КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качествомРабота директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча В настоящее время предусмотрено осуществление обязательного базового образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать видное место в работе директора, его заместителей и всего педагогического коллектива школы. Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она отвечает за осуществление обучения детей, подростков, юношей и девушек. В школе ведется журнал учета движения учащихся, который заполняется на основе данных школы и местных советов (домоуправлений). Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа организует родительские собрания, проводит беседы, лекции и доклады по этим вопросам, коллективные и индивидуальные консультации для родителей и учащихся по профессиональной ориентации. Большое место в этом направлении занимает расширение и укрепление учебно-материальной базы школы. С помощью шефствующих предприятий учителя оборудуют учебные кабинеты, создают фонд учебников и учебных пособий для бесплатного пользования учащимися, укрепляют базу трудового обучения и воспитания и т.д. В сельской местности актуальными являются вопросы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов. Учитывая сложность и многогранность проблем, связанных с осуществлением всеобуча молодежи школьного возраста, директор школы при их решении постоянно опирается на педагогический коллектив и общественные организации школы. Кардинальной проблемой руководства школой со стороны директора и его заместителей является организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение включает в себя целую совокупность вопросов. Остановимся на наиболее существенных из них. Исключительно важное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе организуют разработку учителями календарных (или тематических) планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяснительных записок и содержания программ. При методической помощи заместителя директора по воспитательной работе планируют свою работу классные руководители, составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий. Большое значение имеет продуманное и научно обоснованное расписание занятий, которое составляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми-третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным предметам – математике, физике, химии и языкам. Письменные уроки целесообразно чередовать с устными занятиями. Учитывается также рациональная организация учебной работы учителей и, в частности, к минимуму нужно сводить так называемые окна в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят «классные часы», их уроки обычно ставятся к концу рабочего дня. Руководителям школ и учителям нужно также позаботиться и продумать вопрос о том, как обеспечить всех учеников учебниками и учебными пособиями, как организовать медицинский осмотр детей и т.д. Изложенное показывает, что начало нового учебного года связано с проведением разнообразной организационно-педагогической работы, которую нужно обязательно заканчивать до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процесса быстро входил в нормальный ритм. Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и его заместителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Функции контрольного посещения уроков и внеклассных мероприятий включают в себя: а) изучение и анализ их научно-методического содержания, б) решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, например, их работа по активизации познавательной деятельности учащихся, совершенствованию самостоятельной учебной работы, осуществление технического обучения на уроках, моральное воспитание и т.д.; в) выявление и распространение передового педагогического опыта; г) изучение качества знаний школьников; д) содержательность и воспитательная действенность внеклассных мероприятий и т.д. Многообразие задач контроля требует определенной системы в его осуществлении. С этой точки зрения выделяют различные виды контроля. Так, по своей целевой направленности контроль бывает предупредительный и текущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирования качества учебно-воспитательной работы учителей и классных руководителей, оценки их педагогической деятельности и оказания необходимой методической помощи. Классификация контроля дается также в зависимости от его содержания. В этом плане выделяют контроль фронтальный и контроль тематический. В чем заключается их сущность? При фронтальном контроле изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению всех основных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещаются директором школы и его заместителями, анализируются с точки зрения их содержания, методической организации и воспитательной направленности, а также качества знаний и поведения учащихся. При тематическом же контроле изучению и анализу подвергается какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной работы. Например, может изучаться умение учителя осуществлять на уроках развивающее обучение или моральное воспитание и т.д. Равным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться такие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащихся классными руководителями, состояние общественно полезного труда и др. Естественно, что оба этих вида контроля должны сочетаться и дополнять друг друга. Посещая урочные и внеклассные занятия, руководители школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний и выводов и затем сообщают их учителям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять высокую объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, наоборот, побуждал его к улучшению своей работы. В то же время анализ занятий должен сопровождаться советами и методическими рекомендациями учителям по преодолению замеченных недочетов и более полному использованию психолого-педагогической теории. В совершенствовании учебно-воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также в рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), которые возглавляют наиболее квалифицированные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по воспитательной работе, составляют классные руководители. В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важнейшим вопросам обучения и воспитания учащихся (активизация познавательной деятельности школьников, формирование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных потребностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и обсуждение уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение научно-методических конференций; обмен опытом работы; изучение и распространение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ. Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ и, в частности, строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их количество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включает в себя также четкую организацию дополнительных занятий с учащимися, совершенствование проверки тетрадей, равномерное распределение должностных функций и т.д. Следует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педагогики, посещать культурно-массовые мероприятия. 6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной и внешкольной воспитательной работой. Значительная часть этой работы планируется и осуществляется классными руководителями (гражданское и нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности школьников, организация общественно полезного труда и т.д.). Естественно, что директор школы и его заместители обязаны помогать классным руководителям в этой деятельности и осуществлять контроль за качеством внеклассных и внешкольных мероприятий. Одновременно с этим большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, праздники и т.д.), которые проводятся руководством школы. На что же должны направляться усилия руководства и педагогического коллектива школы при организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы? Во-первых, необходимо обращать внимание на разносторонность ее содержания и общественную направленность. Нужно, чтобы она охватывала умственное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана патриотизмом, формировала у них стремление приносить пользу Родине, людям. Во-вторых, важной стороной этой работы является использование ее массовых форм как для воспитания школьников, так и для разумной и содержательной организации их свободного времени. В-третьих, педагогическому коллективу следует заботиться о том, чтобы внеклассная и внешкольная работа, проводимая как в классах, так и в общешкольном масштабе, охватывала всех учащихся. В-четвертых, внеклассная и внешкольная воспитательная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. С учетом этих положений педагогический коллектив совместно с общественными организациями разрабатывает систему внеклассных и внешкольных мероприятий, определяет ответственность за их подготовку и проведение, а руководство школы оказывает методическую помощь учителям и осуществляет контроль за качеством работы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |