Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Годовой план учебно-воспитательной работы школы




Организация работы с родителями учащихся

Организация помощи в деятельности ученического самоуп­равления и общественных организаций в школе

В управлении школой большое место занимает помощь в деятельности органов ученического самоуправления и общественных организаций школь­ников. Эта помощь осуществляется следующими путями:

а) директор школы, его заместители и педагогический коллек­тив в целом принимают участие в подборе кандидатур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вмес­те с учащимися обсуждают предложения о целесообразности избра­ния тех или иных школьников в состав ученического самоуправле­ния, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учи­тывая мнение учащихся;

б) директор школы вместе со своими заместителями, а также классными руководителями учат активистов выполнять порученную общественную работу, приводят по этим вопросам инструктивно-ме­тодические совещания («Об обязанностях активистов», «Как готовить и проводить ученические собрания», «Как организовать обществен­ную работу учащихся» и т.д.), налаживает обмен опытом работы;

в) директор школы, его заместители и учителя дают свои советы о планировании работы ученического комитета и других органов самоуправления, совместно обсуждают намеченные мероприятия;

г) руководство школы, классные руководители и учителя оказы­вают помощь в подготовке и проведении мероприятий других об­щественных организаций учащихся (спортклуба, экологического общества и др.) и участвуют в их работе.

Существенным элементом руководства школой является координация деятельнос­ти классных руководителей по поддержанию и укреплению связей с семьей, а также организация этой работы в общешкольном масшта­бе. Однако поскольку эти вопросы получили освещение в главе о совместной работе школы, семьи и общественности, рассматривать их здесь детально нет необходимости. Следует лишь подчеркнуть, что вопросы улучшения семейного воспитания необходимо обсуж­дать на педсоветах, в методических объединениях (секциях) класс­ных руководителей, а также помогать в работе родительским коми­тетам.

Для целе­направленного управления школой и эффективной организации дея­тельности педагогического коллектива на каждый учебный год состав­ляется план учебно-воспитательной работы. В нем находят отражение все те вопросы, которые относятся к управленческой деятельности директора школы, его заместителей и организации всех звеньев учеб­но-воспитательной работы, о которых шла речь выше. В соответст­вии с этим годовой план, как правило, состоит из следующих разделов: 1) вступительная часть. Общий анализ работы школы за прошед­ший год и определение важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса на текущий учебный год; 2) работа педаго­гического совета школы; 3) работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча; 4) организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством; 5) руководство внеклассной и внешкольной работой; 6) деятельность органов учени­ческого самоуправления; 7) работа с родителями учащихся. Что же касается содержания каждого из этих разделов годового плана, то оно определяется теми задачами и конкретными формами работы педа­гогического коллектива, которые раскрыты выше.

Годовой план учебно-воспитательной работы составляется к на­чалу учебного года и утверждается на педагогическом совете. Кон­троль за ходом и качеством его выполнения осуществляется руко­водством школы.

Литература для самостоятельной работы

Внутришколъное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.

Внутришколъное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инно­ваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. – М., 1995.

Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. – М., 1982.

Основывнутришкольного контроля / Под ред. П.В. Худоминского. – М., 1987.

Положение о совете средней общеобразовательной школы // Учительская газ. – 1989. – 24 авг.

Портнов М.Л. Труд руководителя школы. – М., 1984.

Раченко И.П. НОТ учителя. – М., 1982.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982.

Фролов П.Т. Школа молодого директора. – М., 1988.

Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.И. По­ташника. – М., 1992.

 


[1] Александров А.Д. Поклоняться только истине // Правда. – 1995. 3 февр.

[2] Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. – М, 1981. – С. 300.

[3] Гончаров Н.К.Методология и методы педагогики как науки. – М, 1968. – С. 26-27.

 

[4] Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997. – С. 10.

 

[5] Метелъский Я.В. Дидактика математики. – Минск, 1975. – С. 7.

[6] Аладдин и волшебная лампа. Арабская сказка. – Минск, 1980.

[7] Барт П. История социально-педагогической идеи. – Киев, 1923. СП.

[8] ЦГА ТА ССР, ф. 977, Совет. 1851. Д. 9400. Л. 23 об.

[9] Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. – М., 1983. – С. 161.

 

[10] Никандров Н.Д. Педагогическое образование и общество в США // Педа­гогика. – 1992. – № 1-2. – С. 124-126.

 

[11] Волков Г.Н.Этнопедагогика чувашского народа. – Чебоксары, 1966.

[12] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 70.

 

[13] Протопопов А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки // Сов. педагоги­ка. – 1953. – № 5. – С. 36.

 

[14] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 23.

[15] Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. – Л., 1968. – С. 30-31.

 

[16] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 19.

 

[17] Пискунов A.M. Основные проблемы и задачи исследований в области общепеда­гогической подготовки будущих учителей в высшей школе // Вопросы общепедаго­гической подготовки будущих учителей. – М., 1972. – С. 8.

[18] Цит. по: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987. – С. 201.

[19] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 11.

[20] Блонский П.П. Курс педагогики. – М., 1916. – С. 4.

[21] Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. – СПб., 1909. – С. 5.

[22] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 17-18.

[23] См.: Матъяш О.И.Учебно-воспитательные цели в современной английской пе­дагогике // Сов. педагогика. – 1989. – № 5. – С. 126.

[24] Торндайк Э.Принципы обучения, основанные на психологии. – М., 1930. – С. 27.

 

[25] Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. – Ир­кутск, 1922. – С. 36.

[26] Тугаринов В.П.Личность и общество. – М, 1965. – С. 109.

[27] Цит. по: Матъяш О.М.Учебно-воспитательные цели в современной англий­ской педагогике // Сов. педагогика. – 1989. – № 5. – С. 128.

[28] См.: Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированно­го образования // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17; Вишнякова Н.Ф.Мобильность личностно ориентированной системы подготовки и переподготовки творческих спе­циалистов // Мобильность специалистов в области образования. – Минск, – 1997. – С. 108-109.

 

[29] Толковый словарь русского языка / Под. ред. Д.Н. Ушакова. – М, 1940.

[30] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – С. 291.

[31] Флэйк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. – М, 1993. – С. 467-468.

[32] См.: Помологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. – М. 1990. – С. 439.

[33] Каган О.А. Школа ФРГ и требования ее реформы // Сов. педагогика. – 1959. – № 10. – С. 106.

[34] См.: Андреев В.И.Система образования в ФРГ. – Минск, 1993. – С. 28-30.

[35] См.: Саймон Б. Общество и образование / Пер. с англ. – М., 1989. – С. 126-127.

[36] См.: Флэйк-Хобсон К. и др.Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993. – С. 45.

[37] Гельвеций К.А.Сочинения. – М, 1974. – Т. 2. – С. 14.

[38] Белинский В.Г. Избр. пед. соч. – М., 1982. – С. 17.

[39] Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. – М., 1953. – С. 709.

[40] Левитин К. Лучший путь к человеку // Пути в незнаемое: Писатели рассказы­вают о науке. – М., 1974. – С. 117.

[41] Сеченов И.М. Избр. филос. и психол. произв. – М., 1974. – С. 176.

[42] Момов В.Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. – М., 1975. – С. 54.

[43] Крупская Н.К. ЦПА ИМЛ, ф. 12, оп. 1, ед. хр. 314, л. 33.

[44] Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. – М., 1930. – С. 25.

[45] Ушинский К.Д. – Собр. соч. – Т. 10. – С. 495.

[46] См.: Обзор писем читателей // Вопросы философии. – 1984. – № 12. – С. 130.

[47] Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание // Психология и дети. – 1917. – № 1.

[48] Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. – М., 1966. – С. 254.

[49] Добролюбов Н.Л. Избр. пед. произв. – М., 1952. – С. 159, 160.

 

[50] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 435.

[51] Там же. – С. 515.

[52] Сухомлинский В.А.Неотложные проблемы теории и практики воспитания // Народное образование. – 1961. – № 10. – С. 55-56.

[53] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 179.

[54] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 252.

[55] Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. – М., 1984. – С. 202.

[56] Копнин П.В. Дидактика, логика, наука. – М., 1973. – С. 194.

[57] Дистервег А. Избр. пед. соч. – М., 1956. – С. 118.

[58] Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967. – С. 18.

[59] Рубинштейн С. Л. Психологические воззрения И.М. Сеченова и советская пси­хологическая наука // Вопросы психологии. – 1955. – № 5. – С. 34.

[60] Павлов И.П. Павловские среды. – М.-Л., 1951. – Т. II. – С. 565.

[61] Ожегов СИ. Словарь русского языка. – М., 1985. – С. 396.

[62] Дистервег А. Избр. пед. соч. – С. 264-265.

[63] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 10. – С. 425.

[64] Дистервег А. Избр. пед. соч. – С. 264-265.

[65] Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М, 1966. – С. 338-339.

[66] Кедров Б.М. О науках фундаментальных и прикладных // Вопросы филосо­фии. – 1972. – № 10. – С. 39.

[67] Славская К.А. Мысль в действии. – М., 1968. – С. 78-79.

[68] Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960. – С. 12-13.

[69] Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М, 1986. – С. 14.

[70] Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М, 1986. – С. 14.

[71] Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972. – С. 169.

[72] Малькова З.А. Современная школа США. – М., 1971. – С. 62.

[73] Скрябин К.И. Наследство, врученное правнукам // Учительская газета. – 1962. – 7 июня.

[74] См.: Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. – Мн., 1967. – С. 27.

[75] КоменскийЯ.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. – Т. 1. – С. 384.

[76] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 251.

[77] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 267-268.

[78] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 5. – С. 355.

 

[79] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 10. – С. 425.

[80] Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова. 5-е изд. – М„ 1987. – С. 278.

[81] Такой же точки зрения придерживается польский дидакт Ч. Куписевич. См. его кн.: Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. – М., 1986. – С. 178.

 

[82] Крупская Н.К. Пед. соч. – Т. 10. – С. 241.

[83] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 314.

 

[84] Гельвеций К.А.О человеке. – М, 1988. – С. 63.

[85] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 321-322.

[86] Данилов М.А.Процесс обучения // Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есипова. – М., 1967. –С. 196.

[87] Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М, 1991. – С. 15.

[88] Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1980. – С. 22.

[89] Растет человек. – М., 1961. – С. 97-98.

[90] В XVI-XVII вв. в Белоруссии и Украине появляются так называемые братст­ва – религиозно-просветительские организации.

[91] Федяевская В. Воспоминания учительницы // Вестник воспитания. – 1907. № 7. – С. 53.

[92] Цит. по: Преподавание истории в школе. – 1991. – № 4. – С. 109-110.

[93] Матюхина М.В., Михалъчик Г.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьни­ка. – М., 1990. – С. 104.

[94] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 330.

[95] Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. – М., 2001. – С. 26.

[96] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 216.

[97] Панорама методических идей // Народное образование. – 1989. – № 6. – С. 71.

1 Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного разви­тия человека // Психол. журнал. – 1985. – № 6. – С. 8-28.

2 Тихомиров O.K., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. – М., 1986. – С. 204.

3 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6т. – М., 1982. – Т. 1.

[98] Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1980. – С. 203.

[99] Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обу­чении / Под ред. А.В. Петровского, Н.Н. Нечаева. – М., 1987. – С. 168.

[100] Савельев А.Я. Проблемы автоматизации обучения // Вопросы психологии. – 1986. – № 2. – С. 11.

[101] Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе // Совр. высш. школа. – 1982. – № 3. – С. 121.

[102] Савельев АЛ. Проблемы автоматизации обучения // Вопросы психоло­гии. – 1986. – № 1

[103] Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. – Киев, 1987.

[104] Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Во­просы психологии. – 1987. – № 5.

[105] Агапова О.И., Швец В.И., Вербицкий А.А. Реализуется системно-контекст­ный подход // Вести высш. школы. – 1987. – № 12.

[106] Крупская Н.К. Пед. соч. – Т. 3. – С. 511.

[107] Шардаков М.Н. Очерки психологии учения. – М., 1951. – С. 67-69.

[108] Ушинский К.Д. Соб. соч. – Т. 10. – С. 425.

[109] Об этой закономерности говорит также Б.Ф. Сергеев в брошюре «Биография интеллекта» (М., 1967). На с. 42 он пишет: «Сколько нужно времени, чтобы мозг прочно зафиксировал следы воздействовавших на него индифферентных раздраже­ний? Исследование показало, что у черепах этот процесс заканчивается через 15-20 мин, у морских свинок продолжается свыше часа, а у собак – несколько часов. Види­мо, чем больше времени потрачено на фиксацию, тем прочнее оставленный след».

[110] Уиппл Г.М. Как нужно заниматься. Краткое руководство для учащихся. – М., 1926. – С. 11.

[111] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 111, 118.

[112] Протопопов А.Ф.О содержании и структуре курса педагогики // Доклады АПН РСФСР. – № 4. – М„ 1954. – С. 7.

[113] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 508.

[114] Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды.: В 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 14.

 

[115] В психологии личностное качество определяется как единство устойчиво про­являющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые форми­руются у учащихся в процессе коллективной и индивидуальной деятельности.

[116] Шимбирев П.Н., Огородников И.Л. Педагогика. – М., 1954. – С. 215.

[117] См.: Виноградов Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. – М., 1922.

[118] Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 55.

[119] Шацкий С. Т. Пед. соч. – М., 1964. – Т. 2. – С. 40-41.

[120] Пинкевич АЛ.Педагогика. – М., 1924. – Т. 1. – С. 85.

[121] Макаренко А.С. Соч. – Т. IV. – С. 351.

[122] Крупская Н.К. Пед. соч. – Т. 5. – С. 265-266.

[123] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 435-436.

[124] Макаренко А.С. Там же. – Т. II. – С. 257.

[125] Божович Л.И.Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тез. докл. на II съезде об-ва психологов. – Вып. 5. Симпозиумы. – М, 1963. – С. 105.

[126] Павлов И.П. Соч. – М.-Л., 1947. – Т. 4. – С. 327.

[127] Рубинштейн С. Л.Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – С. 135.

[128] Макаренко А. С. Соч. – Т. V. – С. 424-425.

[129] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 10. – С. 388.

[130] См.: Блонский П.П. Педагогика. – М., 1924. – С. 91.

[131] Пинкевич А.П. Педагогика. – М., 1924. – Т. 1. – С. 79.

[132] Макаренко А. С. Соч. – Т. V. – С. 399.

[133] Пинкевич А.П. Введение в педагогику. – М., 1925. – С. 37.

[134] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 116.

[135] Макаренко А. С. Соч. – Т. V. – С. 232-233.

[136] Наторп П. Социальная педагогика. – СПб., 1911.

[137] Лай В.А.Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. – Пг., 1920. – С. 25.

[138] Цит. по: Матъяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной англий­ской педагогике // Сов. педагогика. – 1989. – № 5. – С. 128.

[139] Макаренко А.С.Соч. – Т. V. – С. 231.

[140] Там же. – С. 151-152.

[141] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 10. – С. 390-391.

[142] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 124.

[143] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 125.

[144] Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. – М, 1940. – Т. 1. – С. 13.3.

[145] Радищев А.Н. Избр. соч. – М., 1952. – С. 205-206.

[146] Белинский В.Г. Поли. собр. соч. – М., 1954. – Т. IV. – С. 488-489.

[147] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 160.

[148] Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1978. – Т. 8. – С 24.

[149] Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. – М.-Л., 1959. – Т. 9. – С 296.

[150] Философский словарь / Ред. И.Т. Фролов. – М., 1986. – С. 358.

[151] Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А.Л. Евгеньевой. – М., 1984. – Т. 3. – С. 33.

[152] Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1985. – С. 268.

[153] Ясная Поляна и вокруг неё //Лит. газета. – 1987. – 11 марта.

[154] Леонов Л.М. Собр. соч.: В 11 т. – М., 1972. – Т. 10. – С. 191.

[155] Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, К.А. Ивановичем, О.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А. Шибановым, М.У. Пискуновым.

[156] Цит. по: Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М., 1986. – С. 164.

[157] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 342.

[158] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 348.

[159] Макаренко А.С. Соч. – Т. IV. – С. 397.

[160] Там же. – С. 395-396.

[161] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 354-355.

[162] См.: Макаренко А.С. Соч. – Т. IV. – С. 401-402.

[163] См.: Иванов И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах //Вос­питание школьников. – 1989. – № 2. – С. 38-48.

[164] Словарь иностранных слов. – М., 1987. – С. 170.

[165] См. пособия: Этические беседы с учащимися. 5 класс. – Минск, 1992; Этические беседы с учащимися. 6 класс. – Минск, 1985; Этические беседы с учащимися. 7 класс. – Минск, 1986; Этические беседы с учащимися. 8 класс. – Минск, 1987.

[166] См.: Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности // Народное образо­вание. – 1965. – № 9.

[167] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 11. – С. 52-53.

[168] Скрылев Ю. Листья самые прекрасные // Семья и школа. – 1961. – № 12. – С. 12.

[169] Новиков А.Д., Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М., 1999. – C. 46.

[170] Философская энциклопедия: В 4 т. – М, 1964. – Т. 3. – С. 454.

[171] Платонов К.К. О системе психологии. – М., 1972. – С. 216.

[172] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 119.

[173] Горький A.M. Собр. соч. – М., 1953. – Т. 25. – С. 221.

[174] Гулыга А.В. Эстетика истории. – М., 1974. – С. 25.

[175] Цит. по: Дуков В.М. Электрон. – М., 1966. – С. 6.

[176] Скаткин М.Л.Совершенствование процесса обучения. – М., 1971. – С. 17.

[177] Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. – М., 1978. – С. 142.

[178] Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 42.

[179] Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – С. 111.

[180] Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. – М., 1967. – С. 7.

[181] Кочетов А.И.Актуальные проблемы педагогики. – Рязань, 1971. – С. 136.

[182] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М., 1956. – С. 590.

[183] Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974. – С. 46.

[184] Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 11. – С. 27.

[185] Долецкий С. Я. Воспитывай себя // Комсомол. правда. – 1978. – 28 февр.

[186] Комсомол, правда. – 1963. – 1 сент.

[187] Макаренко А.С.Соч. – Т. V. – С. 457-458.

[188] Там же. Соч. – Т. IV. – С. 480-81.

[189] Седнев Ю.В. Теория и практика содержания образования // Вести Беларускай акадэмии адукации. – 1996. – № 2. – С. 23-24.

[190] См.: Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбо­ра // Народное образование. – 1989. – № 6. – С. 159.

[191] См.: Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. – С. 159.

 

[192] Менделеев Д.И. Соч. – М., 1952. – Т. 23. – С. 236.

[193] Ушнский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 63-64.

[194] Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 179.

[195] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1985. – С. 687.

[196] См.: Словарь иностранных слов. – М., 1988. – С. 345.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.