы, его заместители по учебно-воспитательной рабо­те, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной рабо­ты, помощник директора по хозяйственной работе и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различ­ных общественных организаций учащихся (учком), учителей (проф­ком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной структуры управленческих орга­нов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся сле­дующие:

а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей ра­боты, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностны­ми лицами школы своих руководящих функций; опора на общест­венное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленно­го дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные проблемы в работе школы и кон­центрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

д) поддержание благожелательного психологического микро­климата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципи­альности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполне­нием указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повыше­нии качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.

В создании творческой атмосферы и здорового психо­логического микроклимата в школе огромная роль принадлежит сове­ту школы. Совет школы является органом коллективного управления школьными делами, принимающим активное участие в решении важ­нейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащих­ся. Его функции и содержание работы регламентируются специаль­ным Положением о совете средней общеобразовательной школы.

Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.

Конференция утверждает устав школы и вносит в него необхо­димые изменения; разрабатывает основные направления совершен­ствования и развития школы, повышения качества и эффективнос­ти учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополни­тельных финансовых средств и укрепления материально-техничес­кой базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия.

Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа высту­пает совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и об­щественности по одной трети от каждой из названных категорий.

Совет школы выполняет следующие функции:

- организует выполнение решений конференций школьного кол­лектива;

- утверждает план развития школы;

- совместно с директором представляет интересы школы в госу­дарственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защиту несовершеннолетних;

- по представлению методического (педагогического) совета школы определяет содержание, методы, средства и формы органи­зации обучения и воспитания учащихся (учебные планы, програм­мы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственного уровня требований к образованию;

- устанавливает режим работы школы;

- осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагоги­ческих и других кадров школы;

- проводит аттестацию педагогических работников школы, вно­сит предложения в квалификационную комиссию при органах на­родного образования о присвоении учителям квалификационных категорий;

- поддерживает общественные инициативы по совершенствова­нию и развитию обучения и воспитания;

- контролирует рациональное расходование бюджетных ассигно­ваний на школу, формирует собственный материальный фонд школы;

- заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора школы, его заместителей, вносит на рассмотрение конференции предложения о продлении или прекращении их полномочий;

- ограждает работников школы и администрацию от необоснован­ного вмешательства в их профессиональную и должностную дея­тельность.

Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основе принципов демо­кратизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.