Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XVII в.. Я. А. Коменский




Воспитание, XVIII в., Р. Оуэн

Образование, XVIII-XIX в., Д. Л ок к, И.Г. Песталоцци

Обучение,

Понятая

Рис 1- Последовательность становления основных понятий (категорий) в педагогике

Педагогические науки и их содержание. Вплоть до XIX века шло активное размежевание наук (дифференциация), связанное с тем, что происходило уточнение предметной области научных поисков. И в то же время нарастающий объем знаний привел к выделению самостоятельных дисциплин, то есть началась внутрипредметная дифференциация. В педагогике постепенно выделялись те ее отрасли, которые, будучи связаны общим предметом, имеют свою специфику по целям, возрастным различиям, типам учебно-воспитательных учреждений.

К системе педагогических наук относятся: общая педагогика, возрастная педагогика, дошкольная педагогика, профессиональная педагогика, история педагогики и образования, отраслевая педагогика, коррекционная педагогика, сравнительная педагогика, частные методики и другие. В последнее время выделяются как самостоятельные отрасли педагогического знания социальная педагогика, педагогика социализации и другие.

Общая педагогика исследует основные закономерности педагогического процесса и образования. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) изучает особенности педагогического процесса и образования применительно к анатомо-физиологическим и психическим особенностям различных возрастных ipynn. В последнее десятилетие ряд ученых из дошкольной педагогики выделяют ясельную педагогику. Это отпочкование справедливо, так как развитие сознания детей младенческого возраста имеет свои особенности, отсюда и особенно тесные связи этой дисциплины с психологией, физиологией и медициной. В связи с увеличением


в составе населения удельного веса пенсионеров возникла педагогика третьего возраста, которая находится в стадии обновления.

Педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшего образования -дисциплины, предметом которых является педагогический процесс и закономерности профессиональной подготовки рабочих кадров, а также специалистов разных уровней. К этим же дисциплинам относится производственная педагогика, которая изучает закономерности обучения работающих, в том числе и переориентацию на овладение второй, третьей и т.д. профессиями.

К отраслевым разделам педагогики относятся специальные педаго­гические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия), разрабатывающие теоретические основы, принципы, методы, формы образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии (слух, зрение, нарушение мышления, речи).

Военная педагогика исследует закономерности воспитания военно­служащих всех рангов - от допризывного возраста до освоения воинских специальностей и воспитательной деятельности офицерского состава.

Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает теорию и практику перевоспитания граждан, находящихся в заключении (педагогика пенитенциарных учреждений). Здесь существует возрастной подход, который особенно активно разрабатывается применительно к детской и подростковой преступности.

Лечебная педагогика начала развиваться сравнительно недавно в активном взаимодействия с психологией и медициной. Предметом данной научной дисциплины является образование больных детей, находящихся на длительном излечении в отрыве от учебно-воспитательного процесса обычных школ.

История педагогики - наука о формировании педагогических идей и школы в истории человечества. Поэтому ее связи с гражданской историей, этнографией, этнологией, археологией естественны, так как педагогическая мысль развивалась в едином русле с материальной и духовной культурой общества.

Сравнительная педагогика изучает развитие образовательных и воспитательных систем в различных странах, сравнивая общее и специфичное, что позволяет обогащать национальную педагогическую культуру достижениями, складывающимися в мировом опыте.

Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука об образовательной, педагогической действительности исследует закономерности развития и функционирования педагогического процесса, накапливает и систематизирует теоретические знания, изучает опыт педагогической деятельности, то есть создает основу для практики преобразования педагоги-


ческой деятельности. Поэтому научные исследования в данной области носят практико-ориентированный характер. Отсюда и связи педагогики с системой гуманитарных знаний (человекознание). Несмотря на то, что педагогика входит в систему наук о человеке, тем не менее это единственная научная дисциплина, которая исследует педагогическое целеполагание и педагогическое руководство формированием личности.

Педагогическая мысль первоначально развивалась в системе общефилософских знаний, в религиозных учениях, политологии, праве, литературе. Выделение педагогики в самостоятельную науку (дифференциация) на какое-то время способствовало внутринаучной дифференциации, образованию системы педагогических наук. Но исследования XIX- XX веков показали позитивное значение межнаучных связей педагогики. Современная педагогика органично связана с психологией. Психология исследует законы развития психики человека, а педагогика - управления развитием личности. Целенаправленное изменение мышления, деятельности невозможно без психологических знаний. Без этих знаний нельзя и оценить обученность и воспитанность личности. Поэтому в педагогике используются не только психологические знания, но и методы исследования личности (рейтинг, психометрия, парное сравнение и прочее) для решения педагогических задач.

Педагогика опирается на физиологию, которая раскрывает материально-энергетическую жизнедеятельность организма, в том числе и закономерности высшей нервной деятельности (И.П. Павлов, П.К. Анохин). Овладение подобными знаниями позволяет глубже понимать природу процессов познавательной деятельности и социализации личности.

Без сомнения, очень важны многообразные связи педагогики с социологией, являющейся наукой об обществе как целостной системе и отдельных ее составляющих (социальный слой, группа и прочее). Отсюда интерес педагогики к таким разделам социологии, как социология образования, социология студенчества и т. д., так как именно благодаря социологическим исследованиям педагоги получают оценку состояния системы в социально-экономической, правовой, демографической и культурной среде общества.

Существенные возможности развития педагогических наук имеются в ее связях с медициной, так как ряд явлений педагогической действительности оказалось возможным объяснить только на фоне изучения здоровья детей (недисциплинированность, лень, слабоволие, запущенность). В то же время для хронически больных детей необходима специальная система обучения и воспитания. Естественно, решение этой проблемы возможно только совместно, в комплексном исследовании.

Первоначальное развитие педагогики в русле философского знания получает сегодня новое разрешение, на новом уровне связи наук. Педагогика как самостоятельная дисциплина развивается на основе углубленного


осмысления различных проблем в соответствии с достижениями современной философии и ее отраслей - философии образования, философии науки, философии культуры и т.д.

Межнаучные связи педагогики при исследовании определенных проблем распространяются и на другие науки - историю, этнологию, этнографию, юриспруденцию, экономику, демографию, экологию и др. Успехи наук человековедческого направления и межнаучных дисциплин (синергетика, основы теории систем, кибернетика, информатика, основы теорий управления) содействовали обогащению исследований по педагогике. Р.Г. Гурова показала, что взаимосвязь педагогики с другими науками осуществляется в следующих направлениях: использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук; творческое приложение методов исследования, применяемых в гуманитарных науках; применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в указанных науках; участие педагогов в комплексных исследованиях по проблемам человека.

Методология педагогической науки как процесс развития теории. «Методология» в переводе с греческого означает «учение о методе». Термин «метод» буквально определяется как путь к чему-либо, то есть методология по смыслу есть учение о познании чего-либо. Однако имеется и другое толкование методологии - учение об исследовательском процессе. Это учение может развиваться как общая методология, теоретическое обоснование научного познания. Тогда это связано с конкретной философской системой. Начало разработки методологии как науки фактически положил Гегель, впервые обративший внимание на специфический характер философского метода в отличие от методов конкретных наук и несводимость методологии к ним. Гегель подчеркивал, что метод есть движение содержания, вскрытие сущности явления и вне содержания разрабатываться не может.

Материалистическая диалектика исходит из того, что в основе методов познания объективной реальности лежат законы развития природы, общества и мышления человека. Метод познания лишь тогда будет научным, когда он отражает объективные законы природы и общества. Поэтому принципы научного познания, его категории и понятия есть не сумма произвольных правил, созданная человеческим умом, а отражение закономерностей и природы, и человека, и общества.

Материалистическая диалектика раскрывает природу как единое целое, постоянно движущееся и развивающееся в полном соответствии с данными наук о природе и человеческой практики. Диалектика формулирует наиболее общие законы развития: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания, которые дополняются и уточняются такими парными философскими категориями, как причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.